Автор: Лосева Светлана Григорьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Мглинская СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мглин, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по географии «Природные комплексы Кавказа»
Раздел: полное образование
Конспект урока географии «Природные комплексы Кавказа»
Класс: 8.
Учитель: Лосева С.Г.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: по завершению изучения темы обучающиеся научатся различать природные районы Кавказа, классифицируя природные компоненты
в процессе творческой и информационно-компьютерной деятельности, сотрудничая с разными участниками образовательного процесса.
Задачи урока:
1.
Ознакомиться с разнообразием ПК Прикубанской равнины, района Минеральных вод, высокогорного Дагестана и Черноморского
побережья Кавказа,
2.
На их примере показать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
3.
Создать образ Кавказа через применение средств ИКТ и творческую деятельность учащихся.
4.
Получить возможность научиться оценивать экологическую ситуацию.
Формируемые УУД: познавательные (умение строить высказывание, структурирование знаний (группы ис-лей), поиск информации, рефлексия
деятельности), коммуникативные (умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества), личностные (самоопределение),
регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка)
Методы: проблемное изложение с применением ИКТ, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Средства обучения: Физическая карта Кавказа, индивидуальные карточки, учебники, компьютер, презентации в среде POWER POINT.
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Полученный результат
1
Орг. этап
Садитесь. Добрый день. Я рада вас
видеть, и хочу с вами работать. Хорошего
вам настроения.
Ребята! Сегодня на уроке у нас
присутствуют гости.
Организация внимания обучающиеся,
приветствие, целеполагание
Обучающиеся нацелены решить
проблему.
А сейчас, я предлагаю вам представить,
что вы выиграли поездку на Кавказ. Уже
знаете куда поедете? Почему?
Я предлагаю вам виртуальное
путешествие по Кавказу, которое в
последствие поможет вам определиться с
вашим маршрутом.
Да, нет;
не знаем особенности его
разных участков (районов, ПК)
2
Этап проверки
выполнения
домашнего задания
5мин.
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие
по Кавказу, давайте проверим ваши знания об
этом ПК
Предоставляет материал, позволяющий
осуществить переход к изучению нового
материала.
- На прошлом уроке мы познакомились с
природой Северного Кавказа. Мне на
глаза попался дневник туриста
несостоявшегося похода, где допущено
много ошибок и неточностей.
Краткое изложение
особенностей изучаемого
природного региона
1. Работа с деформированным текстом
(2 ученика) –
«чтение дневника несостоявшегося
похода» (приложение 2)
2.Тестовый опрос.
Слайд 2,3,4
3
Подготовка уч-ся к
работе на основном
этапе урока
Ребята,
мы
продолжаем
изучение
Кавказа. В
Северном
Кавказе
очень
разнообразный климат, что привело к
о б р а з о в а н и ю
м н о г о ч и с л е н н ы х
природно-территориальных
комплексов
и
п о э т о м у
т е м а
сегодняшнего
урока «Природные
комплексы Кавказа». (цели и задачи
урока на слайде)
Разнообразна
природа
Кавказа
и
необычайно
живописна.
О
Кавказе
писали
А.С.
Пушкин,
К а в ка зу
посвятил свои стихи М.Ю.Лермонтов.
Многие
поэты
писали
о
двуглавой
горе
Эльбрус,
высшей
вершине
Кавказа:
И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там всё блистает красотой.
В.А. Жуковский.
Ребята прочитают стихотворение
Пушкин о Кавказе.
А мы просмотреть ряд слайдов
уникальных мест Северного Кавказа.
Предлагает ряд слайдов уникальных
мест (природных уникумов) Северного
Кавказа на фоне чтения стихотворения
Пушкина «Кавказ подо мною»
Пушкин о Кавказе
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись
вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смерено идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят
водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным
стремнинам.
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье…
При помощи имеющихся знаний о
природе делают вывод о причинах
разнообразия ПТК
сложная история геологического
развития;
Самоопределение обучающихся,
умение продуктивно
сотрудничать
(Приложение 3)
Атамань Нарзан Дербент Эльбрус
Архыз Фишт
Азишская пещера.
Слайд 4-11
Создает проблемную ситуацию.
Мы увидели, как красива и разнообразна
природа региона. - Знаете ли вы где
находятся все эти места?
- Что нужно узнать для решения
проблемы?
Какую цель мы ставим перед собой
сегодня? (Охарактеризовать природные
комплексы и показать уникальность
природы)
Предлагаю вам сегодня заочно
отправиться в путешествие по
Северному Кавказ.
В чем же причина разнообразия ПТК
Северного Кавказа?
