Напоминание

дидактические игры с детьми раннего возраста


Авторы: Селезнева Ольга Евгеньевна, Чаплыгина Анна Владимировна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 141 "Искорка"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Дидактическая игра в группе раннего возраста
Тема: дидактические игры с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и

речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в

его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно,

когда наряду с повседневным общением проводятся специальные обучающие (дидактические)

игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они

обосновали

теоретическое

положение

советской

педагогики

и

психологии

о

ведущей

роли

воспитания

и

обучения

в

развитии

ребенка

применительно

к

раннему

возрасту.

Это

способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства.

Особенно

усилилось

внимание

к

проблемам

преддошкольного

воспитания

в

связи

с

возникновением

детских

дошкольных

учреждений

нового

типа

-

яслей-садов.

В

условиях

объединенного

детского

сада

с

особой

остротой

встал

вопрос

о

преемственности

между

преддошкольным и дошкольным воспитанием и, в частности, между этапами дидактического

процесса, осуществляемого в разных возрастных группах.

Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате повторяющихся игр и

занятий

с

четко

выделенным

содержанием

при

условии

планомерного

педагогического

руководства все дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями,

несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные в раннем

детстве).

Идея

преднамеренного

педагогического

воздействия

на

ребенка

исходная

в

исследованиях и при построении пособия.

Практическая значимость работы заключается в разработке картотеки дидактических игр,

которые можно использовать на занятиях по обучению детей раннего возраста и в повседневно

жизни.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-

занятия

и

дидактические

или

автодидактические

игры.

В

первом

случае

ведущая

роль

принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует

разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.

Использование

разнообразных

компонентов

игровой

деятельности

сочетается

с

вопросами,

указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует

представления,

но

и

учит

детей

играть.

Основой

для

игр

детей

служат

сформулированные

представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.

Важно,

чтобы

затем

были

созданы

условия

для

переноса

этих

знаний

и

представлений

в

самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая

игра

используется

при

обучении

детей

математике,

родному

языку,

ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами

(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры [1].

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети

учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с

их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной,

формой,

качеством.

В

играх

решают

задачи

на

сравнение,

классификацию,

установления

последовательности в решении задач.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В

сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх

типа

«Магазин»,

пекарей

в

играх

«Пекарня»

и

др.

Игры-инсценировки

помогают

уточнить

представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:

парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их

использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,

опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх

требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети

самостоятельно

решают

разнообразные

мыслительные

задачи;

описывают

предметы,

выделяя

характерные

их

признаки;

отгадывают

по

описанию;

находят

признаки

сходства

и

различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и

воспитывающая задача, игровые действия и правила. ля выбора дидактической игры необходимо

знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже

имеющимися знаниями и представлениями [2].

В практике работы ДОУ сложились следующие типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр;

2) занятия в форме дидактических упражнений;

3) занятия в форме дидактических упражнений и игр [3].

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая

игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом

типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом

случае

обучение

носит

незапрограммированный,

игровой

характер.

Мотивация

учебной

деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами

опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые

образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает.

Упражнения, с дидактическим материалом хотя и служат учебным целям, приобретают игровое

содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей;

эмоциональности,

непроизвольности

психических

процессов

и

поведения,

потребности

в

активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание,

превалировать

над

ним,

быть

самоцелью.

Формирование

разнообразных

математических

представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах.

Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с

демонстрационным

и

раздаточным

дидактическим

материалом

ведет

к

усвоению

детьми

определенных способов действий и соответствующих им представлений.

Занятия в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском

саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения

образуют

самостоятельные

части

занятия,

сочетающиеся

друг

с

другом

во

всевозможных

комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает

отпечаток на структуру занятия.

Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются

специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них

воспитатель

имеет

возможность

систематически,

постепенно

усложняя

материал,

развивать

восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные

качества.

Дидактические

игры

и

занятия

дадут

хороший

результат

лишь

в

том

случае,

если

воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в

чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства. Очень важно помнить, что

занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость.

Процесс обучения детей раннего возраста должен быть спланирован. Воспитатель должен

составлять перспективное планирование дидактических игр для детей от 1 года до 3 лет с учетом

их психофизического развития.

В перспективном планирование предусматривается:

-

отбор

игры

в

соответствии

с

задачами

воспитания

и

обучения:

углубление

и

обобщение

знаний,

развитие

сенсорных

способностей,

активизация

психических

процессов

(память, внимание, мышление, речь);

-

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания

и обучения детей определённой возрастной группы;

-

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки,

разные предметы, картинки);

-

подготовка к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях

окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

В предлагаемом перспективном планировании игры и упражнения представляют собой

определенную систему, так как при его создании учитывались следующие признаки системности:

1.

постепенное

усложнение

задач

(от

простого

к

сложному):

каждая

следующая

игра

основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, расширяя и

углубляя эти знания и умения;

2.

деятельностный подход: в каждой следующей игре происходят изменение соотношений

деятельности воспитателя и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности

детей по подражанию к самостоятельной деятельности.

Основу перспективного планирования составили занятия из пособия для воспитателей и

родителей Л.Н. Павловой [4]. Методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы

организации

детей.

Темы

выбраны

удачно:

они

понятны

и

доступны

детям,

программное

содержание

также

соответствует

возрастным

возможностям

детей,

формы

организации

предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей.

Данные игры и упражнения ставят задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой

мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки.

К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся

следующие:

поисковый,

репродуктивный,

игровой

и

метод

упражнений.

Их

использование

диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и

задачами конкретных занятий.

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают

детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания

путём

проб

и

ошибок.

Использование

поискового

метода

побуждает

малышей

к

активным

поисковым

действиям.

Дети

самостоятельно

действуют

путём

сравнения,

сопоставления

и

добиваются нужного результата.

Репродуктивный

метод

применяется

на

занятиях,

когда

дети

овладевают

механизмом

выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры

из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим

количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на

рисунок - блоки Дьеныша. Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует

формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим

процессом познания.

Метод

упражнений

также

широко

используется

в

процессе

обучения

детей

раннего

возраста. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации

повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного

овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности

в деятельности. В этом плане достаточно эффективными являются индивидуальные занятия,

например, «Снимаем и надеваем кольца на палочку», «Проталкивание палочкой кубика (шарика)

сквозь полый цилиндр», «Прокатывание шариков по лоточку» и т.д.

Таким образом, игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий

с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный

процесс.

Во

время

этих

игр

у

ребенка

вырабатываются

важные

качества,

необходимые

для

успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что

им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к

подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Список использованной литературы

1.

Болотна Л.Р., КомароваТ.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие.

– М., 2007.

2.

Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. –

М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под

ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 424 с.

4.

Первые

шаги.

Программа

воспитания

и

развития

детей

раннего

возраста.

Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2008.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники