Напоминание

Обучение чтению на иностранном языке как одно из условий формирования и развития иноязычной коммуникативной технологии


Автор: Еремеева Светлана Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Тарасовская СОШ"
Населённый пункт: с. Тарасово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Обучение чтению на иностранном языке как одно из условий формирования и развития иноязычной коммуникативной технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Еремеева Светлана Анатольевна,

учитель английского языка

МБОУ «Тарасовская СОШ», с. Тарасово

Кемеровской области

Обучение чтению на иностранном языке как одно из условий

формирования и развития иноязычной коммуникативной технологии

Современное

образование

основной

задачей

ставит

развитие

самостоятельного

критического

мышления,

культуры

умственного

труда,

обучения навыком самообразования, что непосредственно связано с поиском и

обработкой

информации,

в

том

числе

и

на

иностранном

языке.

В

связи

с

переходом

на

ФГОС

основного

общего

образование

наблюдается

тенденция

перехода к

«непрерывному обучению». Именно она представляет такой вид

учебной

деятельности,

который

будет

развивать

сознательный

интерес

к

обучению у учащихся. По этим причинам процесс изучения иностранных языков

в школе кардинально изменился. Пассов Е. И. считает, что ключевой «целью

обучения

иностранным

языкам

становится

формирование

иноязычной

коммуникативной

компетенции

способности

вести

иноязычное

общение

с

представителями культуры, то есть способность осуществлять межкультурное

общение».

Стоит

заметить,

что

освоение

коммуникативной

компетенции

непосредственно связано с умением читать. Чтение на иностранном языке как вид

речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению

большинства исследователей, самым необходимым для большей части людей.

Возможность

непосредственного

общения

с

носителями

языка

имеют

сравнительно не многие люди, возможность читать на иностранном языке есть

практически у всех. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой

доминанты.

Процесс

чтения,

предполагающий

сложные

мыслительные

операции

(анализ, синтез, умозаключение и др.), и его результат – извлечение информации –

имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей.

Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного

человечеством

в

различных

областях

жизни,

развивает

интеллект,

обостряет

чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.

Проведенные в последнем десятилетии исследования в ряде стран показали:

читатели

способны

мыслить

проблемно,

схватывать

целое

и

выявлять

противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и

быстрее находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества

наиболее развитого и социально ценного человека.

Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как

телевидение, видео, в том, что это – всегда труд – интересный, доставляющий

удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо

потрудиться, чтобы стать человеком. Именно труд, вложенный человеком в самого

себя, и формирует в нем эти качества.

Для формирования навыков чтения и организации работы с текстами на

разных

этапах

Е.А.

Маслыко

и

П.К.

Бабинская

предлагают

разработанную

систему упражнений.

Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с

опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или

упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке

текста.

Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-

продуктивного характера, то есть умений воспроизводить и интерпретировать

содержание текста в контексте затронутых в нем поблеем.

Цель

третьей

группы

упражнений

-

развить

умения

продуктивного

характере,

позволяющие

учащимся

использовать

полученную

информацию

в

ситуациях, моделирующих аутентичное общение, и в ситуациях естественного

общения, когда ученик действует «от своего собственного лица».

Типы упражнений на овладение навыками чтения

Предтекстовый этап

Упражнения в работе с заглавием текста.

1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь

в тексте.

2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное

содержание текста.

3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

С) По какому слову вы определили, что это информация о …?

4. Переведите заглавие со словарем и скажите, какая приставка придает словам

отрицательное значение.

5. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может

идти речь в текстах. Просмотрите их.

6. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в

заглавие слова, которые не повторяются в тексте.

7. Придумайте заглавие, которым можно объединить три названных факта.

8. Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чем оно ассоциируется в

вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого

текста.

1. Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще

всего оно выражено существительным).

2.

Просмотрите

текст

и

обратите

внимание

на

то,

как

часто

встречается

выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

3.

Найдите

слова-заместители

для

доминирующего

слова

и

всего

заглавия

в

тексте.

4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

5. Найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего

слова в заголовке.

6. Скажите, являются ли выделенные вами ключевые слова и их заместители

самыми информативными элементами в тексте.

7. Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.

Упражнения

на

овладение

структурно-композиционными

особенностями

текстов различных функциональных стилей

Овладение структурой газет и распознавание жанров газетных материалов

1.

Найдите

в

данном

номере

газеты

основное

информационное

сообщение.

Скажите, какое событие описывается в нем. Найдите в газете другие материалы по

данному вопросу.

2. Найдите второе по важности информационное сообщение номера; скажите, о

каком событии рассказывается в нем и какие еще материала газеты посвящены

этому событию

3.

найдите

в

газете

некомментированные

информационные

ст атьи

(информационные

статьи

с

элементами

комментария,

комментированные

информационные статьи); скажите, каким вопросам они посвящены.

4.

Найдите

в

газете

редакционные

статьи

(статьи

специалистов,

постоянных

обозревателей газеты); скажите, каким вопросам они посвящены.

5.

Найдите

интересные

для

вас

материалы,

которые

газета

публикует

под

рубриками …..

6. Просмотрите страницу газеты, журнала, набор текстов и отберите тексты на

тему ….

7. Просмотрите газету (журнал). Перескажите на родном или иностранном языке

содержание наиболее интересного текста по теме.

8. Сделайте выборку статей по указанному вопросу из нескольких газет.

Овладение

структурно-композиционными

особенностями

научных

(научно-

популярных) текстов.

1.

Просмотрите

текст.

