Автор: Камалиева Дания Василевна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия–интернат №13"
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: выступление
Тема: "Способы мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках татарского языка"
Раздел: среднее образование
Способы мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках
татарского языка
В условиях современной российской школы мотивация является одной
из наиболее актуальных проблем. Татарский язык объективно является одним
из
сложных
школьных
дисциплин
и
вызывает
трудности
у
многих
школьников.
В
то
же
время
в
каждом
классе
имеется
некоторое
число
обучающихся
с
выраженными
способностями
к
этому
предмету.
Перед
учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы.
Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное
вливание
в
устоявшуюся
структуру
урока.
В
последнее
время
получил
распространение термин «интерактивное обучение».
Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным
и для учителя, и для обучающегося. Она не конкурирует с традиционными
формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания.
При работе с обучающимися
сильной мотивации я использую такие
технологии интерактивного обучения, как коммуникативные, в том числе
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
личностно-
ориентированные, проектные, проблемно- поисковые, обучающие структуры
Сингапура, учитывая возрастные особенности детей.
Во время проведения уроков татарского языка к числу эффективных
технологий
можно
отнести
технологии
работы
в
группах
(пары,
группы
сменного состава и т.д) Технология обучения в группах позволяет создавать
на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы
в группе обучающихся, которые хорошо владеют татарским языком,
что
способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.
В
нашей
республике
разработан
первый
интерактивный
Интернет-
учебник по татарскому языку «Татар теле онлайн», который интегрирован в
систему электронного образования Республики Татарстан.
Остановимся на некоторых типах упражнений, разработанных
для «Татар
теле онлайн»
- Тесты с выбором правильного ответа;
- Упражнение в виде кроссворда.
- Упражнение с выбором правильного окончания слова в текста.
Опыт работы с интерактивной доской показал, что улучшилась
мотивация в изучении татарского языка в русских группах, уроки делают
интересными,
увлекательными
и
для
учителей
и
для
учеников.
Интерактивные доски позволяют обучающимся взаимодействовать с новым
материалом.
Особое место в изучении татарского языка (10-12 минут учебного
времени) я выделяю использованию компьютерных программ «Татар теле
онлайн»,
«Татармультфильм», «Интерактивная звуковая мультимедийная
библиотека
«БАЛА»,
«Мультимедийные
приложения
к
учебникам
по
татарскому языку» и др. Программы включают в себя занимательные игры,
благодаря
которым
дети
получают
хорошую
тренировку
восприятия
татарской
речи
на
слух,
пополняют
свой
словарный
запас,
учатся
разнообразным грамматическим формам.
С о в р е м е н н ы й
у ч и т е л ь
д о л ж е н
э ф ф е к т и в н о
п р и м е н я т ь
информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.
Я преподаю татарский язык во 1 – 5 классах, поэтому важнейшими
ключевыми
установками
формирования
учебной
мотивации
считаю
использование игровых и информационных технологий.
Игра
является
самым
сильным
мотивирующим
фактором,
который
удовлетворяет
потребность
школьников
в новизне
изучаемого
материала
и разнообразии
выполняемых
упражнений.
Игровые
формы
работы
способствуют
созданию
благоприятного
психологического
климата
и
активизируют деятельность учащихся.
Игры способствует вниманию, памяти, приучают к быстрой реакции,
логичности рассуждений, воспитывает коллективизм, поддерживает интерес
к дальнейшему изучению
татарского языка. Поэтому игра на занятиях
является стержнем.
Любой
лексический
и
грамматический
материал
на
уроке
можно
предъявить через игру. Посмотрите,
как много разнообразных игр можно
использовать всего лишь по одной теме!
Введение и закрепление темы
«Количественные числительные 1 – 20» во 2-ом классе.
Игра с мячом
Ход игры. Учитель бросает мяч первому ученику и называет первую цифру:
«Бер». Теперь этот игрок должен быстро перебросить мяч кому-то из соседей,
назвав
вторую
цифру:
«Ике».
Тот
отбрасывает
мяч
дальше,
выкрикивая:
«Өч». И так далее по кругу или по цепочке.
Математика по – татарский
Ход игры. Учитель называет простые математические примеры на сложение
и вычитание. Ученики записывают на листах бумаги только ответы и затем
называют их вслух.
Кто быстрее
Ход игры. Учитель записывает на доске числительные от 1 до 20. Ученики
выходят к доске по парам и разноцветными мелками обводят кружком то
число, которое назвал учитель. Выигрывает тот. Кто сумел обвести больше
Таким образом, использование разных игр и современных технологий
на уроках татарского языка формирует интерес к предмету и способствует
повышению качества знаний по предмету.