Напоминание

"Экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста в 1 младшей группе"


Автор: Королева Екатерина Ивановна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МДОУ детский сад №65 "Семицветик"
Населённый пункт: Г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста в 1 младшей группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательный консорциум «Среднерусский университет»

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования

ОТЧЕТ

СТУДЕНТА О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Исполнитель: студент__Королева Е. И. _______________

группа__ППО-13С____

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель практики_:_Автионова Н. В.

1

Содержание

Введение................................................................................................................... 3

Краткая характеристика места прохождения практики....................................... 4

Методы и методики, используемые на практике..................................................9

Анализ и обсуждение результатов практики......................................................12

Выводы................................................................................................................... 19

Заключение.............................................................................................................20

Список литературы................................................................................................21

Приложения........................................................................................................... 22

2

Введение

В

настоящее

время

проблема

развития

речи

у

детей

привлекает

внимание многих психологов и педагогов. При постепенном формировании

речи у ребенка, она проходит несколько этапов развития, превращаясь в

развернутую

систему

средств

общения

и

опосредования

различных

психиче ских

проце ссов.

При

этом

отмечается

в

целом

р ол ь

коммуникативного фактора в становлении и развитии речи.

Ранний

возраст

(от

2

до

3

лет)

является

периодом

интенсивного

речевого развития. Поэтому диагностике речевого развития в этом возрасте

следует

уделить

более

пристальное

внимание,

чем

на

предшествующих

этапах. Особенно скоро в это время развивается активная речь ребенка.

Вместе

с

тем,

число

произносимых

речевых

звуков

и

слов

не

является

главным и единственным показателем нормального речевого развития.

Цель практики: выявить и экспериментально исследовать развитие речи

у детей в раннем детстве.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.

подобрать

методики

для

исследования

развития

речи

у

детей

в

раннем детстве

2.

провести экспериментальное исследование развития речи у детей в

раннем детстве

3.

разработать систему занятий по развитию речи у детей в раннем

детстве

4.

провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные

результаты

База

практики:

Муниципальное

общеобразовательное

дошкольное

учреждение – детский сад №65 «Семицветик» г. Подольска.

Сроки прохождения практики: с 11 мая по 21 июня 2017 г

3

Краткая характеристика места прохождения практики

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного

вида

№3

«Семицветик»

расположено

по

адресу:

МО

г.Подольск ул.Кирова д.53-а.

Учредителем

Муниципального

Дошкольного

Образовательного

Учреждения

детского

сада

№3

«Семицветик»

является

Комитет

по

образованию Администрации городского округа Подольск.

Для ведения образовательной деятельности, укрепления и сохранения

здоровья детей в дошкольном учреждении имеется:

- 12 групповых помещений с умывальными комнатами, приемными,

санузлами, моечной;

- кабинет заведующей;

- методический кабинет;

- кабинет заместителей заведующего по безопасности и АХЧ;

- пост охраны с домофоном;

- медицинский кабинет;

- процедурный кабинет;

- кабинет делопроизводителя;

- кабинет учителя - логопеда;

- кабинет педагога - психолога;

- мини-музей (русская изба);

- физкультурный зал;

- тренажёрный зал;

-

групповое

помещения

для

ГКП

(группа

кратковременного

пребывания);

- музыкальный зал;

- пищеблок с технологическим оборудованием и моечной;

- продуктовая кладовая;

- прачечная;

4

- открытый бассейн;

- оранжерея;

- участки для проведения прогулок;

- спортивная площадка с оборудованием;

- газоны, цветники, огород.

Учреждение

укомплектовано

современным

информационно-

техническим оборудованием, имеются:

- персональные компьютеры и ноутбуки;

- сканеры;

- мультимедийная система;

- многофункциональных устройства (сканер, факс, ксерокс);

- видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр;

- телевизор, видеомагнитофон;

- проведена локальная сеть с выходом в сеть Интернет.

