Напоминание

"Новые формы и методы работы над словом на уроках русского языка"


Автор: Гараева Эльмира Файзулхаковна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новотроицкая СОШ" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Село Новотроицкое Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: проектная работа
Тема: "Новые формы и методы работы над словом на уроках русского языка"
Раздел: полное образование





Назад




Проектная работа

«Новые формы и методы работы над словом

на уроках русского языка»

Содержание

Введение

…………………………………………………………………….3

Основная часть. Новые формы и методы работы над словом на

уроках русского языка

1.Теоретическая часть

1.1. Работа над словом как ментальным и культурным феноменом………..5

1.2. Методы работы со словом……………………………………………........7

1.3. Приемы работы над словом………………………………………………13

2. Практическая часть

2.1. Урок одного слова – урок, позволяющий выходить на смысловой и

ценностный уровни слова, учитывать историю, культурный фон ………...20

Заключение…

……………………………………………………………….29

Библиография………………………………………………………

31

2

Введение

Тема

моей

проектной

работы – «Новые формы и методы работы над

словом

на

уроках

русского

языка».

Я

считаю,

что

вопрос

обогащения

словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях

научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из

которых

трудны

и

непонятны.

Поэтому

первостепенной

задачей

учителя

русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного

запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее

реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной

форме. Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского

языка.

Так,

Ф.И.

Буслаев

(1844)

рекомендовал

учителям

родного

языка

«развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал

преподавателям

обогащать

детей

«словами

и

выражениями,

для

этого

годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и

непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями,

обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский

писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так,

чтобы

подросток

в

процессе

обучения

учился

размышлять,

анализировать,

сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый

словарный запас, хорошо развитая связная речь.

В своей работе я попыталась раскрыть сущность некоторых новых форм и

методов

работы

со

словами

на

уроках

русского

языка,

направленной

на

развитие речи учащихся, на обогащение их словарного запаса.

Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы

традиционной парадигмы (технологии) обучения на уроках русского языка.

Цель:

получить

знания

о

сущности

проблемы

работы

над

словом

с

использованием

новых

методов

и

форм,

о

путях

эффективного

ее

совершенствования и реализовать модель работы на уроках русского языка.

3

Объектом

исследования

является

процесс

работы

по

развитию

речи,

по

обогащению словарного запаса учащихся.

Предмет

исследования – методы

и

приемы

работы

со

словом

на

уроках

русского

языка

с

целью

развития

речи,

обогащения

словарного

запаса

школьников.

В процессе исследования я выдвинула гипотезу: при условии систематического

использования на уроках русского языка новых форм и методов можно

добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить

уровень их речевого развития.

4

1.Теоретическая часть

1.1 Работа над словом как ментальным и культурным феноменом

Основной дидактической единицей на уроках русского языка является

слово. В конце 20 – начале 21 веков в области лингвистических дисциплин

явственно

обозначился

интерес

к

слову

как

явлению

культуры.

Слово,

по

убеждению многих учёных, не только передаёт информацию, но само является

инструментом мысли и способно аккумулировать в себе культуру, культурные

смыслы. Культурная информация в слове имеет свойство накапливаться: в слове

могут

найти

отражение

особенности

национальной

культуры

и

специфика

мировоззрения

народа,

например,

слова распоясаться,

опростоволоситься,

насолить отражают обычаи древности и взгляд людей на мир. Слово словно

«помнит» то содержание, которое в него было когда-то вложено. Слово для

сознания современного человека – знак культуры, имеющий своё лексическое

значение

(или

значения),

которое

складывается

из

многочисленных

представлений людей, их видения и понимания предмета, его признаков.

На мой взгляд, на уроках русского языка больше внимания нужно уделять

«внутренним ресурсам» слова, знакомя учащихся и с динамикой слова, и с его

цветовой гаммой и т.д. Это поможет сформировать у школьников позитивное

личностное

отношение

к

слову,

что

облегчит

в

дальнейшем

работу

над

орфографией и грамматическими категориями.

Размышление

над

словом,

его

анализ,

интерпретация

не

только

способствуют

формированию

коммуникативной

компетенции,

активизируют

речевую активность, но и помогают учащимся познакомиться с особенностями

русского видения мира, познать и понять себя как представителя русской нации.

Вместе с тем в ходе работы со словарями, художественными текстами, через

учебный

диалог

происходит

культурное,

нравственное

и

духовное

взаимообогащение учащихся и преподавателя.

Урок русского языка играет большую роль в духовно-нравственном

воспитании

детей,

поскольку

русский

язык,

являясь

частью

нашей

5

многовековой культуры, воплощает в себе высшие духовные ценности народа.

С помощью слова мы постигаем суть вещей и явлений, приобщаемся к духовно-

нравственным

идеалам.

Изучая

язык,

мы

одновременно

осваиваем

мир,

понимаем реальность происходящего, постигаем законы жизни в соответствии с

традициями национальной культуры.

