Напоминание

"Система качества знаний"


Автор: Тутынина Елена Петровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 364
Населённый пункт: город Санкт–Петербург Фрунзенский район
Наименование материала: статья
Тема: "Система качества знаний"
Раздел: среднее образование





Назад




Кировский институт усовершенствования

учителей

Управление качеством знаний, умений, навыков

учащихся на уроках биологии посредством

традиционных и нетрадиционных форм контроля

Человек образованный – тот,

кто знает, где найти то, чего он не знает.

Георг Зиммель.

На

современном

этапе

развития

общества

складывается

ситуация,

которая

характеризуется новым пониманием роли и места образования как в обществе в целом,

так и в жизни отдельного человека.

Новое понимание сущности образования сформулировано М.М. Поташником:

«Вместо

прежнего

понятия

«образование»

(вообще)

возникает

новое

понятие

«образование

личности»,

как

процесс

и

результат

личной

заботы,

личной

ответственности

и

личных

заслуг

и

неудач

деятельности

самого

ребенка

по

становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности». В

связи с новым пониманием сущности образования возник новый термин «качество

образования».

Понятие «качества образования» рассматривается в трудах Т.И. Шамовой и Т.М.

Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе»: «Качество –

целостная совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих

результат учебно-познавательной деятельности учащихся». Под качеством понимается и

нормативный уровень, в котором прослеживается социальный заказ общества к учебно-

воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Специалисты выделили 4 компонента качества образования:

Качество целей, нормы

Качество условий

Качество образовательного процесса

Качество конечных результатов

Конечным

результатом

качества

образования

следует,

очевидно,

считать

образованность ученика. Такой подход поддерживается целым рядом отечественных

ученых. И.С. Якиманская считает, что образованность ученика формируется на основе

его обученности.

Теоретическое обоснование системы качеств знаний учащихся, разработано Т.И.

Шамовой и Т.М. Давыденко. В их работе 3 основных характеристики качества знаний.

1)

системность

знаний

характеризуется

наличием

в

сознании

ученика

связей

между отдельными компонентами. Для этого необходимо выделить самое главное,

отделить

главное

от

второстепенного.

Наличие

у

ученика

внутрипредметных

и

межпредметных связей.

2)

действенность знаний – умение применять имеющиеся знания при решении

практических учебных задач, в жизненных ситуациях.

3)

прочность знаний характеризуется степенью сохранности информации, умений

и навыков в памяти.

Система качеств знаний

Системность Действенность Прочность

полнота полнота осознанность

осознанность осознанность свернутость

систематичность мобильность развернутость

конкретность

обобщенность

глубина

В основе качества знаний лежит уровневая дифференция.

Дифференциация – система общения, при которой каждый ученик, овладевая

обязательным

минимумом

знаний,

получает

право

на

более

высокий

уровень

в

соответствии со своими способностями и потребностями.

В педагогической науке выделяют разные систематики уровней усвоения, но

наиболее распространена П.И. Третьякова и З.М. Калмыковой, которые выделяют 5

уровней обученности.

Примерные уровневые задания для учащихся (по П.И. Третьякову)

Уровень

усвоения

(обученности)

