Напоминание

Конспект урока по географии «Природные комплексы Кавказа»


Автор: Лосева Светлана Григорьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Мглинская СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мглин, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по географии «Природные комплексы Кавказа»
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока географии «Природные комплексы Кавказа»

Класс: 8.

Учитель: Лосева С.Г.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: по завершению изучения темы обучающиеся научатся различать природные районы Кавказа, классифицируя природные компоненты

в процессе творческой и информационно-компьютерной деятельности, сотрудничая с разными участниками образовательного процесса.

Задачи урока:

1.

Ознакомиться с разнообразием ПК Прикубанской равнины, района Минеральных вод, высокогорного Дагестана и Черноморского

побережья Кавказа,

2.

На их примере показать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3.

Создать образ Кавказа через применение средств ИКТ и творческую деятельность учащихся.

4.

Получить возможность научиться оценивать экологическую ситуацию.

Формируемые УУД: познавательные (умение строить высказывание, структурирование знаний (группы ис-лей), поиск информации, рефлексия

деятельности), коммуникативные (умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества), личностные (самоопределение),

регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка)

Методы: проблемное изложение с применением ИКТ, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Средства обучения: Физическая карта Кавказа, индивидуальные карточки, учебники, компьютер, презентации в среде POWER POINT.

№ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Полученный результат

1

Орг. этап

Садитесь. Добрый день. Я рада вас

видеть, и хочу с вами работать. Хорошего

вам настроения.

Ребята! Сегодня на уроке у нас

присутствуют гости.

Организация внимания обучающиеся,

приветствие, целеполагание

Обучающиеся нацелены решить

проблему.

А сейчас, я предлагаю вам представить,

что вы выиграли поездку на Кавказ. Уже

знаете куда поедете? Почему?

Я предлагаю вам виртуальное

путешествие по Кавказу, которое в

последствие поможет вам определиться с

вашим маршрутом.

Да, нет;

не знаем особенности его

разных участков (районов, ПК)

2

Этап проверки

выполнения

домашнего задания

5мин.

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие

по Кавказу, давайте проверим ваши знания об

этом ПК

Предоставляет материал, позволяющий

осуществить переход к изучению нового

материала.

- На прошлом уроке мы познакомились с

природой Северного Кавказа. Мне на

глаза попался дневник туриста

несостоявшегося похода, где допущено

много ошибок и неточностей.

Краткое изложение

особенностей изучаемого

природного региона

1. Работа с деформированным текстом

(2 ученика) –

«чтение дневника несостоявшегося

похода» (приложение 2)

2.Тестовый опрос.

Слайд 2,3,4

3

Подготовка уч-ся к

работе на основном

этапе урока

Ребята,

мы

продолжаем

изучение

Кавказа. В

Северном

Кавказе

очень

разнообразный климат, что привело к

о б р а з о в а н и ю

м н о г о ч и с л е н н ы х

природно-территориальных

комплексов

и

п о э т о м у

т е м а

сегодняшнего

урока «Природные

комплексы Кавказа». (цели и задачи

урока на слайде)

Разнообразна

природа

Кавказа

и

необычайно

живописна.

О

Кавказе

писали

А.С.

Пушкин,

К а в ка зу

посвятил свои стихи М.Ю.Лермонтов.

Многие

поэты

писали

о

двуглавой

горе

Эльбрус,

высшей

вершине

Кавказа:

И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И сонме их гигант двуглавый

Ужасною и величавой.

Там всё блистает красотой.

В.А. Жуковский.

Ребята прочитают стихотворение

Пушкин о Кавказе.

А мы просмотреть ряд слайдов

уникальных мест Северного Кавказа.

Предлагает ряд слайдов уникальных

мест (природных уникумов) Северного

Кавказа на фоне чтения стихотворения

Пушкина «Кавказ подо мною»

Пушкин о Кавказе

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись

вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смерено идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят

водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зелёные сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным

стремнинам.

И пастырь нисходит к весёлым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье…

При помощи имеющихся знаний о

природе делают вывод о причинах

разнообразия ПТК

сложная история геологического

развития;

Самоопределение обучающихся,

умение продуктивно

сотрудничать

(Приложение 3)

Атамань Нарзан Дербент Эльбрус

Архыз Фишт

Азишская пещера.

Слайд 4-11

Создает проблемную ситуацию.

Мы увидели, как красива и разнообразна

природа региона. - Знаете ли вы где

находятся все эти места?

- Что нужно узнать для решения

проблемы?

Какую цель мы ставим перед собой

сегодня? (Охарактеризовать природные

комплексы и показать уникальность

природы)

Предлагаю вам сегодня заочно

отправиться в путешествие по

Северному Кавказ.

В чем же причина разнообразия ПТК

Северного Кавказа?

Нам помогут в выборе маршрута наши

исследователи, которые искали

информацию о ПК Северного Кавказа

сложная циркуляция воздушных

масс;

различие в географическом

положении и в высоте над

уровнем моря

Вопрос к вам: «Какую цель вы

преследовали, выполняя свою работу?»

Значит, сегодня, на что нам надо

обратить своё внимание?

Слайд12

Определить наиболее значимые

природные компоненты в данном ПК и

сделать выводы, которые помогут

ребятам определиться с местом

посещения

На природные компоненты ПК Кавказа

4

Этап усвоения

новых знаний

Сейчас исследователи

представят нам свои презентации. Информации

много. Как удобнее её фиксировать?

Заполнить таблицу.

Для чего вы будете заполнять таблицу.

Что вы можете сделать с этим

материалом?

Итак, начинаем решать нашу проблему.

Показать на карте у доски.

Заполняя таблицы (Приложение 1)

(обучающиеся определяют форму

работы)

Выучить, составить вопросы, найти

дополнительную информацию.

Группы исследователей представляют

свои презентации по каждому

крупному ПК Кавказа; учащиеся

заполняют разно уровневые таблицы.

Целеполагание

Самоопределение

выполнения Д/з

Изучение новых знаний

5

Этап закрепления

новых знаний

Проверка заполнения

Таблиц

Все ли справились с заданием?

Обучающиеся высказываются о пробелах

в заполнении, совместно устраняют

пробелы

Коррекция проблем деятельности

6

Этап контроля и

самоконтроля

знаний и способов

действия

Давайте проверим ваши таблицы

Обучающиеся сообщают информацию по

заполненным таблицам. Выявляются

затруднения. Затруднения устраняются.

Ответы рецензируются, оцениваются

Оценка деятельности

Географический диктант

7

Этап применения

знаний и способов

действий

За

короткий

урок

нельзя

о бъ я т ь

необъятное (это и о Кавказе) А ведь есть

е щ ё

А р х ы з ,

Мед о в ы е

в о д о п а д ы ,

Черекское ущелье, Северная Осетия. Но

тем не менее, я думаю вы определились с

местами посещения.

Запишите в выводе куда бы вы поехали?

Время на обдумывание и запись

вывода по проблеме.

Дебат «За и против»

Обуч-ся высказываются о приоритетах в

посещении тех или иных ПК Кавказа

8

Этап подведения

итогов занятия

Познакомились с некоторыми ПТК

Кавказа.

Чем

обусловлено

т а ко е

разнообразие

природных

комплексов

Кавказа

С Кавказом жаль расставаться.

Но у вас всё впереди!

Хочется вновь произнести слова

В. Высоцкого:

Лучше гор

Могут быть

Только горы,

На которых

Ещё не бывал.

( Э т о

о б у с л о в л е н о :

Ф Г П ,

особенностью тектонического строения,

в частности высотой над уровнем моря)

9

Рефлексия

Оценка содержания урока:

занимательно

интересно

познавательно

полезно

продуктивно

Оценка деятельности на уроке:

задумался

удивился

загорелся

убедился

принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

взволнованное

удовлетворенное

позитивное

отличное

Задание: отметить природные компоненты, наиболее значимые для данного природного комплекса.

Название ПК

Расположение

Особенности

рельефа

Климатические особенности

Растения,

животные

Населённые

пункты

Достопримеча-

тельности

Прикубанская

равнина

расположена к северу от

Кавказских гор, от побережья

Азовского моря (в западной

части Предкавказья) до

подножия Ставропольской

возвышенности

Идеально ровная поверхность

постепенно повышающаяся от

от 0 м до

150 м у Ставропольской

возвышенности.

Территория

Прикубанской

низменности имеет

теплый климат. Летом

очень тепло: +22-24°С,

иногда бывает очень

жарко: температура в

тени поднимается до

+40°С.

Здесь множе

ство станиц, где

живут

кубанские

казаки.

Кавказские

минеральные

воды

это курортный район, в состав

которого города-курорты:

Пятигорск, Кисловодск,

Ессентуки, Железноводск,

Мацеста

Расчленённый рельеф горы-

лакколиты на севере, глубокими

ущельями и балками на юге

Температура воздуха зависит

от высоты места и сезона

года. Средняя

температура января в

Пятигорске −4,0 °C, в

Кисловодске −3,9°.

Температура июля соответст

венно +22° и +19°.

Количество осадков убывает

от гор к равнинам: на

города-курорты

Бермамыте — 724 мм, в

Кисловодске — 599 мм, в

Пятигорске — 472 мм;

меньше всего их в

Ессентуках.

Высокогорный

Дагестан

восточные участки

Бокового и

Водораздельного

хребтов, высшая точка

Дагестана, известная г.

Базардюзю - 4166

м,самая южная гора

России.