На этом уровне представляется важным приучение детей к осознанному

произнесению слова, к пониманию его подлинного значения и смысла. В этой

связи К. Д. Ушинский называл слово «великим педагогом», потому что «не

условным звукам учится ребенок, но пьёт живительную силу из родимой груди

родного слова».

На уроках русского языка обязательно показываем бережное отношение к

родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных

радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над

словом,

его

анализ,

интерпретация

помогают

учащимся

познакомиться

с

особенностями

русского

видения

мира,

понять

и

познать

себя

как

представителя русской нации.

В своей работе я использую следующие методы работы со словом.

1.2. Методы работы со словом

1.

Комплексная (многоаспектная) работа со словом

6

2.

. Традиционно слово рассматривается в рамках тех или иных разделов

русского

языка,

«растворяясь»

в

сведениях

по

ф о н е т и ке ,

словообразованию, лексике, грамматике. Понимая сложность проблемы,

Н.

Л.

Аринина

считает,

что

«необходимые

в

учебных

целях

анализ,

разложение слова на составные части не должны убивать живую душу

значения слова»

1

. Любой вид языкового анализа в школе, бесспорно,

необходим. Но слова не должны превращаться в абстрактные глаголы,

существительные,

частицы,

а

сам

анализ

не

должен

становиться

самоцелью и конечным пунктом, так как слово – единое целое. Суть

метода – рассмотрение слова в единстве его различных характеристик, в

комплексе. Цель подобной работы совпадает с целевой установкой Л. В.

Успенского, который отмечал в книге «Слово о словах», что радость и

удача его работы заключается в том, чтобы не только «думать словами»,

но и «думать о словах».

3.

Например, один из уроков

в 6 классе мы посвящаем березке и

рассматриваем это слово с позиции русского языка, исследуем образ

берёзы в русской поэзии.

В результате комплексной работы со словом у учащихся рождаются

замыслы собственных текстов. Таким образом, многоаспектная работа со

словом – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте

к

слову

своему,

собственному:

«…всякое

слово

существует

для

говорящего в трёх аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее

слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих

высказываний, и, наконец, как моё слово, ибо, поскольку я имею с ним

дело в определённой ситуации, с определённым речевым намерением, оно

уже проникается моей экспрессией»

4.

Метод «Продолжи рассказ»

2

целесообразно использовать при работе со

словом,

которое

хорошо

знакомо

школьникам,

но

далеко

не

вся

1

2

Новикова Л. И. Работа со словом на уроке русского языка. // «Русский язык в школе». – 2009. - №2. – С. 9.

7

культурная

информация,

связанная

с

ним,

известна

ребятам.

Работа

проводится следующим образом: учитель называет прецедентное имя,

ставшее нарицательным или крылатым, в качестве которого могут быть

использованы

имена

мифологических,

литературных,

сказочных

персонажей,

исторических

лиц

и

т.д.

Далее

он

произносит

начало

предложения, которое ученики должны продолжить.

Метод

позволяет

выявить

пробелы

в

культуроведческой

компетенции учащихся, заинтересовать их новой информацией.

Приведу варианты начала предложений:

Баба-Яга – фантастический персонаж…(русских народных сказок).

В сказках её часто называют…(костяная нога).

Её неизменные спутники…(сова, чёрный кот, мыши).

Портрет

Бабы-Яги

крайне

непривлекателен…(старая,

горбатая,

с

лохматыми

длинными

волосами,

с

длинным

крючковатым

носом,

неопрятная).

Она постоянно вредит героям сказок, помогая…(злым силам: Кощею

Бессмертному, лешему).

Но иногда она помогает…(героям сказок найти дорогу, возлюбленную).

Основные черты её характера…(злоба, жестокость, жадность).

Имя

Бабы-Яги

произошло…(от

древнего

корня

–яг-

«злой,

мерзкий»;

когда-то

в

языке

существовал

глагол ягать,

что

значит

«кричать»,

«бушевать», «бесчинствовать»).

Имя

Бабы-Яги

используется

не

только

для

обозначения…(сказочных

персонажей).

Бабой-Ягой называют человека…(злого, несправедливого, и к тому же

неряшливо, неопрятно выглядящего).

5.

Метод

культуроориентированного

анализа

слова

3

.

Данный

метод

используется преимущественно при анализе исконно русских слов, таких,

к а к балалайка,

матрёшка,

кокошник,

гривна и

др.

Задача

учителя

показать учащимся, как в слове отразились особенности национальной

3

8

культуры

и

мировоззрение

народа,

т.е.

по

возможности

извлечь

всю

культурную информацию, которую аккумулирует в себе данное слово.

Последовательность работы:

Презентация слова.

Работа над современным значением слова.

Актуализация

представления

о

предмете,

действии,

признаке,

явлении.

Поиск соответствий в других языках (есть или нет).

Определение отличий близких по значению слов в других языках от

рассматриваемого слова.

Менялось ли значение слова с течением времени?

6.