Действия ученика

Вопросы для

учащихся

Теоретические

задания для

учащихся

Практические

задания для

учащихся

1-й

уровень

различения

Может

отл и ч и т ь ,

выделить объект или

процесс от других

Выбери…

Найди лишнее…

Что изображено…

2-й

уровень

запоминания

Может

пересказать

содержание

текста,

воспроизвести

правило, теорему

Что называется…

В

каком

году…

Кто

написал…

как

формулируется…

Перескажи

товарищу…

Расскажи…

Нарисуй…

Напиши…

3-й

уровень

понимания

Может

устанавливать

причинно-

следственные

связи

м е ж д у

ф а к т а м и ,

явлениями,

событиями,

выявлять причину и

следствие

Какова

причина…

Какова

основная

мысль… К каким

последствиям…

Отчего…

П о ч е м у …

В

связи с чем…

Н а й д и

ф а к т ы ,

подтверждающие…

Собери

установку

п о

р и с у н к у …

Заполни

таблицу…

4-й

уровень

у м е н и й

и

навыков

Может

анализировать,

сопоставлять,

п р и м е н я т ь

п о

образцу,

самостоятельно

использовать

алгоритмы

Что

объединяет…

Что общего… На

чем основано…

Установи

принцип

действия…

Какая

закономерность…

Какие свойства…

Построй

график,

диаграмму,

схему…

Выполни

п о

о б р а з ц у …

Примени формулу,

правило…

5-й

уровень

переноса знаний,

у м е н и й

и

навыков в новую

ситуацию

Может

применять

з н а н и я ,

у м е н и я ,

н а в ы к и

в

нестандартных

ситуациях,

делать

выводы

Д о к а ж и

и л и

опровергни

утверждение…

К а к о й

в ы в о д

можно сделать…

Какие

условия

необходимы

для…

Сделай

сравнительный

анализ…

Классифицируй…

Систематизируй…

Оцени

значение…

Смоделируй…

Предложи

способ

измерения…

Выполни

модель…Напиши

сочинение…

Сконструируй…

Согласно этой диагностике составляются тестовые и итоговые работы по системе

знаний по изученному материалу. Диагностика уровня обученности позволяет выявить

уровень реального усвоения знаний, умений и навыков. Тест обученности позволяет

учителю управлять качеством знаний через коррекцию.

Диагностика качества знаний определяется по формуле

Кол-во учащихся, получивших 4 и 5

К

зн

=

* 100 %

Кол-во учащихся, писавших работу

Уровень обученности определяется по формуле

Кол-во учащихся, получивших 3,4,5

К

об

=

* 100 %

Кол-во учащихся, выполнявших работу

Уровень обученности:

100% - идеальный

80% - оптимальный

60% - допустимый

40% - критический

Как определяется обучаемость?

Обучаемость – восприимчивость к обучению.

Диагностика обучаемости.

Цель диагностики: выявить уровень восприимчивости к обучению у учащихся.

Алгоритм проведения:

1.

Учитель выбирает небольшой по объему материал базисного плана на 10-15

минут.

2.

Ученику

предлагается

система

вопросов

на

актуализацию

знаний,

необходимых для усвоения нового материала.

3.

Учитель объясняет новый материал.

4.

Показывает образец применения в сходной ситуации.

5.

Показывает образец применения в нестандартной ситуации.

6.

Самостоятельная работа по алгоритму: а) напишите то, о чем вы узнали; б)

ответьте

на

вопрос

по

новому

содержанию;

в)

выполните

задание

по

образцу;

г)

выполните задание в новой ситуации.

Как только 3-4 ученика выполняют задание, остальные отчеркивают, где они

закончили работу на данное время.

Анализ диагностики обучаемости:

если выполнено 4 задания – высокий

3 задания – средний

2 задания – низкий

Обучаемость проводится в начале года или в начале изучения темы.

Результаты:

1999

2000

2001

2002

2003 – 8 кл. – 3 место – Сидорова Н.

11 кл. – 1 место – Вялов С.

2 место – Фролова А.

3 место – Тетерлева Ю.

При

анализе

результатов

я

сделала

вывод,

что

в

основном

у

учащихся

подтверждаются оценки, полученные при срезовых работах и четвертные оценки.

Каждый год много учащихся выбирают экзамен по биологии и подтверждают

свои результаты, полученные за год.

Все

приемы

контроля

я

провожу

не

ради

контроля,

а

с

целью

управления

качеством знаний, умений и навыков. В этом мне помогают различные виды диагностик

на обучаемость, обученность, на определение ЗАР и ЗБР, на прочность знаний, на

сформированность ОУУН. Т.е. я осуществляю мониторинг. Это помогает осуществлять

коррекцию и управлять качеством знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Журнал «Биология в школе» № 4-93, 3-93

2.

Газета «Первое сентября», приложение «Биология» № 47-95

3.

С.С. Молис, С.А. Молис «Активные формы и методы обучения биологии»

4.

«Педагогический поиск» Ильин, Гончарова Шаталов.

5.

Н.М. Зверева «Дидактика для учителя»

6.

Т.И.

Шамова,

Т.М.

Давыденко

«Управление

образовательным

процессом

в

адаптивной школе», Москва «Педагогический поиск», 2001.

7.

О.Г.

Селиванова,

С.В.

Зорина

«Программно-целевой

подход

в

управлении

качеством образования», Киров, 2002.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Проводится

с

целью

выявления

уровня

сформированности

системы

качеств

знаний

учащихся

по

теме

и

учебному

курсу.

В

основе

итогового

контроля

лежит

уровневая

дифференциация.

Она

позволяет

более

объективно

оценить

результаты

деятельности ученика, сравнивая не с собственными представлениями о том, что он

должен ответить, или с ответами других учеников, а с эталоном – образцом полного и

правильного ответа.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

1.

Найдите лишнее: лягушка, жаба, акула, червяга, змея.

2.

Что такое орган, система органов.

3.

Перечислите приспособления у земноводных к водной среде обитания?

4.

Сколько видов земноводных известно?

5.

Проведите классификацию представителей класса Земноводных.

6.

Какие приспособления необходимы для размножения и развития лягушек.

7.

Докажите, что гребенчатый тритон относится к классу Земноводных.



В раздел образования