Автор: Аникиенко Наталья Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ "
Раздел: среднее образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Минакова Ольга Сергеевна, воспитатель
Задумываясь над проблемой духовно-нравственного воспитания детей, взрослые
испытывают
немало
трудностей,
связанных
с
тем,
что
в
стремительно
меняющемся
социуме
происходит
достаточно
динамичная
смена
традиций
и,
к
сожалению,
утрачиваются
нередко
самые
дорогие,
являющиеся
фундаментом
национальной
духовности.
Молодые родители, уже воспитанные на «новых» традициях, в духовных
кладовых имеют те пустоты, которые «выхолощены» бессмысленными литературными
трудами, фильмами-боевиками и др. Родители нуждаются в педагогической поддержке
при воспитании детей, но родители особенных детей и сами дети с ОВЗ являются той
категорией, с которой чаще всего приходится общаться в условиях центра помощи детям.
Касаясь данной проблемы, хочется опереться на цитату В.Г. Белинского, который
задавал
вопрос
о
том
«Что
такое
нравственность?
В
чем
должна
состоять
нравственность?».
Сам
автор
дал
на
это
следующий
ответ:
«В
твердом,
глубоком
убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое
назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех
действий».
Воспитание
ребёнка
-
трудный
и
ответственный
процесс,
требующий
много
времени
и
терпения,
сил
и
знаний.
Воспитание
детей
с
ОВЗ
сопровождается
ещё
большими сложностями и проблемами. Необходим правильный подход и знания, тогда
можно будет увидеть значительный прогресс в развитии особенных детей.
Ребёнок с ОВЗ - тот кто имеет психологически недостатки, препятствующие освоению
образовательных программ. Эта категория детей включает в себя различные нарушения
развития, такие как:
• слуха и зрения;
• речи;
• интеллекта;
• опорно- двигательного аппарата;
• эмоционально- волевой сферы и поведения;
• с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Одной
из
наиболее
важных
задач
в
воспитании
детей
с
ОВЗ
является
как
формирование
у
них
таких
навыков,
которые
помогут
им,
как
можно
быстрее
и
максимально
успешнее
социализироваться
в
обществе.
Для
этого
нужно
обратить
внимание
на
коррекцию
их
проблемных
участков
развития
и
оказание
им
помощи,
опираясь на ресурсные возможности.
Сегодня
все
больше
становится
актуальным
интегрированное
и
инклюзивное
воспитание детей с ОВЗ в условиях специальных групп,
массовых группах или в
обычных группах, среди ровесников. Необходимо также помнить, что для детей с ОВЗ
требуется
индивидуальный
подход,
тьюторское
сопровождение
и
адаптированные
программы обучения.
Необходимые
подходы
воспитания
и
образования
детям
с
ОВЗ
назначают
квалифицированные
специалисты.
Педагоги
и
психологи
предварительно
проводят
диагностику ребёнка и беседу с родителями, уточняют домашние методы воспитания и
уход, индивидуальные особенности характера и заболевания.
Духовно- нравственное воспитание детей - одно из самых важных в современном
обществе. Необходимость помнить традиции, память к исторической культуре, бережное
отношение к природе и толерантное понимание между людьми - все это не только
формирует, но и оказывает влияние на процесс воспитания личности. И так как духовно-
нравственное воспитание это целенаправленный процесс, нацеленный на приобщение
человека к Высшему миру, постепенно восстанавливается целостная структура личности,
самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Нравственные ценности личности закладываются в процессе жизнь человека, а
базой для формирования этих качеств являются чувства любви и привязанность к своей
культуре, своему народу, чувство ответственности за свою страну.
Дети
глядя
на
взрослых
людей
копируют
эталоны
нравственных
и
этических
поступков,
которые
ложатся
в
основу
ценностной
сферы
формирующейся
детской
личности.
Формирование духовно- нравственных качеств детей с ОВЗ даёт возможность для
наполнения их духовного мира, что позволяет органично вписывается им в общество.
Нравственное
воспитание
становится
профилактикой
правонарушений
и
социального
инфантилизма.
В сам процесс воспитания мы включаем следующее:
1)
Воспитание
этического
поведения
и
нравственные
чувства.
Здесь
подразумевается
развитие
понимания
между
плохими
и
хорошими
поступками,
уважительное отношение к себе и близким людям, бережное отношение ко всему живому,
отрицательное отношение к грубому и аморальному ( посещения храма и городских
парков).
2)
Воспитание у детей трудолюбия. Здесь мы рассматриваем значение труда и
творчества,
формируем
уважения
к
труду,
учим
навыкам
коллективной
работы
( дежурство, ежедневные и генеральные уборки, субботники и ремонт по дому).
3)
Воспитание гражданственности. Ознакомление с историей и государственными
праздниками,
любовь
к
своему
городу
и
стране,
умение
отвечать
за
свои
поступки
( посещение социокультурный мест города и экскурсии по достопримечательностям).
Больше значение в воспитании нравственности с детьми ОВЗ отводится ролевым
играм, обыгрывание различных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках,
былинах, причём нужно не только их читать, но и анализировать после прочтения, делать
выводы.
Для работы по формированию у детей
духовной и нравственной культуры в
ГКУСО РО Таганрогском центре Помощи Детям 5 за основу была взята программа
духовно-нравственного
воспитания
детей:
«Мир
нравственных
ценностей».
Целью
программы
является
содействие
комплексной
воспитательно-образовательной,
коррекционной работе с детьми, посредством приобщения их к отечественным духовно-
нравственным традициям через организацию духовно- продуктивной деятельности.
Основой
содержательной
линии
занятий
является
календарь:
природный,
гражданский и православный, в соответствии с которыми строится и планируется вся
воспитательно-образовательная
и
коррекционная
работа.
В
основу
занятий
положены
краткие сведения о сути праздника, традициях, национальных особенностях празднования,
а также о нравственных нормах поведения в духе Православия.
Основной упор был сделан на занятия продуктивной деятельностью. На этих
занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные
работы, приобщающие их к традиционной культуре восприятия мира, отношения к Богу,
окружающим людям, природе, предметному окружению. В деятельности дети осознают
правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлечённой,
словесной форме. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный
характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы ребёнок видел то, что он может
сделать что-то полезное и красивое своими руками. Коллективные работы объединяют
детей и взрослых, дают возможность участия в общем деле, учат радоваться достигнутому
совместными усилиями результату.
Работа в этом направлении привелак убеждению, что воспитание детей с ОВЗ без
духовно-нравственной основы неполноценно. Необходимо расширить участие работ детей
в
различных
конкурсах,
так
как
это
не
только
повышает
их
творческий
потенциал,
приобщает их к духовной жизни общества, но и убеждает детей в том, что это актуально,
современно и жизненно необходимо для успешной адаптации в социум.
О формировании духовно-нравственного мира детей и условиях, в которых это
следует
осуществлять
емко
сказано
В.А.
Сухомлинским: «Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать
ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет
чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он
будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском
мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы.
Какая
осторожность
и
нежность
нужны,
чтобы,
сорвав
цветок,
не
уронить
капли».
Осторожно, чтобы не навредить взрослые должны подбирать и духовную пищу, тщательно
удаляя вредные, отравляющие источники.