Автор: Конасова Лариса Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №26"
Населённый пункт: г.Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: Мастер–класс для педагогов, учителей изо, учителей технологии
Тема: «Применение акварельной техники «по–сырому» в декоративных композициях»
Раздел: среднее образование
Мастер-класс для педагогов, учителей изо, учителей технологии
«Применение акварельной техники «по-сырому» в декоративных композициях»
Педагог дополнительного
образования
изо-прикладного отдела
Конасова Лариса Владимировна
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, учителя изобразительного искусства.
Продолжительность мастер-класса: 45-60 минут.
Требования
к
материально-техническому
обеспечению: мультимедийная
установка,
музыкальный центр.
Раздаточный материал: чистые листы бумаги, акварельные краски, листы бумаги с красочными
пятнами, лист цветного картона, ножницы, клей, шаблоны листьев, простые карандаши.
Цель:
Передача
знаний
и
умений,
обмен
опытом
в
организации
обучения
и
воспитания
обучающихся,
демонстрация
освоения
акварельной
техники
«по-сырому»
в
создании
декоративных композиций.
Ход мастер-класса:
Звучит песня Н. Караченцова «Кленовый лист».
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу сегодня поделиться с вами опытом
работы в акварельной технике «по-сырому».
Эта тема всегда очень актуальна. Работать акварельными красками детям трудно, особенно
начинающим. Работу исправить невозможно. В основном работа выполняется на одном дыхании,
за один раз. Я хочу представить вашему вниманию некоторые приёмы создания декоративной
композиции с применением акварельных красок, возможно, открыть небольшие хитрости работы с
ними. Практические занятия
в технике «по-сырому» позволяют развивать навыки работы с
акварелью,
прививают
любовь
детей
к
этому
материалу,
будят
творческую
фантазию
и
воображение.
Итак, начинаем.
«…Ты мне среди зимы приснись, рыжий лист кленовый!» - эти слова могут служить эпиграфом к
нашему мастер-классу.
Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних
красок.
Осень
никогда
не
повторяется
–
каждый
год
она
приносит
нам
что-нибудь
новое,
неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Этим временем года восхищались многие поэты, художники, композиторы, и каждый по-своему
показал её в своих произведениях.
Хочу пригласить вас на осеннюю прогулку, своеобразное путешествие в Осень. Готовы?
Звучит музыка П.И.Чайковского «Осень», (аудиозапись пьесы П.И.Чайковского«Осень»).
Слайд №2.
После просмотра слайдов я, обычно, детям задаю вопросы:
– Какие цвета осенней листвы вы видите? (Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые.)
– В ы
в и д е л и ,
к а к
п а д а ю т
л и с т ь я
с
д е р е в ь е в ? (Да)
– Как называется это явление природы? (Листопад.)
– Прозвучала музыка. Какое настроение создала у вас эта музыка? (С одной стороны – грустное и
печальное, а с другой – солнечное и радостное)
Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста... Мелодия воздушна
и легка. Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени –
музыка твоего сердца!
Все
в
природе
имеет
свой
определенный
цвет,
который
под
влиянием
освещения,
расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха
может
меняться.
Все
состояние
мира
и
передает
живопись
с
помощью
красок.
Часто
цвет,
красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает
самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Цвет – основа языка живописи. Слайд№3
У осени есть своя палитра красок. Рассмотрим осеннюю гамму красок, цвета которые вы будете
использовать в практической работе. Какие вы видите цвета?
Слайд №4.
При выполнении практической работы нам нужно будет найти цвета только осенней палитры.
– Итак, приступим к работе:
Практическая работа.
Последовательность работы «по-сырому». Слайд №5:
1. Смочим лист бумаги водой, начиная водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и
справа налево, постепенно спускаясь вниз.
2. Обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду.
Наберём на кисть одну из осенних красок – жёлтую, красную, зелёную или коричневую – коснёмся
бумаги.
– Что происходит? (Краска расползается.)
–
Такая
техника
называется
«по-сырому».
Цветное
пятно
сразу
расползается
и
становится
пушистым. И пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края сольются, один
цвет смешается с другим, образуя плавный переход от одного к другому.
– Расскажите, как вы получили такие интересные цвета. (Жёлтый цвет при встрече с красным
превратился в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превратился в коричневый и
т.д.)
–
Такой
переход
цветов
мы
наблюдаем
и
в
природе
на
о с енних
л и с т и к а х .
Белые
места
на
бумаге
не
оставляем,
цвет
должен
быть
чистым,
кисть
хорошо
промыть.
Просушить лист.
Для чего нам нужен этот лист? Что мы с ним можем сделать?
Показ детских работ. Слайды № 6, 7.
В этой же технике мы можем предложить детям выполнить работы на разные темы: «Осенний
букет»,
«Аквариум
с
рыбками»,
«Зимние
снежинки».
Для
каждой
работы
подбирается
определенная цветовая гамма, характерная для изображаемых предметов.
Для
учащихся
начального
звена
предлагается
выполнить
композицию
по
образцу
«Осенний
букет».
Для
продолжения
выполнения
творческого
задания
детям
предлагается
вспомнить,
как
разнообразна форма осенних листьев.
Форма осенних листьев. Слайд №8.
После просмотра осенней листвы я веду с детьми беседу о форме, размерах, цвете листьев.
Вопросы детям:
– Посмотрите на изображение листьев. Как они выглядят?
– Одинаковые ли они? (Нет)
– А чем они отличаются? (Цветом, формой, размером.)
– Какие листья бывают по форме? (Круглые, овальные, треугольные, с пальчиками, с зубчиками, с
волнами.). Правильно. Листья разные не только по цвету, но и по форме, они от разных деревьев.
Важно напомнить об основных правилах композиции. Слайд №9.
При составлении букета важно знать основные правила композиции, уметь грамотно скомпоновать
изображаемые предметы на листе.
Далее для работы нам понадобятся:
приготовленная нами бумага с красочными пятнами, лист цветного
картона, ножницы, клей, шаблоны листьев.
Последовательность работы. Слайды № 10,11.
1.
Простым карандашом нарисуем на ней листья там, где наиболее
удачные цветовые сочетания. Форма и размер листьев должны быть
разнообразными.
2.
Вырезаем нарисованные листья.
3.
Вазу можно вырезать из этого же листа.
4.
Приготовить лист цветного картона, холодных или нейтральных
оттенков.
5.
Составление композиции. Приклеить вырезанные элементы, листья и вазу на лист картона.
В зависимости от возраста детей мы ставим различные учебные задачи:
Колорит.
Контраст.
Правила, приёмы, средства композиции.
Более
старшей
аудитории
предлагается
работа
на
ассоциацию
образов
под
впечатлением
увиденного, услышанного сегодня, опираясь на личные представления.
Демонстрация рисунков на ассоциацию образов. Слайд № 12-16.
Предлагаемые темы. Слайд № 17.
1.
«Осенний букет».
2.
«Музыка осени».
3.
«Осенний образ».
4.
«Звуки скрипки».
5.
«Листопад».
6.
«Шелест листвы».
7.
«Свободное падение».
8.
«Краски осени».
9.
«Осенний натюрморт».
10.«В багрец и золото, одетые леса…».
11.«Осенний ковёр».
12.Свободная тема.
Для выполнения творческого задания вы можете применить аппликацию, используя цветной
картон, или выполнить задание, используя только краски, черную тушь, дорисовывая и создавая,
желаемый образ. Работать только с цветом, применяя черную тушь для контраста, либо создание
декоративной композиции, с применением аппликации (цветной картон, цветная бумага), создание
коллажа (декорирование бисером, пайетками, цветными нитями и др.).
Задания могут быть как индивидуальные, так и коллективные.
Для поднятия эмоционального фона можно включить классическую музыку, например, Вивальди
«Времена года», П. Чайковского «Времена года».
Следующий этап - подведение итогов занятия.
Выставка работ.
Посмотрев на ваши работы, хочется вспомнить строки из стихотворения М.Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
И, вы, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы
получились такие удивительные работы. Каждая работа хороша и необычна, можно сказать, что вы
н а с т о я щ и е
х у д о ж н и к и
О с е н и .
Рефлексия. Слайд №18.
- А вам нравятся эти работы?
На память о сегодняшнем занятии вам предлагается наклеить листья на ветки волшебного дерева,
опираясь на свои впечатления:
1. Оранжевый лист – прекрасное настроение.
2. Желтый лист — хорошее настроение.
3. Зеленый лист — мне немного грустно.
Завершает занятие презентация видеоклипа на тему «осень».
(презентация видеоклипа на тему: «Осень»)
Всем спасибо! Мастер-класс завершён. Слайд №19.
Используемая литература:
1.
Амилькаре Вирделли. Искусство рисунка. Учебник для начинающих художников. –
М.: ЭКСМО, 2005. – 157с.
2.
«Беседы о живописи», библиотека школьника, Уфа -1999.
3.
Сокольникова
Н.М.
Основы
композиции.-
М.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ТИТУЛ»,
ОБНИНСК, 1996.- 97 с.