Напоминание

"Организация учебно–воспитательной работы с подростками девиантного поведения"


Автор: Бабенцева Татьяна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: КОУ "Специальная учебно–воспитательная школа " 2"
Населённый пункт: г. Сургута ХМАО–Югры
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация учебно–воспитательной работы с подростками девиантного поведения"
Раздел: полное образование





Назад




Организация учебно-воспитательной работы с подростками девиантного поведения

Методист КОУ ХМАО-Югры «Специальная

учебно-воспитательная школа № 2»

Татьяна Николаевна Бабенцева

Успешность педагогической работы на сегодняшний день

будет зависеть от того, как будут решены вопросы сдерживания

и

предупреждения

отклоняющегося

поведения,

которое

охватывает и становится свойственным огромному количеству

молодых людей.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения,

как

правило,

обостряется

в

кризисные

периоды

состояния

общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются

с а м ы м и

с о ц и а л ь н о

н еустойчивыми,

нравственно

неподготовленными и незащищенными.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от

принятых

в

данном

обществе,

социальной

среде,

ближайшем

окружении,

коллективе

социально-нравственных

норм

и

ценностей,

нарушение

процесса

усвоения

и

воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и само-

реализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Практическая потребность в изучении причин девиантного поведения школьников и

особенностей их воспитания и коррекции поведения велика. Рассмотрим основные из них.

2.1. Причины социального и психологического характера

Наиболее

общей

причиной

социального

характера,

как

ни

странно,

является

от-

ношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков

возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу

людей и наделять их особыми правами.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов

неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а

также

недостатками

воспитания.

В

подростковом

возрасте

среди

наиболее

часто

встречающихся

причин

девиантности

ученые

называют

незавершенность

процесса

формирования

личности,

отрицательное

влияние

семьи

и

ближайше го

окружения,

зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит.

Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством

самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих»

групп.

Так,

среди

причин,

побудивших

ребенка

попробовать

наркотики,

чаще

всего

называется желание не отстать от компании, быть как все. Одной из основных причин

психологического

характера

многие

исследователи

называют

низкую

самооценку

детей,

особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих возможностей, качеств и

места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки зависят

взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность

к себе, отношение к успехам и неудачам.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является

влияние

социального

окружения,

в

котором

живет

и

развивается

ребенок.

Развиваясь

асоциально в неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если

они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку

он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной

может

стать

и

социально

благополучная,

но

низкая

по

уровню

материального

обеспечения

среда.

Если

у

ребенка,

воспитанного

в

такой

среде,

не

сформированы

моральные

нормы

и

ценности,

навыки

самостоятельного

планирования

жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста

против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня

жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально

благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии,

конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может

пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать

следовать ее законам и нормам.

2.2. Причины, связанные с возрастными кризисами

Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от

7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на

каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического

состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети

при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Возрастные кризисы характеризуются переходом к новому типу взаимоотношений со

взрослыми,

рассматриваются

как

условные

обозначения

более

или

менее

выраженных

состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития в другой,

они часто сопровождаются депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью

собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего

(межличностного)

характера.

В

связи

с

вышесказанным

период

подросткового

кризиса

наиболее сенситивен для возникновения различного рода девиаций.

2.3. Проблемы в семье ребёнка

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение

и м е ют проблемы

в

семье

ребенка:

неблагополучие,

разлад

в

семье;

педагогическая

некомпетентность

родителей,

нарекания,

брань

при

взаимодействии

с

членами

семьи,

наказания по пустякам; непонимание или незнание родителями трудностей детей; алкоголизм

родителей; сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка: болезни; отставания в учебе;

недостаточная

уверенность

в

себе;

одиночество;

непонятость

другими;

отдельные

эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость,

расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

На сегодняшний день большая часть признаков девиантного поведения отмечается

большинством

специалистов-практиков

как

важная

характеристика

отклоняющегося

от

нормы поведения, а отдельные признаки оцениваются как несущественные. Это, в частности,

лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв уроков, прогулы, которые

становятся настолько распространенными в современных образовательных учреждениях, что

перестают служить критериями отклонения поведения от нормы.

Классификация типов девиантного поведения связана со значительными трудностями,

так как очень тесно соприкасается с понятием «норма», которое определяется, во-первых, как

что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее

приспособленное, адаптированное к окружающей среде. В связи с этим любое поведение

будет зависеть от стандартов, по которым будет оцениваться девиантное поведение, и тем со -

циальным ожиданиям, которые сформировались в обществе.

Наибольшую

трудность

в

работе

учителя

и

родители

испытывают

с

детьми

агрессивными,

лживыми,

неуравновешенными,

имеющими

нервно-психические

2

расстройства.

Серьезные

затруднения

связаны

с

такими

проблемами,

как

воровство,

наркомания,

грубость

в

общении,

особенно

с

употреблением

ненормативной

лексики,

неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть

к своим родителям, а также работа с родителями из так называемых неблагополучных семей.

При

работе

необходимо

включение

трудных

детей

в

работу

спортивных

секций,

музыкальных,

танцевальных

кружков

и

объединений

по

интересам,

должны

быть

разработаны специальные меры по включению их в общественную жизнь, где они смогли бы

проявить себя и свою инициативу. Эти формы деятельности стали уже традиционными много

лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они стали привлекательными, особенно для

девиантных детей, требует немалой изобретательности.

Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отслеживание состояния

детей и подростков, выявление детей «группы риска», психологические консультации для

детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.

Менее

распространенной

формой

является

использование

вариа тивных

форм

обучения

классов

коррекции,

классов

выравнивания,

обучения

по

индивидуальным

планам.

Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку

с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена

общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для

осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется

такая

особенность

социальных

отношений

детей

с

девиантным

поведением:

с

одной

стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их

нравственным

позициям,

с

другой

всякую

негативную

оценку

своих

поступков они

воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных задач воспитания девиантного ребенка является его социальное

самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные

отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в

себе объективный и субъективный компонент. Вторым условием является самореализация

детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление

возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда

важны

осознание

цели

и

значения

деятельности

для

личного

саморазвития,

учет

осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и

дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание девиантного ребенка совершается только на основе ак тивности самого

ребенка

во

взаимодействии

его

с

окружающей

социальной

средой.

Фактически

цель

воспитания будет состоять в формировании состояния самоперевоспитания.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным

образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на

потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный

момент.

Воспитание девиантных детей подразумевает включение следующих компонентов:

целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики,

нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);

актуализации

всех

источников

нравственного

опыта

школьников

(учебная,

общественно полезная, внеурочная деятельность, отношения между учащимися в классе,

отношения

детей

с

родителями,

отношения

учитель

ученик,

учитель

родители

учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

введения

нравственных

критериев

в

оценку

всех

без

исключения

видов

деятельности и проявлений личности воспитанников;

оптимального

соотношения

форм

практической

деятельности

и

нравственного

просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

3

Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.

В

мотивационной

сфере

целесообразно

формировать

правомерн о с т ь

и

обоснованность

отношения

к

моральным

нормам:

бережное

отношение

к

человеку;

сочетание

личных

и

общественных

интересов;

стремление

к

идеалу;

правдивость;

нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям;

потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Знать, что нужно делать, к чему

следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться.

Новые

мотивационные

образования

возникают

не

в

процессе

усвоения,

а

в

результате

переживания или проживания.

Проектная

модуляция

позволяет

мотивировать

на

определенный

успех

и

без

вознаграждения.

Методы

воздействия

на

мотивационную

сферу включают

стимулирование

действия, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их

жизнедеятельности.

В

педагогике

распространены

такие

компоненты

метода

стимулирования, как поощрение и наказание.

В

эмоциональной

сфере

необходимо

формировать

характер

нравственных

переживаний,

связанных

с

нормами

или

отклонениями

от

норм

и

идеалов:

жалость,

сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Хотелось бы отметить, что воспитание личности приносит плоды только в том случае,

если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать

требовательность и доброту. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно

приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у

ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том,

что

личность

выбирает

тот

способ

удовлетворения

своих

потребностей

в

общении

и

деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям.

Методом,

оказывающим

влияние

на

эмоциональную

сферу

ребенка, является

внушение,

которое

может

осуществляться

как

вербальными,

так

и

невербальными

средствами. Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю

человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и

связанных с ними эмоциональных состояний.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации

нравственных

поступков:

мужества,

смелости,

принципиальности

в

отстаивании

нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как

она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений — это

не

только

выбор

альтернатив

на

рациональной

основе,

но

и

волевое

разрешение

противоречий, способность осуществлять деятельность на оптимальном уровне активности,

психическая устойчивость по отношению к трудностям.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы,

уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для до-

стижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самооблада -

ние);

совершенствование

навыков

самостоятельного

поведения

и

т.

д.

Доминирующее

влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

В

сфере

саморегуляции

необходимо

формировать

нравственную

правомерность

выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с

другими,

добропорядочность,

самоконтроль,

рефлексию

и

др.

Саморегуляция

осуществляется в соответствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении

внешнего

через

внутреннее:

саморегуляция

осуществляется

как

система

внутреннего

обеспечения

направленности

действия

при

наличии

множества

внешних

условий,

возможностей, задач.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей

навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных

ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

4

Девиантное поведение проявляется как отклонения от общепринятых культурных

образцов, либо не причиняющие слишком большого вреда окружающим, как, например, в

случаях нарушений норм этикета и прочих элементарных поведенческих стандартов, либо

направленные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против самих субъектов

девиаций.

Носителями

этих

отклонений

могут

быть

как

представители

молодежи,

находящиеся

на

различных

стадиях

незавершенной

социализации,

либо

паразитарные

социальные элементы — бродяги, бомжи, профессиональные нищие и т. п.

Социальная

опасность

девиаций

заключается

в

их

способности

создавать

предпосылки

для

возникновения

более

серьезных

и

вредоносных

форм

асоциального

поведения. Поэтому в ряде случаев девиации причисляются к противоправным деяниям и

подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответствующих

отраслей законодательства.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обостряется в

кризисные

периоды

состояния

общества.

В

такой

ситуации

несовершеннолетние

оказываются

самыми

социально

неустойчивыми,

нравственно

неподготовленными

и

незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не

умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в

своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

Список литературы:

1.

Кондратенко В. Г. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.

2.

Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное

пособие. — Ростов н/Д, 2000.

3.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А. А. Бодалева, В. И.

Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М, 2002.

4.

Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением.2011.

5.

VIII

Всероссийская

научно-практическая

конференция

«Образование

в

России:

медико-психологический аспект» // Материалы конференции. — Калуга, 2003.

5



В раздел образования