Напоминание

"Развитие речи детей в совместной со взрослым хозяйственно–бытовой деятельности"


Автор: Стеклянкина Галина Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБУ Центр реабилитации "Олеся"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей в совместной со взрослым хозяйственно–бытовой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стеклянкина Галина Александровна

(учитель-логопед МБУ Центр реабилитации «Олеся», г.Новосибирск)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ СО ВЗРОСЛЫМ ХОЗЯЙСТВЕННО-

БЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается совместная трудовая деятельность

взрослого и ребенка как эффективное средство формирования и развития навыков

речевого общения, обозначаются задачи развития речи детей в данной деятельности.

Ключевые слова: понимание речи, активизация речи, словарный запас

Совместная деятельность взрослого и ребенка (учебная, игровая, трудовая,

бытовая) – эффективное средство формирования и развития навыков

речевого общения. Нет совместной деятельности – нет ни поводов, ни

возможностей для общения. Участие ребенка в совместной со взрослым

хозяйственно-бытовой деятельности позволяет решать самые различные

задачи по его речевому развитию:

I Развитие понимания речи.

Широкая задача. В зависимости от того, насколько ребенок понимает речь,

решение этой задачи будет различным. С одним ребенком – это работа по

развитию понимания отдельной простой речевой инструкции. Н-р: на, дай,

где ложечка? Для другого ребенка – это работа по развитию понимания и

накоплению в пассивном словаре прилагательных (большой, маленький,

соленый, кислый, мокрый, холодный, горячий, вкусный и т.д.) или

пространственных предлогов ( в, на, над, под, перед, за, около), овладение

обобщающими значениями слова, понимание многозначности слов и др.

Развивается и усложняется уровень понимания речи ребенка – усложняется

и работа по развитию его понимания речи. Важно, чтобы она

соответствовала возможностям ребенка.

Основным приемом по развитию понимания речи будет являться

комментарий, т.е. постоянный разговор с ребенком.

Так, для ребенка, понимание инструкций которого ограниченно важен

комментарий взрослого самой деятельности и действий всех ее участников.

Здесь отрабатывается понимание простых речевых инструкций, у ребенка

устанавливаются более прочные связи между словами и теми предметами,

действиями и признаками, которые они обозначают.

- При комментариях актуально использовать песенки, потешки, прибаутки,

считалки, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки.

1

Использование малых форм фольклора работает не только на развитие

понимания речи, но и способствует развитию доверительных

взаимоотношений, эмоционального контакта.

Н-р: наливая молоко, загадываем загадку и спрашиваем ребенка, о чем

идет речь.

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег (молоко)

Загадки заключают в себе огромные возможности для обогащения словаря

детей новыми словами, образными выражениями, помогают развитию

понимания и формирования описательной речи.

В ряде случаев осмысленному восприятию детьми демонстрируемых

действий может содействовать использование приема сравнения – показ

верного и неверного способов выполнения действия

Н-р: шитье при отсутствии узелка на нити и т.д.

В какой – либо бытовой ситуации можно похвалить ребенка, используя

пословицу

Н –р: Терпение и труд все перетрут.

Без труда – не выловить и рыбку из пруда. И т.д.

Это уже уровень работы над пониманием переносного значения.

II Активизация собственной речи ребенка. Развитие активного словарного

запаса.

Работа происходит в форме беседы

1.для не говорящего (или практически не говорящего ребенка) – это

провокация ребенка в непроизвольной форме на «диалог», стимуляция

речевого подражания отдельных звуков, звукокомплексов, лепетных и

искаженных обиходных слов.

Н-р: «У-У-У»- тяжело поднять полную лейку воды, «ай»- горячая крышка,

«пых – пых – пых» - кипит вода и т.д.

2.Активизация диалогической речи детей. Побуждаем самостоятельно

строить высказывания из 1-2 фраз. Используем прием отраженной речи

(повторение отдельных слов, коротких фраз).Прием выбора варианта ответа.

(Н-р: Что с тобой будем варить: кашу или лапшу?).Прием договаривания

слова хорошо знакомых потешках, песенках, стихах (Н-р:Мы варили суп, суп…

Сорока-белобока и т.д.)

3.Расширениеи обогащение словарного запаса ребенка

Н-р: обобщающими понятиями, словами с уменьшительно-ласкательными

суффиксами и др.

2

Игра «Раскрась слово» : (Это помидор. Он какой? Красный, круглый,

сладкий)

4.Развите грамматического строя речи.

5.Развитие коммуникативной функции речи.

III Развитие связной речи (монологической) ребенка

Описываем действия, ситуацию, предмет; пробуем сочинить загадку, сказку;

Н-р: Расскажи папе, как ты помогал мне готовить суп.

Вспомни, как мы пришиваем пуговицу.

Речевое общение мотивирует ребенка к развитию трудовых навыков,

способствует удержанию интереса детей к деятельности, поддержанию

положительных эмоций в процессе ее осуществления, а бытовая ситуация

позволяет развивать речь ребенка непосредственно, ненавязчиво, не

заостряя внимания на его речевых нарушениях. Практическая

направленность бытовой ситуации делает знания детей и смысловые связи

более точными, осознанными и устойчивыми. Дети не просто механически

запоминают какое–то слово, а усваивают его значение через чувственный

опыт, свою собственную практическую деятельность и употребляют в нужном

контексте.

Список литературы:

1.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у

дошкольников.- Екатеринбург, 1998.- -320с.

2.Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской.- М., 1998.-680с.

3.Павлова М. В. Дайте детям радость труда! Воспитание у дошкольников

позитивного отношения к трудовой деятельности.//Дошкольная педагогика

№1,2011.-с.37-40.

3



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники