Напоминание

"Организация методической работы с семьёй"


Автор: Попова Вера Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП Авангардского филиала ГБОУ "Образовательный центр" имени Ваничкина И.Д., детский сад "Буратино"
Населённый пункт: п.Авангард
Наименование материала: проект
Тема: "Организация методической работы с семьёй"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей»
« …..Я не боюсь повторять ещё повторять: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы .» В.А. Сухомлинский Наш детский сад «Буратино» находится в сельской местности. Это небольшое структурное подразделение, в котором имеются две группы: ощберазвивающей направленности и компенсирующей. И тем не менее, у нас ведется большая работа по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» В деревне дети рано становятся самостоятельными: катаются летом на велосипедах, ходят на речку купаться и даже рыбачить. Конечно, такие вольности не всем позволительны пока дети в саду, но ребенок становится школьником, он должен научиться переходить дорогу, общаться с незнакомыми людьми. Поэтому так важно, чтобы наши воспитанники знали правила и не подвергали свою жизнь опасности, берегли своё здоровье. Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое. Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы: 1. природные; 2) техногенные; 3) социальные. Но как эти знания донести ребенку дошкольного возраста? В своей работе мы опирались на содержание программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности составили по разделам:  Ребёнок и его здоровье;  Ребёнок и другие люди;  Ребёнок дома;  Ребёнок и природа;  Ребёнок на улицах села В 2002 году вышло методическое пособие » Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной по теме «Безопасность» Основываясь на содержание программы, пособия «Безопасность», «Дорога безопасности»Т.Н. Клюевой, Г.Н.Мелеховой, «Школа дорожных наук» О.В. Старцевой, «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» Егоренко Л.И. мы разработали долгосрочный проект, который состоит из нескольких этапов.
Цель долгосрочного проекта - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
На 1 этапе
систематизировали имеющийся методический и наглядный материал, сделали подборку дидактических, театрализованных, сюжетно- ролевых, ситуативных игр, а также подборку художественной и научной литературы. Основываясь на возрастные особенности дошкольников, педагогическим коллективом были разработаны и подобраны конспекты непосредсвенной образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей по соответствующим разделам программы.
На 2 этапе
было необходимо, заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года. Одновременно, нами, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и выявлению запросов родителей по укреплению здоровья детей, а также консультирование и заседания родительского клуба «Семейный очаг».Подготовили для родителей и детей наглядный ознакомительный материал :стенд «Советы Витаминки», « Советы Светофорыча»и др.
На 3 этапе
прививали правила в жизнь детей, показывали разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировали дошкольников в умении применять эти правила на основе усвоенных знаний и умений. Происходило осознанное овладение реальными практическими действиями. Каждое направление по формированию безопасности жизнедеятельности детей- это обширный объем материла.


Ребёнок дома, ребёнок и чужие люди, ребёнок и природа
Во время образовательной деятельности по темам - « Один дома», «Ребенок и бытовая техника», дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни, чем и как можно пользоваться, а что трогать категорически нельзя. Благодаря инсценированию данных ситуаций, у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему, трогать газовую плиту, включать утюги т.д.. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04 . На занятии « Сказка о колобке» педагог ,разъясняла детям, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет» на предложение незнакомого взрослого. Закрепили все правила в игре « Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Дети, что вы будете делать, если…(угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его ). Благодаря этой игре закрепляли правила поведения детей во всех ситуациях. В ходе занятия « Каждому опасному предмету своё место », уточнили знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых электроприборах опасных для жизни и здоровья. Об их значимости для людей. О правилах пользования ими. Очень интересно проходили мероприятия по блоку « Ребёнок и природа». НА итоговом развлечении «Путешествие в природу», мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки, которые запрещали разорять птичьи гнёзда,
муравейники, рвать полевые цветы, уносить и домой животных, насекомых, вырезать надписи на деревьях. Мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.. Все э т и правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе образовательной деятельности закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. По теме « Зимние забавы» формировали знания детей о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. Научили детей пользоваться санками. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. « Кошки и собаки – наши друзья», во время данных тематических мероприятий воспитывали у детей желание понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой « Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним. Были проведены беседы: « Правила поведение на реке», «Солнышко и дети» и др. Особое внимание уделялось чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена, Л.Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других . По каждому разделу проекта в детском саду проводились интересные, зрелищные и в тоже время познавательные мероприятия. В рамках проекта «Правила дорожного движения для дошколят!», проводились различные мероприятия по безопасности дорожного движения: дидактические - («Светофор», «Поиграй-ка», Лото « Правила дорожного движения», и др.) и подвижные- («Бегущий светофор», «Мяч в корзину», «Красный, жёлтый, зелёный» и др.) игры; беседы («Виды транспорта», «Сигналы светофора», «Детям о правилах дорожного движения», «Безопасность на улице и дороге» и др.); просматривали иллюстрации, читали и разучивали стихи и отгадывали загадки о безопасности на дороге, о дорожных знаках, об автомобилях и светофоре. Воспитатель Кутепова М.А.. провела с детьми старшего дошкольного возраста НОД по познавательно-речевому развитию «Пешеход», а в конкурсе рисунков «Дорога без опасности», организованном воспитателем Руденко С.Е., дети совместно с родителями приняли активное участие. Заключительным мероприятием этого цикла стало прошедшее 25 октября развлечение для ребят старшего возраста «Путешествие в страну Светофорию». (воспитатель Амельченко Г.П.)
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в

