Автор: Магдич Татьяна Емельяновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КГОБУ "Камчатская школа–интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: г. Елизово
Наименование материала: разработка урока
Тема: Открытый урок "Музыкальные инструменты" 1 класс
Раздел: среднее образование
КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Открытый урок в 1 классе
Тема урока: «Музыкальные инструменты».
1 класс
Учитель музыки
Магдич Татьяна Емельяновна
1
1 класс
II четверть
«Музыка вокруг нас»
(продолжение темы)
Тема урока: «Музыкальные инструменты».
Ц е л ь : Сопоставить
звучание
народных
инструментов
со
звучанием
профессиональных инструментов.
Задачи:
Образовательные:
o
формировать знания о музыкальных инструментах, струнных и
других видах инструментов.
Развивающие:
o
развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые
навыки и умения;
o
развивать навыки коммуникативной компетенции, такие как
слышать и слушать товарищей, совместно выполнять задания в
парах;
o
формировать умения классификации инструментов.
Воспитательные:
o
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с
ней;
o
воспитывать позитивное отношение к искусству;
Здоровьесберегающие:
o
- снимать нервно-психологические перегрузки
o
- восстанавливать положительный эмоционально-энергетический
тонус учащихся.
2
Методы, применяемые на уроке:
o
метод музыкального обобщения;
o
метод наблюдения;
o
метод активизации музыкальной деятельности (словесный,
наглядный);
o
метод эмоционального воздействия.
o
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам
.
Тип урока:
Урок изучения и закрепления новых знаний
УУД:
Регулятивные:
формулировать
и
удерживать
учебную
задачу,
выполнять
учебные действия в качестве слушателя
Познавательные:
с а м о с т оя т е л ь н о
в ы д е л я т ь
и
ф о р м ул и р о в а т ь
познавательную цель
Коммуникативные:
использовать
речь
для
регуляции
своего
действия,
ставить вопросы
Понятия
Сопоставление
звучания
народных
инструментов
со
звучанием
профессиональных инструментов: свирель- флейта, скрипка-балалайка.
Свирель, гусли, рожокфлейта, фортепиано, музыкант-исполнитель, ор-
кестр.
Научатся: определять
выразительные
и
изобразительные
возможности
(тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного
наигрыша «Полянка», оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)
Музыкальный ряд
И.С.Бах «Шутка» -слушание
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика-слушание
Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)-слушание
«Камышинка – дудочка» сл. В. Татаринова, муз. В. Поплянова-
исполнение
«Веселый музыкант» А Филлипенко - исполнение
«У каждого свой музыкальный инструмент»-слушание и подпевание
«К нам гости пришли»-исполнение
3
Техническое оснащение: MP3 –проигрыватель, музыкальный CD-диск,
медиапроэктор, учебник по музыке Сергеева, Шмагина, Критская,
презентации PowerPoint, компьютер, фортепиано.
Наглядные пособия: Изображения музыкальных инструментов.
Раздаточный материал: Карточки «4-й лишний», лото. Презентация
Ход урока
Эмоционально – психологический настрой на урок.
Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте!
Учитель: Здравствуй Кирюша,
Ученики: (ответ) Приветствие каждого ребенка.
У нас сегодня на уроке гости. Давайте с ними поздороваемся.
Приветствие гостей.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели
Давайте послушаем какое настроение сейчас у вас? У вас на столе лежат
смайлики.
У
них
разное
настроение.
Посмотрите.
Какая
из
карточек
выражает ваше настроение. Выберите ее и покажите.
Учитель: Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, время
урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
Ребята, сейчас вы услышите песню . Я предлагаю вам не просто послушать и
поучаствовать в исполнении этой песни.
У каждого свой музыкальный инструмент
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Если вы угадаете, , то узнаете , что находится в нашей музыкальной
шкатулке
(Если затрудняются сказать, вспомнить о чем говориться в песне.)
У: На каких инструментах играли музыканты?
Подвести детей к тому , чтотема нашего урока
4
Музыкальные инструменты
Да в нашей музыкальной шкатулке находятся музыкальные инструменты и
все то, что нам пригодится сегодня на уроке.
А как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке.
Узнать о музыкальных инструментах
У.-Когда исполняли песню, чему подражали вы своими движениями?
