Напоминание

Социологическое исследование развития личности старшеклассников.


Автор: Соколова Татьяна Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" №1
Населённый пункт: Шумерля
Наименование материала: статья
Тема: Социологическое исследование развития личности старшеклассников.
Раздел: среднее образование





Назад




Социологическое исследование развития личности старшеклассников.

Растет новое поколение нового времени, от которого зависит будущее

нашей страны. Какие требования должны быть предъявлены к школе, чтобы

выпускники,

войдя

во

взрослую

жизнь,

могли

самостоятельно

ставить

и

достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации,

становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Все

это

привело

к

созданию

проекта

«Стратегия

развития

лично сти

старшеклассника». Для создания проекта были поставлены следующие задачи:

1.

Провести

социологический

опрос

школьников,

как

форма

оценки

сегодняшних потребностей старшеклассников.

2.

Сравнить

интересы

современного

школьника

с

интересами

учеников

прошлого поколения (на примере старшеклассников 80-х годов).

3.

Создать

портрет

среднестатистического

ученика

21

века

на

основе

данных исследования.

4.

Выявить основные составляющие современника 21 века востребованные

государством (эталон).

5.

Разработать

сборник

с

рекомендациями

по

н ап р а вл е н и я м ,

реализующимся в МБОУ «СОШ №1» г. Шумерля.

Почему-то принято считать, что вся современная молодежь в основном

одинакова

в

увлечениях,

оценках,

речевом

поведении.

Однако

если

задуматься, то станет ясно: нельзя делать поспешные выводы. Многие молодые

люди, действительно, очень легко и прочно подпадают под какие-либо влияния

— стереотипов, моды и т.п. И эти группы молодежи исследователи активно

изучают, т.е. в поле зрения попадают какие-либо типы, объединения. Но никто

не может точно сказать, сколько же среди молодых людей самостоятельно

думающих и чувствующих личностей. А их, возможно, даже больше, чем,

кажется.

Уникальность,

индивидуальность,

конечно,

считается

ценным

качеством,

но

ее

мало

изучают,

считая

это

результаты

исследования

к

большинству

явлений.

Можно

заметить,

что

термин

«личность»

приобрел

двусмысленность: этим термином обозначают как нечто собирательное, так и

неповторимое.Говоря

о

портрете

современного

молодого

человека,

важно

учитывать обе эти стороны — типичное и индивидуальное. И второе даже

важнее

и

интереснее.

Старшеклассники

это

личности

с

уже

с формировавшимся

мировоззрением,

взглядами

и

и н т е р е с а м и .

Старшеклассники

демонстрируют,

какое

будущее

у

нашей

страны,

какое

поколение придет на смену.

Социологический опрос старшеклассников МБОУ «СОШ №1»

г. Шумерля показал, что круг интересов современных старшеклассников широк.

Они проводят свой досуг, общаясь друг с другом, слушают музыку, много

времени

проводят

за

компьютером,

мало

интересует

их

политика,

по

телевизору предпочитают смотреть музыкальные телепередачи, кинофильмы,

телеигры.

На основании проведенного мониторинга среди взрослого населения и

сравнивая школьников

прошлого поколения с молодёжью нового поколения

можно сделать вывод, что школьники 80-х годов читали книги, встречались с

друзьями, занимались спортом, стремились к знаниям, так как это давало путь к

поступлению в институт и получению престижной профессии. Жизненными

ценностями они считали патриотизм, любовь к своей стране, семью, работу,

здоровье.

По результатам исследования был составлен среднестатистический

портрет старшеклассника со следующими характеристиками:

1. Большую часть свободного времени гуляет с друзьями

2. Любит смотреть комедии

3. Предпочитает музыкальные передачи

4. Любит слушать разную музыку

5. Очень мало читает

6. Ведет здоровый образ жизни

7. Хочет стать бизнесменом или юристом

8. Важным в жизни считает семью, друзей, которые являются для него

опорой втрудную минуту

9. Живёт для того, чтобы жить дальше.

Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном

развитии страны требуют от школы особого выпускника. На основании анализа

посланий Президента РФ и главы республики Чувашия последних трех лет

определились следующие

главные составляющие портрета «выпускника в

идеале». Выпускник должен:

-иметь основательную базу академических знаний;

-обладать с нестандартным мышлением;

-быть

способным

быстро

перестраиваться

в

столь

динамично

меняющемся

мире;

-быть высоконравственным, культурным;

-быть способным качественно и творчески овладеть профессией;

-быть ориентированным на семейные ценности.

Сегодня портрет выпускника школы становится ориентиром для

проектирования процессов и условий получения образовательных результатов,

главным

инструментом

развития

школы

и

педагогического

коллектива. У

выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и

способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять

инициативу,

т.е.

выпускник

должен

быть

конкурентоспособным.

Эти

личностные

качества

определят

инвестиционную

привлекательность

образования.

На основании исследования испытуемые для себя, составили справочники

с рекомендациями, «Стратегия развития» или (вертикали личностного роста

учащихся МБОУ «СОШ №1») по следующим направлениям:

-духовно-нравственное

направление

(чтение

произведений

художественной

литературы, научной литературы и т. д);

-военно-патриотическое направление (изучение военной истории своего города,

России,

мероприятия

направленные

на

формирование

высокого

патриотического сознания);

-спортивное направление (формирование здорового образа жизни учащихся,

приобщение к массовым занятиям физкультурой и спортом);

-творческое

направление

(формирование

культурного

досуга,

театральное

искусство, кино).

Стоя на пороге взрослой жизни, каждый должен максимально раскрыть

свои индивидуальные способности в школе, которые помогут самоопределиться

в жизни, и стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.

Наше будущее станет таким, какими будут наши старшеклассники лет

через 8-10, а это во многом зависит от формирования современных школьников.

Государству

нужна

грамотная

и

образованная

молодежь,

которая

поднимет

нашу

страну на более высокий уровень. Россия всегда славилась своими

умами, все великие ученые -

наши соотечественники. Россия - это самая

сильная

держава

в

мире,

с

самой

богатой

историей

и

самой

большой

территорией. Следовательно, каждому нужно соответствовать величию России.

Список литературы:

1.

Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодёжь/ А. С. Запесоцкого - Москва,

1998

2.

Коренева Г. Кто они - наше будущее? // Аргументы и факты. - 2003. - №29.

- С.12.

3.

Пономаренко

Л.П.

Психология

для

старшеклассников/

Л.

П.

Пономаренко, Р. В. Белоусова - М.;”Владос”, 2002.

4.

Шотина

О.Е.

Ценностные

ориентации

современной

молодежи

//

Открытая школа. - 2001. - №4. - С.43-45.



В раздел образования