Метод построения полей смыслов

4

. Учитель записывает слово в центре

доски и объявляет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть

заполнены, например: вверху – «слова-спутники» (ассоциации), внизу –

«слова-родственники»

(однокоренные

слова),

справа

«слова-друзья»

(синонимы),

слева

«слова-враги»

(антонимы).

Количество

«полей

смыслов»

может

быть

изменено

в

зависимости

от

уровня

знаний

учащихся, времени, отводимого на эту работу, степени сложности слова.

«Поля

смыслов»

могут

быть

и

такими:

загадки,

пословицы,

словосочетания,

афоризмы,

поэтические

строки,

фразеологизмы,

включающие слово. Цель метода заключается в том, чтобы учащиеся не

просто показали уровень информированности о том или ином слове, но

систематизировали свои знания в соответствии с выделенными учителем

«полями смыслов». Последовательность работы:

Презентация слова.

Определение

эмоционального

отношения

к

слову

(позитивное,

негативное, нейтральное).

Заполнение «полей смыслов» (самостоятельная работа).

4

9

Анализ «полей смыслов» (сравнение с «полями», построенными

другими учениками).

Дополнение «полей смыслов».

Описание

одного

из

«полей

смыслов»

(устно

или

письменно,

включая эмоциональную оценку слова и возможное её изменение в

процессе работы).

Результатом такой работы могут быть самостоятельные творческие

работы (например, рукописные книги – см. приложение).

7.

«Этимологические этюды»

5

в начале каждого урока. Учащиеся готовят

«этимологические этюды» о словах Русь, Россия, город, деревня, улица,

школа, о местных топонимах. Эффективность подобных на первый взгляд

достаточно традиционных упражнений не всеми словесниками оценена

по достоинству, а между тем обращение на уроке к этимологическому

анализу неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет

посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает»

интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор

и способствует формированию культуроведческой компетенции.

8.

Индивидуальные и групповые «лингвистические экскурсии»

6

по городу,

улице, дому с целью сбора сведений об именах, фамилиях, названиях

улиц,

магазинов,

фирм,

других

общественных

объектов,

примеров

рекламы, плакатов.

9.

Попутные социо- и лингвокультурные комментарии к используемым

на уроках текстам.

10.Подбор

фразеологизмов.

Подбор

устойчивых

выражений

с

главным

словом, например со словом дорога:

Стать (встать, стоять) поперёк дороги; проторить (найти) дорогу;

скатертью дорога; счастливой дороги; присядем на дорогу; сойтись на

дороге; на дороге не валяется; не стой на дороге; туда ему и дорога;

5

6

10

перейти (перебежать) дорогу; открыть дорогу; идти своей дорогой и

т.д.

Данная работа помогает учащимся увидеть, как меняется значение

одного и того же слова, когда оно оказывается в разном окружении, хотя и

в

пределах

одной

языковой

единицы.

Учащиеся

объясняют

смысл

фразеологизмов

и

определяют,

какие

значения

приобрет ает

рассматриваемое слово в данных устойчивых сочетаниях.

11.Лингвокультурологическая задача

7

. Выдающийся российский психолог

А. Н. Леонтьев выделял два типа задач, посредством которых строится,

формируется наше сознание:

1) Задачи познания реальности (что сие есть?);

2) Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?)».

Последние Леонтьев считал самыми трудными, поскольку они содержат

ответ

на

вопрос,

личностно

значимый

для

самого

человека.

Лингвокультурологическая задача (как правило, комплексная – языковая и

речевая), в самом общем виде сформулированная как достраивание (или

восстановление)

недостающих

фрагментов

(т.е.

смыслов)

в

индивидуально-ценностной

картине

мира

ученика,

и

есть

«задача

на

смысл». Решая такие задачи, ученик незаметно вовлекается в процесс

выработки новых смыслов, согласованных с «вечными», традиционными

для России и русской культуры ценностями.

В одной из своих статей

И.П.Павлов пишет: «Отрицательные черты русского характера: леность,

непредприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко

всякой жизненной работе – это не коренные наши черты, это проклятое

наследие крепостного права».

12.

С о с т а в л е н и е

л и н г в о к ул ьт у р о л о г и ч е с к о го

с л ов а р я

к

художественному тексту

8

. Данный вид работы можно использовать на

уроках

литературы

или

развития

речи.

Учащиеся

под

руководством

7

8

11

учителя выписывают ключевые слова из текста. Затем вместе с учителем

составляют

словарную

статью

одного

слова,

пользуясь

примерным

планом.

Далее

ученики

в

группах

(или

каждый

индивидуально)

составляют словарные статьи других слов.

13.Творческие мастерские

9

одного слова. Такие уроки-мастерские можно

использовать как на уроке русского языка, так и на уроке литературы.

Здесь ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Через задания, логическую структуру мастерской мастер осуществляет

руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и мастера, содержательная

работа

с

дидактическим

материалом,

обращение

к

личному

опыту

учащихся, связь с другими видами искусства способствуют развитию

индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания

текста.

