"Развитие личности ребёнка средствами театрального искусства"
Автор: Сальникова Татьяна Григорьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС № 15 "Алёнка" Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровского края Наименование материала: статья Тема: "Развитие личности ребёнка средствами театрального искусства" Раздел: дошкольное образование
« Развитие личности ребёнка средствами театрального
искусства»
Сальникова Т.Г., старший воспитатель
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 15 «Алёнка»
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо
использовать
все
имеющиеся
педагогические
ресурсы
для
эффективного
развития
ребёнка.
Современная
педагогическая
наука,
смотрящая
на
образование
как
на
воспроизведение
духовного
потенциала
человека,
располагает
разнообразными
сферами
образовательного
воздействия
на
ребенка.
Сфера
искусства
рассматривается
как
п ро ст ран ство,
способствующее
формированию
социально-эстетической
активности
личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы
дошкольного
образования,
раскрытию
внутренних
качеств
личности
и
самореализации
ее
творческого
потенциала
в
наибольшей
степени
способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал
актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами
театрального искусства, как мощного синтетического средства развития
их творческих способностей.
Театрализованная деятельность
–
один
из
самых
демократичных
и
доступных
видов
искусства
для
детей,
он
позволяет
решать
многие
актуальные
проблемы
современной
педагогики
и
психологии,
помогает
раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его
адаптации в социальной среде.
В
театральной
деятельности
ребенок
раскрепощается,
передает
свои
творческие
замыслы,
получает
удовлетворение
от
деятельно сти.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка,
его индивидуальности. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства,
переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов –
работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и
праздником. В течении последних 3 лет театр «живет» в нашем детском саду,
им «заражены» и взрослые и дети.
В связи с тем, что театральная деятельность является частью вариативной
части нашей ООП, возникла необходимость скоординировать планирование
нескольких видов деятельности: совместная деятельность, самостоятельная
деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями. Эти действия
обеспечивают системность работы в данном направлении.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает
возможность
выявить
и
развить
в
ребенке
то,
что
заложено
в
нем
от
рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих
способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов
можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь
наших
детей
интересной
и
содержательной,
наполнить
ее
яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к
тому,
чтобы
навыки,
полученные
в
театрализованной
деятельности,
дети
с м о г л и
и с п о л ь з о в а т ь
в
п о в с е д н е в н о й
ж и з н и .
Наши задачи :
сформировать правильную модель поведения детей в современном
мире;
повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным
ценностям;
познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным
искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить
устойчивый интерес к традициям русского народа, КМНС;
развивать эмоциональность и выразительность речи у
дошкольников.
Система работы по музыкально-театрализованной деятельности состоит
из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание
условий
для
музыкально-театрализованной
деятельности
(кадровое
обеспечение,
учебно-методическое
обеспечение,
создание
предметно - развивающей среды);
организация
образовательного
процесса
(работа
с
детьми
и
родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями
(Дом молодёжи, городская детская библиотека, Детская школа искусств)
Основная идея – идея развивающего обучения.
При
построении
развивающей
среды
особое
внимание
уделяется
соблюдению принципа комплексирования и гибкого зонирования. Дети в
группе
имеют
возможность
одновременно
заниматься
разными
видами
деятельности.
Во всех возрастных группах оформлены театральные центры. Все они
отличаются
друг
от
друга,
так
как
реализуют
фантазии
педагогов
и
их
представления о том, какими средствами эффективнее подтолкнуть детей к
самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.
Театральные
центры
представлены
разнообразным
оснащением
для
разыгрывания сценок и спектаклей , разнообразные виды театров, атрибуты,
элементы
костюмов
для
сюжетно-ролевых,
режиссерских
игр,
игр-
драматизаций.
В
интерьере
детского
сада
так
же
нашло
отражение
театральное
направление работы ДОУ. Стены украшают красочные панно, выполненные
руками педагогов по сюжетам народных мотивов, любимых детьми сказок..
Система работы всего коллектива строится на концентрации и консолидации
усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию
э т о г о
н а п р а в л е н и я .
Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы,
методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во
всех разделах организации педагогического процесса.
Театрализованные игры являются составной частью в НОД по развитию
речи, познавательного и музыкального блоков , широко используются при
чтении
художественной
литературы,
конструировании,
и
конечно
же,
украшают любой праздник.
Они развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный
запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие
сюжетные рассказы.
Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой
любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята
смеются,
когда
смеются
персонажи
пьесы,
грустят,
огорчаются
вместе
с
ними,
могут
плакать
над
неудачами
любимого
сказочного
героя,
всегда
готовы прийти к нему на помощь.
Театрализованные
игры
–
ещё
и
один
из
эффективных
способов
коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип
обучения – учить играя.
Занятия
проводятся
в
занимательной
и
интересной
детям
форме,
основываясь на сюжетном построении. При организации занятий педагоги
ДОУ
с
помощью
куклы
создают
игровую
мотивацию
продуктивной
деятельности
детей,
дают
от
лица
куклы
адекватную
оценку
продукта
деятельности
ребенка
без
риска
вызвать
его
обиду
или
сопротивление.
