Автор: Стеклянкина Галина Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБУ Центр реабилитации "Олеся"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей в совместной со взрослым хозяйственно–бытовой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Стеклянкина Галина Александровна
(учитель-логопед МБУ Центр реабилитации «Олеся», г.Новосибирск)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ СО ВЗРОСЛЫМ ХОЗЯЙСТВЕННО-
БЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается совместная трудовая деятельность
взрослого и ребенка как эффективное средство формирования и развития навыков
речевого общения, обозначаются задачи развития речи детей в данной деятельности.
Ключевые слова: понимание речи, активизация речи, словарный запас
Совместная деятельность взрослого и ребенка (учебная, игровая, трудовая,
бытовая) – эффективное средство формирования и развития навыков
речевого общения. Нет совместной деятельности – нет ни поводов, ни
возможностей для общения. Участие ребенка в совместной со взрослым
хозяйственно-бытовой деятельности позволяет решать самые различные
задачи по его речевому развитию:
I Развитие понимания речи.
Широкая задача. В зависимости от того, насколько ребенок понимает речь,
решение этой задачи будет различным. С одним ребенком – это работа по
развитию понимания отдельной простой речевой инструкции. Н-р: на, дай,
где ложечка? Для другого ребенка – это работа по развитию понимания и
накоплению в пассивном словаре прилагательных (большой, маленький,
соленый, кислый, мокрый, холодный, горячий, вкусный и т.д.) или
пространственных предлогов ( в, на, над, под, перед, за, около), овладение
обобщающими значениями слова, понимание многозначности слов и др.
Развивается и усложняется уровень понимания речи ребенка – усложняется
и работа по развитию его понимания речи. Важно, чтобы она
соответствовала возможностям ребенка.
Основным приемом по развитию понимания речи будет являться
комментарий, т.е. постоянный разговор с ребенком.
Так, для ребенка, понимание инструкций которого ограниченно важен
комментарий взрослого самой деятельности и действий всех ее участников.
Здесь отрабатывается понимание простых речевых инструкций, у ребенка
устанавливаются более прочные связи между словами и теми предметами,
действиями и признаками, которые они обозначают.
- При комментариях актуально использовать песенки, потешки, прибаутки,
считалки, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки.
1
Использование малых форм фольклора работает не только на развитие
понимания речи, но и способствует развитию доверительных
взаимоотношений, эмоционального контакта.
Н-р: наливая молоко, загадываем загадку и спрашиваем ребенка, о чем
идет речь.
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег (молоко)
Загадки заключают в себе огромные возможности для обогащения словаря
детей новыми словами, образными выражениями, помогают развитию
понимания и формирования описательной речи.
В ряде случаев осмысленному восприятию детьми демонстрируемых
действий может содействовать использование приема сравнения – показ
верного и неверного способов выполнения действия
Н-р: шитье при отсутствии узелка на нити и т.д.
В какой – либо бытовой ситуации можно похвалить ребенка, используя
пословицу
Н –р: Терпение и труд все перетрут.
Без труда – не выловить и рыбку из пруда. И т.д.
Это уже уровень работы над пониманием переносного значения.
II Активизация собственной речи ребенка. Развитие активного словарного
запаса.
Работа происходит в форме беседы
1.для не говорящего (или практически не говорящего ребенка) – это
провокация ребенка в непроизвольной форме на «диалог», стимуляция
речевого подражания отдельных звуков, звукокомплексов, лепетных и
искаженных обиходных слов.
Н-р: «У-У-У»- тяжело поднять полную лейку воды, «ай»- горячая крышка,
«пых – пых – пых» - кипит вода и т.д.
2.Активизация диалогической речи детей. Побуждаем самостоятельно
строить высказывания из 1-2 фраз. Используем прием отраженной речи
(повторение отдельных слов, коротких фраз).Прием выбора варианта ответа.
(Н-р: Что с тобой будем варить: кашу или лапшу?).Прием договаривания
слова хорошо знакомых потешках, песенках, стихах (Н-р:Мы варили суп, суп…
Сорока-белобока и т.д.)
3.Расширениеи обогащение словарного запаса ребенка
Н-р: обобщающими понятиями, словами с уменьшительно-ласкательными
суффиксами и др.
2
Игра «Раскрась слово» : (Это помидор. Он какой? Красный, круглый,
сладкий)
4.Развите грамматического строя речи.
5.Развитие коммуникативной функции речи.
III Развитие связной речи (монологической) ребенка
Описываем действия, ситуацию, предмет; пробуем сочинить загадку, сказку;
Н-р: Расскажи папе, как ты помогал мне готовить суп.
Вспомни, как мы пришиваем пуговицу.
Речевое общение мотивирует ребенка к развитию трудовых навыков,
способствует удержанию интереса детей к деятельности, поддержанию
положительных эмоций в процессе ее осуществления, а бытовая ситуация
позволяет развивать речь ребенка непосредственно, ненавязчиво, не
заостряя внимания на его речевых нарушениях. Практическая
направленность бытовой ситуации делает знания детей и смысловые связи
более точными, осознанными и устойчивыми. Дети не просто механически
запоминают какое–то слово, а усваивают его значение через чувственный
опыт, свою собственную практическую деятельность и употребляют в нужном
контексте.
Список литературы:
1.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников.- Екатеринбург, 1998.- -320с.
2.Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской.- М., 1998.-680с.
3.Павлова М. В. Дайте детям радость труда! Воспитание у дошкольников
позитивного отношения к трудовой деятельности.//Дошкольная педагогика
№1,2011.-с.37-40.
3