Образовательная программа МДОУ построена на основе ФГОС ДО,

предъявляемых

к

структуре

образовательной

программы

дошкольного

образования и ее объёму. Содержание обязательной части выстроено с учетом

доработанной

авторами

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС,

и

утвержденной

на

Федеральном

уровне

Примерной

о с н о в н о й

общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Образовательная

программа

МДОУ

предполагает

реализацию

углубленной

работы

с

воспитанниками

по

следующим

направлениям

деятельности:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Также учитываются приоритетные направления:

5

- краеведение (ознакомление детей с историей и культурой родного

края, его обычаями);

- речевое развитие.

При

планировании

и

организации

образовательного

процесса

используются следующие парциальные программы:

Парциальная программа Г.Н. Данилиной «История и культура России

– дошкольнику».

Парциальная программа под редакцией О.С. Ушаковой «Развитие

речи дошкольников».

Содержание

психолого-педагогической

работы

в

группе

раннего

возраста (2-3 года) по программе речевого развития включает в себя:

Развивающая

речевая

среда.

Способствовать

развитию

речи

как

средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им

возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку

и

расскажи

мне,

кто

пришел»,

«Узнай

у

тети

Оли

и

расскажи

мне...»,

«Предупреди

Митю...

Что

ты

сказал

Мите?

И

что

он

тебе

ответил?»).

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным

средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного

рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала

для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих

предметах,

а

также

об

интересных

событиях

(например,

о

повадках

и

хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и

животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в

ближайшем

окружении

развивать

пони-

мание

речи

и

активизировать

словарь.

Учить

понимать

речь

взрослых

без

наглядного

сопровождения.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы

по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,

«Возьми

красный

карандаш»,

«Спой

песенку

маленькому

медвежонку»);

называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, вы- соко», «Стоят

6

рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как

поливают из леечки», «По- ходи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов

личной

гигиены

(полотенце,

зубная

щетка,

расческа,

носовой

платок),

одежды,

обуви,

посуды,

мебели,

спальных

принадлежностей

(одеяло,

подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус),

овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

глаголами,

обозначающими

трудовые

действия

(стирать,

лечить,

поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать,

снимать

надевать,

брать

класть),

действия,

характеризующие

взаимоотношения

людей

(помочь,

пожалеть,

подарить,

обнять),

их

эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру

предметов

(красный,

синий,

сладкий,

кислый,

большой,

маленький,

холодный, горячий);

• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,

жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи

детей. Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении

изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и

сонорных),

в

правильном

воспроизведении

звукоподражаний,

слов

и

несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,

речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой

голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и

местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем

времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за,

7

под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что,

где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда

пошла?»).

Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?»,

«Что делает?») и более сложные во- просы («Во что одет?», «Что везет?»,

«Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей

старше

2

лет

6

месяцев

по

собственной

инициативе

или

по

просьбе

воспитателя рас- сказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке

(обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить

детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев

драматизировать

отрывки

из

хорошо

знакомых

сказок.

Учить

слушать

небольшие рассказы без наглядного сопровождения

8

Методы и методики, используемые на практике

Для экспериментального исследования особенностей развития речи у

детей в раннем возрасте было проведено психодиагностическое исследование

с участием 10 детей 2-3 лет: 5 девочек и 5 мальчиков. Нами была изучена

медицинская документация этих детей. Анамнестические сведения включили

данные: о здоровье родителей и наличие речевой патологии у членов семьи

или у родственников. Также

уточнили протекание беременности и родов

матери (были ли травмы, серьезные заболевания, акушерские манипуляции и

т.п.), общего раннего развития (какие заболевания перенесли, не было ли

физических или психических травм). Особенно значительны для нас были

сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или

ускоренное; сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых

слов, фраз.

Для исследования особенностей развития речи у детей 2-3 лет мы

провели экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:

1.

Констатирующий;

2.

Формирующий;

3.

Контрольный.

На

констатирующем

этапе

была

проведена

первичная

диагностика

развития речи у детей 2-3 лет. В ходе констатирующего этапа нами была

определена следующая цель: диагностика исходного уровня развития речи у

детей

в

раннем

возрасте.

А

также

были

сформулированы

задачи

констатирующего этапа:

1.

Подобрать методики диагностики развития речи у детей в раннем

возрасте.

2.

Отобрать детей для экспериментального исследования.

3.

Провести их обследование.

4.

Сформулировать выводы об исходном уровне развития речи у детей.

9

В

нашем

экспериментальном

исследовании

мы

использовали

следующие методики Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной:

1 . «Изучение

понимания

речи».

Использование

данной

методики

направлено на выявление уровня восприятия речи взрослого.

2. «Найди игрушку». Использование данной методики направлено на

выявление понимания речи взрослого.

3.

«Кто

это?».

Использование

данной

методики

направлено

на

выявление объема активного словаря.

4. «Беседа по картинке». Использование данной методики направлено

на

определение уровня

активного

словарного

запаса

детей

и,

выявить

состояние грамматического строя, речи.

Перед

началом

обследования

на

каждого

участника

был

заполнен

протокол обследования, в котором кодировались фамилия и имя участника,

указывался

его

возраст,

дата

обследования.

Обследование

проходило

в

следующей обстановке – в помещении стояла тишина, не было никаких

отвлекающих звуков; обследование проводилось в несколько этапов. Следуя

рекомендациям методик, обследование проводилось согласно инструкциям.

На

этапе

констатирующего

эксперимента

была

определена

характеристика выборки исследования. Она отображена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика выборки экспериментального исследования

Фамилия и имя ребенка

Пол

Возраст

1.

М. Д.

Мужской

2

2.

Э. Г.

Женский

2

3.

Д. П.

Мужской

3

4.

А. В.

Женский

2

5.

К. Р.

Мужской

2

6.

М. Ф.

Мужской

2

7.

Н. У.

Женский

3

8.

О.К.

Женский

2

10

9.

В. О.

Мужской

3

10.

Н. П.

Женский

2

На этапе формирующем была проведена работа по развитию речи у

детей 2-3 лет. Все игры и упражнения были реализованы на развивающих

занятиях. Всего было проведено 10 занятий при частоте встреч – 2 раза в

неделю. Продолжительность одного занятия – 15-20 минут.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Ожидаемый результат: эффективное улучшение речи.

Описание заданий находится в Приложении 5.

На

контрольном

этапе

было

проведено

повторное

обследование

развития речи у детей в раннем возрасте.

Целью

контрольного

этапа

исследования

было

определение

достигнутого уровня развития речи у детей 2-3 лет после развивающего

воздействия.

В ходе контрольного этапа были поставлены следующие задачи:

1.

Провести

повторное

обследование

детей

по

вышеописанным

методикам.

2.

Сформулировать выводы о достигнутом уровне развития речи у

детей.

На контрольном этапе исследования нами был определен достигнутый

уровень развития речи у детей в раннем возрасте. Сравнительный анализ

результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов позволил

установить,

что

после

проведения

развивающих

занятий

при

воспроизведении

слов

и

предложений,

дети

показали

лучше

результаты.

Вследствие чего мы можем сделать вывод, что положительный рост развития

речи

дошкольников

раннего

возраста

обусловлена

тем,

что

нами

была

проведена работа по развитию речи у детей раннего возраста.

11

Анализ и обсуждение результатов практики

На контрастирующем этапе при проведении комплекса, разработанный

Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной «Изучение понимания речи», «Найди

игрушку», «Кто это?», «Беседа по картинке», мы получили данные и занесли

их в таблицы 2 и 3.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития речи детей раннего возраста, с

помощью методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной «Изучение понимания

речи», «Найди игрушку», «Кто это?», «Беседа по картинке»

Ф.И.

ребенка

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Общий

уровень

развития речи

№1

Изучение

понимани

я речи

№2

Найди

игрушку

Сумма

баллов

/

уровень

№3

Кто

это

?

№4

Беседа

по

картин

ке

Сумма

баллов

/

уровень

Сумма

баллов /

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

М. Д.

6

9

15 / ВС

10

17

27 / В

32 /

СРЕДНИЙ

2.

Э. Г.

8

8

16 / ВС

11

15

26 / В

42 /

ВЫСОКИЙ

3.

Д. П.

6

7

13 / С

7

7

14 / С

27 /

СРЕДНИЙ

4.

А. В.

10

6

16 / ВС

9

6

15 / С

31 /

СРЕДНИЙ

5.

К. Р.

7

6

13 / С

9

10

19 / С

32 /

СРЕДНИЙ

6.

М. Ф.

5

4

9 / Н

8

6

14 / С

23 /

НИЗКИЙ

7.

Н. У.

6

7

13 / С

8

8

16 / С

29 /

СРЕДНИЙ

8.

О. К.

5

6

11 / С

8

7

15 / С

26 /

СРЕДНИЙ

9.

В. О.

6

6

12 / С

11

11

22 / ВС

34 / ВЫШЕ

СРЕДНЕГО

10

.

Н. П.

8

6

14 / ВС

10

9

19 / С

33 /

СРЕДНИЙ

12

Таблица 3

Результаты диагностики уровня развития речи детей раннего

возраста (%)

Уровень развития

речи

Имперессивная

речь

Экспрессивная

речь

Общий уровень

развития речи

1.

Высокий

0 %

20 %

10 %

2.

Выше среднего

40 %

10 %

10%

3.

Средний

50 %

50 %

70 %

4.

Низкий

10 %

20 %

10 %

5.

Очень низкий

0 %

0 %

0 %

Таким

образом,

по

результатам

диагностики

речи

у

детей

раннего

возраста

по

комплексу

методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г.

Московкиной «Изучение понимания речи», «Найди игрушку», «Кто это?»,

«Беседа

по

картинке» на констатирующем этапе мы получили следующие

данные:

1.

По

количеству

правильных

ответов

и

такого

же

правильного

воспроизведения 7 детей имеют средний уровень, что составляет 70% и 3

детей

имеют

высокий,

выше

среднего

и

низкий

уровень

развития

речи

(каждый

ребенок

имеет

по

одному

уровню),

что

составляет

по

10%

на

каждый уровень. Наглядно представим результаты на рисунке 1.

13

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Общий уровень речи

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

0%

20%

10%

40%

10%

10%

50%

50%

70%

10%

20%

10%

Результаты диагностики развития речи

П р о ц е н т н о е

о т н о ш е н и е

у р о в н я

р а з в и т и я

р е ч и

в

э к с п е р и м е н т а л ь н о й

в ы б о р к е

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития речи, с помощью методик

Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной «Изучение понимания речи», «Найди

игрушку», «Кто это?», «Беседа по картинке»

(на констатирующем этапе)

Проанализировав

результаты

констатирующего

этапа,

мы

сделали

следующий вывод: дети экспериментальной выборки имеют недостаточное

развитие

речи

в

раннем

возрасте.

В

связи

с

этим

мы

перешли

к

формирующему эксперименту. После проведения развивающей работы, нами

было

проведено

повторное

диагностическое

обследование

детей,

для

определения динамики после развивающего воздействия.

На контрольном этапе исследования по результатам диагностики речи

детей

раннего

возраста,

с

помощью

методик Е.М.

Мастюковой

и

А.Г.

Московкиной «Изучение понимания речи», «Найди игрушку», «Кто это?»,

«Беседа

по

картинке»

были

получены

следующие

данные

и

занесены

в

таблицы 4 и 5.

14

Таблица 4

Результаты диагностики развития речи детей раннего возраста, с

помощью методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной «Изучение

понимания речи», «Найди игрушку», «Кто это?», «Беседа по картинке»

(на контрольном этапе)

Ф.И.

ребенка

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Общий

уровень

развития

речи

№1

Изучение

понимания

речи

№2

Найди

игрушку

Сумма

баллов /

уровень

№3

Кто

это?

№4

Беседа

по

картинк

е

Сумма

баллов /

уровень

Сумма

баллов /

уровень

1.

М. Д.

8

10

18 / В

11

19

30 /В

48 /

ВЫСОКИЙ

2.

Э. Г.

9

9

18 / В

12

17

29 / В

47 /

ВЫСОКИЙ

3.

Д. П.

7

8

15 / ВС

9

10

19 / С

34 /

СРЕДНИЙ

4.

А. В.

9

7

16 / ВС

12

9

21 / ВС

37 / ВЫШЕ

СРЕДНЕГО

5.

К. Р.

8

7

15 / ВС

11

14

25 / ВС

30 /

СРЕДНИЙ

6.

М. Ф.

6

6

12 / С

10

8

18 / С

30 /

СРЕДНИЙ

7.

Н. У.

6

7

13 / С

10

10

20 / С

33 /

СРЕДНИЙ

8.

О.К.

6

7

13 / С

10

10

20 / ВС

35 /

СРЕДНИЙ

9.

В. О.

7

7

14 / ВС

13

13

26 / ВС

40 / ВЫШЕ

СРЕДНЕГО

10

.

Н. П.

9

7

16 / ВС

13

12

25 / ВС

41 / ВЫШЕ

СРЕДНЕГО

Таблица 5

Результаты диагностики развития речи детей раннего возраста (%)

(на контрольном этапе)

Уровень развития

речи

Имперессивная

речь

Экспрессивная

речь

Общий уровень

развития речи

1.

Высокий

20 %

20 %

20 %

2.

Выше среднего

50 %

40 %

30 %

3.

Средний

30 %

40 %

50 %

4.

Низкий

0 %

0 %

0 %

15

5.

Очень низкий

0 %

0 %

0 %

По

количеству

правильных

ответов

и

такого

же

правильного

воспроизведения 5 детей имеют средний уровень, что составляет 50%, 3

детей имеют уровень выше среднего, что составляет 30% и 2 детей имеют

высокий уровень, что составляет 20%. Наглядно представим результаты на

рисунке 2.

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Общий уровень речи

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

20%

20%

20%

50%

40%

30%

30%

40%

50%

Результаты диагностики развития речи

П р о ц е н т н о е

о т н о ш е н и я

р а з в и т и е

р е ч и

в

э к с п е р и м е н т а л ь н о й

в ы б о р к е

( % )

Рис. 2. Результаты диагностики развития речи, с помощью методик Е.М.

Мастюковой и А.Г. Московкиной «Изучение понимания речи», «Найди

игрушку», «Кто это?», «Беседа по картинке» (на контрольном этапе)

Таким образом, по результатам диагностики развития речи у детей

раннего возраста, с помощью методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной

«Изучение

понимания

речи»,

«Найди

игрушку»,

«Кто

это?»,

«Беседа

по

картинке» на контрольном этапе мы получили следующие данные:

По результатам диагностики развития речи у детей 2-3 лет в ходе

констатирующего

и

контрольного

этапов

мы

произвели

оценку

эффективности формирующего этапа.

16

Для

того

чтобы

определить

динамику

развития

речи, состояний

импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно

определить

уровень

восприятия

и

понимания

речи

взрослого,

умение

действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить

навыки словообразования и грамматический строй речи были составлены

сравнительные результаты исследования в таблице 6.

Таблица 6

Результаты диагностики развития речи детей раннего возраста (%)

(на контрольном этапе)

Уровень развития

речи

Имперессивная

речь

Экспрессивная

речь

Общий уровень

развития речи

Констат.

этап

Контр.

этап

Констат.

этап

Контр.

этап

Констат.

этап

Контр.

этап

1.

Высокий

0 %

20 %

20 %

20 %

10 %

20 %

2.

Выше среднего

40 %

50 %

10 %

40 %

10 %

30 %

3.

Средний

50 %

30 %

50 %

40 %

70 %

50 %

4.

Низкий

10 %

0 %

20 %

0 %

10 %

0 %

5.

Очень низкий

0 %

0 %

0 %

0 %

0 %

0 %

В результате проведения развивающей работы на 10% сократилось

количество детей с низким уровнем развития речи, на 20%

со средним.

Количество детей с высоким уровнем развития речи возросло на 10% и с

уровнем выше среднего – на 20%. Наглядно это отображено на рисунке 3.

17

Констатирующий этап

Контрольный этап

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

10%

20%

10%

30%

70%

50%

10%

0%

Результаты диагностики общего уровня развития речи

П р о ц е н т н о е

о т н о ш е н и е

р а з в и т и е

р е ч и

в

э к с п е р и м е н т а л ь н о й

в ы б о р к е

( % )

Рис. 3. Сравнительные результаты диагностики развития речи, с помощью

методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной «Изучение понимания речи»,

«Найди игрушку», «Кто это?», «Беседа по картинке»

(на контрольном этапе)

Таким образом, положительный рост развития речи у детей раннего

возраста составил 60%.

18

Выводы

Экспериментальное исследование позволило нам сделать выводы о том,

что

у

детей

раннего

возраста

нашей

экспериментальной

выборки

н а бл юд а е т с я

с н и ж е н н ы й

у р о в е н ь

р а з в и т и я

р еч и . О б

э т о м

свидетельствуют средние количественные показатели выполнения заданий в

ходе констатирующего этапа. Из этого следует, что детям в раннем возрасте

требуется

целенаправленная

развивающая

работа

по

преодолению

трудностей

поминания

и

воспроизведения

речи,

а

также

необходима

организация специальных занятий по совершенствованию, развитию речевой

деятельности.

Содержание занятий по развитию речи с детьми второго года жизни

должно быть самое разнообразное. Для развития речи широко используются

картинки. Желательно, чтобы в структуру занятий были включены игры и

упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, формирование

правильного звукопроизношения и речевого дыхания, силы голоса, мелкой и

общей моторики, так как они имеют большое значение для развития речи.

С учетом недостаточно развитого произвольного внимания детей, с

целью поддержания их активности и интереса на одном занятии используется

несколько разных игр, чтобы малыши в течение занятия могли менять свое

местоположение,

переходить

от

занятий

за

столом

к

подвижным

играм,

стоять

рядом

со

взрослым

у

стола,

выходить

к

доске.

Кроме

этого,

необходимо,

чтобы

речь

педагога

была

адресована

каждому

ребенку.

В

разговоре

детям

предоставляется

время

на

обратную

связь,

принимается

любой ответ ребенка, при этом предлагаются правильные образцы речи. С

теми детьми, кто недостаточно хорошо усвоил новый материал, проводятся

индивидуальные

занятия.

Проведение

развивающих

занятий

дают

положительный рост в развитии речи у детей.

19

Заключение

По

завершению

производственной

практики,

можно

сделать

следующие выводы. 7 детей из 10 испытуемых показали средний уровень

речевого развития на констатирующем этапе исследования, и 3 детей имеют

высокий, выше среднего и низкий уровень развития речи (каждый ребенок

имеет по одному уровню), что составляет по 10% на каждый уровень. В ходе

практики мной был проведен цикл занятий с детьми по развитию речи,

эффективность

которого

была

доказана

в

ходе

контрольного

этапа

исследования.

Конспекты

занятий

представлены

в

приложении

1.

Предложенные

варианты

игр-занятий

могут

быть

использованы

как

для

нормально развивающихся детей второго года жизни для стимуляции их

дальнейшего речевого развития, так и для детей, несколько отстающих в

речевом развитии.

Также

для

развития

речи

детей

раннего

возраста

необходимо

проводить работу не только в условиях ДОУ, но и дома, в связи с чем мной

было проведено родительское собрание на тему: «Речь ребенка 2-3 лет и

возможности ее развития» . С данной целью были разработаны 2 памятки для

родителей

«Признаки

нарушения

речевого

развития»

и

«Памятка

по

организации

занятий

по

заданию

логопеда».

Была

также

проведена

консультация для воспитателей ДОУ в рамках педагогического совета на тему

«Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» (приложение 3).

В ходе практики я оказывала посильную помощь учителю-логопеду при

проведении

занятий

в

первой

младшей

группе

и

при

составлении

дидактического материала и стендов для родителей. Полученный опыт на

данной

практике,

несомненно,

пригодится

мне

в

дальнейшем,

при

построении своей профессиональной деятельности.

20

Список литературы

1.

Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н.

Аванесова. М.: Просвещение, 2009. 176 с.

2.

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.

3.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы

ребенка. М.: Роспедагенство, 2011. 68 с.

4.

Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под

ред. Б.Ф. Сергеева. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2012. 160 с.

5.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе

детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 241 с.

6.

Детская практическая психология / Под ред. Т.И. Марцинковской.

М.: Просвет, 2011. 287 с.

7.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.:

Феникс, 2007. 188 с.

8.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные

игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: изд-

во ГНОМ и Д, 2010. 160 с.

21

22



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники