Напоминание

«Пути формирования грамматических навыков в различных видах речевой деятельности»


Автор: Лудкова Тамара Геннадьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Тотемская СОШ №2"
Населённый пункт: город Тотьма, Вологодская область
Наименование материала: методическая работа
Тема: «Пути формирования грамматических навыков в различных видах речевой деятельности»
Раздел: среднее образование





Назад




Реферат по дисциплине:

«Методика обучения грамматике иностранного языка»

По теме:

«Пути формирования грамматических навыков в различных

видах речевой деятельности»

Исполнитель:

Лудкова Тамара Геннадьевна

Москва 2018 год

Содержание:

Введение____________________________________________________ с.3

1.Грамматические навыки, их виды. Характеристика грамматических

навыков.________________________________________________________ с.4-8

2.Этапы формирования грамматических навыков._________________с.9-12

3. Основные типы и виды упражнений для формирования грамматических

навыков в речевой деятельности.____________________________________с.13-14

Заключение.__________________________________________________с.15

Список литературы.___________________________________________ с.16

Введение

Важной

частью

процесса

обучения

иностранному

языку

является

формирование

грамматических

навыков.

То

есть

речь

идет

об

осмыслении

изучаемого материала. Если учащийся поймет новое грамматическое явление,

2

осознает базовые принципы и структуру грамматического построения языка, то

все остальные знания будут ложиться на эту фундаментальную основу.

Умение

грамотно

сочетать

слова

является

важнейшим

условием

использования языка как средства общения в устной и письменной формах, а

именно при понимании речи на слух (аудирование), в собственных высказываниях

(говорение), в

чтении и письме – главное в методике обучения грамматике

иностранного языка. Недостаточный уровень грамматических навыков становится

непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой

и

социокультурной

компетенции.

В

данной

работе

рассмотрим

как

можно

преодолеть этот барьер и обоснуем необходимость формирования грамматических

знаний для полноценного функционирования языка в речи.

Цель работы:

-изучение роли грамматических навыков в речевой деятельности и этапы их

формирования;

изучение

путей

формирования

грамматических

навыков

в

различных видах речевой деятельности.

Задачи:

1.Рассмотреть теоретические основы грамматических навыков;

2.Выявить

основные

этапы

работы

над

формированием

грамматических

навыков (активный грам. минимум, пассивный грамматический минимум).

3.Определить

пути

формирования

грамматических

навыков

в

различных

видах речевой деятельности.

1.Грамматические навыки и их виды, характеристика.

1.1.

«Грамматика

это

скелет,

на

котором

держатся

все

слова,

речевые

высказывания,

тексты...это

кровеносная

система,

которая

питает

живой

язык;

фундамент, на котором возводится здание под названием «Иностранный язык».

3

Обучение

грамматике

предоставляет

учащимся

возможность

для

потенциально безграничного языкового творчества. Позволяет скорректировать и

уточнить неясные фразы путем должного сочетания лексем. Когда – то изученные

правила направляют внимание на их реализацию в речи, тем самым косвенно

влияют

на изучение, то есть являются «наставниками»

в обработке новой

информации.

Без наличия устойчивых грамматических навыков речевого общения быть не

может. Овладение навыками правильного употребления грамматических форм –

необходимое

условие

развития

навыков

и

умений

во

всех

видах

речевой

деятельности

на

иностранном

языке.

Это

последний

этап

работы

над

ними,

который надстраивается над их теоретическим усвоением.

"Грамматический навык есть синтезированное действие по выбору модели,

адекватной

речевой

задаче

в

данной

ситуации,

и

правильному

оформлению

речевой единицы любого уровня, совершаемое в

навыковых

параметрах и

служащее одним из условий выполнения речевой деятельности

".

Создание

грамматических

навыков

сопряжено

с

затратой

значительного

количества времени для выполнения упражнений, то овладеть всеми явлениями

иностранного языка до степени автоматизированного пользования ими в условиях

школьного обучения иностранному языку маловероятно.

