Напоминание

"Маленькие экспериментаторы: опыты с водой " для детей 3-4лет


Автор: Логинова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№15" (структурное подразделение "Детский сад")
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: Кратковременная образовательная практика
Тема: "Маленькие экспериментаторы: опыты с водой " для детей 3-4лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» структурное подразделение детский сад «УТВЕРЖДАЮ»: директор МАОУ «СОШ№15» структурное подразделение детский сад __________О.А.Бирюкова «_____»____________2015 г. Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой » для детей 3-4лет Подготовили: Логинова Елена Вячеславовна, воспитатель Шиврина Елена Владимировна, воспитатель г. Соликамск, 2015г.

Название практики
«Маленькие экспериментаторы: опыты с водой»
Краткое формулирование основной идеи
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай по- пробовать - и я пойму». Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чув- ства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в сов- местную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследова- телем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!» ( Китайская пословица) Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику рабо- ты с детьми младшего дошкольного возраста, и данная кратковременная образова- тельная практика способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Цель:
развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умения сравни- вать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Задачи:
1. Расширять представления детей о физических свойствах воды, о значимости воды в жизни человека. 2. Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при про- ведении физических экспериментов 3. Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру
Возрастная категория детей
– 3-4 лет
Количество участников:
до 12 человек
Количество часов:
7 часов
Периодичность встречи:
2 раза в неделю
Время встречи
-15 минут.
Результат образовательных достижений, продукт деятельности:
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо ре- шить. Предлагает возможные решения. 2. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение. 3. Коллаж, отражающий признаки и свойства воды. 4. Разноцветные сосульки для украшения прогулочного участка.
Список литературы:


1.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: темати- ческое планирование, рекомендации, конспекты занятий»/авт.-сост. Е.А.Марты- нова, И.М.Сучкова.-Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.-333с.
2.
«Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и пер- спективное планирование работы в различных возрастных группах» Выпуск 1/Сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 240.
3.
Прохорова Л.К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольни- ков (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

Содержание образовательной деятельности
№ Название Задачи Содержание деятельно- сти Материалы, оборудова- ния Количе- ство часов Результат, продукт деятельности 1 «Узнаем, какая вода» 1.Познакомить детей со свойствами воды 2.Способствовать разви- тию детьми собственного познавательного опыта в обобщенном виде с по- мощью наглядных средств 3. Воспитывать аккурат- ность в работе, соблюде- ние правил техники без- опасности при проведе- нии экспериментов. 1.Предложить детям по- лучше узнать воду, по- знакомиться с ней по ближе (постановка ис- следовательской задачи) 2. Уточнить правила безопасности 3. Провести экспери- менты: « Молочко», «Вкус воды», «Запах», «Таяние льда». 4. Предложить детям сделать вывод, изгото- вить коллаж, отражаю- щий признаки и свой- ства воды. 5. Предложить детям поиграть в подвижную игру « Солнышко и до- ждик» Вода, моло- ко, сахарный песок, кусоч- ки льда, ко- мочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски, ста- канчики, па- лочки (чай- ные ложки), соломинки для коктейля, термос. 1час Умение делать про- стейшие выводы из увиденных опытов: вода прозрачная, не имеет цвета, вода не имеет вкуса, запаха, маленькие кусочки льда тают быстрее, лед это тоже вода. Коллаж отражаю- щий признаки и свойства воды. 2 «Откуда берется вода? Пар – это тоже вода» 1.Познакомить детей с процессом конденсации, с состоянием воды –па- ром. 2. Развивать способность устанавливать причинно- следственные связи. 1.Предложить детям по- знакомиться с одним из состояний воды-паром. 2. Уточнить правила безопасности. 3. Провести экспери- мент «Пар – тоже вода» Кипяток, термос, ем- кость, охла- жденная ме- таллическая крышка 1 час Умение делать про- стейшие выводы из увиденных опытов: Пар-это тоже вода, процесс превраще- ния пара в воду происходит при
3. Воспитывать аккурат- ность в работе, соблюде- ние правил техники без- опасности при проведе- нии экспериментов. 4 Познакомить детей с процессом конденсации 5.Предложить детям по- играть в подвижную игру «Вода, вода…» 6.Поместить в группо- вой комнате плакат с различными состояния- ми воды. охлаждении пара. 3 «Вода жидкая- она может течь» 1.Познакомить детей со свойством воды-текуче- стью . 2. Продолжать развивать познавательную актив- ность в процессе экспе- риментирования. 3. Воспитывать аккурат- ность в работе, соблюде- ние правил техники без- опасности при проведе- нии экспериментов. 1. Предложить детям познакомиться со свой- ством воды - текуче- стью. 2. Уточнить правила безопасности. 3.Провести экспери- мент «Вода это жид- кость» 4.Предложить детям по- играть в подвижную игру «Ручеек» Вода, две емкости, твердый предмет( ку- бик) 1 час Умение делать про- стейшие выводы из увиденных опытов: Вода жидкая –она может течь 4 «Замерзание жидкости» 1.Познакомить детей с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. 2.Поощрять выдвижение детьми гипотез. 3. Воспитывать аккурат- ность в работе, соблюде- ние правил техники без- 1. Предложить детям рассмотреть жидкости, определить различия и общие свойства жидко- стей (текучесть, способ- ность принимать форму сосудов) 2.Уточнить правила безопасности 3. Провести экспери- Одинаковое количество обычной и соленой воды, моло- ко, сок, рас- тительное масло, емко- сти, алго- ритм дея- 2часа Умение делать про- стейшие выводы из увиденных опытов: Жидкости могут за- мерзать, одни жид- кости замерзают бы- стрее, другие медленнее.
опасности при проведе- нии экспериментов. мент «Замерзание жид- кости» 4. Предложить детям поиграть в подвижную игру « Заморожу» 5. Предложить детям поиграть в дидактиче- скую игру «Вода ка- кая…» 6. Подвести итоги экс- перимента, когда жид- кости замерзнут тельности 5 «Разноцветные сосульки» 1.Помочь детям реализо- вать представления о свойствах воды (про- зрачно сть, р а с т во р и- мость, замерзание при низкой температуре) 2. Развивать способность устанавливать причинно- следственные связи, обо- гащать словарь детей. 3. Воспитывать аккурат- ность в работе, соблюде- ние правил техники без- опасности при проведе- нии экспериментов. 1.Вспомнить с детьми три агрегатных состоя- ния воды (жидкость, пар, лед) 2.Уточнить правила безопасности 3.Провести экспери- мент «Разноцветные со- сульки» 4.Предложить детям по- играть в подвижную игру « Разноцветные снежинки» 5.Подвести итоги экспе- римента после замерза- ния разноцветных сосу- лек. 6.Предложить детям украсить елку, расту- щею на участке, разно- Вода, краски, формы для заморажива- ния льда, нитки, алго- ритм дея- тельности. 2 часа Умение делать про- стейшие выводы из увиденных опытов: воду можно перево- дить из жидкого со- стояния в твердое, при добавлении в воду краски, можно получить разноцвет- ный лед.
цветными сосульками. 7. Спеть песенку « Ма- ленькой елочке холодно зимой», (сл. З. Алексан- дровна, муз. М. Кара- сев). Приложение
Правила при работе с водой.

1. Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. 2. Пролил воду — не беда: 3. Тряпка под рукой всегда. 4. Фартук — друг: он нам помог, И никто здесь не промок. 5. Во время эксперимента: - не трогай емкость руками - не опускай руки в воду - не подноси руку к отверстию термоса - нельзя пить растворы, с которыми работаем. -нельзя брать сосульки в рот
Экспериментирование с водой.

«Узнаем, какая вода»
Цели: познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности' организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания. Материал: вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные крас - ки. Оборудование: стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник). Ход опыта Воспитатель предлагает детям получше узнать воду, познакомиться с ней поближе. Воспитатель ставит перед детьми два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика кладёт палочки (ложечки). - В каком из стаканчиков видны палочки (ложечки), а в каком - нет? (Ответы детей.) - Почему? Дайте объяснение. (Высказывания детей.) - Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Значит, вода прозрачная, а молоко нет. - Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких мо - лочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молочной реке ничего
бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не увидит и умрет с голоду.) Воспитатель предлагает детям попробовать через соломинку воду. - Есть ли у нее вкус? (Вода очень вкусная.) - Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее че - ловек не может пить. Воспитатель дает детям попробовать молоко (сок), а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выраже - ние «вода очень" вкусная». Воспитатель предлагает детям понюхать воду. - Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Ответы детей.) - Вода не имеет запаха. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Воспитатель кладёт кубики льда на тарелочку. - Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (Ответы детей.) Возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький. - Какой кубик тает быстрее? (Ответы детей.) - Отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Значит, лед - это тоже вода. Поместить в группе плакат, отражающий признаки и свойства воды . Вывод. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, может иметь разные состояния (лёд). Воспитатель. Что показал опыт с молоком и водой? (Вода прозрачная. Молоко непрозрачное. В воде живут рыбы. В молоке рыбы жить не могут.) - Какова вода на вкус? (Вода безвкусная.) - Имеет ли вода запах? (Нет.) - Что произойдёт, если кусочки льда положить на тарелочку? (Они растают и превратятся в воду.)
«Откуда берется вода? Пар – это тоже вода»
Цель: познакомить детей с одним из состояний воды - паром. Материал: кипяток. Оборудование: термос (ёмкость с кипятильником). Ход опыта Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды - паром.
Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильником и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Поместить в групповой комнате плакат с различными состояниями воды. Вывод. Пар - это тоже вода. Цель: познакомить детей с процессом конденсации. Материал: горячая вода. Оборудование: ёмкость, охлажденная металлическая крышка. Ход опыта Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой. Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.) Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крыш- ке.) Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет. Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
«Вода жидкая - она может течь»
Цель: познакомить со свойством воды - текучестью. Материал: вода. Оборудование: две емкости, твердый предмет (кубик) Ход опыта: Воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой. Дети наблюдают и отмечают, что вода из одного сосуда перетекает в дру- гой. Один сосуд стал полным, другой - пустым. Воспитатель: Почему так происходит? ( Высказывания детей) Вывод: Правильно , вода жидкая, она может течь. Воспитатель: Можно ли кубик переместить из одного сосуда в другой? (Высказывания детей) Проверим. Воспитатель переливает воду из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Дети наблюдают и отмечают, что предмет переме- стился из одного сосуда в другой. Один сосуд стал полным с находящимся внутри кубиком, другой - пустым. Воспитатель: Почему так происходит? (Высказывания детей)
Вывод: Вода жидкая, она может течь. Итог Воспитатель: Где живет вода? ( Вода живет в кране) - Почему вода из одного сосуда перетекает в другой? (Вода жидкая, она может течь)
«Замерзание жидкости»
Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Материал: одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло. Оборудование: ёмкости, алгоритм деятельности. Ход опыта Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму со- судов). Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алгоритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет. Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - медленнее.
«Разноцветные сосульки»
Цель: помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой темпера- туре). Материал: вода, краски. Оборудование: формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности. Ход опыта Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки. Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели. Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек. Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.


В раздел образования