Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Автор: Галкина Ирина АлександровнаДолжность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №439"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
Назад
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО -
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ: ГАЛКИНА И.А.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДАВАТЬ ЗНАНИЯ,
НАДО НАУЧИТЬ ДУМАТЬ,
ВОСПРИНИМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.
В.СУХОМЛИНСКИЙ
Работая по программе «От рождения до школы»,
я руководствуюсь девизом
«Чувствовать – Познавать - Творить»
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА
РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ
СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического
мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе
взаимосвязей и взаимозависимостей;
развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде
с помощью наглядных средств;
расширение перспектив развития поисково-познавательной
деятельности детей путем включения их в мыслительные,
моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности,
пытливости, критичности, самостоятельности.
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ:
постановка проблемы;
поиск путей решения
проблемы;
проведение наблюдения;
обсуждение увиденных
результатов;
формулировка выводов.
Исследование, проведенное в одном из детских садов определило место
детского экспериментирования в структуре детских предпочтений.
Детское экспериментирование, как один из
шести видов деятельности, находится на
втором месте.
Это свидетельствует об очевидном
интересе детей к экспериментированию.
В этом же исследовании выявлено 3 категории материалов
экспериментальной деятельности по степени проявления к ним
познавательного интереса воспитанников и активности
экспериментирования с ним:
I группа материалов: природный материал, красители (пищевые и
непищевые), медицинские материалы. Оказалось, что дети
предпочитают экспериментировать больше всего с природным
материалом (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.).
II группа материалов: приборы-помощники, технические
материалы, прочие материалы.
III группа материалов: разнообразные сосуды из различных
материалов, утилизированный материал, разные виды бумаги.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций
(анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование
умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)
должны
быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т.п.);
2) место для приборов, для хранения материалов (природного, "бросового");
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,
пенопласт и др.)
ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы,
компас, магниты, микроскопы);
2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл) разного объема и формы;
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки и т.д.);
5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,
детали конструктора и т.д.);
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без
игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
"Извержение вулкана" -
показать это явление можно простой
химической реакцией уксуса и соды.
Для этого опыта
достаточно капнуть
растительного масла в
отверстие А, и
рыбка….поплывет
«
ЖИВАЯ» РЫБКА
Этот трюк основан на
способности различных
веществ тонуть или
плавать в зависимости
от их плотности.
Вещества с меньшей
плотностью плавают на
поверхности более
плотных веществ.
«БАШНЯ ПЛОТНОСТИ»
«Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы и
получать на них ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
К.Е.Тимирязев
В раздел образования