Авторы: Селезнева Ольга Евгеньевна, Чаплыгина Анна Владимировна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 141 "Искорка"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Дидактическая игра в группе раннего возраста
Тема: дидактические игры с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и
речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в
его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно,
когда наряду с повседневным общением проводятся специальные обучающие (дидактические)
игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.
Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они
обосновали
теоретическое
положение
советской
педагогики
и
психологии
о
ведущей
роли
воспитания
и
обучения
в
развитии
ребенка
применительно
к
раннему
возрасту.
Это
способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства.
Особенно
усилилось
внимание
к
проблемам
преддошкольного
воспитания
в
связи
с
возникновением
детских
дошкольных
учреждений
нового
типа
-
яслей-садов.
В
условиях
объединенного
детского
сада
с
особой
остротой
встал
вопрос
о
преемственности
между
преддошкольным и дошкольным воспитанием и, в частности, между этапами дидактического
процесса, осуществляемого в разных возрастных группах.
Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате повторяющихся игр и
занятий
с
четко
выделенным
содержанием
при
условии
планомерного
педагогического
руководства все дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями,
несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные в раннем
детстве).
Идея
преднамеренного
педагогического
воздействия
на
ребенка
исходная
в
исследованиях и при построении пособия.
Практическая значимость работы заключается в разработке картотеки дидактических игр,
которые можно использовать на занятиях по обучению детей раннего возраста и в повседневно
жизни.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-
занятия
и
дидактические
или
автодидактические
игры.
В
первом
случае
ведущая
роль
принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует
разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.
Использование
разнообразных
компонентов
игровой
деятельности
сочетается
с
вопросами,
указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует
представления,
но
и
учит
детей
играть.
Основой
для
игр
детей
служат
сформулированные
представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.
Важно,
чтобы
затем
были
созданы
условия
для
переноса
этих
знаний
и
представлений
в
самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая
игра
используется
при
обучении
детей
математике,
родному
языку,
ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами
(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры [1].
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с
их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной,
формой,
качеством.
В
играх
решают
задачи
на
сравнение,
классификацию,
установления
последовательности в решении задач.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В
сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх
типа
«Магазин»,
пекарей
в
играх
«Пекарня»
и
др.
Игры-инсценировки
помогают
уточнить
представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:
парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их
использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх
требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети
самостоятельно
решают
разнообразные
мыслительные
задачи;
описывают
предметы,
выделяя
характерные
их
признаки;
отгадывают
по
описанию;
находят
признаки
сходства
и
различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и
воспитывающая задача, игровые действия и правила. ля выбора дидактической игры необходимо
знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже
имеющимися знаниями и представлениями [2].
В практике работы ДОУ сложились следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр;
2) занятия в форме дидактических упражнений;
3) занятия в форме дидактических упражнений и игр [3].
Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая
игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом
типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом
случае
обучение
носит
незапрограммированный,
игровой
характер.
Мотивация
учебной
деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами
опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые
образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает.
Упражнения, с дидактическим материалом хотя и служат учебным целям, приобретают игровое
содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей;
эмоциональности,
непроизвольности
психических
процессов
и
поведения,
потребности
в
активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание,
превалировать
над
ним,
быть
самоцелью.
Формирование
разнообразных
математических
представлений является главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах.
Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с
демонстрационным
и
раздаточным
дидактическим
материалом
ведет
к
усвоению
детьми
определенных способов действий и соответствующих им представлений.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском
саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения
образуют
самостоятельные
части
занятия,
сочетающиеся
друг
с
другом
во
всевозможных
комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает
отпечаток на структуру занятия.
Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются
специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них
воспитатель
имеет
возможность
систематически,
постепенно
усложняя
материал,
развивать
восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные
качества.
Дидактические
игры
и
занятия
дадут
хороший
результат
лишь
в
том
случае,
если
воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в
чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства. Очень важно помнить, что
занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость.
Процесс обучения детей раннего возраста должен быть спланирован. Воспитатель должен
составлять перспективное планирование дидактических игр для детей от 1 года до 3 лет с учетом
их психофизического развития.
В перспективном планирование предусматривается:
-
отбор
игры
в
соответствии
с
задачами
воспитания
и
обучения:
углубление
и
обобщение
знаний,
развитие
сенсорных
способностей,
активизация
психических
процессов
(память, внимание, мышление, речь);
-
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания
и обучения детей определённой возрастной группы;
-
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки,
разные предметы, картинки);
-
подготовка к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях
окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
В предлагаемом перспективном планировании игры и упражнения представляют собой
определенную систему, так как при его создании учитывались следующие признаки системности:
1.
постепенное
усложнение
задач
(от
простого
к
сложному):
каждая
следующая
игра
основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, расширяя и
углубляя эти знания и умения;
2.
деятельностный подход: в каждой следующей игре происходят изменение соотношений
деятельности воспитателя и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности
детей по подражанию к самостоятельной деятельности.
Основу перспективного планирования составили занятия из пособия для воспитателей и
родителей Л.Н. Павловой [4]. Методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы
организации
детей.
Темы
выбраны
удачно:
они
понятны
и
доступны
детям,
программное
содержание
также
соответствует
возрастным
возможностям
детей,
формы
организации
предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей.
Данные игры и упражнения ставят задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой
мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки.
К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся
следующие:
поисковый,
репродуктивный,
игровой
и
метод
упражнений.
Их
использование
диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и
задачами конкретных занятий.
Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают
детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания
путём
проб
и
ошибок.
Использование
поискового
метода
побуждает
малышей
к
активным
поисковым
действиям.
Дети
самостоятельно
действуют
путём
сравнения,
сопоставления
и
добиваются нужного результата.
Репродуктивный
метод
применяется
на
занятиях,
когда
дети
овладевают
механизмом
выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры
из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим
количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на
рисунок - блоки Дьеныша. Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует
формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим
процессом познания.
Метод
упражнений
также
широко
используется
в
процессе
обучения
детей
раннего
возраста. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации
повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного
овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности
в деятельности. В этом плане достаточно эффективными являются индивидуальные занятия,
например, «Снимаем и надеваем кольца на палочку», «Проталкивание палочкой кубика (шарика)
сквозь полый цилиндр», «Прокатывание шариков по лоточку» и т.д.
Таким образом, игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий
с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный
процесс.
Во
время
этих
игр
у
ребенка
вырабатываются
важные
качества,
необходимые
для
успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что
им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к
подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Список использованной литературы
1.
Болотна Л.Р., КомароваТ.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие.
– М., 2007.
2.
Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. –
М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под
ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 424 с.
4.
Первые
шаги.
Программа
воспитания
и
развития
детей
раннего
возраста.
Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2008.