Автор: Черчесова Татьяна Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №11
Населённый пункт: Тюменская область, город Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока
Раздел: среднее образование
Ф.И.О. ЧерчесоваТ.Н.
Предмет: Технология. Технология ведения дома
Класс: 6
Тип урока (занятия): комбинированный
Технологическая карта изучения темы
Тема
Элементы этикета. Хлеб на столе. Сервировка стола к ужину.
Целевые ориентиры
Ознакомить
обучающихся
с
видами
хлебобулочных
изделий,
профессиями
хлебопек
и
бисквитчик;
познакомить с блюдами из черствого хлеба; обучить сервировке стола к ужину и правилам этикета.
Развивать эстетический вкус, творческое мышление, внимательность, аккуратность. Воспитывать культуру
труда.
Планируемый результат
(Базовый уровень и повышенный
уровень)
Предметные:
овладение
последовательностью
сервировки
стола
к
ужину
различным
способами,
оформления стола в соответствии с меню
Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования; реализация
творческого потенциала; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного
и физического труда.
Метапредметные:
- познавательные: сопоставление, рассуждение, анализ, умения классифицировать, делать выводы, выбор
способов решения задач;
- регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая
регуляция, оценка и самооценка;
способность регулировать свои действия
- коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.
Основные понятия
Сервировка стола, хлеб, меню, столовые посуда и приборы
Межпредметные связи
Изобразительной искусство – сочетание цвета посуды со скатертью и салфетками; ориентировка на
профессии типа «человек-человек», «человек-техника».
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Компьютер, интерактивная доска, учебник, плакаты.
Наборы столовой посуды и приборов, скатерть и салфетки
Информационно-образовательное
пространство (виды деятельности в
рамках урока, занятия)
Технологии: ИКТ, технология сотрудничества, проблемное обучение, поэтапное формирование
умственных действий
Методы обучения:
-вербальные (объяснение, беседа, рассказ);
-демонстрационные (показ слайдов, трудовых приемов);
- продуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма организации познавательно – трудовой деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология проведения
Деятельность
Задания
обучающимся, для
достижения
запланированных
результатов
Планируемые результаты
УУД
Педагогического
работника
Обучающихся
Базовый уровень
Повышенный
уровень
I. Мотивация к учебной
деятельности
Цель: создание
учебного
настроя на деятельность.
Орг. момент проверка
готовности класса к
уроку, назначение
дежурных.
Обучащиеся готовят
рабочие места в
соответствии с видом
работ
Поставить на столы
укладки с
необходимыми
предметами для
сервировки стола
Подготовили
рабочие места для
практических
работ
Подготовили
рабочие места для
практических
работ быстрее
всех, заметили и
указали на
ошибки
Личностные:
самоорганизация
Регулятивные:
способность
регулировать свои
действия,
прогнозировать
деятельность на
уроке.
Коммуникативн
ые умение вести
диалог, беседу
Беседа. В праздники и
дни приема гостей
каждая хозяйка
стремится создать в
доме и за своим столом
красивую обстановку.
Как это называется?
Участвуют в беседе,
отвечают на вопросы.
1.Виды сервировки.
Ответы.
Ответы с
презентациями.
II. А к т у а л и з а ц и я
и
фиксирование
индивидуального
затруднения в действии.
Цель:
т р е н и р о в к а
мыслительных
операций;
фиксация затруднения.
Давайте поговорим о
хлебе.
В чем главная роль
хлеба для русского
народа?
Профессии - пекарь.
Пословица - «Хлеб
всему голова».
Выступают с
подготовленным
материалом о хлебе.
Профессии-?
2. Какие блюда из
хлеба вам
известны?
3. Скажите, как
подают блюда в
ваших семьях?
Ответы.
Ответы: указание
блюд в
национальных
кухнях.
Личностные:
формирование
мотивации и
самомотивации
изучения темы,
смыслообразовани
я
Коммуникативн
ые умение вести
диалог, беседу
III. Постановка учебной
задачи
Цель: подведение детей к
формулированию темы и
постановке
задач
урока.
С о с т а в л е н и е
п л а н а
работы.
А) Совершенно верно
Попробуйте
сформулировать тему
урока.
Слушают, отвечают на
вопросы, смотрят
презентацию, делают
записи в тетради
Сформулировать
тему уроку
Записать в тетради
тему урока
Формулируют
кратко тему урока
Сервировка стола.
Дают полный и
развёрнутый ответ
и формулируют
тему урока Как
правиль-но
накрыть на стол
или «Сервировка
стола к ужину.
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
беседы с
учителем;
дополняют и
расширяют
имеющиеся
знания по
изучаемой теме.
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении.
Коммуникативн
ые: научатся
вступать в речевое
общение;
выражать свои
мысли с
достаточной
полнотой и
точностью;
слушать друг
друга
Регулятивные:
планирование
последовательнос
ти действий
Б) Сегодня на уроке нам
предстоит решить
некоторые задачи
Как вы думаете, что мы
узнаем и чему сможем
научиться на уроке,
изучая эту тему?
Как вы считаете, почему
необходимо изучить эту
тему?
Слушают, обсуждают,
размышляют над
поставленным
вопросом
Высказать мнение,
какие знания и
умения дети
приобретут в ходе
урока
Ответ:
Сервировать стол,
расставлять
посуду, блюда на
столе, наверно
поговорим о меню
Ответ:
Рассмотрим
правила приема
гостей, украшение
праздничного
стола, с учетом
меню, научимся
правильно и
красиво
сервировать стол.
(Слайд с целями и
задачами)
В) Итак, мы сегодня
решим следующие
задачи: вспомним
определение сервировки
стола, меню;
рассмотрим предметы
необходимые для
сервировки и как
правильно их размещать
на столе-основные и
вспомогательные;
продумаем блюда,
рекомендуемые для
ужина, составим меню;
научимся составлять
рецептуру блюда,
выполним
практическую работу по
сервировке стола к
ужину.
Слушают, смотрят
презентацию, подводят
итог своим
рассуждениям
Сделать вывод
насколько
правильны были
размышления
Ответы: мои
размышления
почти
соответствуют
задачам на слайде
Ответ: мои
размышления
соответствуют с
задачами на
слайде
IV. Построение
проекта
выхода
из
затруднения
(составление
алгоритма
или образца)
Цели: выявление
обучающимися
новых
знаний, развитие умения
Решаем первую задачу:
Дать определение
«Сервировки стола»
(Слайд с определением
сервировка стола - это
Слушают, работают с
текстом учебника,
находят ответ для
решения поставленной
задачи, записывают в
тетради, полученный
результат сверяют с
Работа с учебником
найти в тексте
определение этого
понятия
«Сервировка
стола - это
подготовка и
оформление стола
к приему пищи»
«Сервировка
стола - это
подготовка и
оформление стола
к приему пищи»
Еще можно ска-
зать, что это
Личностные:
самоорганизация
Регулятивные:
способность
регулировать свои
действия,
нахождение
н а ход и т ь
о т в е т ы
н а
проблемные
вопро сы,
п од в е д е н и е
д е т е й
к
самостоятельному выводу
с п о с о б а
д е й с т в и я
с
информацией.
подготовка и
оформление стола к
приему пищи)
образцом на слайде
правильное и
удобное разме-
щение посуды и
блюд на столе
отличий своего
результата с
заданным
эталоном;
внесение необ-
ходимых допол-
нений и корректив
в работу
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения;
умеют делать
умозаключения и
выводы в
словесной форме
Предметные
овладение
последовательнос
тью сервировки
стола к ужину
Посмотрите сервировку
стола, представленную
на слайде, какие
предметы используются
при данной сервировке?
Слушают,
рассматривают
изображение на слайде
Отвечают на вопрос
Найти ответ для
решения второй
задачи: какие
предметы
необходимы для
сервировки стола к
завтраку
Формулируют
кратко ответ:
посуда, ложки,
вилки, скатерть,
салфетки
Дают полный и
развёрнутый
ответ: столовые
приборы посуду,
салфетки,
скатерти,
декоративные
элементы, посуда
для напитков
Рассмотрим посуду и
приборы для
сервировки (слайд)
Ка вы думаете, какие
посуда и приборы
необходимы для
сервировки стола к
ужину?