Горный, перепады высот до 4500

метро острых пиков и чрезвычайно

крутых гребней, долины в форме

крайне узких и глубоких ущелий

Климат Дагестана более

сухой, чем климат Западного

Кавказа. Зима в высокогорье

холодная и сухая. Средняя

температура января от -1 до

-1 ГС. Снежный покров

невелик (около 40-50 см), в

долинах наметает снега до 1-

2 м. Лето очень теплое, но на

высоте 3000 м температура

среднесуточная держится

около 0°С

высокогорны

е

субальпийск

ие и

альпийские

луга,

дагестански

й тур -очень

редкое

копытное

животное. В

лесах

обитают

бурые

медведи,

олени, серны

(у верхней

границы

леса), зайцы,

куницы.

аулы

Черноморское

побережье

Кавказа

От Керченского пролива до

границы с Абхазией, вдоль

побережья Черного моря

Берега Черноморского побережья

Кавказа отличаются слабой

изрезанностью, простотой и

плавностью очертаний.

расчлененный рельеф скалы

галечниковые равнины песчаные

лиманы

влажный субтропический

климат средиземноморского

типа. Для климата

Причерноморья характерны

мягкая, с неустойчивой

погодой дождливая зима со

среднемесячными

температурами воздуха +2,

+8° С и очень теплое - с

температурами +20, +24° С -

лето, в течение которого

преобладает устойчивая

ясная или малооблачная

сухая погода. Дневные

температуры даже зимой

иногда поднимаются до +15,

+20° С, а летом - до отметки

+ 30, + 32° С. Однако жара

легко переносится, благодаря

бризам и близости гор.

Среднегодовые температуры

воздуха - +12, +14° С - самые

высокие в России.

Годовое количество осадков

увеличивается от 600 - 700

мм на севере до 1500 - 1600

мм на юге Причерноморья, а

на склонах гор даже до 2500

мм.

Проверка домашнего задания:

1. Самая высокая вершина Кавказа:

а)Эльбрус; б) Казбек; в) Базардюзю.

2. Кавказские горы - молодые, потому что:

а) они образовались в мезозойскую эру;

б) они образовались в кайнозойскую эру;

в) это горы высокие;

г) здесь продолжается горообразование.

3. На Кавказе хребты Скалистый и Пастбищный являются:

а) грабенами; б) горстами;

в) куэстами; г) лакколитами.

4. Кавказские горы по строению являются:

а) глыбовыми; б) складчато-глыбовыми;

в) вулканическими.

5. Заболоченные пространства в низовьях Терека и Кубани

называются:

а) плавни; б) дубравы;

в) шибляк.

6. На Кавказе господствуют местные ветры (найдите соответствие):

1) горячий ветер; а) фен;

2) холодный ураганный ветер; б) бора;

7. Реки Кавказа имеют питание:

а) смешанное; б) ледниковое;

в) дождевое.

8. Кавказские горы богаты рудными ископаемыми, потому что: а) это

молодые и высокие горы;

б) по трещинам с больших глубин изливалась магма;

в) здесь до сих пор идет горообразование.

9. В Сочи - самая теплая зима в России, потому что:

а) Сочи находится на берегу моря;

б) г. Сочи отделен от холодного воздуха Русской равнины горами;

в) Сочи расположен на равном расстоянии между экватором и Се-

верным полюсом.

10. Западные районы Кавказа получают осадков больше, чем

восточные,

потому что: ,

1 а) влага приходит на Кавказ с Атлантики;

б) к западу от Кавказа находится Черное море.

Ответы. 1 - а; 2 - б, г; 3 - в; 4 - б; 5 - а; 6 – 1) а, 2) б; 7 - б; 8 - б; 9 - б, в;10-а. (взаимопроверка)

Географический диктант

1. Первые упоминания сделаны арабским путешественником.

2. Одна из богатейших житниц страны.

3. Население живет в аулах.

4. Славятся урожаями пшеницы, подсолнечника.

5. На территории много хуторов, станиц.

6. Курортный район.

7. Самая южная точка России (г. Базардюзю)

8. Центр - Краснодар.

9. Есть горы - Лакколиты, Машук, Бештау.

10. Здесь встречаются туры, серны.

11. Национальный состав очень пестрый.

12. «Кладезь холодный» и «кладезь горячий».

Ответ:

Прикубанская равнина - 2, 4, 5, 8.

Кавказские Минеральные воды - 1, 6, 9, 12.

Высокогорный Дагестан - 3, 7, 10, 11.

Пушкин о Кавказе

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смерено идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зелёные сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам.

И пастырь нисходит к весёлым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Прикубанская

равнина

+

+

+

+

Кавказские

Минеральные

воды

+

+

+

+

Высокогорный

Дагестан

+

+

+

+

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Прикубанская

равнина

Кавказские

Минеральные

воды

Высокогорный

Дагестан



В раздел образования