Напоминание

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования


Автор: Галкина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №439"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО -

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ: ГАЛКИНА И.А.



ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДАВАТЬ ЗНАНИЯ,

НАДО НАУЧИТЬ ДУМАТЬ,

ВОСПРИНИМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.

В.СУХОМЛИНСКИЙ

Работая по программе «От рождения до школы»,

я руководствуюсь девизом

«Чувствовать – Познавать - Творить»




ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ

СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

формирование у детей дошкольного возраста диалектического

мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе

взаимосвязей и взаимозависимостей;

развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде

с помощью наглядных средств;

расширение перспектив развития поисково-познавательной

деятельности детей путем включения их в мыслительные,

моделирующие и преобразующие действия;

поддержание у детей инициативы, сообразительности,

пытливости, критичности, самостоятельности.


СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ:

постановка проблемы;

поиск путей решения

проблемы;

проведение наблюдения;

обсуждение увиденных

результатов;

формулировка выводов.



Исследование, проведенное в одном из детских садов определило место

детского экспериментирования в структуре детских предпочтений.

Детское экспериментирование, как один из

шести видов деятельности, находится на

втором месте.

Это свидетельствует об очевидном

интересе детей к экспериментированию.


В этом же исследовании выявлено 3 категории материалов

экспериментальной деятельности по степени проявления к ним

познавательного интереса воспитанников и активности

экспериментирования с ним:

I группа материалов: природный материал, красители (пищевые и

непищевые), медицинские материалы. Оказалось, что дети

предпочитают экспериментировать больше всего с природным

материалом (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,

шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.).

II группа материалов: приборы-помощники, технические

материалы, прочие материалы.

III группа материалов: разнообразные сосуды из различных

материалов, утилизированный материал, разные виды бумаги.


СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений,

наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций

(анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование

умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)

должны

быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные

коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья

и т.п.);

2) место для приборов, для хранения материалов (природного, "бросового");

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,

пенопласт и др.)



ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы,

компас, магниты, микроскопы);

2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,

металл) разного объема и формы;

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,

шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,

детали конструктора и т.д.);

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без

игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).


"Извержение вулкана" -

показать это явление можно простой

химической реакцией уксуса и соды.


Для этого опыта

достаточно капнуть

растительного масла в

отверстие А, и

рыбка….поплывет
« ЖИВАЯ» РЫБКА

Этот трюк основан на

способности различных

веществ тонуть или

плавать в зависимости

от их плотности.

Вещества с меньшей

плотностью плавают на

поверхности более

плотных веществ.

«БАШНЯ ПЛОТНОСТИ»


«Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев


В раздел образования