Слушают,
рассматривают
изображение на слайде
Отвечают на вопрос
Подумать,
сообразить,
ответить на
поставленный
вопрос
Ответ: приборы
столовый, ложка
чайная, мелкие
тарелки: столовая,
пирожковая,
закусочная
Ответ: приборы
столовый, ложка
чайная, мелкие
тарелки: столовая,
пирожковая,
закусочная. Это
еще зависит от
меню
Задает проблемный
вопрос: Как вы думаете,
соответствует ли данная
сервировка стола для
ужина? Почему? Можно
ли предложить блюда из
черствого хлеба?
Размышляют, отвечают
на вопрос
Дать ответ на
заданный вопрос
Ответ: Нет, на
столе, лежат
разные приборы,
неясно какие
могут быть блюда.
Ответ: нет, т.к. на
столе стоят
фужеры для
напитков, а не для
чая или кофе. В
такой посуде
горячие напитки
не подают
Подводит к
формулировке вывода
по изученной проблеме.
Итак, рассмотрев
данный слайд, делаем
вывод(слайд) что
сервируя стол для
ужина, его застилают
скатертью , кладут
льняные или
хлопчатобумажные
Делают вывод,
работают с
раздаточным
материалом, заполняя
его, сверяют со
слайдом
Выполнить задание
Формулируют
четкий ответ
Формулируют
четкий разве-
рнутый ответ
(салфетки),
расставляют (посуду) и
кладут (приборы)
Сервировка стола
зависит от блюд,
входящих в состав
меню.
Ужин может состоять из
разных блюд, а
торжественный ужин из
презентабельных блюд и
напитков (слайд).
Нужно выбрать вариант
предложенной
сервировки блюд.
V. Первичное
з а к р е п л е н и е
с
проговариванием
во
внешней речи (действие
п о
о б р а з ц у
и л и
алгоритму)
Цель: освоение
способа
действия с полученными
знаниями в практической
деятельности.
Объясняет выполнение
задания для
самостоятельной
работы. Работа в парах.
Рассмотрим
примерный вариант
сервировки стола (на
слайде, в учебнике,
зарисовать один из
вариантов в тетрадь,
подписать посуду и
приборы, изображенные
на рисунке.
Слушают,
рассматривают
изображение на слайде
Выполняют
самостоятельно
задание в тетради
Рассмотреть
примерный
вариант,
сервировки стола,
зарисовать любой
вариант в тетрадь
подписать посуду и
приборы,
изображенные на
рисунке,
предложить меню
для данной
сервировки
Рассмотрели
рисунки,
зарисовали более
простой вариант,
подписали посуду
с подсказкой
учителя,
составили меню.
Зачитывают свои
ответы.
Самостоятельно
рассмотрели
рисунки,
зарисовали более
сложный вариант
или предложили
свой, подписали
посуду, составили
меню
Зачитывают свои
ответы, объясняя
их
Предметные
овладение
приемов
складывания
салфеток по
образцу
Познавательные:
сопоставление,
рассуждение,
анализ, умение
классифицировать
делать выводы,
выбор способов
решения задач
Регулятивные:
волевая
регуляция,
способность
регулировать свои
действия
Коммуникативн
ые: организация
учебного
сотрудничества.
(Слайд) Рассказывает о
видах салфеток,
демонстрирует приемы
их складывания
Наблюдают за
действиями учителя,
одновременно
повторяют их
Сложить красиво
салфетки
Складывают по
образцу, повторяя
за учителем
Складывают по
образцу, повторяя
за учителем,
предлагают иные
варианты
VI. Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону
Цель: осознание
каждым
обучающимся
степени
овладения
полученных
знаний.
Объясняет задание для
самостоятельной
практической работы:
составить меню,
выполнить сервировку
стола к ужину (для
каждой группы свой
вариант)
Разбивает на группы по
4 чел.
Наблюдает за работой в
группах, координирует и
контролирует действия
обучающихся
Слушают,
объединяются в
группы, выполняют
задание согласно
инструкции,
проверяют сами себя
по учебнику,
оценивают свою
работу по карте
самоконтроля,
представляют свою
работу другим (мини
презентация)
Выполнить
практическую
работу «Сервировка
стола кужину по
составленному
меню»
Проанализировать
свою работу,
насколько
справились с
заданием, сверить с
информацией в
учебнике
Презентовать
сервировку стола
своего варианта
Оценить свою
работу.
Сервируют стол
согласно меню,
применяя знания
и умения,
полученные на
уроке, проводят
мини
презентацию
сервировки, дают
оценку себе
Сервируют стол
согласно меню,
применяя знания
и умения,
полученные на
уроке, проводят
мини
презентацию
оценивают себя,
задают вопросы
своим
одноклассникам,
дают оценку
другим.
Предметные:
овладение
последо-
вательностью
сервировки
стола
к ужину, приемов
оформления стола
в
соответствии
с
меню
Личностные:
формирование
мотивации и
самомотивации
изучения темы,
смыслообразовани
я; реализация
творческого
потенциала
Регулятивные:
целеполагание,
анализ ситуации и
планирование,
волевая
регуляция,
способность
регулировать свои
действия
Коммуникативн
ые: организация
учебного
сотрудничества
VII. Рефлексия
учебной
деятельности на уроке
Цели: соотнесение
поставленных
задач
с
достигнутым
результатом,
фиксация
нового знания.
Предлагает
проанализировать
результат своего труда и
сделать выводы: Что
нового узнали, чему
научились, что освоить
было легко, а что
сложно? Чем
отличаются
Озвучивают и
анализируют свою
деятельность на уроке.
Отвечают на вопросы,
делают вывод
Продолжить
предложение
1. Было
интересно….
2. Я понимаю,
что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
Озвучивают свои
успехи,
допущенные
ошибки,
сообщают о
приобретенных
знаниях и
умениях
Озвучивают свои
успехи,
допущенные
ошибки, делают
выводы о
полученных
знаниях и
умениях
Познавательные:
сопоставление,
рассуждение,
анализ, умение
делать выводы
Личностные:
формирование
смыслообразовани
я; реализация
хлебобулочные изделия
от кондитерских? Какие
виды хлебобулочных
изделий вы знаете?
Объявляет и выставляет
оценки. Стимулирует
наиболее успешных
учеников. Поощряет за
трудолюбие и старание
слабоуспевающих
учеников.
Разноуровневое
домашнее задание:
(обязательно для всех) –
самостоятельно изучить
правила поведения за
столом;
Творческий- описать в
тетраде
проект-«Приготовление
воскресного семейного
ужина».
6. Мне
захотелось….
творческого
потенциала
Коммуникативн
ые: диалог,
монолог,
организация
учебного
сотрудничества.
Технологическая карта анализа урока
Класс 5 Дата
ФИО учителя Черчесова Татьяна Николаевна
Цель посещения самоанализ работы
Тема урока Сервировка стола к завтраку
Целевые ориентиры урока. Ознакомить обучающихся с видами хлебобулочных изделий, профессиями
хлебопек и бисквитчик; познакомить с блюдами из черствого хлеба; обучить сервировке стола к ужину и
правилам этикета; воспитывать культуру труда.
ФИО посетившего урок
Параметры
Критерии
баллы
Примеч
ания
1
2
3
1.
Мотивация
1 уровень. Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность
учебным материалом)
2 уровень. Эмоциональная, содержательная (интересные формы,
нестандартный урок и др)
3 уровень. Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик
осознаёт, насколько важен для него учебный материал)
+
2
2.
Целевые ориентиры
1 уровень. Целевые ориентиры урока определяется учителем
2 уровень. Целевые ориентиры урока согласуется в обсуждении с
учениками
3 уровень. Оформляются несколько целевых ориентиров урока
(учителем - для себя, учениками - для себя)
+
3
3.