Д. - Играли на музыкальных инструментах: дудочке, свирели.
У - Как называются такие музыкальные инструменты?
Д. - Народные
III. Объяснение темы урока.
У.- Послушайте внимательно стихотворение
Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И, будто оживленный,
Тростник заговорил —
То голос человека
И голос ветра был.
У.- Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент описал в этом
стихотворении М.Ю. Лермонтов?
Д.- Дудочка, свирель.
У. – Молодцы правильно.
Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и
появилась очень давно. У Музы есть песня о камышинке –дудочке.
Камышинка –дудочка.
Прошло время и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли
овец, коров, но и ее звучанием изображали пение птиц, настроение природы.
В народе этот инструмент стали называть Свирелью
У.- Свирель русский народный духовой инструмент, похожий на дудочку. Звук
у свирели мягкий, тихий. Играют на нём, вдувая воздух и зажимая отверстия,
расположенные на стволе свирели.
5
А сейчас мы послушаем, как звучит свирель.
Звучит наигрыш р.н.п. «Полянка».
На экране – изображение свирели.
У. - А теперь расскажем о музыке. Опишите её словами.
Д. – Плавно, нежно, ласково, задумчиво, легко.
У.
–
Ребята,
а
свирель
относится
к
народным
или
профессиональным
инструментам.
Д.- К народным.
У. – Правильно, молодцы.
У. – А как вы думаете среди профессиональных инструментов, близких по
звучанию свирели, есть такие, на которых музыканты исполняют серьёзную,
классическую музыку?
Дети затрудняются ответить.
У.
–
Давайте
сейчас
послушаем
произведение
великого
немецкого
композитора И.С. Баха «Шутка».
На экране изображена флейта.
У. – Ребята, вам знаком этот инструмент?
Д. – Да.
У. - Как он называется.
Д. – Флейта.
У. – Флейта – духовой инструмент, воспроизводит очень высокие звуки, а
играют на нём как на свирели, вдувая воздух и зажимая отверстия.
У. – Опишите словами, как звучит флейта.
Д. – Нежно, игриво, легко, задорно.
У.- Молодцы.
У. – Ребята, а как вы думаете, с чем можно сравнить голос флейты и свирели?
Д. – С пением птиц, со свистом человека, с журчаньем ручья.
Презентация картинки духовых музыкальных инструментов
Какие инструментыизображены?
Д. – Духовые.
У. – А почему вы сделали такой вывод?
Д. – В эти инструменты вдувают воздух и зажимают отверстия.
У. – Правильно. А все ли здесь инструменты русские народные?
Д.- Нет.
У.- А какой инструмент не русский народный?
Д. – Волынка.
У. – Правильно. В какой стране на нём играют?
Д. – На ней играют в Шотландии.
У. – Молодцы. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.
Звучит шотландская народная песня.+ Видеоряд
У. – Давайте опишем словами, как звучит этот инструмент.
Д. – Мягкий, глубокий, сочный.
У. – Ребята, перед вами на экране музыкальные инструменты. Найдите среди
них духовые и скажите, как они называются.
6
Ребята называют инструменты.
У.- Скажите, пожалуйста, у всех этих духовых инструментов одинаковые
голоса или разные?
Д. – Разные.
У. – Правильно. Каждый инструмент имеет свой голос. Музыкальный голос
называется тембром. У каждого музыкального инструмента свой голос, т. е.
свой тембр.
У:
наиграть вступление песни «Веселый музыкант»
Какая песня вырастет из этого вступления.
Ответы детей.
Песню вы хорошо знаете.
Сейчас мы с вами ее споем и покажем о каких музыкальных инструментах
идет речь
Песня «Веселый музыкант» - исполнение
У: На каких инструментах играл музыкант?
У: Ребята покажите, как играют на скрипке, на балалайке.
У: Ребята, чем похожа скрипка и балалайка?
У: Правильно, у них есть струны и поэтому их называют струнными.
У: Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.
У: А чем эти инструменты отличаются?
У балалайки 3 струны
А у скрипки 4
У скрипки есть смычок.
Балалайка – народный инструмент
А скрипка –профессиональный
Когда музыкант играл на скрипе какой характер был у музыки? ( песенный
медленный)
А когда музыкант играл на балалайке – веселый, задорный. Что нам хотелось
делать(танцевать)
7
У: Звучание скрипки и балалайки разное, послушайте, как звучит скрипка.
Слушание отрывка из Квартета №2 А.Бородина
У: Скажите, как звучит музыка в исполнении скрипки?
У: На каком инструменте ещё играл наш музыкант?
У: Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. Когда не было
телевидения, компьютеров и телефонов люди потешались игрой на
балалайке, пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось без балалайки.
Музыканта, который играет на балалайке называют балалаечником.
Послушайте, как задорно звучит балалайка.
Слушание русской народной песни «Светит месяц» в исполнении
оркестра балалаечников.
У: Выберите слова, которые характеризуют, как звучит музыка в исполнении
балалайки.
У: Ребята, значит, музыка может нам нести разное настроение.
У: Ребята, а когда звучит балалайка, что хочется делать больше всего?
У: Правильно, танцевать
Танец
У: Какие еще музыкальные инструменты вы знаете?
Ребята, вы дома подготовили загадки о музыкальных инструментах.
Мы сейчас с вами поиграем.
Один из вас будетзагадывать загадки, а вы показывать отгадки, которые лежат
у вас в конвертах на столе, а я буду показывать как звучит этот инструмент
Отгадывание загадок с показыванием картинок с изображением
музыкальных инструментов
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело. Ульяна
Затихло всё: играет…
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт… Женя
8
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это... Лиза
В озорные три струны
Все в России влюблены.
(Балалайка.) Саша Ф.
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она – любовь страны. Кирилл
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: "трень" да "брень".
(Балалайка.)
Заливается трёхрядка,
И народ идёт вприсядку! Вова
А трёхрядка неплоха –
Есть и кнопки и меха.
У нее вся душа нараспашку, Катя
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
Я стою на трёх ногах, Саша
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ...
(Рояль.)
До сих вы работали самостоятельно, а сейчас мы будем работать парами.
Располагайтесь как вам удобно. Можно подойти, а можно развернуться.
Внимательно послушайте задание.
Перед вами картинка, на которой изображены разные музыкальные
инструменты.
Вам нужно найти какой инструмент попал на картинку по ошибке и
объяснить почему.
Раздать материал.
1-е Задание «4-й лишний.»
9
2 задание «Лото»
Заполнить пустые клетки
Красный ряд народные инструменты
Зеленый ряд профессиональные
Похвалить детей за работу
О каких группах инструментов говорили?
Духовые и струнные.
Народные и профессиональные.
А какие еще есть инструменты.
Ударные
(Если не ответят помочь наводящими вопросами.)
Мы сегодня столько говорили о музыкальных инструментах.
А когда играет много инструментов это как называется?(оркестр)
Какие инструменты лежат в нашей шкатулке?
И мы сейчас поиграем в оркестр.
Разбирайте инструменты .
Слушайте внимательно музыку и попробуйте побыть немножко
музыкантами.
Рефлексия учебной деятельности
О чем сегодня нам рассказала Музы.
Какие мелодии музыка доверит исполнять свирели, а какие флейте?
Ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?
У: Какие виды инструментов мы определили?
Какие инструменты звучали сегодня на уроке?
Какие бывают инструменты?
Какие жанры музыки звучали?
Что вспомнили?
Что узнали новое?
Кому бы вы хотели рассказать о том, что сегодня узнали на уроке?
Чью работу вам бы хотелось отметить?
А вы знаете, что когда приходят гости, им нужно сделать что-нибудь
приятное. И мы с вами сегодня подарим нашим гостям песню.
Песня «К нам гости пришли»
В начале урока у вас было прекрасное настроение.
10
А сейчас покажите нам какое настроение у вас в конце урока
Дети показывают смайлики
Я вас благодарю за хорошую работу на уроке. И награждаю вас медалями .
Вручить детям медаль «За успехи в музыке»
Чтобы стать музыкантом нужно много учиться. А я вам хочу сегодня
подарить музыкальный инструмент, на котором сможет сыграть каждый из
вас. Приближается праздник Новый год и я думаю, он вам очень пригодится
на празднике.
Подарить детям дудочки.
Прозвенел звонок.
Всем спасибо за урок
11