В качестве критериев отбора выступают: обобщенность, частотность и

употребительность грамматического явления в речи.

Ограничение

грамматического

материала

и

отбор

его

в

определенных

коммуникативных целях облегчается тем обстоятельством, что в языке имеется

широко развитая система синонимии на всех его уровнях, поэтому возможно и

целесообразно ограничивать объем материала, в частности грамматического, с

учетом конкретных условий обучения иностранному языку.

4

Методисты

выделяют

активный

и

пассивный

минимум.

Активный

предназначен для употребления в устной речи (весь материал по грамматике,

изучаемый

в

5-8

классах);

пассивный

грамматические

явления,

которые

учащиеся могут узнать и понять в тексте (грамматические явления, изучаемые в

старших классах). В активный грамматический минимум включаются те явления,

которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой

деятельности.

Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический

минимум считаются:

-1) принцип распространенности в устной речи;

-2) принцип образцовости;

-3) принцип исключения синонимических грамматических явлений.

Все другие грамматические явления усваиваются лексически. Такие формы,

как

Plusquamperfekt

в

немецком

языке,

обладают

незначительной

рас-

пространенностью в устной речи, однако довольно употребительны в книжно-

письменной.

Поэтому эти явления не включаются в активный, но обязательно

входят в пассивный минимум.

К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явления,

наиболее употребительные в письменной речи и которые ученики должны понять

на слух и при чтении. Совершенно очевидно, что объем пассивного минимума

может быть больше объема активного минимума.

К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум

относятся:

-1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи;

-2) принцип многозначности.

Организация грамматического материала имеет при обучении иностранному

языку существенное значение. Она определяет успех работы над грамматической

5

стороной

различных

видов

речевой

деятельности

и,

следовательно,

конечные

результаты преподавания иностранного языка в средней школе.

1.2.Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой

деятельности и отличаются друг от друга.

а)

Грамматические

навыки,

обеспечивающие

правильное

и

автома-

тизированное формообразование и употребление слов в устной речи на данном

языке, можно назвать речевыми морфологическими навыками. К ним относятся

навыки

правильного

употребления

в

устной

речи

падежных

окончаний

существительных и их детерминантов, прилагательных и местоимений в немецком

языке, личных окончаний глаголов.

б) Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное

и автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, т. е. навыки

владения

основными

синтаксическими

схемами

предложений.

Эти

навыки

отличаются от устно – речевых навыков прежде всего тем, что они носят более

дискурсивный аналитический характер в силу специфики письменного вида речи.

1.3.Характеристика

грамматических

навыков

исходя

из

видов

речевой

деятельности.

Методисты выделяют два вида грамматических навыков: продуктивные и

рецептивные, исходя из видов речевой деятельности.

Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность

говорящего

выбрать

модель,

адекватную

речевой

задаче,

и

оформить

ее

соответственно

нормам

данного

языка.

Речевой

задачей

всегда

является

коммуникативное

намерение

что-то

сообщить,

в

чем

то

убедить,

выразить

6

мнение. Грамматическая форма и речевая задача должны ассоциативно связаны

друг с другом

.

Под

рецептивными

грамматическими

навыками

подразумеваются

автоматизированные

действия

по

узнаванию

и

пониманию

грамматической

информации,

установление

связей,

определение

структуры

(морфологических

форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте.

Они

могут

быть

рецептивно-активные

и

рецептивно-пассивные.

Из

изложенного следует, что термин «рецептивные навыки» нельзя отождествлять

только

с

термином

«пассивные

навыки»,

они

могут

быть

и

рецептивно

активными (при чтении и слушании текста, материалом которого ученики владеют

активно).

Рецептивно-активные

грамматические

навыки

аудирования

базируются

на

связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.

Эти

связи

проявляются

в

автоматизированности

процесса

восприятия

и

понимания читаемого текста и грамматической информации, содержащейся в нем,

обусловливаемого уровнем развития индивидуально – речевого опыта в данных

рецептивных видах речевой деятельности, т. е. опыта в чтении и аудировании.

