Напоминание

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ "


Автор: Аникиенко Наталья Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ "
Раздел: среднее образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5

Минакова Ольга Сергеевна, воспитатель

Задумываясь над проблемой духовно-нравственного воспитания детей, взрослые

испытывают

немало

трудностей,

связанных

с

тем,

что

в

стремительно

меняющемся

социуме

происходит

достаточно

динамичная

смена

традиций

и,

к

сожалению,

утрачиваются

нередко

самые

дорогие,

являющиеся

фундаментом

национальной

духовности.

Молодые родители, уже воспитанные на «новых» традициях, в духовных

кладовых имеют те пустоты, которые «выхолощены» бессмысленными литературными

трудами, фильмами-боевиками и др. Родители нуждаются в педагогической поддержке

при воспитании детей, но родители особенных детей и сами дети с ОВЗ являются той

категорией, с которой чаще всего приходится общаться в условиях центра помощи детям.

Касаясь данной проблемы, хочется опереться на цитату В.Г. Белинского, который

задавал

вопрос

о

том

«Что

такое

нравственность?

В

чем

должна

состоять

нравственность?».

Сам

автор

дал

на

это

следующий

ответ:

«В

твердом,

глубоком

убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое

назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех

действий».

Воспитание

ребёнка

-

трудный

и

ответственный

процесс,

требующий

много

времени

и

терпения,

сил

и

знаний.

Воспитание

детей

с

ОВЗ

сопровождается

ещё

большими сложностями и проблемами. Необходим правильный подход и знания, тогда

можно будет увидеть значительный прогресс в развитии особенных детей.

Ребёнок с ОВЗ - тот кто имеет психологически недостатки, препятствующие освоению

образовательных программ. Эта категория детей включает в себя различные нарушения

развития, такие как:

• слуха и зрения;

• речи;

• интеллекта;

• опорно- двигательного аппарата;

• эмоционально- волевой сферы и поведения;

• с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Одной

из

наиболее

важных

задач

в

воспитании

детей

с

ОВЗ

является

как

формирование

у

них

таких

навыков,

которые

помогут

им,

как

можно

быстрее

и

максимально

успешнее

социализироваться

в

обществе.

Для

этого

нужно

обратить

внимание

на

коррекцию

их

проблемных

участков

развития

и

оказание

им

помощи,

опираясь на ресурсные возможности.

Сегодня

все

больше

становится

актуальным

интегрированное

и

инклюзивное

воспитание детей с ОВЗ в условиях специальных групп,

массовых группах или в

обычных группах, среди ровесников. Необходимо также помнить, что для детей с ОВЗ

требуется

индивидуальный

подход,

тьюторское

сопровождение

и

адаптированные

программы обучения.

Необходимые

подходы

воспитания

и

образования

детям

с

ОВЗ

назначают

квалифицированные

специалисты.

Педагоги

и

психологи

предварительно

проводят

диагностику ребёнка и беседу с родителями, уточняют домашние методы воспитания и

уход, индивидуальные особенности характера и заболевания.

Духовно- нравственное воспитание детей - одно из самых важных в современном

обществе. Необходимость помнить традиции, память к исторической культуре, бережное

отношение к природе и толерантное понимание между людьми - все это не только

формирует, но и оказывает влияние на процесс воспитания личности. И так как духовно-

нравственное воспитание это целенаправленный процесс, нацеленный на приобщение

человека к Высшему миру, постепенно восстанавливается целостная структура личности,

самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Нравственные ценности личности закладываются в процессе жизнь человека, а

базой для формирования этих качеств являются чувства любви и привязанность к своей

культуре, своему народу, чувство ответственности за свою страну.

Дети

глядя

на

взрослых

людей

копируют

эталоны

нравственных

и

этических

поступков,

которые

ложатся

в

основу

ценностной

сферы

формирующейся

детской

личности.

Формирование духовно- нравственных качеств детей с ОВЗ даёт возможность для

наполнения их духовного мира, что позволяет органично вписывается им в общество.

Нравственное

воспитание

становится

профилактикой

правонарушений

и

социального

инфантилизма.

В сам процесс воспитания мы включаем следующее:

1)

Воспитание

этического

поведения

и

нравственные

чувства.

Здесь

подразумевается

развитие

понимания

между

плохими

и

хорошими

поступками,

уважительное отношение к себе и близким людям, бережное отношение ко всему живому,

отрицательное отношение к грубому и аморальному ( посещения храма и городских

парков).

2)

Воспитание у детей трудолюбия. Здесь мы рассматриваем значение труда и

творчества,

формируем

уважения

к

труду,

учим

навыкам

коллективной

работы

( дежурство, ежедневные и генеральные уборки, субботники и ремонт по дому).

3)

Воспитание гражданственности. Ознакомление с историей и государственными

праздниками,

любовь

к

своему

городу

и

стране,

умение

отвечать

за

свои

поступки

( посещение социокультурный мест города и экскурсии по достопримечательностям).

Больше значение в воспитании нравственности с детьми ОВЗ отводится ролевым

играм, обыгрывание различных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках,

былинах, причём нужно не только их читать, но и анализировать после прочтения, делать

выводы.

Для работы по формированию у детей

духовной и нравственной культуры в

ГКУСО РО Таганрогском центре Помощи Детям 5 за основу была взята программа

духовно-нравственного

воспитания

детей:

«Мир

нравственных

ценностей».

Целью

программы

является

содействие

комплексной

воспитательно-образовательной,

коррекционной работе с детьми, посредством приобщения их к отечественным духовно-

нравственным традициям через организацию духовно- продуктивной деятельности.

Основой

содержательной

линии

занятий

является

календарь:

природный,

гражданский и православный, в соответствии с которыми строится и планируется вся

воспитательно-образовательная

и

коррекционная

работа.

В

основу

занятий

положены

краткие сведения о сути праздника, традициях, национальных особенностях празднования,

а также о нравственных нормах поведения в духе Православия.

Основной упор был сделан на занятия продуктивной деятельностью. На этих

занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные

работы, приобщающие их к традиционной культуре восприятия мира, отношения к Богу,

окружающим людям, природе, предметному окружению. В деятельности дети осознают

правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлечённой,

словесной форме. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный

характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы ребёнок видел то, что он может

сделать что-то полезное и красивое своими руками. Коллективные работы объединяют

детей и взрослых, дают возможность участия в общем деле, учат радоваться достигнутому

совместными усилиями результату.

Работа в этом направлении привелак убеждению, что воспитание детей с ОВЗ без

духовно-нравственной основы неполноценно. Необходимо расширить участие работ детей

в

различных

конкурсах,

так

как

это

не

только

повышает

их

творческий

потенциал,

приобщает их к духовной жизни общества, но и убеждает детей в том, что это актуально,

современно и жизненно необходимо для успешной адаптации в социум.

О формировании духовно-нравственного мира детей и условиях, в которых это

следует

осуществлять

емко

сказано

В.А.

Сухомлинским: «Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать

ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет

чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он

будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском

мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы.

Какая

осторожность

и

нежность

нужны,

чтобы,

сорвав

цветок,

не

уронить

капли».

Осторожно, чтобы не навредить взрослые должны подбирать и духовную пищу, тщательно

удаляя вредные, отравляющие источники.



В раздел образования