Характер учебных
заданий
1 уровень. Репродуктивный (выполнение по образцу)
2 уровень. Репродуктивный с включением самостоятельной работы
3 уровень. Поисковый, творческий
+
+
3
4.
Управление
познавательной
деятельностью
школьника и
характеристика
деятельности
учащихся на уроке
1 уровень. Ученик:
-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
-принимает цели и задачи, поставленные учителем;
-использует предложенный алгоритм действий;
Использует предложенные ресурсы
2 уровень. Ученик:
-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
-ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;
-выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов;
-выбирает необходимые ресурсы;
-самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих
действий.
3 уровень. Ученик:
-самостоятельно выявляет и формулирует проблему;
-ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и
предполагаемые результаты;
-создаёт алгоритм действий;
-находит ресурс для выполнения действий;
-соотносит запланированный и полученный результат;
-планирует свою дальнейшую деятельность.
+
2
5.
Формы освоения
урока
-самостоятельная;
-работа в парах;
-работа в группах;
-индивидуальная;
-фронтальная
+
+
+
+
+
Общий
балл 3
6.
Методы,
используемые на
уроке
-исследовательский;
-проблемное изложение;
-репродуктивный;
-эвристический;
-объяснительно- иллюстративный
+
+
+
+
+
Общий
балл 3
7.
Применение
инновационных
технологий
(эффективность
применения)
-ИКТ;
-проектная деятельность;
-Технология продуктивного чтения;
-Проблемно- диалогический урок;
-исследовательская
+
+
+
Общий
балл 3
8.
Коммуникация
учащихся
1 уровень. Соблюдает речевые нормы и процедуру работы в группе
2 уровень. Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре
работы в группе.
3 уровень. Используют средства письменной коммуникации,
адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией
+
+
+
Общий
балл 3
9.
Формирование УУД
1 уровень. Наличие в конспекте урока.
Во время объяснения нового материала преобладает время активного
объяснения материала учителем;
2 уровень. Активное объяснение материала учителем с включением
проблемных вопросов, эвристической беседы
3 уровень. Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с
сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный
характер
+
3
10.
Организация
обратной связи на
уроке
1 уровень. Обратная связь на уровне контроля:
Учитель спрашивает- ученик отвечает.
Отношения на уровне «субъект-объект» (учитель учит ученика)
2 уровень. Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но
ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения
строятся на уровне «субъект- объект/субъект». При организации
обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия
информации учащимися.
3 уровень. Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между
учителями и учащимися, учеников между собой; совместное
моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя,
так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда
(оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка
не только результата, но и деятельности.
+
+
2
11.
Система
оценивания
достижений
учащихся
1 уровень. Самооценка учащихся на основе словесной характеристики
2 уровень. Включение учащихся в обсуждение ответа
3 уровень. Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка
на оценку
+
+
2
12.
Рефлексия
1 уровень. Ученики высказываются по поводу результата урока
2 уровень. Ученики оценивают результат и процесс деятельности
3 уровень. Ученики объективно анализируют результаты урока и
определяют субъективное значение результатов деятельности
+
2
13.
Результативность
урока
1 уровень. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной
учителем
2 уровень. Результаты урока совпадают с целью урока,
сформулированной совместно с учениками
3 уровень. Результаты урока совпадают с субъективными целями
учеников и результатами контрольного среза
+
3
14.
Домашнее задание
1 уровень. Задания, подобные классным. Объём не более 25-30% от
классной работы
2уровень. Задания, дифференцированного характера.
3 уровень. Контекстные задания, для решения которых необходима
информация.
+
+
2
ИТОГО БАЛЛОВ:
35
Максимальное количество баллов за урок – 29-42б. -показатель на достаточном уровне
15-28б.- показатель на среднем уровне
менее 15б.- показатель на низком уровне
Выводы и рекомендации:
По результатам самоанализа урок оценивается на 35 баллов, что соответствует достаточному уровню. Но при планировании
урока следует обратить внимание на улучшение таких показателей как 1,4,10,11,14, приближая их к критерию 3 уровня