Наряду с активно – рецептивными речевыми грамматическими навыками у

учащихся должны быть сформулированы также пассивно – рецептивные навыки.

К

таким

навыкам

относятся

навыки

узнавания

и

понимания

грамматических

явлений

в

тексте

на

основе

имеющихся

в

зрительной

памяти

(контекст

и

припоминание) созданных в процессе формирования и развития читательского

опыта.

Они

формируется

в

результате

чтения

сложных

текстов,

языковым

материалом

которого

читатель

не

владеет

активно.

При

этом

могут

быть

использованы

элементы

анализа

грамматических

явлений

(слова,

падежные

окончания, порядок слов в предложении) как в отдельных предложениях, так и в

отдельных местах текста).

7

1.4.Характеристика

грамматических

навыков

была

бы

неполной,

если

не

упомянуть о языковых грамматических навыках.

Необходимость формирования языкового навыка в условиях средней школы

объясняется рядом причин, среди которых следует назвать следующие. Во-первых,

языковые навыки могут выступать в качестве «запасных» в случае отказа речевого

грамматического навыка. Например, ученик затрудняется в употреблении данного

(нужного) личного окончания глагола и «реконструирует» его, используя языковое

действие и контролирует правильность выполнения речевого действия, и при

ошибочном его выполнении обеспечивает исправление ошибки.

2.Основные этапы работы над формированием грамматических навыков

2.1.Как определить, что у учащихся сформированы грамматические навыки?

Грамматический навык обеспечивает правильное употребление грамма-

тической формы в речи, учащиеся умеют распознавать грамматические явления

при

чтении

и

аудировании,

концентрирует

свое

внимание

на

содержание.

(правильное употребление в речи грамматических явлений на морфологическом

уровне; правильное расположение слов во всех типах предложений; правильное

употребление букв на письме.

8

Пассов Е.И. выделяет следующие стадии формирования грамматического

навыка:

1) восприятие структуры;

2) имитация (действие по аналогии);

3) подстановка (воспроизведение на основе аналогии);

4) трансформация;

5) самостоятельное употребление усвоенной модели;

6) комбинирование (перенос с модели на модель).

Последние две стадии являются переходными от навыка к умению.

Цели изучения грамматическим навыкам в устной речи, с одной стороны, и

для понимания

при чтении, с другой, во многом определяют методы работы с

ними, поэтому остановимся отдельно на каждом аспекте.

Под

подлинно

речевыми

понимаются

упражнения

в

естественной

коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании,

чтении, письме), поэтому он завершает всю систему упражнений и используется,

как

правило,

для

развития

речевых

умений

(например,

«Опишите

ситуацию,

изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки

действующих лиц» и т.д.).

2.3. Обучение продуктивным грамматическим навыкам (говорение, письмо)

преследует цель: сформировать навык в устной речи, которая позволит грамотно

вести диалог (6 реплик для каждого партнера) и монолог определенного объема

(не менее 10 высказываний), в зависимости от ситуации общения.

К

ним

относятся

все

сложные

формы

глагола,

сказуемые,

выраженные

модальным глаголом и инфинитивом основного глагола.

Наиболее

успешно

овладеть

этими

навыками

возможно

с

помощью

упражнений на всех этапах формирования навыка.

9

В своем развитии речевые навыки проходят 4 этапа:

а) ознакомительный (отчетливое понимание смысла явления, но не достаточно

четкое представление о способах его выполнения, что приводит к ошибкам при

выполнении речевого действия);

б)

аналитический

(сознательное,

но

не

всегда

безошибочное

выполнение

речевого действия);

в) стандартизирующий (достижение автоматизма при выполнении речевого

действия в результате тренировочных упражнений, сокращается время на анализ

действия и использование опор в виде правил и инструкций;

г) варьирующий (дальнейшая автоматизация выполнения речевого действия в

результате его переноса в различные ситуации общения, при котором большое

внимание сосредоточено на содержание высказывания, а не на его форме; навык

при этом включается в различного вида речевые умения, то есть повторение

речевых образцов хором за учителем, составление предложений.

