Автор: Понемасова Светлана Борисовна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Верхний Ломов имени И.И.Привалова
Населённый пункт: с.Верхний Ломов Пензенской области
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов
имени Ивана Ивановича Привалова
Технологическая карта урока
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца
Понемасова Светлана Борисовна
учитель физики
Технологическая карта урока
1.
Ф.И. О. учителя: Понемасова Светлана Борисовна
2.
Место работы, должность: МБОУ СОШ с. Верхний Ломов, учитель
3.
Учебный предмет: физика
4.
Класс: 8
5.
Автор учебника: А.В. Перышкин
6.
Тема урока: « Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца»
7.
Тип урока: урок открытия нового знания и первичного закрепления полученных знаний
8.
Технология построения урока: проблемно – экспериментальное обучение
9.
Место и роль урока в изучаемой теме: завершающий этап в изучении темы: «Электрические
явления»
10.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному
закреплению знаний о причинах и следствиях нагревания проводников электрическим током , формированию
представлений о практическом применении полученных знаний в повседневной жизни
11.
Задачи урока:
Образовательные:
- опираясь на имеющиеся знания и повседневный опыт, аналитически установить связь выделяющейся
тепловой энергии в проводнике с силой тока, сопротивлением проводника и временем его протекания
- подтвердить полученные выводы результатами экспериментов
- опираясь на известные формулы и теоретические умозаключения получить расчетную формулу, для
расчета количества теплоты, выделяемого проводником с током
- сформулировать закон Джоуля – Ленца
- формировать умения применять данный закон для решения задач и анализа вопросов практической
направленности
Воспитательные:
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего
мира
- формировать коммуникативные умения учащихся, способность работать в группах, уважительно
относиться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей
Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения учащихся: наблюдать, сравнивать, размышлять анализировать и
обобщать результаты опытов, применять полученные знания в новых ситуациях
12.
Планируемые результаты:
- предметные УУД: научить учащихся вычислять количество теплоты, выделяемое проводником с током
- метапредметные УУД:
а) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учащимися и
учителем, работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
отстаивания
интересов,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий и требований б) регулятивные: ставить учебную задачу, составлять план и последовательность
действий, осуществлять контроль в форме сравнения результата и способа действий с эталоном, с целью
обнаружения отличий и отклонений от него в) познавательные: самостоятельно выделять познавательную
цель, устанавливать причинно – следственные связи
- личностные УУД: формирование у учащихся умения видеть физические явления и законы в событиях
окружающей действительности
Основные термины: количество теплоты, сила тока, сопротивление проводника, закон, время
Ресурсы урока:
1.
Интерактивный комплекс
2.
Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2015г./
3.
Инструкции по работе для групп
4.
Презентация
5.
Сигнальные карточки
Этапы урока
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Мотивация
учебной
деятельности
Приветствует учащихся.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас
видеть. Сегодня наш урок начнется
немного необычно. Перед вами на
экране четыре фигуры: круг,
прямоугольник, треугольник и волна.
Немного подумав, выберите одну из
них и изобразите на листе № 1.
Закончили? Поднимите руку те, кто
изобразил круг. Психологи утверждают,
что вы добрый и отзывчивый человек.
А теперь те, кто выбрал
прямоугольник. Вы прямолинейны,
решительны и уверены в себе. А теперь
те, кто выбрал треугольник. Вы любите
острые углы в общении и часто
принимаете решения, непонятные для
окружающих. А теперь те, кто выбрал
волну. Вы, конечно же, обойдете
стороной конфликтную ситуацию и
обязательно окажетесь правы! Ребята,
но какими бы скрытыми чертами
характера вы не обладали, помните, что
мы вместе, вы – команда и у нас все
Самоорганизация
на учебную
деятельность
Выполняют
задания
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Личностные УУД
получится!
Актуализация
знаний
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
Перед вами высказывание
древнегреческого философа и
мыслителя Сенеки. Прочтите его про
себя. Какой смысл оно имеет в начале
урока? Конечно, ребята, для этого
посмотрите на следующий слайд.
Скажите, пожалуйста, что необычного
в изображении данной комнаты?
Современный человек использует в
быту большое количество приборов. А
какие именно приборы нас интересуют,
мы узнаем, отгадав загадки:
1.За минуту чай вскипел
… чайник преуспел
2.Для нее нашлось местечко
Пирог печет …
3.В уголке стоит не вдруг
Электрический…
4 В кухне от нее не жарко
Чудо – повар …
Как можно назвать все эти
приборы?
Какие еще электронагревательные
приборы есть у нас в доме? Почему их
назвали электронагревательными?
Давайте сформулируем
Отвечают на
вопрос
Отгадывают
загадки
Отвечают на
вопросы
Формулируют
первую часть темы
Познавательные
УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные
УУД
промежуточный вывод. Это первая
часть темы нашего урока. Откройте,
пожалуйста, тетради, и запишите:
нагревание проводников электрическим
током. А теперь посмотрите на слайд,
что на нем изображено? Можно ли их
назвать нагревательными? Можно ли
сказать, что эти приборы после
протекания тока по ним совсем не
нагреваются?