Занятия
познавательного
цикла
чаще
проводятся
как
показ
кукольного
спектакля, когда персонажи рассказывают: Буратино рассказывает детям о
буквах, цифрах; пчелка Мая - о жизни насекомых. А такие персонажи как
Незнайка, Шапокляк способствуют установлению обратной связи, помогают
стимулировать
их
мышление,
побуждают
последовательно
рассуждать
и
доказывать им свою точку зрения. С помощью куклы (Волк, Лиса, Карабас-
Барабас)
воспитатели
корректируют
реальные
ситуации,
где
произошли
нарушения
моральных
норм,
показывают
«со
стороны»
последствия
и
переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком,
особенно
закрепощенным,
эмоционально
зажатым.
Из
опыта
работы
выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней
ребенок
быстрее
идет
на
контакт,
нежели
со
взрослым.
Педагоги
ДОУ
считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.
Обращаю внимание педагогов на то, что для проведения большинства игр
не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и
немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, - мебель, посуда, камешки, и
листики –может превратится в какие угодно сказочные элементы.
Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и
освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству,
начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который
является
не
просто
пассивным
исполнителем
указаний
педагога,
а
соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде
проблемных
ситуаций,
требующих
от
детей
и
взрослого
совместных
активных поисков.
В
вариативную
часть
учебного
плана
введена
работа
музыкально-
театрального кружка «Непоседы», где в течение каждого учебного года дети
вместе со взрослыми готовят 2 крупных спектакля. В работе
принимают
участие
воспитатели
и
дети
разного
возраста
.
Совместная
творческая
деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к
режиму ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная
изоляция детей разного возраста.
В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с
участием детей и сотрудников, активное вовлечение родителей в творческий
процесс развития театрализованной деятельности детей.
Если родители не смогли прийти на спектакль или развлечение, выставки
фото устраиваются воспитателями для родителей в раздевалках , каждая
группа имеет фотоальбомы, они представлены на сайте ДОУ
Подготовка
к
спектаклю
начинается
с
выбора
литературного
произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем
сказки.
В
них
стремительно
развиваются
события,
действуют
привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда
побеждает зло. Репертуар спектаклей довольно разнообразен:
Музыкальный спектакль «Весенняя сказка»
Театрализованная постановка «Ежиные пироги»
Музыкальные сказки «Красная шапочка», «Снегурочка»
Театрализованная сказка «Осенний марафон», «Теремок»
Кукольный спектакль «Лисичкины проделки», «Колобок-нарушитель»
Театрализованное представление «В гостях у царя Берендея» и др.
Со следующего учебного года планируем использование новой формы
организации развлечений - театральные пятницы «без репетиций». Раз в
месяц в каждой возрастной группе в эту пятницу совместная деятельность
проводится будут только с элементами театрализации: с порога детского сада
детей будут встречать сказочные герои и на протяжении всего дня играть с
детьми.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его
индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к
театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
4. Формирование гражданской позиции, воспитание любви к родному краю
Для воспитателей
:
1.Внедрение АМО в работу с детьми и родителями.
2. Личностный профессиональный рост, самореализация педагогов.
3. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения
представления детей.
4. Создание системы перспективного планирования по театрализованной
деятельности.
5. Создание видеотеки.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном
пути развития ребёнка, как активной и творческой личности , что особенно
актуально в период реализации ФГОС ДО
Показанное
сегодня
мероприятие
–
это
синтез
музыки,
фольклора,
танцевальной и игровой деятельностей детей.
Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-
поэтического
творчества,
ценность
его
педагогических
возможностей
убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора
в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной
культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для
формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных,
нравственных, эстетических.
Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании
неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где
ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником
творческого
акта,
что
в
свою
очередь
активизирует
развитие
у
него
музыкально-творческих способностей.
Мы
считаем, что эффективность музыкально-ритмического развития
детей
дошкольного
возраста
может
быть
существенно
повышена
при
следующих педагогических условиях:
включении ребенка-дошкольника в самобытную художественную
систему
народной
культуры
не
только
в
качестве
зрителей
и
слушателей, а в качестве участников художественного творчества,
основой
которого
являются
формы
активного
взаимодействия
детей, педагогов
и
родителей,
направленные
на
максимальное
развитие у детей эстетического сознания и раскрепощенности;
взаимосвязи трех компонентов народного искусства (поэтического
слова, музыки, движений);
использование
метода
фольклорного
творчества,
который
предполагает:
1. Активное сотворчество педагога и ребенка;
2. Деятельное освоение материала через проживание его в зависимости
от
конкретных
условий
в
виде
реальных, личностно
важных
для
детей
ситуаций и событий;
3. Общение особого духовного мира, которое складывается в результате
деятельности
-
условно-игровой
форме,
характерной
для
народного
творчества.
Сегодня в дошкольной педагогике уже делаются первые шаги в этом
направлении. Музыкальные
руководители
и
воспитатели,
владеющие
знаниями
и
методами
фольклорного
творчества,
пытаются
строить
музыкально-воспитательную
работу
на
материале
народных
песен, игр,
танцев, достигая при этом хороших результатов.
Опираясь
на методические
разработки,
собственные
знания
наши
педагоги предлагают свою оригинальную методику по ознакомлению детей
с народным искусством.
Воспитательный
потенциал
фольклорного
материала
:
он
позволяет
расширить
круг
знаний
и
представлений
о
своем
народе,
развивать
нравственно-волевые
качества,
прививать
культуру
общения,
воспитывать
ответственность, трудолюбие и целеустремленность.
В результате систематической и целенаправленной работы мы воспитываем у
детей любовь к Родине, желание знать свои корни традиции, беречь их и
приносить пользу людям, родной природе, своему
краю.