Автор: Морозова Зоя Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новопоселёновская СОШ"
Населённый пункт: д. 1е Цветово Курского района Курской области
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружок «Азбука безопасности» 5 класс
Тема: Азбука безопасности
Раздел: полное образование
Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 5 классе кружок «Азбука безопасности»
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу;
понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и
мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять
план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с
учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с
учителем/самостоятельно;
работая
по
составленному
плану,
использовать
наряду
с
основными
и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с
целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе
оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать
предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из
различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения
предметной
учебной
задачи,
состоящей из
нескольких
шагов;
перерабатывать
информацию для
получения
необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
1
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств
ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;
учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с
людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное
взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Результаты освоения внеурочной деятельности
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро,
медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными
формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо,
назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной
жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Средства контроля
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
2
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
-развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Требования к уровню подготовки обучающиеся
В результате освоения программы «Азбука безопасности» формируются следующие умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника
движения;
—
объяснять
значение
и
функции
конкретного
знака
(в
значении,
приближенном
к
установленным
ПДД
в
соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать
особенности их поведения в зависимости от ситуации.
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать
скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
3
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения
предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической
форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной
ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать
безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация,
правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
В
результате
реализации
программы внеурочной
деятельности по формированию
культуры
здоровья
у
обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья,
обучающиеся
будут
демонстрировать
такие
качества
личности
как:
товарищество,
уважение
к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность,
соблюдение
порядка,
любознательность,
любовь
к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
4
Содержание курса внеурочной деятельности в 5 классе кружок «Азбука безопасности»
№
п/п
Наименование разделов и тем
Формы организации
Виды деятельности
1
На чём люди ездят
Учебная задача
Наблюдение
2
Близко – далеко,
быстро - медленно
сюжетно-ролевая игра
Эксперимент
3
Чему нас учат правила дорожного
движения
Игры с правилами
Работа с книгой
4
Мы идём по улице
игры с сюжетными игрушками
Систематизация знаний
5
Проект №1 «Твой ежедневный
маршрут от дома до школы»
дидактические, настольно-печатные игры
Решение
познавательных
задач (проблем)
6
Проект №2 «Твой ежедневный
маршрут от школы до дома»
дидактические, настольно-печатные игры
Решение
познавательных
задач (проблем)
7
Какие бывают дороги
игровое упражнение.
Построение графиков
8
Дороги бывают разные
игровое упражнение.
Построение графиков
9
Где мы будем играть?
Учебная тренировка
С л у ш а н и е
о б ъ я с н е н и й
учителя
10
Дорога за городом
Игры с правилами
Вывод
и
доказательство
формул
11
Светофоры
сюжетно-ролевая игра
Систематизация
учебного
материала
12
Светофоры
игры с сюжетными игрушками
Выполнение
заданий
по
разграничению понятий
13
Проект №3 «История светофора»
дидактические, настольно-печатные игры
Редактирование программ
14
Проект №4 «Что такое светофор»
дидактические, настольно-печатные игры
Редактирование программ
15
Дорожные знаки (пешеходный
переход)
игровое упражнение
Программирование
5
16
Дорожные знаки (зебра)
игровое упражнение
Программирование
17
Дорожные знаки приоритета
игровое упражнение
Программирование
18
Дорожные знаки главная дорога
игровое упражнение
Программирование
19
Дорожные знаки в нашем селе
игровое упражнение
Программирование
20
Дорожные знаки в городе
игровое упражнение
Программирование
21
Нас увидят сумерках
сюжетно-ролевая игра
Написание
рефератов
и
докладов
22
Светящиеся знаки на нашей одежде
сюжетно-ролевая игра
Написание
рефератов
и
докладов
23
Мы переходим улицу (повторение)
Игры с правилами
Анализ формул
24
Перекрёсток
игры с сюжетными игрушками
С л у ш а н и е
и
а н а л и з
в ы с т у п л е н и й
с в о и х
товарищей
25
Сигналы машин
дидактические, настольно-печатные игры
Работа с научно-популярной
литературой
26
Остановка транспорта
игровое упражнение.
О т б о р
и
с р а в н е н и е
материала
по
нескольким
источникам
27
Мы – пассажиры
Учебная тренировка
Самостоятельная
работа
с
учебником
28
Мы - пешеходы
Учебная тренировка
Самостоятельная
работа
с
учебником
29
Мы едем на дачу
Игры с правилами
Наблюдение
30
Опасные ситуации
сюжетно-ролевая игра
Эксперимент
31
Первая помощь при аварии
Учебная тренировка
Самостоятельная работа
32
Несчастный случай
игры с сюжетными игрушками
Работа с книгой
33
Помощь при несчастном случаи
игры с сюжетными игрушками
Работа с книгой
34
Итоговое занятие
Учебная тренировка
Самостоятельная работа
6
7