Так, например, один из уроков развития речи в 6 классе был посвящён

русской

берёзке.

На

уроке

учащиеся

составляли

опору

для

своего

сочинения:

записывали

слова-ассоциации,

словосочетания

из

художественного текста, понравившиеся эпитеты, метафоры, сравнения, а

затем писали мини-сочинения.

1.3. Приемы работы над словом

Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в

речи.

Хорошо

поставленная

словарная

работа,

во-первых,

обеспечивает

своевременное умственное и речевое развитие детей, во-вторых, способствует

глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством

идейного и нравственного воспитания учащихся.

9

12

Работа по обогащению лексического запаса учащихся возможна лишь при

наличии словарного перечня по годам обучения, который позволит учителю

организовать планомерную, целенаправленную работу над словом.

Пособие Л.К. Скорохода «Словарная работа на уроках русского языка»

содержит словарные перечни для V – IX классов. В словарные перечни включен

лексический материал, взятый из программных произведений по литературе, а

также из действующих учебников истории, русского языка и литературы для V

– IX классов. В словарных перечнях для V – IX классов преобладают слова,

объединённые

темой

«Человек,

его

характер,

поступки,

отношение

к

окружающему»,

то

есть

слова,

нужные

учащимся

для

оценки

убеждений,

характера

и

поведения

человека,

а

также

слова

из

общественной

и

политической жизни и их оценки». В этом случае общественно-политическое

развитие ученика будет идти в ногу с его языковым развитием.

Важность работы над пополнением словаря заключается и в том, что

учитель систематически учит свой класс говорить о психологии человека, о

мотивах его поступков, учит чётко и определенно различать и называть разные

стороны характера и поведения.

Как ведётся работа над словами для активного усвоения? Алфавитный

словарь для 6 класса состоит, например, из 700-800 слов. К началу учебного

года перечень слов для активного усвоения имеется у каждого учащегося в

печатной форме. Ознакомившись самостоятельно со словарным минимумом,

учащиеся

постепенно

в

контакте

с

учителем

начинают

усваивать

слова.

Произнося слова вслух, учащиеся расставляют ударения в них. На уроке на это

отводится 15 минут. За данное время учащиеся охватывают 60 слов. Совсем

непонятные слова в устной форме попутно объясняет учитель. Таким образом,

первичное ознакомление со словами заканчивается на 10 уроке русского языка.

Затем заново начинается более углублённая работа над словами – работа по

введению этих слов в речь школьника. В составленном словарике слова даются

столбиком

и

занимают

¼

часть

листа.

На

оставленное

свободное

место

13

учащимися

записываются

объяснения

слов,

предложения,

включающие

эти

слова.

1

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной

практике используются различные приёмы ознакомления учащихся с новым

словом и его значением:

2

1) выяснение значения слова по толковому словарю;

3

2) подбор синонимов (лозунг – призыв);

4

3) подбор антонимов (ненавидеть – любить);

5

4) словообразовательный анализ (безмятежный←мятежный←мятеж);

6

5) этимологический анализ (лукавый – от лука – «изгиб, кривизна», то

есть лукавый – «криводушный, неискренний, лживый);

6) перевод

7) включение трудных по семантике слов в предложения для разбора;

8) составление связных текстов по опорным словам.

Программа по русскому языку требует проведения систематических

словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую

подготовку учащихся.

Виды словарных заданий разнообразны:

1

включение трудных по семантике слов в предложения для разбора;

2

подбор слов на орфографическое правило;

3

составление с подобранными словами словосочетаний или предложений

(отработать барщину, уплатить оброк);

4

составление связных текстов по опорным словам. Например, в рассказе о

герое

Отечественной

войны

1812

года

вводятся

прилагательные бывалый,

беззаветный, героический, доблестный, решающий, самоотверженный.

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание

учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по

значению,

в

употреблении

которых

особенно

часто

допускаются

ошибки.

Например, смешиваются в употреблении слова представить — предоставить,

14

осудить — обсудить, признание — признательность, связный — связанный,

деспот — диспут и др.

Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их

звукового

состава

и

морфологической

структуры,

в

незнании

их

точного

значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц

должно

проводиться

в

плане

предупреждения

ошибок

в

их

употреблении.

Основной прием работы с ними — это сопоставление, поэтому целесообразно

одновременно вводить в упражнения оба слова. Необходимо уделить большое

внимание

заданиям,

требующим

раскрыть

семантику

близких

по

звучанию

слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1

Ответ

на

вопрос,

например: Что

называют

посланием,

а

кого

посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких

людей называют честными, а каких честолюбивыми?

2

Словарный диктант с заданием: заменить данное словосочетание словом,

например:

крепостной

слуга

в

доме

помещика

(дворовый);

дворянин,

состоящий в штате царского двора (придворный).

3

Подбор

синонимов (ср.

невежа

грубиян,

невежда

неуч,

притязание — претензия, притяжение — тяготение).