При

введении

используется

демонстрация

в

контексте,

таблицы,

схемы.

Объяснить грамматическое явление – раскрыть формальные признаки, объяснить

семантику, функцию в контексте. Провести первичное закрепление.

Знакомясь с новым грамматическим явлением в речевом образце и понимая в

целом его значение из контекста (предложения), осмысливают его самостоятельно,

то есть устанавливают наиболее существенные его признаки) и затем, по аналогии

с образцом, выполняют грамматические действия имитативно. Так, например,

предположим, что в образцах

Peter schreibt,

Mischa schreibt,

Nina schreibt

вводится впервые окончание 3-го лица настоящего времени немецкого глагола с

использованием соответствующих картинок; правило

не сообщается, значение

глагола

schreiben

учащимся

известно:

они

употребляли

его

в

1-м

лице

единственного числа (Ich schreibe).

Учащиеся могут сделать вывод о том, что

глагол

schreiben

в

3-м

лице

единственного

числа

имеет

окончание

-t.

Чтобы

10

практическая ориентировка была достаточно точной, предъявляются образцы с

другими известными учащимся глаголами: sitzen, stehen, spielen, иллюстрируемые

картинкой. Anna sitzt, Otto steht, Tomas spielt. В нашем случае необходимо, кроме

ранее приведенных примеров, дать примеры, иллюстрирующие образование 3-го

лица: 1) от глаголов, основа которых оканчивается на -d, -t;

2) от глагола с

отделяемой/неотделяемой приставкой; 3) от сильных глаголов, корневая гласная

которых изменяется в 3-м лице и т. д.

Целью данного этапа должны быть не теоретическая ориентировка на основе

усвоения

правила,

но

и

первичное

выполнение

грамматических

действий

в

соответствующих упражнениях.

Второй этап - этап формирования речевых грамматических навыков можно

считать самым важным, так как с ним связана автоматизация грамматических

действий, без которой невозможно создание навыка. Задача этого этапа состоит в

том,

чтобы

придать

тренировке

грамматических

явлений

речевой

характер,

учитывающий, однако, трудности, вызванные прежде всего интерферирующим

влиянием соответствующих навыков родного языка, и особенности формирования

навыков в школьных условиях, т.е. отсутствие языковой среды и ограниченную

речевую практику. Необходимо отметить, что это должна быть особая – учебная

речь, имитирующая основные свойства естественной, но отличающаяся от нее

рядом качеств: определенной методической организацией речевого материала и

последовательностью его введения в речь, а также ее обучающим характером. На

этой стадии работы начинает формироваться речевой стереотип тренируемого

явления как психофизиологическая основа его функционирования в речи, как

основа для создания важнейшего качества навыка – переноса речевых действий в в

речевые умения монологического и диалогического говорения.

Основные рекомендации для работы над грамматической стороной речи на

этапе совершенствования грамматических навыков:

11

1. усвоение и повторение грамматической структуры на усвоенной лексике;

2. на одном уроке усваивается одна новая структура или 2-3 варианта этой

структуры;

3.характеристика урока формирования грамматического навыка.

3.Основные типы и виды упражнений для формирования грамматических

навыков в различных видах речевой деятельности.

Приступая к обучению грамматике учитель должен владеть теорией, должен

знать, что на разных ступенях обучения применимы разные подходы и методы.

Эксплицитный

это

объяснение

грамматических

явлений

и

правил,

а

имплицитный характеризуется повторением и заучиванием грамматически верных

структур. Эксплицитный подход реализуется индуктивным и дедуктивным. На

младшем

этапе

лучше

использовать

индуктивный

метод

(от

единичного

к

общему), а на старшем – дедуктивный, предполагающий движение от правила к

речевому образцу.

Эти методы редко используются в "чистом виде". Наиболее

распространенным методом обучения грамматике является дифференцированный

подход,

построенный

на

основе

выборочного

использования

положений

двух

12

подходов.

