Напоминание

"Рассказывание на заданную тему"


Автор: Теренина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Листвянский детский сад"
Населённый пункт: поселок Листвянка, Рязанская область,Рязанский район
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: "Рассказывание на заданную тему"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

ООД по развитию речи

в старшей группе

«Рассказывание на заданную тему»

Задачи:

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на

умение составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем.

Уточнить значения слов «мебель» и «посуда»; учить сравнивать предметы,

точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые

несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

Учить детей образовывать слова, обозначающие предметы посуды;

Упражнять в построении предложения;

Создать условия для развития творческого воображения.

Материалы. Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать);

посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Сегодня утром, около нашего детского сада, я нашла зайчика (показывает

игрушку). Он сидел и плакал: «У всех зверей есть дом: лиса прячется… в норе,

медведь спит … в берлоге, а у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками».

И мне стало так жалко его. Я подумала: « А может быть, мы с ребятами

сможем как-нибудь помочь ему?» ( Дети предлагают устроить зайчику

дом).

Воспитатель.

- Что мы поставим в комнате? (Мебель)

-Какую мебель? (дети отвечают)

Дети расставляют на столе предметы мебели.

Воспитатель:

-Какую еще мебель вы знаете? Какие бывают столы? (Обеденный, кухонный,

журнальный, письменный).

-Для чего нужен обеденный стол? Письменный? …(Дети отвечают)

-Какие бывают шкафы? (Платяной, кухонный – буфет, книжный).

-Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать – что это? (Мебель)

-А из чего зайка будет есть и пить? (Дети отвечают)

- Как все эти предметы назвать одним словом? (Посуда). Какие еще

предметы посуды вы знаете? Для чего нужны чашка и стакан? (ответы

детей). Чем стакан отличается от чашки? (Стакан прозрачный, а чашка нет;

стакан выше чашки). Сравните теперь стакан и кружку. Чем они отличаются?

(стакан из стекла - стеклянный, а кружка сделана из металла -

металлическая. Стакан прозрачный, а кружка нет. Кружка выше, чем

стакан).

- Из чего едят суп? (Из глубокой тарелки). Из чего едят второе блюдо? (Из

мелкой тарелки)

- Наш зайчик ждет гостей. Поможем ему накрыть на стол? Куда он положит

хлеб? Как называется посуда для хлеба? (Хлебница). Для сахара?

(Сахарница). Для салата? (Салатник). Для сухарей? (Сухарница). Для

салфеток? (Салфетница). Для конфет? (Конфетница).

- Гости любят пить чай и кофе. В чем заваривают чай? (В чайнике). В чем

варят кофе? (В кофейнике). В чем зайчик подаст к столу молоко? (В

молочнике). Сливки? (В сливочнике). Вот какой праздничный стол получился!

Воспитатель спрашивает, кто из детей хочет рассказать, как заяц ждал гостей

и накрывал на стол. Вызывает трех человек, предлагает распределить

обязанности: один должен рассказать как мы устроили зайцу дом и он

пригласил друзей, второй – как заяц готовился к встрече гостей, третий –

заканчивает рассказ.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л.Станчева «Это

правда или нет?» и постараться заметить, нет ли в нем нелепиц, путаницы,

т.е. того, чего не бывает на самом деле.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети называют нелепицы. Если они что-то упустят, стихотворение читается

снова.

Воспитатель просит не только назвать нелепицу, но и объяснить ее смысл

Подводит итог: «Когда слова стоят не на своем месте, попали не в свое

предложение, то получается неправильно и смешно.

А что нужно сделать, чтобы эту путаницу распутать? Правильно, надо

заменить слова в предложении.

Дети «распутывают» путаницу, отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель предлагает детям придумать свои путаницы.

Что мы делали сегодня?

Подводится итог занятия.



В раздел образования