4

Словообразовательный анализ (ср. биография — гр. bios — жизнь -

grapho — пишу, т. е. жизнеописание, автобиография — гр. autos — сам +

биография, т. е. описание своей жизни).

5

В к л ю ч е н и е

и з у ч а е м ы х

с л о в

в

к о н т е к с т (составление

словосочетаний,

предложений,

рассказа,

например:

искусный

мастер

искусственный цветок, получить признание — выразить признательность).

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается

повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках

русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

В организации словарно-семантической работы используются разные типы

словарей: «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б. Т. Панова, А.

В. Текучёва (М., 1985), «Школьный толковый словарь русского языка» М. С.

15

Лапатухина и др. (М., 1981), «Школьный словарь иностранных слов» В. В.

Одинцова и др. (М., 1990), «Школьный словарь антонимов русского языка» М.

Р.

Львова

(М.,

1987),

«Школьный

словообразовательный

словарь

русского

языка» А. Н. Тихонова (М., 1978).

Систематическая

словарная

работа

приносит

большую

пользу:

1)расширяет знания детей - за год учащиеся усваивают много новых для себя

слов, узнают о многозначности слов, что тоже развивает их речь;

2) закрепляет грамматические знания, как например:

а) неопределённая форма глагола (ведь все глаголы даются именно в этой

форме);

б) совершенный и несовершенный виды ( в словаре глаголы даются парами:

удалять – удалить);

в) возвратность глаголов (улучшить – улучшиться);

г)

части

речи

(простор

имя

существительное,

просторный

имя

прилагательное, простираться – глагол, просторно – наречие);

д) полная и краткая форма имён прилагательных (счастливый – счастлив);

е)

синонимы

и

антонимы

(профессия

специальность;

нехотя

с

удовольствием);

3)воспитывает любовь к русскому языку.

Работа над словом сложна и многообразна, но очень интересна и полезна.

И только при систематической работе над новыми и малознакомыми словами

будет решена задача воспитания мыслящего ученика и вдумчивого читателя.

Одним

из

важнейших

этапов

урока

русского

языка

в

среднем

звене

является словарно-орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются

следующие составные части:

1

представление нового слова, с которым учащиеся знакомятся на уроке;

2

толкование лексического значения;

3

этимологический анализ (использование слова в речи требует понимания

его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно

употреблять).

16

Данный анализ применяют для того, чтобы пробудить у детей интерес к

трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. Анализ может быть

не полным, а частичным, упрощенным. Например: «здравствуйте». Приветствие

это родилось из выражения «я здравствую тебя,

т. е. желаю тебе здоровья».

Когда-то

люди,

произнося

слово

«здравствуйте»,

желали

друг

другу

быть

здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь мы,

когда говорим это слово, желаем быть здоровым, сильным, крепким.)

4

освоение орфографического написания слова;

5

введение нового слова в активный словарь детей.

Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части

урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения. На этапе

ознакомления

со

словом

важно,

чтобы

работа

над

смыслом

и

звуковым

анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке или

доске.

Примерная

последовательность

работы

учителя

и

учащихся

при

ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1. Знакомство с новым словом:

а)

учитель

предлагает

учащимся

рассмотреть

карточку-картинку

с

изображением предмета (например, березы, моркови, топора и др.) Ученики

называют видимый предмет словом, осознают его значение;

б) учитель читает загадку, дети отгадывают ее, объясняют отгадку;

в) изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или

воспринятого детьми на слух;

г) учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым предстоит детально

познакомиться на уроке.

2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в

нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

З. Вывешивается карточка с написанным на ней словом (орфограмма, которую

надо запомнить, выделена красным цветом; если это безударная гласная, то

17

ставиться

ударение).

Ученики

читают

его,

устанавливают

разницу

в

произношении и написании.

4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове

надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли

проверить написание буквы путем подбора проверочного слова?

5.

Под

руководством

учителя

дети

подбирают

к

изучаемому

слову

однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным

лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны

однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в

них корня и запись их в тетрадь.

6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а

продолжается

на

последующих.

Учитель

всегда

может

найти

возможность

предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним

словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым

материалом

для

проведения

упражнений

могут

стать

пословицы,

загадки,

предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому

изучаемому слову.

Хорошо

поставленная

словарная

работа

обеспечивает

умственное

и

речевое

развитие

детей,

способствует

усвоению

программного

материала,

служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

2. Практическая часть

2.1. Урок одного слова - урок, позволяющий выходить на смысловой и

ценностный уровни слова, учитывать историю, культурный фон

Я бы хотела сосредоточить внимание на нестандартной организационной

форме

урока

русского

языка,

позволяющей

спланировать

и

успешно

реализовать

работу

по

овладению

словом

и

языком

как

ментальным

и

культурным

феноменом.

На

таком

уроке

работа

по

выявлению

18

экстралингвистической и фоновой информации одного единственного слова

позволяет обратиться к самым разным областям знаний. Такой урок называется

«Уроком одного слова».