страну Светофорию»
Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, о дорожных знаках. Задачи: Воспитывающие: воспитание дисциплины и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих; уважения к правилам дорожного движения. Обучающие: расширение знаний детей о правилах поведения на улицах и дорогах, закрепление знаний о сигналах светофора, дорожных знаках. Развивающие: развитие интереса к изучению правил дорожного движения, формирование навыков осознанного поведения на улицах и дорогах. Предварительная работа.
Просмотр иллюстраций, беседы о дорожных знаках и сигналах светофора, рассматривание изображений дорожных знаков, чтение пословиц, загадок, стихов о правилах дорожного движения, о транспорте, проведение подвижных, дидактических игр, подбор и изготовление атрибутов и костюмов. Индивидуальная работа. Разучивание стихов, работа над отдельными эпизодами. Словарная работа. Активизировать в речи слова: светофор, сигналы светофора, перекрёсток, пешеходный переход (зебра), дорожный знак, мостовая, тротуар, подземный переход. Методические приёмы. Художественное слово, игры, взаимодействие с персонажами: клоуном Клёпой и Светофором. Оборудование. Плакаты по ПДД, изображения дорожных знаков, касса, билеты- светофорчики по количеству детей, перечень вопросов, карточки красного, жёлтого и зелёного цвета (по одной каждого цвета), кегли, крупногабаритная машина, тоннель, музыкальный центр, аудиокассета с записью детских песен, костюмы клоуна и Светофора, книжечкики- раскладушки «Полезные советы для пешеходов» по количеству детей. Организация развлечения. Развлечение проходит в комнате по изучению ПДД и в музыкально-спортивном зале. Ход развлечения Ведущий в группе обращается к детям: Весёлые дети здесь живут, весёлые песни они поют. А путешествовать вы любите? Тогда предлагаю отправиться в необычную страну – страну Светофорию. Разный там народ живёт - И автомобили, и шофёр и пешеход… Да, чуть не забыли: Управляет царь страной - Светофор великий, Чтобы не было порой Там неразберихи. Есть у этого царя – Вам секрет открою сразу – Три сокровища. Не зря Бережёт их пуще глаза. Три заветные вещицы, Три волшебных огонька – Красный, жёлтый и зеленый. А без них ему нельзя! Чтобы попасть в эту страну, нужно купить билеты на поезд, а плата за проезд – ответы на вопросы о правилах дорожного движения. Дети идут к импровизированной кассе и покупают билеты (отвечая на вопросы) в виде небольших светофорчиков. Вопросы: В каком месте улицы устанавливается светофор? (На перекрёстке). Что означает красный сигнал светофора? (Стой). Где можно переходить через дорогу? (По пешеходному переходу). Какие сигналы светофора ты знаешь? (Красный, жёлтый, зелёный). Где движутся автомобили? (По мостовой).
Что означает зёлёный сигнал светофора? (Иди). Где можно кататься на велосипеде? (По велосипедной дорожке). Можно ли играть на мостовой? (Нет). Что означает жёлтый сигнал светофора? (Жди). Назови основные пути пешеходного движения. (Тротуар, пешеходная дорожка, обочины). Ведущий: У всех есть билеты? Ну, тогда в путь! (Дети под звучание песенки имитируют езду на поезде - идут по кругу, держась за локти друг друга и попадают в комнату по изучению ПДД). Ведущий: Вот мы и приехали. Это станция – страна Светофория. (Предлагает детям выйти из поезда, обращает внимание на то, как много в этой стране дорожных знаков и картинок, посвящённых правилам дорожного движения). Вдруг раздаётся звук мотора машины и в зал с рулём в руках вбегает клоун Клёпа. Дети выходят в музыкально-спортивный зал. Клёпа: Здравствуйте! Я клоун, а зовут меня Клёпа. Приобрёл машину я. Буду ездить в ней, друзья! Посмотрите, какая у меня машина! Правда, красивая? Садитесь, прокачу с ветерком. Ведущий: Клёпа, а с правилами дорожного движения ты знаком? Ведь это азбука твоей страны! Клёпа: Подумаешь! Я и без этой азбуки обойдусь. Ведущий: Ты что, Клёпа! Запомни: азбуку движенья помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда! Клёпа: Ну, вот ещё! Я и так всё знаю! Последний раз спрашиваю: поедете со мною? Ведущий: Нет! Не поедем! Клёпа: Ну и не надо! Я один поеду! (Заводит мотор). Звучит музыка, Клёпа едет, а на середину зала, преграждая ему путь, выходит Светофор, в руках у него жезл. Ведущий: Остановись, Клёпа! Впереди дороги нет! Смотри, у Светофора зажёгся красный свет! Клёпа: Как это – дороги нет? Куда же она делась? Все эти цветные огоньки – ерунда! (Подъезжает к Светофору. Светофор свистит, предупреждая об опасности). Светофор: Стоп, машина, стоп, мотор! Тормози скорей, шофёр! Красный глаз горит в упор. Это я, царь Светофор! Вид я грозный напускаю, Ехать дальше запрещаю. Клёпа: Подумаешь! «Запрещаю…» А я хочу ехать и на красный свет. Ведущий: Ай-яй-яй, Клёпа! Оказывается, ты совсем не знаешь правил дорожного движения! Клёпа: Ну и что, если не знаю? Ничего страшного в этом нет! Светофор: Ребята, а вы тоже так думаете? (Ответы детей) Ведущий: А сейчас, Клёпа, послушай одну историю, о которой тебе расскажут ребята. Движеньем полон город, бегут машины в ряд, Цветные светофоры и день и ночь горят. А там, где днём машины звенят со всех сторон, Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон! Но кто при красном свете шагает напрямик? Да это же Незнайка – наш друг и озорник! Волнуются шофёры, во все гудки гудят, Колёса и моторы остановить хотят. Свернул водитель круто, вспотел, как никогда: Ещё одна минута – случилась бы беда!
И взрослые и дети едва сдержали крик: Чуть не погиб Незнайка – шалун и озорник! Клёпа: Ой-ёй-ёй! Как же мне узнать всё про знаки светофора? Я не хочу, чтобы и со мной случилась такая же беда, как с Незнайкой. Ведущий: Не огорчайся, Клёпа! Мы с ребятами тебе поможем! Проводятся игры: «Сигналы светофора» (Под музыку ведущий показывает вразнобой кружки красного, жёлтого, зелёного цвета: зелёный – топают, жёлтый – стоят, красный – приседают). Клёпа: Спасибо, ребята! Я всё понял, всё запомнил! Выполняй закон простой: Красный свет зажёгся - Дети: Стой! Клёпа: Жёлтый вспыхнул – Дети: Подожди! Клёпа: А зелёный свет – Дети: Иди! Светофор: Молодец, Клёпа! Молодцы, ребята! Различать вы стали ясно цвет зелёный, жёлтый, красный. Ведущий: Раз вы стали хорошо разбираться в знаках светофора, предлагаю вам поиграть. Проводится игра «Прокати машину между кеглями».(В сопровождении детских песен) Светофор: Ребята, вы знаете, как переходить через дорогу? Дети: Внимательно! Осторожно! Ведущий: Если надо по пути перейти дорогу, С тротуара не сходи, погоди немного. Оглядись по сторонам, сделав остановку. Даже если ты король, или королева, Повернуть сперва изволь голову налево. Пропускайте все машины и шагайте смело. А дойдя до середины, погляди направо. Даже очень смелый рассуждает здраво: Посмотрю налево, а потом направо. Светофор: Ребята, а вы знаете значение дорожных знаков? Вот они! Сейчас я буду читать стихи, а вы дружно заканчивайте стихотворные строчки. Всем знакомые полоски Знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведёт Пешеходный… переход. На машинах здесь, друзья, Ехать никому нельзя, Нужно ехать, знайте дети, Только на… велосипеде. Что мне делать, как мне быть? Нужно срочно позвонить. Должен знать и ты, и он В этом месте…телефон. Клёпа: Знаков дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало! А это что за знак такой? Про этот знак ничего не говорили.
Светофор: Этот знак обозначает подземный переход. А чтобы его лучше запомнить, я предлагаю поиграть. Проводится игра «Подземный переход» (пролезть по тоннелю в одну и другую сторону). Светофор: Ребята, а вы ссоритесь друг с другом? Дружите? Сейчас мы это узнаем. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны со мной, говорите «Это я! Это я! Это все мои друзья!». А если не согласны, просто молчите. Договорились? Тогда внимание! Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? ***** Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора? ***** Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? ***** Знает кто, что красный свет означает: хода нет? ***** Знает кто, что свет зелёный – путь открыт, жёлтый свет – внимание? Молодцы! Дружно отвечали и правильно, запомнили основные правила дорожного движения, выучили знаки, сигналы светофора. На память я хочу подарить вам вот такие памятки о правилах дорожного движения для пешеходов. Правила из этой книжки Нужно знать не понаслышке. И учить их не слегка, А всерьёз, наверняка. Мне теперь идти пора, До свиданья, детвора! Клёпа: И я прощаюсь с вами! Пока! Ведущий: Нам тоже пора возвращаться к себе. Садитесь в поезд и отправляемся! (Под музыку дети уходят из зала) Тема безопасности детей- это непросто проект , а постоянное , регулярное , целенаправленное формирование у воспитанников ДОУ не только знаний , но и умений применять эти знания , воспитать в детях желания не подвергать свою жизнь опасности и умело их предотвращать . И это главный итог нашего проекта

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей». Старший воспитатель СП- детский сад «Буратино» ГБОУ СОШ с. Алексеевка Авангардский филиал. Попова Вера Николаевна


В раздел образования