А теперь давайте выделим общее:
по ним по всем протекает ток, но
нагреваются они по разному. Что же
нас может заинтересовать?
урока
Отвечают на
вопросы учителя
Делают вывод
Выдвигают
промежуточную
гипотезу
Постановка и
формулирование
учебной проблемы,
планирование
деятельности
Ответы на данный вопрос мы
получим, найдя выход из шутливой
ситуации: восьмиклассник огорчен,
опоздает в школу он, горит лампа,
льется свет, но утюг не гладит, нет. Как
помочь ребята, Коле, чтоб костюм
погладить к школе?
Как вы думаете, почему может не
гладить исправный утюг?
Вспомнив начало темы нашего
урока, давайте подумаем, что
необходимо сделать дальше?
Сформулируйте цель своей
деятельности.
Уточняют
правильность
предположения
Намечают цель
деятельности
Намечают план
своих действий для
достижения
поставленной цели
Регулятивные УУД
Коммуникативные
УУД
Открытие нового
знания
Ребята, чтобы наша работа по
поиску новой информации была более
эффективной, мы должны разделиться
на 4 группы. Вы можете остаться на
своих местах, если вам это удобно, а
можете поделиться по
психологическому признаку,
совместимыми фигурами являются
круг и волна, треугольник и квадрат.
Две группы называются
«Экспериментаторы», представители
этих групп будут работать с приборами.
Одна группа «Аналитики», они
постараются получить расчетную
формулу. И последняя группа
«Рассудительные люди», представители
которой постараются ответить на
вопросы. Подумайте, в какой группе
вы хотели бы работать и назначьте в
каждой группе руководителя. Давайте
попросим их получить инструкцию по
работе для групп. Прочтите
внимательно инструкцию, приступайте
к выполнению заданий. Время работы
-5 минут, на представление работы – 2
минуты
Надеюсь, ребята, что вы успешно
справились с заданием, слушаем отчет
о работе групп. (Учитель корректирует
Делятся на
группы
Работают в
группах
Руководитель
группы выбирает, кто
будет отвечать
Участники
группы дополняют
ответы, делают
выводы
Работают в
группах с разными
источниками
информации:
Предметные УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
ошибки, задает вопросы пассивным
учащимся, контролирует правильность
ответов)
Отчет групп в следующем
порядке: 1 «Рассудительные люди», 2
«Экспериментаторы», 3 «Аналитики»
А теперь, ребята, сравните,
пожалуйста, результат сделанных вами
выводов с утверждением , выделенным
жирным шрифтом на стр. 124 вашего
учебника. Прочтите его пожалуйста
вслух. Формулировку чего вы сейчас
прочли?
Да, ребята, этот закон независимо
друг от друга сформулировали два
ученых. В году английский ученый
Джеймс Прескотт Джоуль и в году
русский ученый Эмилий Христианович
Ленц, поэтому он и носит двойное
название: закон Джоуля – Ленца.
Запишите в тетради вторую часть
темы нашего сегодняшнего урока. А
скажите, пожалуйста, что же мы можем
определить зная данный закон?
учебником,
инструкциями
Обобщают
полученные
результаты
Читают текст в
учебнике
Делают вывод о
полноте и
правильности
изученного материала
Записывают
полное название темы
Отвечают на
вопросы учителя
Физкультмину
тка
Цель:
формирование
Вы наверное устали, отдохнем, все
дружно встали, вправо, влево
наклонились, головой, не поленились,
взгляд на парту опустили и про доску
Выполняют
упражнения
Формирование
понимания ценности
здорового образа жизни
ценного отношения
к своему здоровью
не забыли. Светлый цвет у этой краски,
успокоит ваши глазки. Посмотрели все
в окно, ждет внимания оно, из окна
далекий вид, ин глазам не повредит.
Всех садиться приглашаю, а урок мы
продолжаем!
Применение
новых знаний
Ребята, сегодня мы
сформулировали новый закон,
получили расчетную формулу. Какой
же совет вы можете дать мальчику?
Как вы думаете, где изученный
материал может вам пригодиться?
А сейчас мне хотелось внести
элемент занимательности в нашу
совместную работу. На ваших столах
находится пробирка с «магнитной
жидкостью» и вы имеете возможность
прикоснуться к нанотехнологиям. Вы
про них когда-нибудь слышали? Это,
ребята, мельчайшие частицы металла,
размеры которых составляют
миллионные доли от миллиметра. Эти
частицы вводятся врачами в больное
место человека, нагреваются с
помощью электромагнитных полей,
после чего наступает процесс
выздоровления. То есть данный способ
применения теплового действия тока
является каким, ребята? (полезным) А
Высказывают свое
мнение
Слушают
пояснение учителя
Отвечают на
вопросы учителя
Предметные УУД
(умение выполнять
задание, применив
новые знания)
Коммуникативные
УУД
Личностные УУД
(умение реализовать
связь с окружающей
жизнью)
теперь посмотрите, пожалуйста, на
слайд. Что можно сказать про данное
нагревание проводников эл. током?
Скажите, пожалуйста, на какие
вопросы должен знать ответ
современный человек?
Подсказка скрывается за ширмой,
а вопрос звучит так: в каждом доме
контролер смотрит со стены в упор,
смотрит не моргает, что – то все
считает…
Что находится за ширмой? Какой
же вопрос просто обязан задать себе
современный человек?
Для ответа на этот вопрос вам
предстоит работа в парах. Из
предложенных ответов необходимо
выбрать на ваш взгляд верный
( Подборка вопросов на тему:
«Энергосбережение – умное
потребление»)
Ребята, как вы думаете, для чего
могут пригодиться эти знания?
Скажите, пожалуйста, а о чем вы
должны помнить, в момент включения
прибора в эл. цепь? На какой еще
вопрос должен знать ответ
современный человек, вы узнаете,
решив задачу. (О силе тока,
Отгадывают
загадку
Работают в парах
Высказывают свое
мнение по результатам
проделанной работы
Решают задачу
индивидуально
Отвечают на
вопросы
протекающего по телу человека, без
опасных последствий для него)
Рефлексия и
оценивание
И так ребята, с чем вы сегодня
познакомились?
Как вы открывали эти знания?
Можно какое – то одно из
высказываний ученых считать
правильным, а второе нет?
Вы реализовали поставленную
цель?
А что вы еще не научились делать?
Для домашнего задания у меня
подобрана необычно интересная
подборка задач разного уровня
сложности, думаю, что каждый найдет
в ней именно ту, которую с
удовольствием решит.
А пока давайте оценим работу на
уроке, свою, работу в паре и работу
групп.
А теперь мы с вами создадим дерево
ощущений и оценим наше общение.
Если урок оставил вас равнодушными,
вы не получили пользы от него,
приклейте листочки к корням дерева, у
вас получится трава. Если на уроке вам
было интересно, урок был в
определенной степени полезен для вас,
Отвечают на
вопросы
Высказывают свое
мнение
Оценивают свою
деятельность на уроке
Определяют
степень своих
достижений на уроке
(самооценка) с
помощью сигнальных
карточек
Регулятивные УУД
Коммуникативные
УУД
Личностные УУД
приклейте листочки на нижнюю часть
кроны, и если на уроке вам было все
понятно, урок был полезен и интересен
для вас, приклейте листочки на
вершину дерева.
Спасибо за вашу оценку!
Отмечают
успешные ответы
участников
Домашнее задание
В качестве домашнего задания вам
предстоит изучить п. 53 учебника и
выбрать задачу из предлагаемого
списка интересных разно уровневых
задач.
Ребята, я очень рада тому, что
сегодня на уроке мы работали вместе.
Большое вам спасибо!
Записывают
домашнее задание в
дневники
Предметные УУД
Приложение к уроку
Задача № 1
Известно, что безопасным для человека является постоянный ток силой 100 мкА. Какое количество теплоты
выделится за 1 мин. в теле человека при прохождении тока от конца одной руки до конца другой руки (при сухой
коже), если сопротивление этого участка равно 15 кОм?
Задача № 2
Какое количество теплоты выделяет за 5с константановый проводник сопротивлением 25 Ом, если сила тока в
цепи 2 А?
Задача № 3
Какое количество теплоты выделяется за 40 минут в медных проводах с площадью поперечного сечения 1,5 мм
2
и длиной 3 м, подводящих ток к плитке, если сила тока в спирали плитки 5 А?
Задача № 4
Спираль электрической плитки укоротили в 2 раза. Изменится ли от этого накал плитки? Если изменится, то как?
Задача № 5
Закон утверждает, что если по проводнику протекает электрический ток, то проводник нагревается. Почему же не
греется электропроводка, соединяющая лампу и розетку?
Задача № 6
Представьте, что все электроприборы в доме включены одновременно. Что может произойти?
Задача № 7
Какой силы ток применяется для сварки электрических проводов, если сопротивление контакта концов равно
0,005 Ом, сварка длится 5 с, и при этом выделяется 25 кДж энергии?
Задача № 8
Для оплавления гололеда на проводе электрической железной дороги по проводу пропущен электрический ток.
Сколько льда будет плавиться каждую минуту? Напряжение в линии 600 В, сила тока 450 А, КПД электронагревателя
50%.
Задача № 9
Вода в аквариуме подогревается электрической лампой мощностью 40 Вт. На сколько градусов нагреется 10
литров воды в аквариуме за 1 час, если тепловые потери при этом составляют 75 %?
Задача № 10
В парнике с электрическим обогревом сила тока в грунте каждой рамы 20 А при напряжении 50 В. Какое
количество теплоты выделяется в каждой раме за сутки непрерывного обогрева?