«Уроки одного слова»- сложившаяся в практике экспериментального

обучения

нетрадиционная

форма

урока

или

практического

занятия,

позволяющая

выходить

не

только

на

понятийный,

но

и

на

смысловой

и

ценностный

уровни

слова,

учитывать

историю,

культурный

фон,

«вертикальные»

и

«горизонтальные»

связи

взятой

в

качестве

объекта

исследования определенной лексической единицы.

При выборе слова учащиеся неизменно приходят к выводу о том, что чем

короче,

привычнее

слово,

тем

оно

глубже.

Так,

например,

труднее

всего

составить учащимся «портрет» таких «простых» слов, как дом, небо, земля,

любовь, солнце, нежность, родник, вера, буква, вода, душа …

Структура «Урока одного слова» предполагает такие этапы работы, как

1.

представление слова - темы (с использованием видео- и компьютерных

ресурсов, любого типа наглядности);

2.

постановка

цели,

мотивационный

момент

(постановка

вопросов,

усиливающих заинтересованность и мотивацию учащихся);

3.

создание проблемной ситуации (формулирование проблемного вопроса

по слову- теме; представление слова в необычном контексте);

4.

этимологический этап (сведения о происхождении, истории и пути слова

во времени, обращение к этимологическим источникам и словарям);

5.

лексикографический

этап

(сопоставление

лексикографической

информации

по

разным

словарям,

сравнение

объема

словарной

статьи

в

толковом словаре и в других словарях и энциклопедиях);

6.

культуроведческий этап (воссоздание культурного фона слова, изменения

значения

и

смысла

слова

в

истории

и

культуре,

сведения

об

истории,

о

трансформации графического, фонетического облика);

19

7.

литературный

этап

(поиск,

отбор

и

систематизация

литературного

и

фольклорного

материала,

иллюстрирующего

функционирование

слова

в

тексте);

8.

п р е зе н т а ц и я

с л о ва

( п од б о р

и л л ю с т р ат и в н о го

м а т е р и а л а ,

иллюстрирование

функционирования

слова

в

тексте,

видеоматериалы,

музыкальный фон, ролевая игра, чтение стихов и лирических зарисовок);

9.

анализ текста (анализ текста/контекста, в котором представлено слова-

ключ: составление цепочки ключевых слов, организация диалога с текстом,

подготовка комментариев к тексту);

10.

этап

творческой

работы

(сочинения-

рассуждения

по

тексту,

эссе,

ключевому слову, лингвокультурный проект, ассоциативный эксперимент и др.

«Уроки одного слова» или элементы данного типа учебного типа занятия

помогают почувствовать и воспринять учащимся слово как концепт русской

культуры.

Коротко представлю некоторые этапы работы над словом «береза» в 8

классе.

С давних времён берёза считается символом России. Разве можно

представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский

лес без светлой берёзовой рощи? А русскую баню без берёзового веника? А

стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах?

А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими

ценными свойствами, в том числе и целебными. В марте, когда начинается

сокодвижение в дереве, любители берёзового сока устремляются в берёзовые

рощи.

Там,

наверняка,

побывали

и

поэты,

и

живописцы.

Может,

именно

поэтому поэты и художники любят изображать берёзки? Она ведь не только глаз

радует, но лечит душу человека, его организм. Каждый мастер слова ли, красок

ли, звуков ли изображает берёзку как чудо.

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

20

И я немыслим без твоей красы.

(М.Ю.Лермонтов)

Невозможно представить Россию без берёзы.

1.Страница энциклопедическая.

Категории: декоративные деревья и кустарники.

Семейство: березовые (Betulaceae).

Родина: северное полушарие.

Форма: дерево или кустарник.

Описание

Б е р е з а

наиболее

часто

вст речающаяся

лиственная

порода

в

Северном

полушарии.

Различные

виды

бере зы

(их

около

1 2 0 )

распространены от субтропиков до тундры. Береза

красивое дерево высотой 30-45 м или кустарник с

ажурной

кроной.

Главная

отл и ч и т е л ь н а я

особенность березы – покрытый берестой белый,

желтоватый или розоватый ствол. Листья березы

черешчатые

круглой

или

ланцетной

формы,

цельные

(редко

лопастные),

зубчатые.

Листья

березы осенью приобретают желтый окрас. Цветение березы начинается до

распускания

листьев.

Цветки

березы

собраны

в

сережки.

Плоды

березы

односемянные орешки длиной 1-5 мм с двумя перепончатыми крылышками.

Березы имеют довольно большую корневую систему, которая берет влагу и

питательные вещества из верхних слоев почв. Поэтому растительность под

березами скудная.

Продолжительность жизни березы составляет 100-150 лет.

В европейской части нашей страны широко распространены два вида берез-

деревьев: береза пушистая и береза повислая.

