Напоминание

"Путешествие к Лобачевскому"


Автор: Трошина Евгения Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №184 "Новая школа"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Путешествие к Лобачевскому"
Раздел: среднее образование





Назад




Путешествие к Лобачевскому.

Трошина Е.Г., учитель математики МАОУ СОШ №184 «Новая школа»

г.Екатеринбург

Изучение геометрии в 7классе всегда хочется начать как-то по-особенному. С

удивления

и

восхищения

удивительной

наукой

геометрией,

интересными

историческими фактами, замечательными биографиями творцов науки, гениальными

открытиями.

Хочется

привлечь

внимание

каждого

ученика,

чтобы,

по

словам Д.

Гильберта, в огромном саду геометрии каждый нашел себе букет по вкусу.

В прошлые годы в рамках этой идеи семиклассниками сначала был сделан проект

«Незнакомая страна – Геометрия», затем исследовательский проект «Почему золотое

сечение называют «божественной пропорцией?» (дистанционный конкурс, 2 место в

конкурсе исследовательских проектов).

Так было и в этот раз. Начался учебный год, изучение геометрии запланировано со

второй четверти, есть время подумать. Идеи проектов обдумываются совместно с

детьми. Появилась мысль совместить это с учебной поездкой. Казань - прекрасный

экскурсионный центр. Казанский университет, ректор – Лобачевский Н.И. Есть идея!

Учебники по математике сейчас содержат исторические сведения, биографические

данные, но имена ученых звучат преимущественно иностранные. Необходимо, чтобы

дети знали достижения отечественных ученых. Дальше нужно было найти все, что

связано с именем Николая Ивановича. Поиск в интернете и примерная программа

готова. Исторический Музей Казанского Университета. Памятник Лобачевскому, домик

ректора. Научная библиотека им. Лобачевского (отдел редких книг, коллекция гравюр).

Также нашли Дом-музей Н. И. Лобачевского в г. Козловка. Кроме того, экскурсии,

которые

нам

предложила

турфирма:

посещение

Национального

музея,

музея

естествознания, экскурсия в Казанскую обсерваторию «Смотрим на звезды казанского

неба». Поездка становилась целой научной экспедицией.

Экспонаты Исторического

Музея

Казанского

Университета

уникальны.

Среди

раритетов медаль Филдса, врученную Лобачевскому Геттингенским университетом

нам дали не только посмотреть, но и подержать. Конечно, и без фотографирования не

обошлось! Медаль Филдса, личная печатка ректора Университета, книги, личные

вещи и другие экспонаты. В стенах университета из рассказа профессионального

экскурсовода мы услышали об удивительном открытии Лобачевского, о непонимании

современниками «Воображаемой геометрии».

Яркая

картина

противостояния,

непонимания, трагической судьбы ученого предстала перед нами. Ребята узнали, что

еще в студенческие годы Лобачевского профессор университета Бартельс сообщил

даровитому ученику мысль своего друга Гаусса о возможности такой геометрии, где

пятый постулат Евклида не имеет места. Размышляя об этом, Николай Лобачевский

пришел к выводу, что пятый постулат нельзя доказать, а значит, он может быть

изменен. Основываясь на утверждении, что при определенных условиях прямые,

которые кажутся параллельными, могут пересекаться, Лобачевский пришел к выводу

о

возможности

создания

новой,

полной

и

непротиворечивой

геометрии.

Ученый

назвал ее «воображаемой геометрией». При жизни Лобачевского было опубликовано

только

два

положительных

отклика

на

его

работы.

Профессор

Казанского

университета П. И. Котельников в своей актовой речи «О предубеждении против

математики»

высказался

сочувственно

об

этих

идеях,

выразив

надежду,

что

«изумительный труд г-на Лобачевского…рано или поздно найдёт своих ценителей».

Встретив

непонимание,

Лобачевский

не

прекратил

работы

над

развитием

новой

геометрии и продолжал отстаивать свои идеи. Даже выдающийся современник -

ученый Остроградский не принял новых идей и категорично высказывался о трудах

Лобачевского.

Стараясь

познакомить

со

своими

работами

европейских

ученых,

Лобачевский

публикует

их

за

границей.

К.

Ф.

Гаусс,

прочитав

с

сочинение

Лобачевского на немецком языке, был восхищён им, о чём написал своим друзьям.

До

самой

своей

кончины

Лобачевский

вёл

борьбу

за

утверждение

своих

идей,

значение которых не смогли оценить современники, и верил, что его открытие будет

оценено

последующими

поколениями,

как

и

получилось. Рассказ

экскурсовода

завершился, а мы еще осматривали зал в благоговейном молчании. В Историческом

Музее Казанского Университета нам подарили сувениры и еще удалось приобрести

несколько книг и брошюр.

А дальше еще предстояло побывать в Доме - музее Лобачевского Н.И. в городе

Козловка. Экскурсия в г. Козловка (90 км от Казани, республика Чувашия, прекрасно

доехали на автобусе), опять погрузила нас в мир ученого. Быт 19века еще больше

приблизили к эпохе, давшей гениального ученого. В экспозиции, посвященной творцу

неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевскому, мы проследили историю всей жизни

гениального

ученого.

Среди

раритетов

там

представлены

ведомость

с

оценками

ученика Николая Лобачевского, первые издания его трудов и многое другое. Ребята

увидели

книги

о Лобачевском,

о

юности

гения.

Там

он

предстает

не

только

блестящим

учеником,

но

и

студентом,

в

котором

преподавателям

не

нравилось

«мечтательное

о

себе

самомнение,

излишнее

упорство,

вольнодумствие».

Действительно, для таких открытий нужна смелость и даже дерзость. Промелькнули

и лица отечественных ученых того времени. Погружение в историю науки 19 века

состоялось.

Эта

поездка

дала

ребятам

возможность

узнать

часть

из

истории

российской

науки,

испытать чувство гордости за родную землю, дарящую миру

гениальных ученых. А мы, учителя математики, рассчитываем, что впечатление от

этой поездки поддержит интерес к изучению предмета.

Создатель неевклидовой геометрии был не только талантливым учёным, но и

замечательным педагогом. Слова Н. И. Лобачевского о цели изучения математики в

школе вполне созвучны современному пониманию: «Математике должно учить в

школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными

для

обыкновенных

потребностей

в

жизни».

После

первого

года

ректорства

Лобачевский произнёс речь «О важнейших предметах воспитания». В этой речи он

высказал свои взгляды на цели и значение воспитания и образования. Лобачевский

говорил,

что

«недостаточно

развивать

у

человека

только

ум,

надо,

чтобы

шло

гармоничное

развитие

всех

сторон

человеческой

личности,

что

и

даётся

воспитанием…».

Над доской в нашем кабинете математики сейчас висит изречение Лобачевского

«Математика - это язык, на котором говорят все точные науки». На ребят с портрета

Н.И.Лобачевского смотрит человек, ставший нам ближе и понятнее, своей жизнью

показавший, что такое научный подвиг, дающий возможность испытывать чувство

гордости за отечественную науку. Галерея «Математика в лицах» открыта!



В раздел образования