Нам помогут в выборе маршрута наши
исследователи, которые искали
информацию о ПК Северного Кавказа
сложная циркуляция воздушных
масс;
различие в географическом
положении и в высоте над
уровнем моря
Вопрос к вам: «Какую цель вы
преследовали, выполняя свою работу?»
Значит, сегодня, на что нам надо
обратить своё внимание?
Слайд12
Определить наиболее значимые
природные компоненты в данном ПК и
сделать выводы, которые помогут
ребятам определиться с местом
посещения
На природные компоненты ПК Кавказа
4
Этап усвоения
новых знаний
Сейчас исследователи
представят нам свои презентации. Информации
много. Как удобнее её фиксировать?
Заполнить таблицу.
Для чего вы будете заполнять таблицу.
Что вы можете сделать с этим
материалом?
Итак, начинаем решать нашу проблему.
Показать на карте у доски.
Заполняя таблицы (Приложение 1)
(обучающиеся определяют форму
работы)
Выучить, составить вопросы, найти
дополнительную информацию.
Группы исследователей представляют
свои презентации по каждому
крупному ПК Кавказа; учащиеся
заполняют разно уровневые таблицы.
Целеполагание
Самоопределение
выполнения Д/з
Изучение новых знаний
5
Этап закрепления
новых знаний
Проверка заполнения
Таблиц
Все ли справились с заданием?
Обучающиеся высказываются о пробелах
в заполнении, совместно устраняют
пробелы
Коррекция проблем деятельности
6
Этап контроля и
самоконтроля
знаний и способов
действия
Давайте проверим ваши таблицы
Обучающиеся сообщают информацию по
заполненным таблицам. Выявляются
затруднения. Затруднения устраняются.
Ответы рецензируются, оцениваются
Оценка деятельности
Географический диктант
7
Этап применения
знаний и способов
действий
За
короткий
урок
нельзя
о бъ я т ь
необъятное (это и о Кавказе) А ведь есть
е щ ё
А р х ы з ,
Мед о в ы е
в о д о п а д ы ,
Черекское ущелье, Северная Осетия. Но
тем не менее, я думаю вы определились с
местами посещения.
Запишите в выводе куда бы вы поехали?
Время на обдумывание и запись
вывода по проблеме.
Дебат «За и против»
Обуч-ся высказываются о приоритетах в
посещении тех или иных ПК Кавказа
8
Этап подведения
итогов занятия
Познакомились с некоторыми ПТК
Кавказа.
Чем
обусловлено
т а ко е
разнообразие
природных
комплексов
Кавказа
С Кавказом жаль расставаться.
Но у вас всё впереди!
Хочется вновь произнести слова
В. Высоцкого:
Лучше гор
Могут быть
Только горы,
На которых
Ещё не бывал.
( Э т о
о б у с л о в л е н о :
Ф Г П ,
особенностью тектонического строения,
в частности высотой над уровнем моря)
9
Рефлексия
Оценка содержания урока:
занимательно
интересно
познавательно
полезно
продуктивно
Оценка деятельности на уроке:
задумался
удивился
загорелся
убедился
принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке:
взволнованное
удовлетворенное
позитивное
отличное
Задание: отметить природные компоненты, наиболее значимые для данного природного комплекса.
Название ПК
Расположение
Особенности
рельефа
Климатические особенности
Растения,
животные
Населённые
пункты
Достопримеча-
тельности
Прикубанская
равнина
расположена к северу от
Кавказских гор, от побережья
Азовского моря (в западной
части Предкавказья) до
подножия Ставропольской
возвышенности
Идеально ровная поверхность
постепенно повышающаяся от
от 0 м до
150 м у Ставропольской
возвышенности.
Территория
Прикубанской
низменности имеет
теплый климат. Летом
очень тепло: +22-24°С,
иногда бывает очень
жарко: температура в
тени поднимается до
+40°С.
Здесь множе
ство станиц, где
живут
кубанские
казаки.
Кавказские
минеральные
воды
это курортный район, в состав
которого города-курорты:
Пятигорск, Кисловодск,
Ессентуки, Железноводск,
Мацеста
Расчленённый рельеф горы-
лакколиты на севере, глубокими
ущельями и балками на юге
Температура воздуха зависит
от высоты места и сезона
года. Средняя
температура января в
Пятигорске −4,0 °C, в
Кисловодске −3,9°.
Температура июля соответст
венно +22° и +19°.
Количество осадков убывает
от гор к равнинам: на
города-курорты
Бермамыте — 724 мм, в
Кисловодске — 599 мм, в
Пятигорске — 472 мм;
меньше всего их в
Ессентуках.
Высокогорный
Дагестан
восточные участки
Бокового и
Водораздельного
хребтов, высшая точка
Дагестана, известная г.
Базардюзю - 4166
м,самая южная гора
России.