Определите

его

характер

(описание,

рассуждение,

повествование).

2.

Просмотрите

текст

и

скажите,

содержит

ли

он,

с

вашей

точки

зрения,

интересную информацию.

3.

Прочтите

начальные

предложения

первого

и

последнего

абзацев.

Сформулируйте вопрос, который освещается в статье.

4. Установите, верно ли указана граница вводной части текста; если нет, исправьте

ошибки.

5. Выберите из напечатанных на отдельных карточках текстов вводную, основную

и заключительную части статьи. Составьте из них статью.

6. Выделите в тексте вводную и основную части.

7.

Установите,

повторяется

ли

главная

мысль

в

тексте,

сколько

раз,

в

каких

структурных

компонентах

(заглавии,

вводной

или

основной

части)

она

формулируется.

8. Проверьте, правильно ли обозначена граница заключительной части текста.

Если нет, дайте свой вариант.

9. Выделите в тексте вводную, основную и заключительную части.

10. Найдите заключительную часть текста. Дается заголовок и вводная часть

текста; основная часть разделена на отдельные смысловые куски.

11. Составьте общее представление о содержании текста по заглавию (таблице,

чертежу, формуле, вводной и заключительной частям).

12. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут

рассматриваться в тексте.

13.

Прочтите

последний

абзац

текста

и

скажите,

какое

содержание

может

предшествовать этому выводу.

14. Прочтите про себя первый абзац (введение) и попытайтесь догадаться, о чем

будет идти речь в данном тексте.

15.

Просмотрите

текст,

ознакомьтесь

с

чертежом

(таблицей,

описываемой

в

тексте), составьте план основного содержания текста.

16. Просмотрите текст и нарисуйте эскиз строящегося объекта, описанного в

тексте.

17. Бегло просмотрите текст. Сопоставьте первое предложение текста с заглавием.

Установите:

1. выражают ли одну и ту же мысль

2. выражают ли они общее содержание текста.

18. Прочтите второе предложение первого абзаца и первые предложения всех

последующих абзацев. Исключите из них те, которые не выражают новую мысль.

19. Составьте структурно-смысловую схему текста по следующему образцу:

1. Цель сообщения (предикация первого порядка)

2. элементы общего содержания:

а) основные констатирующие тезисы (предикация второго порядка)

б) второстепенные элементы (предикации третьего, четвертого и последующих

порядков)

Подобного рода схемы смысловой структуры текста могут быть также основой

для написания рефератов.

Текстовый этап. Упражнения на определение темы текста.

1. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема.

Прочтите

эту

часть

текста,

назовите

тему.

В

ряду

заглавий

подчеркните

то,

которое взято из сообщения о …

2. Распределите заглавия по указанным темам.

3. Скажите, выражена ли тема в заголовке текста.

1.

Определите

структурный

компонент

текста,

в

котором

содержится

тема

(вводная часть, основная часть)

2. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.

3. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.

4. Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях

специалистов в данном номере газеты.

5. перечислите темы информационных сообщений, помещенных на … полосе

газеты (под рубрикой …).

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста.

При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют

две

категории

слов-сигналов,

способствующих

предвосхищению

на

движение

мысли автора:

А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;

Б)

слова,

указывающие

на

изменение

направления

мысли,

поворот

мысли,

отрицание предыдущего утверждения.

1. Выпишите из текста слова-сигналы и установите, к какой части речи они

относятся.

2.

Определите

слова-сигналы

из

приведенных

ниже,

после

которых

следует

развитие предыдущего положения.

3.

Определите

слова-сигналы

из

приведенных

ниже,

после

которых

следует

изложение нового материала.

4. Установите, к какой смысловой категории принадлежат данные слова-сигналы:

а) повторение мысли;

б) разъяснение мысли;

в) вывод;

г) изменение точки зрения.

5. Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала.

6. Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую

можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее

важной информации.

7. Определите, после каких из данных слов - сигналов может следовать главная

мысль в тексте.

8. Просмотрите выделенные в тексте слова. Предположите, о чем идет речь в

тексте.

9. Чтобы лучше понять текст, просмотрите его. Подберите к субъектам, данным в

левой колонке, соответствующие предикаты из правой.

10. Просмотрите несколько статей на тему .. и докажите, что …

11. Просмотрите текст еще раз. Определите его композиционно-речевую форму

(это может быть сообщение, повествование или рассуждение).

12. Дополните информацию, полученную из текста. С этой целью просмотрите

соответствующие газеты и журналы на изучаемом иностранном языке.

Послетекстовый этап.

Упражнения на контроль понимания прочитанного

1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем

ответьте на его вопросы.

4.

Подтвердите

точку

зрения,

изложенную

в

тексте,

используя

собственный

пример.

5. Выскажите мнение о прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные

сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.

6.

Подумайте,

как

и

где

вы

можете

использовать

извлеченную

из

текста

информацию.

7.

Определите,

нужно

ли

вам

более

детально

ознакомиться

с

текстом

для

использования

полученной

информации

в

вашей

будущей

профессиональной

деятельности.

Список литературы

1.

Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика

преподавания языков) [Текст]/ Э.Г. Азимов. А.Н. Щукин. – СПб.: «Златоуст»,

2009. - 472 с.

2.

Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка

[Текст]: Справ. Пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. – М.: Выш.

шк., 2009, - 338 с.

3.

Пассов,

Е.

И.

Основы

коммуникативной

методики

обучения

иноязычному общению [Текст]/ Е.И. Пассов. - М.: Наука, 2010. – 336 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники