Напоминание

Спортивные упражнения и игры для детей 5–6 лет


Автор: Сермягина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 46 "Игрушка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Спортивные упражнения и игры для детей 5–6 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Спортивные упражнения и игры для детей 5-6 лет.

В

соответствии

с

ФГОС

образовательная

область

«Физическое

развитие»

включает

следующие

приоритетные

направления

организации

жизнедеятельности детей:

- овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с

выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств,

формирование

начальных

представлений

о

некоторых

видах

спорта,

о в л а д е н и е

п од в и ж н ы м и

и г р а м и

с

п р а в и л а м и ;

с т а н о в л е н и е

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа

жизни, становление ценностей здорового образа жизни.

В связи с этим

в детском саду, начиная со старшего дошкольного

возраста, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к

играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать

их в самостоятельной деятельности.

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует

использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно привлечь

к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния.

Утром

нецелесообразно

использовать

спортивные

игры,

упражнения,

вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших

затрат

физической

энергии.

Это

будет

истощать

детей,

снизит

их

возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на занятиях. На

дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с

максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки

режима

дня

изучаются

основы

техники

видов

спорта,

которые

будут

ведущими

в

следующем

и

текущем

сезонах.

На

дневной

прогулке

спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во

все остальные периоды дня.

Так как дошкольники не способны регулировать величину физических

нагрузок,

не

умеют

самостоятельно

осваивать

физические

упражнения,

предусмотренные программой, им нужна помощь инструктора и воспитателя.

Поэтому педагог обязательно должен знать технику выполнения упражнений

и элементов спортивных игр. Собственный пример педагога, физическая

подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление

привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них.

Педагогические

требования,

которым

следует

отвечать

во

время

проведения спортивных игр и упражнений.

1.

Они не должны включать малейшую возможность риска, угрозы

здоровью

детей.

Однако

нельзя

и

исключать

из

игры

трудные

правила,

выполнять которые нелегко.

2.

Необходимо

следить

за

качеством

и

пригодностью

инвентаря

(лыжи, клюшки, велосипеды и т.д.). Инвентарь и оборудование должны быть

безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

3.

Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинство

играющих. (Иногда дети придумывают обидные оценки за поражение.)

4.

Ребята должны понимать смысл и содержание игры, ее правила.

5.

Начинать нужно с более простых, подготавливающих к основной

игре игр, постепенно переходя к более сложным.

6.

Конец игры должен быть результативным – победа, поражение,

ничья. В любом случае – завершение яркое, эмоциональное, содержащее

анализ.

7.

Нарушения,

невыполнение

правил

учитываются

системой

штрафных очков, баллов или оценкой.

Занятия

спортивными

играми

и

упражнениями

отличаются

многообразием

форм

проведения

с

использованием

имеющегося

оборудования и инвентаря. Для того, чтобы педагогу грамотно планировать

занятия по обучению детей спортивным играм и упражнениям, предлагаю

картотеку упражнений и игр.

КАТАНИЕ НА ЛЫЖАХ.

УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнения для обучения скользящему шагу.

1. Пройти на лыжах ступающим шагом по прямой.

2. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом.

3.

Ходьба

по

лыжне

попеременно

то

ступающим,

то

скользящим

шагом.

4. Пройти приседая под воротцами, стараясь не сбить их.

5. Ходьба то в быстром, то в медленном темпе.

6.

Ходьба

попеременно

скользящим

и

ступающим

шагом

по

закруглённой лыжне.

7. Ходьба на лыжах на согнутых ногах.

8. Отработка правильной координации рук и ног при ходьбе на лыжах.

9. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками.

10. Ритмическая ходьба на лыжах под звуки бубна.

11. Ходьба на лыжах без палок, сильно размахивая руками.

Упражнения для обучения поворотам.

1. Повороты на месте вокруг пяток лыж.

2. Обойти стоящее на пути дерево, делая поворот переступанием.

3. Передвижение на лыжах между флажками.

4. Передвижение по лыжне, обходя лыжные палки.

5. Повороты на месте переступанием в правую и левую стороны.

6. Ходьба по лыжне змейкой.

7. Ходьба на лыжах по следу. Оставленному воспитателем – звёздочка,

спираль.

8. Ходьба по лыжне, поворот вокруг флажка.

Упражнения для обучения подъёмам.

1. Боковые шаги в правую и левую стороны на ровном месте.

2. Подняться на склон лесенкой правым и левым боком.

3. Имитация подъёма ёлочкой на ровном месте.

4. Подъём елочкой на пологом склоне.

Упражнения для обучения спускам со склона.

1. Спуск со склона в основной стойке.

2. Спуск со склона, мягко пружиня ноги.

3. Спуск в воротца из лыжных палок.

4. Свободный спуск.

5. Спуск группой 4-5 детей, взявшись за руки.

6. Спуск со склона, низко присев.

7. Спускаясь со склона, попасть снежком в обруч.

ИГРЫ.

1. «Бег на одной лыже» – скользить на одной лыже, отталкиваясь

свободной ногой.

2. «Бег парами» – дети, взявшись за руки бегут на лыжах.

3. «Лыжные буксиры» – один ребёнок встаёт на лыжи, другой его

буксирует с помощью палок.

4. «Эстафета-биатлон» — ребёнок встаёт на лыжи, проезжает под

воротиками, бросает мяч в мишень и возвращается на место старта.

КАТАНИЕ НА САНКАХ.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Толкать санки, опираясь на сиденье сзади.

2. Катать друг друга.

3. Вдвоём катать ребёнка.

4. Спускаясь с горы, достать рукой подвешенный предмет.

5. Спускаясь с горы, выполнять упражнения руками.

6. Взбираться на гору с санками.

7. Кататься с горы , сидя вдвоём на санках.

8. Спуск с горы, управляя санками с помощью ног.

9. Спуск с горы, выполняя поворот в правую и левую стороны.

10. При спуске с горы, попасть в мишень.

11. При спуске с горы собрать флажки, воткнутые в снег.

12.

Кататься

на

ровном

месте,

сидя

на

санках,

спиной

вперёд,

отталкиваясь ногами.

ИГРЫ.

1. «Пассажиры» – дети по очереди перевозят друг друга до ориентира.

2. «Кто первый» – сидя на санках, дети отталкиваются лыжными

палками.

3. «Гонки на санках» – двое детей сидят на санках, отталкиваясь

ногами.

4. «Спуск в ворота» – дети спускаются со склона в ворота.

5.

«Черепаха»

дети

садятся

на

санки

спиной

друг

к

другу,

отталкиваясь ногами, стараются быстро преодолеть расстояние.

СКОЛЬЖЕНИЕ ПО ЛЕДЯНЫМ ДОРОЖКАМ.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега.

2. Скользить по ледяной дорожке, присев.

3. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться.

4. Скользить и выполнять движения руками.

5. Скользить на одной ноге, на параллельных ногах.

6. Скатываться с невысокой горы на ногах.

7. Скатываться с горы «поездом».

ИГРЫ.

1.

«Достань

игрушку»

Во

время

скольжения

ребёнок

должен

дотронуться до игрушки, которую держит воспитатель.

2. «Поезд» – 2-3 ребёнка присяди скатываются с горки, держась друг

за друга.

3. «Через ворота» – на середине горизонтальной дорожке ставятся

воротца, ребёнок должен прокатиться под ними.

4. «Мячом в цель» – Во время скольжения дети бросают мяч в цель.

ХОККЕЙ.

УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнения для конькобежной подготовки.

1. Бег длинным скользящим шагом.

2. Бег коротким шагом.

3. Бег по кругу.

4. Бег блинным скользящим шагом, затем – коротким скользящим.

5. Сочетание бега по прямой и по кругу.

6. Бег по большой «восьмёрке».

7. Бег т торможение «плугом» или «полуплугом».

8. Бег и остановка по звуковому сигналу.

Упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой.

1. Держать клюшку и принимать стойку хоккеиста.

2. Посылать шайбу в разные стороны.

3. Вести шайбу, не отрывая её от клюшки по кругу.

4. Вести шайбу вправо, влево.

5. Вести шайбу между стойками или кеглями.

6. Броска шайбы с места в цель.

7. Броски шайбы после ведения.

8. Удар по неподвижной шайбе.

9. Удар по скользящей шайбе.

ИГРЫ.

1. «Салочки» – у водящего мячик и клюшка, он должен ударить по

мячу так, чтобы он догнал любого из играющих детей, которые бегают по

площадке.

2. «Игра с мячом» – дети стоят по кругу с клюшками, в центре

водящий, который пытается выбить мяч за пределы круга.

3. «Гонка с шайбами» – 4-5 детей с шайбами и клюшками бегут до

ориентира и возвращаются обратно.

«Сбей кеглю» – дети стоят за чертой с шайбами и клюшками, на

расстоянии 5-6 м. Стоят кегли, которые по команде воспитателя надо сбить.

БАСКЕТБОЛ.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Бросок мяча о землю и ловля его после отскока.

2. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками.

3. Бросок мяча вверх и ловля его после отскока.

4. Перебрасывание мяча друг другу.

5. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловля его двумя руками.

6. Передача мяча по кругу.

7. Бросание мяча двумя руками от груди о стенку и ловля его.

8. Передача мяча друг другу от груди, стоя на месте.

9. Передача мяча в шеренге, колонне, по кругу.

10. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

11. Ведение мяча правой и левой рукой.

12. Ведение мяча одной рукой с последующей передачей другому.

13. Ведение мяча вокруг себя.

14. Ведение мяча с изменением направления.

15. Перебрасывание мяча через верёвку.

16. Метание мяча в баскетбольный щит.

17. Бросание мяча в цель двумя руками от груди.

18. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

19. Бросок мяча в корзину после ведения.

ИГРЫ.

1. «За мячом» – дети стоят в колонне по одному, мяч передают друг

другу, первый переходит в конец колонны. Играют две команды.

2. «Поймай мяч» — двое детей перебрасывают мяч друг другу. А

третий пытается отнять у них мяч.

3. «Кого назвали, тот ловит мяч» — воспитатель подбрасывает мяч

вверх и называет имя ребёнка, который должен поймать мяч.

4. «Мяч ведущему» — дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч

каждому игроку и получает его обратно.

5. «Передал – садись» — дети стоят в колонне, воспитатель с мячом в

руках напротив. Воспитатель бросает мяч первому игроку, он передаёт мяч

обратно и приседает. И так всем остальным.

6. «Выбивалы» – дети делятся на две команды: одни выбивают, другие

стоят в кругу.

ФУТБОЛ.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой.

2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

3. Один ребёнок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

4. Удар мяча ногой в стенку и его приём.

5. Один ребёнок посылает мяч ногой, другой останавливает его ногой.

6. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

7. Вести мяч вокруг стоек.

8. Вести мяч и ударять по воротам.

9. Один ребёнок стоит в воротах, другой ударяет по мячу.

10. Вратарь стоит в воротах, трое детей поочерёдно посылают мячи в

ворота.

ИГРЫ.

1. «Подвижная цель» – дети стоят по кругу, в кругу водящий. Дети

передают друг другу мяч ногами, стараясь попасть в водящего.

2. «Гонка мячей» – все дети ведут мяч по сигналу до ориентира.

3. «Задержи мяч» – дети стоят в кругу, внутри защитник, он пытается

задержать мяч, который передают друг другу ногами нападающие.

4. «Футболист» – перед ребёнком кладётся мяч и закрываются глаза.

Он должен подойти к мячу и ударить по нему.

5. «Сильный удар» — трое детей делают сильный удар по мячу. Чей

мяч дальше всех улетит.

6. «Попади в обруч» – дети делают по 3 удара правой и левой ногой,

стараясь попасть мячом в обруч.

7.

«Пингвины»

дети

зажимают

мяч

между

колен

и

бегут

до

ориентира.

ГОРОДКИ.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Держа палку вертикально в одной руке, подбросить и поймать её

другой.

2. Правильно брать и держать биту поочерёдно то правой, то левой

рукой.

3. Принимать правильное исходное положение для броска.

4. Имитация удара рукой в воздухе – взмах палкой в сторону-назад.

5. Удар битой по подвешенному мячу.

6. Бросок биты правой рукой на дальность.

7. Бросок биты левой рукой на дальность.

8. Бросок биты в цель (городок) – 2 м.

9. Бросок биты правой и левой рукой в 2,3, 4, 5 городков.

10. Бросок биты в цель – 3 м.

БАДМИНТОН.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Вытянуть руки вперёд, переложить волан из руки в руку.

2. Подбросить волан вверх и поймать его обеими руками. Одной

рукой, хлопнув в ладоши.

3.

Научиться

правильно

брать

и

держать

ракетку

правой

и

левой

рукой.

4. Имитация разных движений ракеткой без волана.

5. Отбивание волана ракеткой вверх.

6. Воспитатель подбрасывает волан рукой, ребёнок отбивает ракеткой.

7. Дети становятся по двое и перебрасывают волан друг другу.

8. Дети становятся против друг друга – один подаёт волан, другой

отбивает и наоборот.

ИГРЫ.

1. «Попади в круг» – дети бросают воланы в обруч.

2. «Кто дальше» – дети с воланами и ракеткой стоят на одной линии и

по сигналу посылают волан как можно дальше.

3.

«Отрази

волан»

дети

стоят

в

кругу

с

ракетками,

водящий

в

середине с воланом. Водящий бросает волан вверх, дети должны его отбить.

КАТАНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И САМОКАТЕ.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Делать повороты направо и налево.

2. Ездить по кругу.

3. Ездить змейкой.

4. Быстро и точно реагировать на сигналы.

5. Ездить быстро и медленно.

6. Ездить, держась за руль одной рукой.

7. Проезжать по узкой дорожке.

8. Ездить по дорожке с неровностями.

9. Сохранять при катании заданную дистанцию.

ИГРЫ.

1. «Эстафетные гонки» – две команды по 5 человек. Эстафета на

велосипедах или самокатах, объезжая кегли.

2. «Восьмёрка» — на площадке чертят два больших круга – восьмёрка.

Дети должны проехать по восьмёрке.

3. «Достань предмет» — игрушка подвешивается на высоте вытянутой

руки ребёнка, сидящего на велосипеде. Ребёнок едет, управляя велосипедом

одной рукой, другой старается достать игрушку.

4. «Попади в цель» — ребёнок едет и бросает мяч в обруч, лежащий

на асфальте.

В результате использования картотеки мы наблюдаем, что у детей

возрастает интерес к спортивным играм и упражнениям, они меньше болеют,

многие воспитанники нашего детского сада стали посещать

спортивные

секции,

успешно

сдают

нормы

ГТО.

Может

наши

дети

и

не

станут

выдающимися спортсменами, но мы надеемся, что занимаясь физической

культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что

позволит им хорошо учиться и добиваться успехов в любом деле.



В раздел образования