Автор: Новикова Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 101 "Щелкунчик"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Выступление
Тема: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"
Раздел: дошкольное образование
Тема:
«Роль
детских
произведений
в
усвоении
дошкольниками правил пожарной безопасности»
В современном мире обучение детей безопасному поведению в быту, в
природе, в социуме становится достаточно актуальной проблемой. Все мы
педагоги,
родители
пытаемся
ответить
на
вопрос:
Как
обеспечить
безопасность наших детей? Именно в дошкольном возрасте закладывается
фундамент. Одним из направлений работы детского сада по ОБЖ является
обучение дошкольников пожарной безопасности.
Значительные
результаты
в
этой
работе
достигаются
при
помощи
детской литературы.
В
своей
работе
в
качестве
произведений,
которые
помогают
дошкольникам
подготовительной
группы
в
усвоении
правил
пожарной
безопасности
я
использовала
такие
как,
«Кошкин
дом»
С.
Я.
Маршака,
«Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова, «Пожар»,
«Пожарные
собаки»
Л.
Толстого,
«Пожар»,
«Дым»,
«Пожар
в
доме»
Б.
Житкова.
Так проводя занятие по ознакомлению с таким детским произведением
как «Кошкин дом» С.Я. Маршака дети узнавали не только новые слова,
связанные с бытом, но и формировали представление о пользе и вреде огня,
развивали умение правильно относиться к опасным предметам, воспитывали
чувство осторожности и самосохранения. Данное произведение позволило
детям понять, чем опасен пожар? От чего может возникнуть пожар? Каковы
его последствия. В конце мы сделали вывод о том, что если дети стали
свидетелями возгорания или пожара надо вызывать пожарных по телефону
«01» или по единому телефону службы спасенья «112».
Следующим
произведением,
которое
мы
рассмотрели
в
ходе
ознакомления
детей
подготовительного
возраста
с
правилами
пожарной
безопасности стало произведение «Путаница» К.И. Чуковского.
В ходе
усвоения
данного
произведения
дети
продолжили
формировать
понятие
«пожарная безопасность». Мы с ребятами прошлись по причинам пожара.
Закрепили определение, что спички детям не игрушка.
В
ходе
изучения
данного
произведения
мы
совместно
с
детьми
рассматривали способы тушения пожара. В конце мы сделали вывод о том,
чтобы не возник пожар маленьким детям нельзя брать в руки спички.
Не
маловажное
произведение,
направленное
на
усво ение
дошкольниками
правил
пожарной
безопасности
стало
«Жил
на
свете
слоненок» Г. Цыферова.
В ходе ознакомления с ним дети знакомились с
новым
для
себя
понятием
–
профессией
пожарного,
закрепляли
умение
осмотрительно
относиться
к
потенциально
опасным
для
человека
и
окружающего мира предметам и ситуациям. Познакомились с элементами
экипировки пожарного - «золотой каской», которая будет защищать его во
время тушения пожара. Узнали без чего ещё пожарный не может обойтись,
если возникнет пожар (без специальной одежды, воды, лестницы?).
При
ознакомление
с
такими
произведениями
Л.Н.
Толстого
как
«Пожар», «Пожарные собаки» мы закрепили
порядок поведения детей во
время пожара.
Таким
образом,
каждое
рассмотренное
нами
произведение
несло
определенную
информацию
и
играло
определенную
роль
в
усвоении
дошкольниками правил пожарной безопасности. Так при ознакомлении с
произведением «Кошкин дом» С.Я. Марш дети воспринимали информацию о
последствиях
пожара;
«Путаница»
К.И.
Чуковского
помогла
осознать о
возможных неприятностях связанных с неаккуратным обращением с огнем и
способами
его
тушения,; «Жил
на
свете
слоненок»
Г.
Цыферова
и
«Пожарные
собаки»
Л.Н.
Толстого
помогли
детям
составить
алгоритм
действия при пожаре.
В
старшем
дошкольном
возрасте
общение
с
книгой
приобретает
активный характер — ребенок не только слушает, как ему читают, но и
пытается
читать
сам,
оценивает
иллюстрации.
У
детей
уже
значительно
развит
словарный
запас,
они
способны
оперировать
понятиями,
делать
выводы. Они любят обсуждать прочитанное.
Таким образом, чтение детской художественной литературы, прививает
детям навыки осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения
правил пожарной безопасности.