Напоминание

"Способы мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках татарского языка"


Автор: Камалиева Дания Василевна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия–интернат №13"
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: выступление
Тема: "Способы мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках татарского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Способы мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках

татарского языка

В условиях современной российской школы мотивация является одной

из наиболее актуальных проблем. Татарский язык объективно является одним

из

сложных

школьных

дисциплин

и

вызывает

трудности

у

многих

школьников.

В

то

же

время

в

каждом

классе

имеется

некоторое

число

обучающихся

с

выраженными

способностями

к

этому

предмету.

Перед

учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы.

Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное

вливание

в

устоявшуюся

структуру

урока.

В

последнее

время

получил

распространение термин «интерактивное обучение».

Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным

и для учителя, и для обучающегося. Она не конкурирует с традиционными

формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания.

При работе с обучающимися

сильной мотивации я использую такие

технологии интерактивного обучения, как коммуникативные, в том числе

информационно-коммуникативные,

здоровьесберегающие,

личностно-

ориентированные, проектные, проблемно- поисковые, обучающие структуры

Сингапура, учитывая возрастные особенности детей.

Во время проведения уроков татарского языка к числу эффективных

технологий

можно

отнести

технологии

работы

в

группах

(пары,

группы

сменного состава и т.д) Технология обучения в группах позволяет создавать

на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы

в группе обучающихся, которые хорошо владеют татарским языком,

что

способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.

В

нашей

республике

разработан

первый

интерактивный

Интернет-

учебник по татарскому языку «Татар теле онлайн», который интегрирован в

систему электронного образования Республики Татарстан.

Остановимся на некоторых типах упражнений, разработанных

для «Татар

теле онлайн»

- Тесты с выбором правильного ответа;

- Упражнение в виде кроссворда.

- Упражнение с выбором правильного окончания слова в текста.

Опыт работы с интерактивной доской показал, что улучшилась

мотивация в изучении татарского языка в русских группах, уроки делают

интересными,

увлекательными

и

для

учителей

и

для

учеников.

Интерактивные доски позволяют обучающимся взаимодействовать с новым

материалом.

Особое место в изучении татарского языка (10-12 минут учебного

времени) я выделяю использованию компьютерных программ «Татар теле

онлайн»,

«Татармультфильм», «Интерактивная звуковая мультимедийная

библиотека

«БАЛА»,

«Мультимедийные

приложения

к

учебникам

по

татарскому языку» и др. Программы включают в себя занимательные игры,

благодаря

которым

дети

получают

хорошую

тренировку

восприятия

татарской

речи

на

слух,

пополняют

свой

словарный

запас,

учатся

разнообразным грамматическим формам.

С о в р е м е н н ы й

у ч и т е л ь

д о л ж е н

э ф ф е к т и в н о

п р и м е н я т ь

информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.

Я преподаю татарский язык во 1 – 5 классах, поэтому важнейшими

ключевыми

установками

формирования

учебной

мотивации

считаю

использование игровых и информационных технологий.

Игра

является

самым

сильным

мотивирующим

фактором,

который

удовлетворяет

потребность

школьников

в новизне

изучаемого

материала

и разнообразии

выполняемых

упражнений.

Игровые

формы

работы

способствуют

созданию

благоприятного

психологического

климата

и

активизируют деятельность учащихся.

Игры способствует вниманию, памяти, приучают к быстрой реакции,

логичности рассуждений, воспитывает коллективизм, поддерживает интерес

к дальнейшему изучению

татарского языка. Поэтому игра на занятиях

является стержнем.

Любой

лексический

и

грамматический

материал

на

уроке

можно

предъявить через игру. Посмотрите,

как много разнообразных игр можно

использовать всего лишь по одной теме!

Введение и закрепление темы

«Количественные числительные 1 – 20» во 2-ом классе.

Игра с мячом

Ход игры. Учитель бросает мяч первому ученику и называет первую цифру:

«Бер». Теперь этот игрок должен быстро перебросить мяч кому-то из соседей,

назвав

вторую

цифру:

«Ике».

Тот

отбрасывает

мяч

дальше,

выкрикивая:

«Өч». И так далее по кругу или по цепочке.

Математика по – татарский

Ход игры. Учитель называет простые математические примеры на сложение

и вычитание. Ученики записывают на листах бумаги только ответы и затем

называют их вслух.

Кто быстрее

Ход игры. Учитель записывает на доске числительные от 1 до 20. Ученики

выходят к доске по парам и разноцветными мелками обводят кружком то

число, которое назвал учитель. Выигрывает тот. Кто сумел обвести больше

Таким образом, использование разных игр и современных технологий

на уроках татарского языка формирует интерес к предмету и способствует

повышению качества знаний по предмету.



В раздел образования