Береза

пушистая

(береза

кудрявая) ( B .

p u b e s c e n s ) ,

и л и береза

бородавчатая (B. verrucosa) – дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом,

21

не образующим в основании темную грубую корку, за что получила еще одно

название – береза белоствольная. Крона березы кудрявой (березы бородавчатой)

широковетвистая, яйцевидная. Ветви направлены вверх. Кора молодых ветвей

гладкая,

красновато-бурая,

позже

чисто-белая.

Листья

березы

пушистой

блестящие, яйцевидные или ромбические, до 6 см, после распускания клейкие и

душистые.

2. Страница этимологическая.

Слово береза очень древнее, отражено в разной огласовке в славянских

языках. Этимологи указывают на связь слов береза и белый. Исходное значение

слова береза"белое дерево". В этом слове в прошлом был суффикс, который

соединился с корнем (берез-а).

Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола

«беречь».

Во

время

язычества

у

древних

славян

было

божество,

которое

считалось

матерью

всех

духов.

Берегиня.

Берегиня

была

и

символом

плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы, как

раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева.

Изначально берёза была символом плодородия и здоровья. В многочисленных

народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с

берёзой.

Как в долу–то берёзынька белёхонька стоит.

А наша невеста белее её,

Белее её снегу белого лицо…

На

Руси

белоствольную

красавицу

называли

«деревом

счастья»,

считали

символом девичьей нежности и красоты. На праздник Троицы, в конце мая или

начале июня, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома и храмы.

«Берёзозолом» называли на Руси месяц апрель, а берёзу – деревом 4-х дел:

первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных

исцелять,

четвёртое дело – чистоту соблюдать.

3. Страница фразеологическая.

22

Слова береза и березовый в ряде фразеологизмов: березовая каша (розги); дать

березовой

каши

"наказать

розгами,

выпороть,

высечь";

береза

ума

дает

розгах); пень березовый (грубо-простор.) - "тупица, дурак"; береза не угроза:

где стоит, там и шумит.

- Пошли его (поваренка) сюда ..., уж я ему дам, разбойнику, березовой каши (М.

Лермонтов).

- А я сижу, пень березовый, и уши развесил (А. Степанов.Семья Звонаревых).

4. Страница фольклорная.

В устном народном творчестве нередко можно встретить приметы, пословицы,

поговорки, загадки про берёзу.

Приметы:

- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя,

зажелтеют снизу – поздняя.

Загадки:

Клейкие почки.

В белом сарафане

Зелёные листочки.

Стоит Алёнка: платок зелёный,

Свесила серёжки.

Тонкий стан, белый сарафан.

Пословицы и поговорки:

- Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

- Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

- Бела береста – да дёготь чёрен.

5. Страница словообразовательная.

23

От слова береза много производных: березка, березонька, березовый, березняк,

березовик (гриб), березовица (обл., сок, получаемый из березы).

6. Страница историко- мифологическая.

Согласно русским поверьям, в ветвях берёзы обитают Русалки. Происхождение

слова

«Русалка»

-

Богиня,

делающая

людей

Русскими.

Вспомним

из

Древнерусской мифологии, что прародителями Русских людей являются бог

Тарх

Перунович

Даждьбог

и

Русалка

Рось! Во

время

Славянского

праздника «Русалии» - рождение Русов- девушки завивают берёзку: идут в лес,

завивают берёзку венком, заплетают её ветки в косички - символ перехода от

девичества

к

замужеству.

Этот

ритуал

способствует

заключению

брака.

Обвешиваются

бусами

и

платками,

и

водят

хороводы

вкруг

наряженной

лентами

берёзки,

принося

её

в

деревню.

На

Русалии

также

гадают

по

пущенным на воду берёзовым венкам:

«Вот июль. Вот летний зной.

С самых первых этих дней.

Поплывёт веночек мой

Да за тридевять морей!

– Эй, русалки, помогите,

Мой веночек сберегите,

Пусть плывёт он и плывёт,

Может, суженый найдёт! –

Говорили так девицы

Заповедные слова.

По поверхности водицы

Растекалась их молва».

Берёза

обладает

целебными

качествами

-

березовый

сок

способствует

очищению крови. Используемый в бане берёзовый веник служит средством

ритуального очищения.

7. Страница искусствоведческая.

24

Слово береза в народных песнях, у мастеров слова часто имеет определение

печальная. Такое определение в стихотворении и в названии у поэта А. Фета,

мастерски воссоздавшего картины природы:

- Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она (А. Фет. «Печальная береза»).

Разубрана - от разубрать "красиво убрать, нарядить".

Поэты, прозаики и народ называют березу и плакучей.

- Плакучие березы купали в озере свои ветви (И. Гончаров «Обыкновенная

история»).

Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное,

белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями.

Берёза всегда сопутствовала русскому человеку. Она стала символом России и

благодаря

поэту

Сергею

Есенину.

В

его

стихотворениях

берёза

стала

ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой.

В стихотворении Сергея Есенина берёзка нарисована поэтом как девушка,

юная, стройная. Веточки, как «золотые косы». Листва – «холщовый сарафан».

Конечно,

именно

такой

образ

это

есть

символ

России,

символ

русской

женщины.

А сколько художников, которые на своих полотнах запечатлели образ

берёзы.

Вот только некоторые из них.

1)

Архип

Куинджи

«Берёзовая

роща».

На

этой

картине

роща

похожа

на

изумрудный дворец.

2) И. Грабарь «Февральская глазурь». Гигантская берёза, как мудрый старец,

седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

3) И. Левитан «Берёзовая роща». Это сказочная песня, где поёт каждая берёзка.

4) И. Шишкин «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую

поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят.

25

Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого

дерева. Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как

девичье одеяние.

Подводя итоги, можно сказать, что с древних времён берёза была и есть

одно из любимых деревьев в России, о котором сложено много песен, загадок,

пословиц и поговорок. В стихах С.Есенина через образ берёзки воспевается

красота и величие России, её народа. Глядя на картины художников, создаётся

настроение восторга, зелёной юности, любви и бережного отношения к родной

природе.

По окончании урока можно попросить учащихся написать эссе о березе

или составить синквейн. Также предлагается и усложненный вариант задания:

подобрать поэтическое произведение о березе (это может быть и прозаическое

художественное

описание

березы)

и

музыкальный

фрагмент.

Под

музыку

читается

художественный

текст.

Такой

вид

прочтения

с

музыкальным

сопровождением называется мелодекломацией.

Заключение

След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное

в

душах

учеников.

Современный

учитель-словесник

работает

в

условиях

сокрушительного духовного и нравственного слома. Моя цель как учителя

заключается

в

том,

чтобы

защитить

детей

от

насилия,

сделать

их

невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Русский

язык и литература – это как раз те предметы, которые позволяют на каждом

26

уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.

Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.

По словам А.И. Герцена, «книга – это духовное завещание одного поколения

другому,

совет

умирающего

старца

юноше,

начинающему

жить,

приказ,

передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на

его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для

воспитания юных сердец, с незапамятных времён народ ценил воспитательную

силу Слова. На Руси детскую книгу сравнивали с материнским молоком, с

ключом,

открывающим

двери,

с

лестницей,

ведущей

к

вершинам

образованности, потому что Слово – душа языка.

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место

занимает духовность. Для русского человека духовность — это самосознание,

напряженный

процесс

«делания»

собственной

души.

А

душа

выражается,

прежде всего, в слове. «Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,-

отражается

вся

история

духовной

жизни

народа».

Таким

образом,

слово

является

одним

из

главных

«носителей»

национальной

культуры.

Поэтому

необходимо

научить

ребёнка

в

школе

работать

над

Словом,

постигать

его

сущность, его дух.

Помните у Вадима Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Заканчивая разговор о Слове, хочется сказать, что Слово – это дар,

ниспосланный нам свыше. Именно речь отличает человека от животного, а

потому нашим долгом является использование этой способности с умом. Слово,

как мы убедились, это не просто набор букв, это необычайная сила, сравнимая

лишь

только

с

природной

стихией.

Люди

рождаются

и

умирают

это

естественный

процесс.

А

слово

будет

существовать

вечно,

ибо «в

слове

оставит память человек. Уходим мы с земли, а слово от нас останется

вовек» (Ш.Самарканди).

27

Послесловие

Не загружайте учеников мертвым грузом фактов, обучите их приемам и

способам, которые помогут постигать мир.

Будьте примером для детей всегда и во всем, следите затем, чтобы ваши

слова не расходились с делом.

Будьте с детьми всегда рядом, но чуть впереди.

Ищите в ребенке хорошее, находите «жемчужину» в каждой «ракушке».

Любите детей, на этом держится мир. Этот яркий свет любви не только

никогда не исчезнет, а, разжигаясь, становится все сильнее и ярче, помогая

детям свернуть горы.

Мы в школе – для детей, а не дети для нас, поэтому поможем им поверить

в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости

для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Использованная литература

1.

Аринина Н. Л. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М., 1983. – С.31.

2.

Кашкарова Т.М.. Словарная работа на уроках русского языка. - Русский язык в

школе, 1991,№ 2, с.41-44.

3.

Мишатина

Н.

Л.

Современная

методика:

инновационный

путь

развития.

//

«Русский язык в школе». – 2009. - №2. – С.6.

28

4.

Музиянова Л.А. Творческие мастерские //«Русский язык в школе». – 2003. - №6.

– С.19.

5.

Новикова Л. И. Работа со словом на уроке русского языка. // «Русский язык в

школе». – 2009. - №2. – С. 7.

6.

Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от

теории к практике. // «Русский язык в школе». – 2006. - №3. – С.15.

7.

Рогозинский В.В.. Орфографическая зоркость. - Русский язык и литература в

средних учебных заведениях УССР, 1991,№ 5. с.49-50.

8.

Русина

Н.

Ю.

Обучение

созданию

лингвокультурологического

словаря

к

художественному тексту. // «Русский язык в школе». – 2009. – №2. –

9.

Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1981.

29



В раздел образования