Горный, перепады высот до 4500
метро острых пиков и чрезвычайно
крутых гребней, долины в форме
крайне узких и глубоких ущелий
Климат Дагестана более
сухой, чем климат Западного
Кавказа. Зима в высокогорье
холодная и сухая. Средняя
температура января от -1 до
-1 ГС. Снежный покров
невелик (около 40-50 см), в
долинах наметает снега до 1-
2 м. Лето очень теплое, но на
высоте 3000 м температура
среднесуточная держится
около 0°С
высокогорны
е
субальпийск
ие и
альпийские
луга,
дагестански
й тур -очень
редкое
копытное
животное. В
лесах
обитают
бурые
медведи,
олени, серны
(у верхней
границы
леса), зайцы,
куницы.
аулы
Черноморское
побережье
Кавказа
От Керченского пролива до
границы с Абхазией, вдоль
побережья Черного моря
Берега Черноморского побережья
Кавказа отличаются слабой
изрезанностью, простотой и
плавностью очертаний.
расчлененный рельеф скалы
галечниковые равнины песчаные
лиманы
влажный субтропический
климат средиземноморского
типа. Для климата
Причерноморья характерны
мягкая, с неустойчивой
погодой дождливая зима со
среднемесячными
температурами воздуха +2,
+8° С и очень теплое - с
температурами +20, +24° С -
лето, в течение которого
преобладает устойчивая
ясная или малооблачная
сухая погода. Дневные
температуры даже зимой
иногда поднимаются до +15,
+20° С, а летом - до отметки
+ 30, + 32° С. Однако жара
легко переносится, благодаря
бризам и близости гор.
Среднегодовые температуры
воздуха - +12, +14° С - самые
высокие в России.
Годовое количество осадков
увеличивается от 600 - 700
мм на севере до 1500 - 1600
мм на юге Причерноморья, а
на склонах гор даже до 2500
мм.
Проверка домашнего задания:
1. Самая высокая вершина Кавказа:
а)Эльбрус; б) Казбек; в) Базардюзю.
2. Кавказские горы - молодые, потому что:
а) они образовались в мезозойскую эру;
б) они образовались в кайнозойскую эру;
в) это горы высокие;
г) здесь продолжается горообразование.
3. На Кавказе хребты Скалистый и Пастбищный являются:
а) грабенами; б) горстами;
в) куэстами; г) лакколитами.
4. Кавказские горы по строению являются:
а) глыбовыми; б) складчато-глыбовыми;
в) вулканическими.
5. Заболоченные пространства в низовьях Терека и Кубани
называются:
а) плавни; б) дубравы;
в) шибляк.
6. На Кавказе господствуют местные ветры (найдите соответствие):
1) горячий ветер; а) фен;
2) холодный ураганный ветер; б) бора;
7. Реки Кавказа имеют питание:
а) смешанное; б) ледниковое;
в) дождевое.
8. Кавказские горы богаты рудными ископаемыми, потому что: а) это
молодые и высокие горы;
б) по трещинам с больших глубин изливалась магма;
в) здесь до сих пор идет горообразование.
9. В Сочи - самая теплая зима в России, потому что:
а) Сочи находится на берегу моря;
б) г. Сочи отделен от холодного воздуха Русской равнины горами;
в) Сочи расположен на равном расстоянии между экватором и Се-
верным полюсом.
10. Западные районы Кавказа получают осадков больше, чем
восточные,
потому что: ,
1 а) влага приходит на Кавказ с Атлантики;
б) к западу от Кавказа находится Черное море.
Ответы. 1 - а; 2 - б, г; 3 - в; 4 - б; 5 - а; 6 – 1) а, 2) б; 7 - б; 8 - б; 9 - б, в;10-а. (взаимопроверка)
Географический диктант
1. Первые упоминания сделаны арабским путешественником.
2. Одна из богатейших житниц страны.
3. Население живет в аулах.
4. Славятся урожаями пшеницы, подсолнечника.
5. На территории много хуторов, станиц.
6. Курортный район.
7. Самая южная точка России (г. Базардюзю)
8. Центр - Краснодар.
9. Есть горы - Лакколиты, Машук, Бештау.
10. Здесь встречаются туры, серны.
11. Национальный состав очень пестрый.
12. «Кладезь холодный» и «кладезь горячий».
Ответ:
Прикубанская равнина - 2, 4, 5, 8.
Кавказские Минеральные воды - 1, 6, 9, 12.
Высокогорный Дагестан - 3, 7, 10, 11.
Пушкин о Кавказе
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смерено идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам.
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье…
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Прикубанская
равнина
+
+
+
+
Кавказские
Минеральные
воды
+
+
+
+
Высокогорный
Дагестан
+
+
+
+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Прикубанская
равнина
Кавказские
Минеральные
воды
Высокогорный
Дагестан