Автор: Кошелев Георгий Геннадьевич
Должность: учитель химии и физики
Учебное заведение: МБОУ Вильская средняя школа
Населённый пункт: р.п. Виля, г.о.г. Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция курса физики и химии. Статья к пособию по молекулярной физике и физической химии"
Раздел: полное образование
Интеграция курса физики и химии. Статья к пособию по молекулярной физике и
физической химии
При изучении естественнонаучных дисциплин на первый план выступают
вопросы
восприятия
и
мышления
человека
Основной
проблемой
мышления
человека
является
категоризация
наблюдений
явлений.
В
повседневной
деятельности
нам
свойственно
классифицировать
явления,
опираться
на
конкретные категории. Если спросить у физика, что такое растворение, то в
сознании возникают процессы разрушения кристаллической решетки кристалла
и диффузия растворителя и растворяемого вещества. Если же с таким вопросом
подойти
к
химику,
то
его
сознание
нарисует
взаимодействие
частиц
растворенного вещества с молекулами растворителя. А что, процесс растворения
характерен
только
для
не
живой
природы?
Нет,
возможны
процессы
растворения
и
в
живых
организмах.
То
есть
данный
процесс
можно
рассматривать
и
с
позиций
биологи.
Таким
образом,
процесс
растворения
включает в себя все три процесса изложенные выше. Следовательно, мы мыслим
категориями.
Отсюда следует, что нельзя рассматривать одно и то же явление с позиций
только одного школьного предмета. При изучении фундаментальной науки и
технических, биологических, химических дисциплин необходимо отказаться от
категорий.
Конечно, при изучении конкретного явления единственный возможный
способ
его
восприятия
–
создание
категории.
Но
нельзя
все
время
жить
и
работать по определенным лекало, ведь каждое явление можно рассмотреть с
различных сторон.
Мое пособие «Введение в физическую химию и молекулярную физику»
как
раз
лишено
излишних
категорий.
Я
создал
данное
пособие
с
целью
рассмотрения явлений, которые невозможно рассматривать с позиции только
одного курса. Кроме того, в пособии дана количественная оценка различных
явлений термодинамики, химической кинетики, общей теории растворов и основ
молекулярной физики. Такой опыт и практика помогут ученикам, поступающим
в медицинские, технические и сельскохозяйственные ВУЗы и ССУЗы, поскольку
такая
практика
будет
являться
своего
рода
«ступенью»
между
школьными
знаниями и профессиональными навыками по конкретной специальности.