Имплицитный

подход

используется

широко

на

начальных

этапах

обучения детей

и взрослых. Причем сочетаются оба метода: структурный и

коммуникативный с учетом реального контекста деятельности детей.

При этом очевидно, что для закрепления грамматических навыков наиболее

эффективным

в

данном

случае

может

быть

использование

разнообразных

грамматических

игр,

направленных

на

отработку

грамматических

навыков

в

значимом

коммуникативно-ориентированном

контексте.

Частичное

сочетание

индуктивного и коммуникативного методов будет очень эффективным и поможет

восполнить минусы одного подхода, плюсами другого.

На начальном и среднем этапе превалирующее значение имеет устная основа

обучения

с

подключением

зрительно-вербальных

опор.

Обучение

грамматике

происходит

индуктивно,

так

как

он

формирует

механизм

языковой

догадки

(основной грамматический материал предъявляется на завершающем этапе).

На среднем этапе особое внимание уделяется тренировочным упражнениям

на подстановку.

На

старшем

этапе

и

на

продвинутом

уровне

обучения,

как

правило,

используем

дедуктивный

метод,

так

как

уровень

языковых,

грамматических

умений уже достаточно высок и позволяет использовать справочники и пособия,

как в классе, так и при самостоятельной работе.

Обращаем внимание на систематизацию и обобщение материала. В старшей

школе

акцент

делается

на

дальнейшее

развитие

автономности

учащихся,

формирование

умений

самостоятельно

преодолевать

возникающие

трудности,

проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений.

13

Заключение:

1.Усвоение

знаний

может

идти

только

через

деятельность.

Учащийся

вынужден сам создавать собственные знания, а учитель может лишь направить

этот

процесс.

Если

урок

формирования

грамматических

навыков,

то

нас

интересует не уровень знания, а уровень умения применять эти знания в реальном

общении. При определении воспитывающей и развивающей цели надо идти от

языкового и речевого материала.

Комплексность урока позволит развить все

языковые и речевые навыки и

выявить насколько мотивированы учащиеся, учитываются ли их индивидуальные

особенности, используются ли элементы взаимообучения.

2.Для формирования грамматических

навыков упражнения

должны быть

адекватны цели урока, быть содержательными, иметь речевую, социокультурную

ценность, которые будут выполнить ряд задач, например, таких, как постановка

14

артиклей,

написание

окончаний

слов,

образование

множественного

числа

существительных,

выбор

правильной

формы

глагола,

видоизменение

пред-

ложений.

3.Учителю

необходимо

отобрать

достаточный

грамматический

минимум,

позволяющий осуществить говорение и понимание при чтении и аудировании.

Прогнозируя

содержание

урока,

необходимо

предусмотреть

подходы,

планомерно снижая трудности, побуждая учащихся к усвоению

«заготовок»

(клише, словосочетания и др.), чтобы они смогли выстроить «целое», выбирать

такие

приемы,

которые

позволяют

настроить

учащихся

на

исследовательский

поиск и серьезную работу, преодолевая трудности в овладении грамматическими

навыками, формируя их в различных видах речевой деятельности.

Список литературы:

1.Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам., М, 1965

2.Гез

Н.

И.

Методика

обучения

иностранным

языкам

в

средней

школе.,

М., 1982, «Высшая школа»

3.

Комков

И.Ф.

Методика

преподавания

иностранным

языкам.

Минск:

Вышэйш. шк., 1979

4. Кучеренко Н.Л. Теория и методика обучения иностранным языкам. Учебное

пособие

для

бакалавров

педагогических

вузов.–

Благовещенск:

Издательство

БГПУ, 2014

5. Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам

6. Миролюбов А.А., Проблемы обучения грамматике и фонетике иностранных

языков. МИОО, М, 2006

15

7. Пассов У.И. Основы методике обучения иностранным языкам. М., Русский

язык, 1989, 150 стр.

8. Селезнева И.А. Формирование грамматических навыков в различных видах

речевой деятельности.

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс

лекций. М, Просвещение, 2005

10.Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие

для студентов педагогических колледжей. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-416 стр.

16



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники