Напоминание

Формирование элементарных математических представлений через игру


Автор: Половинкина Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №73 "Городок"
Населённый пункт: городской округ Мытищи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование элементарных математических представлений через игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 73 «Городок»

«Формирование элементарных математических

представлений через игру»

Из опыта работы воспитателя

Половинкиной Екатерины Михайловны

1

Содержание

1.

Сущность опыта…………………………………………………………………..3

2.

Актуальность………………………………………………………………………3

3.

Теоретическая база………………………………………………………………..3

4.

Новизна опыта……………………………………………………………………..5

5.

Адресная направленность…………………………………………………………5

6.

Трудоёмкость………………………………………………………………………5

7.

Технология…………………………………………………………………………5

8.

Сотрудничество с семьями воспитанников……………………………………...8

9.

Список литературы………………………………………………………………..9

10. Приложение………………………………………………………………………10

1. Сущность опыта.

2

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения

влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи,

которая

способна

вызвать

заинтересованность

ребёнка

и

его

познавательную

активность.

Особая

роль

в

познавательном

развитии

дошкольника

отводится

математическим играм.

В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые

способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших

логических структур мышления и математических представлений.

Опыт решает проблему не навязывать ребёнку готовых знаний, а указывает

пути

их

приобретения,

делает

процесс

познания

математических

понятий

и

закономерностей более гибким, а итог - результативным.

Данный

опыт

способствует

развитию

умственных

способностей,

любознательности, познавательного интереса.

Побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Помогает детям проявить свою сообразительность, смекалку.

Воспитывает у дошкольников стремление находить самостоятельный путь

решения познавательных задач.

Создаёт условия для накопления детьми представлений об окружающем.

2. Актуальность

Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры,

способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к

процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического

содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к

исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная

игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям.

С помощью

дидактических

игр

и

заданий

на

смекалку,

задач

шуток

уточняются

и

закрепляются

представления

детей

о

числах,

отношениях

между

ними,

о

геометрических

фигурах,

временных

и

пространственных

отношениях.

Занимательный

материал

увлекает

ребёнка,

способствует

совершенствованию

наблюдательности, внимания, памяти,

мышления, речи. Математические игры

побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные

в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Важно

использовать

игры

так,

чтобы

сохранились

и

синтезировались

элементы

познавательного, учебного и игрового общения.

Роль

игровых

средств

в

современном

обучении

возрастает.

Психологами

доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном

процессе и овладевать основами математики.

3. Теоретическая база

В

цикле

«Математические

ступеньки»

Е.В.

Колесниковой

реализуются

основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова,

в

которой

содержание,

методы

и

формы

организации

учебного

процесса

непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

3

Основное

назначение

цикла

«Математические

ступеньки»

оказать

практическую помощь педагогам; предоставить детям систему увлекательных игр и

упражнений

числами,

знаками,

геометрическими

фигурами),

позволяющих

усвоить программу.

Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с

учебно-воспитательным процессом. Обучающие игры – это вид деятельности,

занимаясь

которым

дети

учатся.

Это

средство

для

расширения,

углубления

и

закрепления знаний.

Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к

обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой

деятельности,

решение

детьми

проблемных

ситуаций,

умение

понимать

предложенные

им

задачи

и

разрешать

их

самостоятельно,

в

ходе

выполнения

заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями.

Учебно-методическое пособие В.П. Новиковой «Математика в детском саду»

помогает в выборе разнохарактерных дидактических игр. Все полученные знания и

умения закрепляются в дидактических играх, которым в предлагаемой методике

придаётся

большое

значение.

Основной

упор

в

обучении

отводится

самостоятельному

решению

дошкольниками

поставленных

задач,

выбору

ими

приёмов и средств, проверке правильности его решения.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Кроме того,

предлагаются

задания

для

родителей

с

целью

привлечения

их

к

совместной

деятельности с воспитателями.

В

книге

«Давайте

поиграем»

под

редакцией

А.А.

Столяра

я

выбрала

конкретные

дидактические

игры

с

математическим

содержанием.

Специфика

данных игр такова, что в большинстве случаев в одну и туже игру можно играть

много раз и это детям не надоедает, так как меняются (варьируются) исходные

данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая

в процессе игры задача меняется.

Считаю значимой книгу «Математика для дошкольников» Т.И. Ерофеевой,

Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой. В сборнике

представлена методика, которая

предусматривает

индивидуальную

работу

с

детьми.

Материал

для

работы

с

отстающими

детьми

разделён

на

этапы,

каждый

из

которых

в

сжатой

форме

охватывает

основные

вопросы

математических

представлений.

Он

дан

в

виде

дидактических игр и игровых упражнений.

Интересной была для меня

книга «И учёба, и игра: - математика» Т.И.

Тарабариной и Н.В. Елкиной.

В

пособии

широко

представлены

математические

развлечения,

задачи

шутки,

загадки,

головоломки,

лабиринты,

игры

на

пространственное

преобразование. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный

ответ. Большое место в пособии занимают дидактические игры и упражнения,

которые

я

использую

в

индивидуальной

работе

с

воспитанниками.

Игры

способствуют

закреплению,

полученных

знаний,

а

также

являются

ценным

средством воспитания умственной активности детей.

4

Книга З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

помогла мне в организации уголков занимательной математики, в подборе игрового

материала и как организовать работу с родителями.

Согласна

с

многими

педагогами,

которые

считают,

что

занимательные

математические

игры

способствуют

развитию

умственных

способностей

детей,

вызывают интерес к познанию и облегчают процесс усвоения знаний.

4. Новизна опыта

Создание условий в семье и в ДОУ для накопления детьми представлений об

окружающем,

развития

их

умственных

способностей,

любознательности,

познавательного интереса с учётом возрастных возможностей.

Работа по данному опыту даёт не только определённую сумму знаний, умений

и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную

активность,

самостоятельность

мышления,

устойчивость

внимания,

то

есть

те

качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.

5. Адресная направленность

Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся темой

формированию элементарных математических представлений через игру у детей

дошкольного возраста.

6. Трудоёмкость

Решая задачу по формированию элементарных математических представлений

через

игру

у

детей

дошкольного

возраста,

я

столкнулась

с

определёнными

трудностями:

-

недостаточно

сформировано

у

детей

логическое

мышление,

решение

нестандартных задач, поиски правильных решений;

- слабое взаимодействие всех участников педагогического процесса (сотрудников

ДОУ и родителей) в решении проблем;

-

создание

предметно

развивающей

среды,

пополнение

дидактическим

материалом;

- разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию

детей в условиях семьи.

-

использование

разнообразных

форм

взаимодействия

и

сотрудничества

с

родителями,

разработка

анкет,

для

выявления

готовности

родителей

к

сотрудничеству с педагогами.

7. Технология

В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание

интеграции.

С

учетом

возрастных

особенностей

дошкольников

интеграция

основных

видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской,

трудовой,

художественно-творческой,

коммуникативной,

двигательной

5

способствует

эмоциональному

развитию

личности

ребенка,

формированию

его

творческого мышления, развивает восприятие, внимание, память, сенсорику, речь,

познавательный интерес.

Следовательно,

интеграция

как

целостное

явление,

объединяющее

образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую

систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим

средством организации образовательного процесса,

формой которого становится

совместная с взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.

Формирование

элементарных

математических

представлений

через

игру

приоритетная образовательная область «Познание».

Обучение

математике

детей

дошкольного

возраста

немыслимо

без

использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного

занимательного

математического

материала

определяется

с

учётом

возрастных

возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

Из

всего

многообразия

занимательного

математического

материала

наибольшее применение находят дидактические игры и дидактические игровые

упражнения. Игры и игровые упражнения включаю непосредственно в содержание

занятий и применяю в индивидуальной работе с детьми, а также со всеми детьми

или

с

подгруппой

в

свободное

от

занятий

время.

Использование

наглядного

материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной

для детей. (Приложение № 1)

Чтобы

игра

заинтересовала

детей,

выделила

следующие

рекомендации

к

содержанию математических заданий и игр.

1.

Разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре.

2.

Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания

товарищей, тем полноценнее становятся их математические представления.

3.

Загадки и задания не должны повторяться.

4.

Педагог помогает детям разнообразить формулировки заданий, подсказывает

при необходимости, хвалит за оригинальный вопрос, за быструю реакцию при

ответе.

5.

Вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно

занимать много времени.

6.

Педагог следит за правильностью использования математических терминов

(«число», «цифра»).

Знакомлю с новой игрой постепенно: объясняю правила, игровую задачу,

определяю игровые роли, вместе с детьми обсуждаем «игровой результат».

Часто использую игру парами. При этом возникает больше возможностей для

взаимообучения, которое становится естественным и непринуждённым. Ребёнок

может принять роль ведущего, или «наставника». Тогда он объясняет условие,

вводит новое правило, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ.

В

соответствии

с

договорённостью

дети

меняются

ролями.

Тот,

кто

был

«наставником»,

становится

игроком.

Теперь

он

стремиться

быстро

и

верно

выполнить задание. В течение игры активны оба участника. И та, и другая роль

полезны для дошкольников.

6

Образовательную деятельность по ФЭМП провожу в игровой форме. Занятие

– игра построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью

сказочно-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого

уровня

математических

знаний

и

представлений,

создаётся

непринуждённая

обстановка.

Такое

занятие

проходит

более

эмоционально.

Сказочный

сюжет

привлекает дошкольников, при этом повышается познавательная активность детей.

Педагог

положительно

оценивает

адекватные

способы

выражения

радости

и

сопереживания. (Приложение № 2)

При обучении математике использую не только настольные, но и словесные

игры,

которые

способствуют

накоплению

математического

опыта. (Приложение

№3)

Художественное

слово

также

способно

обогатить

математическое

образование дошкольников. Это считалки, весёлые стихи о цифрах, математические

сказки. На занятии по ФЭМП знакомлю детей со стихотворением или считалкой,

последующее

их

разучивание

проводится

в

свободное

время.

Считалки,

стихи

применяю

в

свободной

игровой

деятельности,

на

групповых

занятиях,

в

индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных

бесед.

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в

дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы.

Задания на сообразительность, задачи – шутки и задачи- ловушки используются не

только для развлечения, но и - в большей мере – для обучения. Они развивают

гибкость

ума,

дают

возможность

упражняться

в

применении

своих

знаний.

Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости

в предположениях, воображения. Загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы

использую

в

процессе

разговоров,

бесед,

наблюдений

с

детьми

за

каким-либо

явлением, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.

Занимательные вопросы, задачи, загадки включаю в занятия по ФЭМП с

целью

уточнения,

конкретизации

знаний

у

детей

о

числах,

их

назначении,

геометрических

формах,

временных

отношениях.

Можно

предложить

занимательный

материал

в

начале

занятия

в

качестве

небольшой

умственной

гимнастики.

Назначение

их

в

данном

случае

состоит

в

создании

у

ребят

положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности,

активности. (Приложение № 4)

В режиме дня выделяю специальное время для организации математической

игротеки, когда все дети могут поиграть в разные игры с товарищами и с педагогом.

В игровые группы дети объединяются по желанию.

Организую математические праздники и развлечения. Праздник строится на

игровых

видах

познавательной

деятельности.

Коллективные

переживания,

совместное

обсуждение,

поиск

и

нахождение

ответа

раскрывают

перед

детьми

возможности

интеллектуально

познавательного

общения

и

показывают

его

привлекательность.

Значительность

события

усиливается

сюрпризностью

и

новизной обстановки. (Приложение №5)

Предметно – развивающая среда

7

Одним

из

условий

успешной

реализации

задач

по

формированию

элементарных

математических

представлений

является

создание

развивающей

среды.

В

группе

организовала

уголок

занимательной

математики,

оснащённый

играми, пособиями и разными материалами (головоломки, лабиринты, раскраски,

календари, игры на развитие внимания, листы с заданиями для самостоятельного

выполнения, шашки).

С целью расширения и закрепления знаний о правилах дорожного движения

оборудовала макет «Улица города», оформила альбом «Школа светофорный наук».

Для

углубленного

формирования

представлений

о

количестве,

форме,

величине предметов обустроила сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Транспорт»,

«Аптека», «Детский сад», «Школа».

Составила

картотеки:

«Считалки»,

«Задачи

-

шутки»,

«Загадки»,

«Математические

игры

на

прогулке»

(для

старшего

дошкольного

возраста).

(Приложение № 6)

В

группе

имеется

методический

материал

с

игровыми

заданиями

и

упражнениями.

8. Сотрудничество с семьями воспитанников

Работа с семьёй - важная сторона деятельности воспитателя. Обязанностью

педагога является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке,

закономерностях его развития.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному

математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

С

родителями

своих

воспитанников

провела

анкетирование.

Из

анкет

я

выяснила

отношение

детей

к

математике,

их

эмоциональное

самочувствие

в

процессе познавательного общения, адекватность понимания родителями вопросов,

связанных с математическим развитием дошкольников.

Работа

с

родителями

и

детьми

проводится

одновременно.

Этим

обеспечивается разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у

них интереса к играм, занимательным задачам.

Прежде

всего,

познакомила

родителей

с

разными

видами

занимательных

математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а

также методикой руководства соответствующей детской деятельностью.

Работа осуществляется в наглядной форме:

- через оформление различных стендов «Развиваем математику»;

- индивидуальные беседы (учитывая индивидуальные возможности ребёнка,

даю

конкретные

рекомендации

по

организации

той

или

иной

игры

с

математическим содержанием);

-

консультации:

«Значение

математических

игр

в

развитии

детей»,

«Как

организовать

игры

в

семье

с

использованием

занимательного

математического

материала», «Советы родителям», «Загадки, задачи- шутки». (Приложение № 7)

- участие родителей в совместных праздниках

8

- используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках

«Игра в жизни вашего ребёнка»;

- Родительское собрание «Роль занимательного математического материала в

подготовке детей к школе»;

- консультативная служба: участвует педагог-психолог, учитель-логопед,

учитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.

Таким образом, работа с родителями по такой форме организации досуга

детей,

как

занимательные

игры,

способствуют

формированию

у

родителей

творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Список используемой литературы

1. А.А. Столяр «Давайте поиграем»

2. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст»

Москва. « Мозаика – Синтез» 2003г.

3. Е.В. Колесникова Программа «Математические ступеньки»

4. З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

5. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5- 6 лет». Сценарии учебно –

игровых занятий. Москва 2000г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2001 г.

7. Е.И. Синицына «Логические игры и загадки». ЮНВЕС Москва 2000г.

8. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических

представлений» (старшая группа) Москва 2014 г.

8. Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой «Математика для дошкольни-

ков».

9. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «И учёба, и игра: математика». Ярославль «Акаде-

мия развития» 1997г.

Приложение № 1

Дидактические игры

1.«Какое время года?»

9

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах

или прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту

мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети

правильно назвали времена года.

Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных

временах года. Тексты дают вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда

это бывает?» - и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

2. «Наоборот»

Дидактическая

задача. Развивать

у

детей

сообразительность,

быстроту

мышления.

Игровое правило. Бросание и ловля меча.

Ход игры. Дети и воспитатель встают в кружок. Воспитатель произносит

слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребёнок должен поймать мяч, сказать

слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель

говорит: «Вперёд». Ребёнок отвечает: «Назад» (направо – налево, высоко – низко,

длинный – короткий, широкий – узкий» и т.д.).

Игровые упражнения

1.

«Не ошибись»

Предложить детям зачеркнуть лишние цифры, оставив лишь ту, которая

обозначает

количество

предметов

на

карточке:

для

этого

они

должны

перечислить предметы на каждой карточке.

2.

«Соедини правильно»

Дать

детям

задание

соединить

каждый

прямоугольник

с

цифрой,

соответствующей количеству предметов в нём.

3.

«Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) выложены квадрат и прямоугольник.

Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются:

«Что общего у этих фигур? Как можно назвать их одним словом?». Воспитатель

обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью

полосок-моделей.

Приложение № 2

Занятие – игра

10

Программное содержание.

- Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка

и составе числа из единиц в пределах 5.

- Познакомить с цифрой 0.

- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве

относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

-

Совершенствовать

умение

сравнивать

до

10

предметов

по

длине,

располагать

их

в

возрастающей

последовательности,

результаты

сравнения

обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Счётная лесенка, карточка с изображение 4

кругов,

фланелеграф,

наборное

полотно,

5-6

предметов

мебели,

5-6

с

изображением диких птиц, 5-6 карточек с изображением транспорта, 9 цветочков

одинакового цвета, карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный

материал.

Треугольники

разного

цвета

(по

6-7

штук

для

каждого ребёнка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого

ребёнка), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методические указания

1часть. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

Воспитатель

показывает

детям

числовую

карточку

с

изображением

4

кругов,

предлагает

определить,

какое

число

он

загадал,

и

составить

его

с

помощью разных предметов. Дети составляют число на доске, наборном полотне

и счётной лесенке при помощи предметов мебели, изображений диких животных

и разных видов транспорта.

После

выполнения

задания

воспитатель

вместе

с

детьми

выясняет:

«Сколько всего предметов мебели (диких животных,

видов транспорта) вы

взяли? Какие предметы каждого вида вы взяли? Как вы составили число 5.

2 часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель

предлагает

детям

«составить»

число

5

при

помощи

треугольников разного цвета так, чтобы один и тот же цвет не повторялся

дважды. После выполнения задания уточняет: «Сколько всего треугольников?

Сколько треугольников, какого цвета вы взяли? Как вы составили число 5?».

3часть. Игровое упражнение «Сколько осталось».

Воспитатель предлагает детям разложить карточки с цифрами от 1 до 9.

Обращает внимание на доску, где размещены 9 цветочков одинакового цвета,

предлагает

сосчитать

их

и

показать

соответствующую

карточку

с

цифрой.

Вызванный ребёнок выполняет задание на доске.

Воспитатель начинает убирать справа налево по одному цветочку, дети

показывают

цифрой,

сколько

кругов

осталось.

Когда

не

остаётся

ни

одного

цветка, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что нет ни

одного предмета. Это цифра 0».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, предлагает детям найти её у

себя, обвести по контуру и определить, на что она похожа. Дети располагают

цифру 0 перед цифрой 1 и называют все цифры по порядку.

11

4 часть. Дидактическая игра «Кто ушёл».

Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по

порядку.

Остальные

дети

запоминают,

в

каком

порядке

стоят

ребята.

Затем

закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети

открывают глаза и определяют, кто ушёл и на котором по счёту месте стоял этот

ребёнок.

5 часть. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».

Воспитатель дает детям задание: «Разложите полоски, начиная с самой

короткой и заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски. Что вы

можете

сказать

о

длине

рядом

лежащих

полосок:

красной

и

коричневой?»

(Коричневая полоска длиннее зеленой).

Воспитатель делает обобщение: «Коричневая полоска короче красной, но

длиннее зеленой».

6 часть. Игровое упражнение «Где лежит предмет».

Воспитатель

предлагает:

«Определите,

где

находится

шкаф

(часы,

кукольный уголок и т. д.) относительно вас. Расскажи, где находится шкаф по

отношению ко мне».

Упражнение

можно

провести

в

форме

соревнования

между

двумя

командами. Задания могут давать ведущие по образцу воспитателя.

Непосредственно-образовательная деятельность

в старшей группе «Город сказок»

Цель. Учить ориентироваться по плану. Закрепить счёт от 1 до 10, обратный

счёт, счёт парами, знание цифр; умение соотносить количество предметов с цифрой.

Упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу. Закрепить знание

геометрических фигур и тел, умение конструировать. Учить делить целое на части.

Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать. Формировать поло-

жительное отношение к русским народным сказкам, интерес к их драматизации.

Материал и оборудование. Иллюстрации для задач и заданий. Яблоко. Нож.

План зала с Городом сказок и его окрестностями. Зал разделён на зоны:

озеро -

ткань голубого цвета, на ней 10 бумажных кувшинок, 4 игрушечные лягушки (одна

из них - со стрелой в лапе). Под тканью спрятана перчаточная кукла Царевна. Рядом

с озером разложены карточки с цифрами от 1 до 9;

дом Лисы и Волка - сооружение

из

мягких

модулей.

В

нём

спрятаны

перчаточные

куклы

Лиса

и

Волк.

Рядом

расставлены искусственные ёлки;

дом Емели - ширма для кукольного театра. За ней

-

перчаточная

кукла

Емеля,

мешочек

с

геометрическими

фигурами

и

телами,

подносы с наборами геометрических фигур (один набор на двоих детей);

лес и

избушка на курьих ножках Бабы-яги - ширма для кукольного театра. За ней - пер-

чаточные куклы Баба-яга и Змей Горыныч.

Зоны соединены переходами в виде

кочек (поролоновых подушек), по которым нужно прыгать; ворот, под которыми

нужно пролезать; массажных дорожек для ходьбы.

Ход занятия

Дети входят в зал.

12

Воспитатель. Скоро

наступит

лето,

и

многие

из

вас

куда-нибудь

поедут

отдыхать. Но мы можем уже сейчас попутешествовать и побывать в Городе сказок.

Там нас ждут волшебные превращения, приключения, трудные задания. С собой мы

возьмём план города и его окрестностей. (Показывает план.) Для чего он нужен?

Что означают стрелки? (Ответы детей.) Куда нам предстоит попасть сначала? (На

озеро.) Оно находится около города. Как туда доберёмся? (По кочкам.) Верно.

Дети

прыгают по кочкам.

Воспитатель

.

(указывает на лягушку со стрелой в лапе). Что за необычная

лягушка

живёт

в

этом

озере? (Царевна-лягушка.) Она

грустит.

Почему?

(Предположения

дет е й . ) Иван-царевич

старается

выполнить

задания

Кощея

Бессмертного. От этого зависит, превратится ли лягушка в царевну или век ей на

озере жить. Давайте поможем Ивану-царевичу.

Первое задание Кощея.

-

Сосчитайте кувшинки. (Счёт от 1 до 10, обратный счёт, счёт парами.)

-

Сколько кувшинок с цветками?

-

Сколько без цветков?

- Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков? На сколько больше?

- Что нужно сделать, чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?

(Ответы детей.)

Второе задание Кощея.

-

На листьях кувшинок сидело шесть лягушек. Одна спрыгнула в воду. Сколько

лягушек осталось? (Ответы детей.)

Третье

задание

Кощея. Воспитатель

показывает

детям

картинки

с

изображением комаров и головастиков.

-

Сколько комаров летает над озером? Покажите цифру.

- Сколько головастиков плавает? Покажите цифру.

- В кого превращаются головастики?

-

Сколько

лягушек

живёт

на

озере? (Дети

считают

сидящих

на

кувшинках

лягу

шек.) Покажите цифру.

Воспитатель. Вы помогли Ивану-царевичу выполнить задания Кощея, и через

несколько

секунд

лягушка

превратится

в

царевну.

Закройте

глаза. (Убирает

лягушку, достаёт перчаточную куклу Царевну, говорит за неё.)

Царевна. Спасибо, дети! Вы направляетесь в Город сказок? Он совсем близко.

Счастливого пути! А я дождусь Ивана-царевича.

Воспитатель. Посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорожку,

слева от неё - ёлочка.) Так вперёд по дорожке! (Дети проходят по массажной

дорожке.) Мы подошли к воротам. Какие они по высоте? (Низкие.) Как через них

пройти?

Дети проползают в ворота на четвереньках, садятся на кочки перед

домом

Лисы

и

Волка.

Воспитатель

и

заранее

подготовленный

ребёнок

разыгрывают сценку, надев на руки перчаточные куклы - Лису и Волка. За Волка

говорит воспитатель, за Лису - ребёнок.

Волк. Лисавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела, голова пока цела.

13

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк.

Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок, ободрали левый

бок,

хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собаки.

Лиса. Сыт ли, милый куманёк?

Волк. Еле ноги уволок!

Воспитатель. Учит Лиса Волка,

Да только мало толку.

Не умеет Волк считать

И задачки решать.

Покажите Волку, как надо решать Лисичкины задачки.

«Сосчитай курочек» Рыжая плутовка считать умеет ловко. Пришла в деревню

кур пересчитать. Да куры за забором, Чтоб не залезли воры. Сколько же курочек?

Показывает

иллюстрацию

с

изображением

забора

и

нарисованных

под

ним

куриных лапок. Дети определяют количество кур.

«Третий лишний»

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением

медведя, ежа, белки. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор.

(У медведя и белки шуба пушистая, а у ежа колючая. Белка и ёж - маленькие

животные, а медведь - большое. И т.д.)

«Отрицание»

Воспитатель

показывает

иллюстрацию

с

изображением

помидора, красного перца, репы, огурца, гороха.

Зайцы на огороде поливали овощи

не красного и не жёлтого цвета, но это были не огурцы. Что поливали зайцы?

(Горох.)

Волк. Лисичка, пойдём. Я буду учиться - хочу стать таким же умным, как эти

дети.

Воспитатель. До свидания, звери! А вы, дети, посмотрите на план. Куда

стрелка

указывает? (На дорожку, слева от неё - цветы.) Верно. Тогда вперёд!

(Дети проходят по массажной дорожке к дому Емели.)

Воспитатель. Этот сказочный герой

Поймал в проруби зимой

Рыбу говорящую.

Стоит лишь сказать слова.

Происходят чудеса:

Вёдра воду носят,

Сани дрова возят,

Сам герой на печи

К царю в гости ездит.

Кто это?

(Емеля.)

В окне дома появляется перчаточная кукла Емеля.

Емеля (за него говорит воспитатель). Ну, кто там меня зовёт?

Воспитатель. Емелюшка, выйди к нам, пожалуйста.

Емеля (выходит). Здравствуйте, дети!

14

Воспитатель. Чем ты, Емелюшка, занимаешься?

Емеля. Я вот думаю, как соседям-зайцам подсобить домики построить.

Воспитатель. Мы можем помочь.

Емеля. Вы для начала со мной в игру сыграйте, а я посмотрю, выйдут ли из

вас строители.

Игра «Волшебный мешочек»

Дети на ощупь определяют геометрические

фигуры и тела (цилиндр, конус, куб, шар, круг, овал, треугольник, квадрат).

Емеля. Молодцы! Теперь выложите на листе бумаги из геометрических фигур

красивые домики. А мы уж с зайцами по вашим планам вмиг всё построим.

Работа

в парах - конструирование домиков из геометрических фигур.

Емеля. Быстро

вы

справились.

Да

и

домики

замечательные

получились!

Каждому зайцу можно домик построить. Поработали - теперь отдохните. Я вам на

гармошке сыграю, а вы с зайцами попляшите.

Разминка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни

«Зайка

».

Воспитатель. До свидания, Емеля! Нам пора отправляться в путь. Дети,

посмотрите

на

план.

Куда

стрелка

указывает? (На лес.)

Дети идут по следам.

Подходят к ширме с изображением леса и избушки на курьих ножках.

Воспитатель.

Что за странный теремок?!

Из трубы идёт дымок.

У избушки ноги есть.

Кто ж тогда хозяин здесь?

(Баба-яга.)

Воспитатель достаёт из-за ширмы

перчаточную куклу Бабу-ягу, говорит за неё.

Баба-яга. Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Не иначе гости пожаловали. Ой,

да это же мои старые знакомые. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Дети. Здравствуйте!

Баба-яга. Детки, вы, как всегда, вовремя -тут ко мне в гости Змей Горыныч

зашёл. (Под музыку воспитатель достаёт из-за ширмы перчаточную куклу Змея

Горыныча и говорит за него.) Я, конечно, ему рада, да не знаю, как мне быть.

Воспитатель. А в чём дело?

Баба-яга. Есть у меня яблочко молодильное. Съешь его - на сто лет моложе

станешь. Но яблоко-то одно! (Достаёт

яблоко.) Если я его сама съем, Горыныч

обидится. Что же делать? (Поделить.) А как?

Задание

«Подели

яблоко»

Ответы

детей

могут

быть

разными,

но

правильный - на четыре части, потому что у Змея Горыныча три головы. Воспи-

татель вызывает одного ребёнка и предлагает ему разрезать яблоко на четыре

части.

Змей Горыныч. Спасибо, ребятки! Мы добро не забываем.

Дети прощаются

с Бабой-ягой и Змеем Горынычем. Затем рассматривают план и возвращаются

туда, откуда они отправились в путь.

Воспитатель. Вот и закончилось путешествие в Город сказок. В каких сказках

вы побывали? Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (Ответы детей.)

Сегодня вы выручали сказочных героев. Надеюсь, и в жизни вы всегда будете всем

помогать.

15

Приложение № 3

Словесные игры

1.

«Кто больше назовёт».

Дети

делятся

на

две

команды.

Ведущий

предлагает

им

назвать

предметы,

которые имеют форму четырёхугольника. За каждый правильный ответ команда

получает фишку.

Правило. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.

16

Игра проводится в быстром темпе. В конце игры, подводится итог: какая команда

набрала наибольшее количество очков.

2.

«Да и нет».

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего.

Ведущий – в центре круга. Загадывает какой-нибудь предмет. Дети должны его

отгадать. Можно отвечать»да» или «нет».

Например: Этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке? (Да.) Он

стоит справа? (Нет.) Он глубокий? (Нет.) Эта тарелка.

Во

время

игры

нельзя

задавать

вопросы

о

назначении

предмета.

можно

спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Игра повторяется. Ведущим становится тот, кто отгадал предмет.

3.

«Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его

воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может

ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано

число пять. «Оно больше четырёх?» - «Да». – «Оно меньше шести?» - «Да». –

«это число пять?» - «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

Приложение № 4

Загадки математического содержания

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)

Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)

17

Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.(Лук)

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)

Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)

Много рук, а рука одна. (Дерево)

Пять

мальчиков

,

пять

чуланчиков,

разошлись

мальчики

в

тёмные

чуланчики.

(Пальцы в перчатке)

Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)

Дом без окон и дверей. В нём 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни.

Угадайте, кто они? (Горошины в стручке)

У него 4 лапки, лапки – цап - царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей.

(Кот)

Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не

видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)

Спинка, доска и 4 ноги – что я задумал, скорей назови! (Стул)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)

У двух матерей по 5 сыновей. (Пальцы)

Задачи – шутки

1.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

2.

Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (По-

ложить её на угол стола)

3.

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной. (6)

4.

На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её?

(Переложить крайнюю)

18

5.

Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на

угол стола)

6.

Тройка лошадей пробежала 5км. Сколько км. пробежала каждая лошадь? (По

5 км.)

7.

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить кури-

ца, если будет стоять на двух ногах? (2кг.)

8.

У трёх братье по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

9.

Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в

корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной)

10. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой

ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего

яблок? (Ни одного)

11. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на

столе? (4)

12. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня 6

сыновей, а у каждого есть родная сестра» (7)

13. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)

14.Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит)

15. Купил на одну копейку, заплатил 2 копейки. Сколько дадут сдачи?

16. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько

птиц? Ответь скорей!

17. Мельник пришёл на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каж-

дом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по 3 котёнка. Сколько

ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек – лапы)

18. Горело 7 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)

19. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабуш -

ки внуков? (Одна внучка)

20. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2

новых квадрата?

Приложение № 5

Математический праздник

в старшей группе

«Путешествие по островам»

Цель. Совершенствовать

навыки

счета,

упражнять

в

сравнении

предметов

по

величине, развивать смекалку, воспитывать познавательный интерес.

Ход праздника.

Дети делятся на три команды: в двух одинаковое количество участников; в

третью входят дети с более низким уровнем знаний (это обусловлено степенью

сложности заданий). Команды заранее выбирают названия и изготовляют эмблемы

19

для каждого участника. Например:

1-я команда - «Кузнечики»; 2-я команда -

«Светлячки»; 3-я команда - «Дракончики».

Ведущий.

Вы

любите

путешествовать?

Тогда

я

приглашаю

всех

в

увлекательное

путешествие!

Отправимся

на

удивительные

острова,

которые

называются: «Рассуждай-ка», «Умей-ка», «Расставляй-ка», «Отвечай-ка». В путь!

(Звучит музыка.) Первый остров на нашем пути - «Рассуждай-ка». «Кузнечики» и

«Светлячки» располагаются на первом острове, а «Дракончики» садятся на заранее

приготовленные стулья.

Ведущий. Сначала я хочу познакомить вас с правилами игры. Узнать, сколько

баллов

можно

получить

за

правильный

ответ,

а

помогут

нам

«Дракончики».

(Подходит

с

подносом,

на

котором

лежат

перевернутые

карточки

с

изображением цифр от 1 до 5.) Каждый из вас возьмет с подноса одну карточку.

Тот, у кого окажется самое большое число, - будет бросать куб. Выпавшее число на

кубе

-

оценка

данного

задания.

Я

буду

задавать

вопросы,

а

«Кузнечики»

и

«Светлячки» сначала обсудят вопрос, после чего один из участников (по выбору

команды) даст ответ. Сначала будет отвечать одна команда, затем - другая. Когда

будет

задан

второй

вопрос,

первой

даст

ответ

вторая

команда.

Итак,

игра

начинается.

- Один ослик нес 5 кг сахара, а другой — 5 кг ваты. У кого поклажа тяжелее?

Команды обсуждают вопрос: первыми отвечают, например, «Кузнечики», вторыми -

«Светлячки».

Ведущий. Правильный ответ дала команда... Если обе команды ответили

верно - обе получают баллы, если обе ответили неверно - обе не получают ничего.

- Второй вопрос. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на

одну ногу? На этот раз первыми отвечают «Светлячки». Подводится итог первого

задания.

Ведущий. А теперь отправимся на следующий остров. Как мы будем до него

добираться? Мы прибыли на остров «Умей-ка». Смотрите: конверты, в них фигуры,

из которых нужно собрать одну большую геометрическую фигуру и рассказать о

ней все, что вы знаете.

Звучит тихая музыка. Дети приступают к выполнению задания. Ведущий

подходит к команде «Дракончики».

Ведущий.

У

меня

в

шкатулках

спрятаны

призы,

но

прежде,

чем

вы

их

получите,

надо

отгадать

загадки,

которые

помогут

узнать,

что,

же

спрятано

в

шкатулках.

1.

По реке плывет бревно,

Ох,

и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

(Крокодил)

2.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

3.

То назад, то вперед

20

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе! –

Продырявит море!

(Утюг)

Первые

две

команды

показывают,

какие

фигуры

у

них

получились,

и

рассказывают

об

этих

фигурах.

Например,

у

нас

четырехугольник,

который

называется квадратом. У него четыре стороны одной длины.

Ведущий. Ответы принимаются. А путешествие продолжается - нас ждет

остров «Расставляй-ка». Как мы доберемся

до

него? (Звучит

музыка.) На этих

подносах лежат фигуры, все они разного размера. Каждый из вас возьмет по одной

фигуре,

а

затем

вы

построитесь

так,

чтобы

на

одном

фланге

оказалась

самая

маленькая фигура, а на другом - самая большая, а все остальные между ними по

размеру. Команда «Дракончики» выкладывает ряд на полу.

Ведущий.

Вперед!

К

новым

испытаниям!

Нас

ждет

последний

остров

-

«Отвечай-ка». Будьте внимательны! Я буду задавать вопросы поочередно каждой

команде. За каждый правильный ответ команда получит один балл. Отвечать нужно

быстро и только одним словом «да» или «нет».

В пустом стакане есть орехи? Снег идет летом? Понедельник после вторника?

Суп едят вилкой? Кошка боится мышку? Ноябрь - осенний месяц? Дерево выше,

чем куст? Морковь бывает синяя? Мама старше бабушки? Берлога медведя на

ветке? Вопросы должны задаваться быстро. Ответы не обсуждаются. Ведущий

вместе с гостями ведет подсчет баллов.

Ведущий. А сейчас мы узнаем, какая команда набрала больше баллов и

победила.

Звучат

фанфары.

Объявляется

победитель.

Награждаются

все

три

команды, но победитель получает более значимый приз - игры, лото и т. д.

Примечание. На кубике должна быть грань, помеченная нотой. Если она

выпадает в игре - дети танцуют. Если выпадает грань «приз» - команда получает

приз (один на всех - книги, игрушки для группы).

Приложение № 6

Математические игры на прогулке

(старшая группа)

1. Предложить детям найти понять одинаковых предметов (например шишек). За

каждое правильно выполненное задание дети получают фишку. Победит тот, кто

найдет больше предметов.

2.

Предложить мальчикам найти большие предметы квадратной формы, а девочкам

маленькие. Затем подводится итог: кто больше назвал предметов квадратной формы

- мальчики или девочки. Предложить детям обосновать свои ответы.

21

3.

На глаз определить, что длиннее: скамейка или скакалка, палка или ветка и т.д.,

обосновать ответ и доказать его правильность.

4.

Обратить внимание детей на изменение солнца, движение облаков, цвет неба

неустойчивость погоды. Провести игру «Вчера, сегодня, завтра», с мячом. Педагог

бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч...». Ребенок заканчивает

фразу, отвечая на вопрос «когда?» Например: «Мы пойдем гулять в лес... (завтра);

физкультурное занятие будет… (сегодня).

5. На прогулке предложить детям 7 одинаковых предметов (дети могут принести, к

примеру семь камушков, семь палочек, семь листков и т.д.)

6.

На площадке нарисовать два ряда по восемь кругов на небольшое

расстоянии друг от друга, обозначить их цифрами. Играют двое детей. И? надо по

сигналу на одной восемь раз попрыгать маршрут, не сбившись порядке, в порядке

цифры от 1до 8. Выигрывает тот, кому это удалось. Игра повторяется с другой парой

детей.

7.

Предложить

детям

нарисовать

квадраты

и

прямоугольники

на

асфальте

(за

определенное время). Например, один ребенок считает до 10, а двое других это

время рисуют. После чего проверяют, кто больше нарисовал.

8. В течение дня обратить внимание на изменение в природе. Вспомните, что

раньше утром, когда дети приходили в детский сад, ещё было темно,

Е

группе горел

свет, когда уходили домой, уже было темно, тоже горел свет. А теперь как? Уточнить

какое время года.

9.

Если снег липкий предложить скатать по одному снежному шару. Выяснить, у

кого из них самый большой шар; самый маленький; сколько всего шаров они

скатали. Сколько маленьких шаров? Сколько больших.

10.

Найти толстые и тонкие деревья на участке. Обхватить их стволы руками.

Спросить: каковы стволы деревьев по толщине? Попросить найти одинаковые по

толщине деревья. Если нет деревьев разной толщины, сравнить ветки на кустах.

Провести игру «Кто больше назовёт?» С небольшой группой детей, разделив их на

две команды. Одна команда называет толстые предметы, другая - тонкие. Какая из

команд победит?

11. Обратить внимание на изменение в природе. Предложить отгадать загадки.

С зарёй родился,

Чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

Когда это бывает,

Что солнышко совсем уже садится,

Гвоздика лепестки

Свои свернёт

А дети спать уже

Собираются ложиться (вечер)

Поиграть с детьми в игру «Кто быстрее?»

На земле начертить квадрат, разделить его на девять маленьких квадратов. В них

написать цифры таким образом: 1-ый ряд -1,2,3; 2-ой ряд- 6,5,4; 3-ий ряд- 7,8,9. В

игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает.

22

12. Начертить на асфальте прямоугольник. Разделить его на 10 частей. Написать в

них цифры по порядку. Дети бегают под удары бубна. Как только б замолчит, они,

взяв со стола перевернутые карточки с цифрами, находят место в числовом ряду.

Усложнение игры. Вместо цифр нарисовать определённое количество маленьких

кружков на земле.

13. Организовать соревнование по прыжкам:

- сначала вперед по левой ноге, а потом по правой.

Какой ногой медленней прыгать? Какой ногой быстрее прыгать?

14. «Соберем букет»

На земле опавшие листья. Воспитатель обращает внимание детей на красоту осени

и на листья, лежащие на земле. Затем предлагает составить букеты из них. Дети

делятся на две команды. По первому сигналу ребята начинают сбор листьев в

букеты, по второму сигналу заканчивают.

«Как узнать, в каком букете больше листьев?» - спрашивает воспитатель. Дети

могут предложить пересчитать листья в одном букете, а потом в другом. Дать им

возможность подумать, как ещё можно узнать, не считая листья (положить один

лист на другой или положить в два ряда один над другим).

Приложение № 7

Консультация

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного

математического материала

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному

математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности

детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта

23

развивающая

функция

в

полной

мере

свойственна

и

занимательным

математическим играм.

Игры

математического

содержания

помогают

воспитывать

у

детей

познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску,

желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

присущая

занимательной

задаче,

интересна

детям.

Желание

достичь

цели

составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность,

проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в

ходе

решения,

доведение

начатого

дела

до

конца,

поиск

ответа

до

получения

результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки

способствуют

становлению

и

развитию

таких

качеств

личности,

как

целенаправленность,

настойчивость,

самостоятельность

(умение

анализировать

поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои

действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием,

оценивать

полученный

результат).

Выполнение

практических

действий

с

использованием

занимательного

материала

вырабатывает

у

детей

умение

воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.

Это

ведёт

к

проявлению

у

детей

творчества

(придумывание

новых

вариантов

логических задач, головоломок).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена

какая-либо

хитрость,

выдумка,

забава.

Найти,

разгадать

её

невозможно

без

сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с

полученным результатом.

Приложение № 7

Советы родителям

1.

Способствовать активному использованию математических понятий в позна-

вательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например, исполь-

зуя предметы, с которыми ребёнок взаимодействует самостоятельно, конкре-

тизировать его представления о количественных отношениях: продемонстри-

24

ровать, что предметы одной группы могут быть расположены близко или да-

леко друг от друга – от этого их количество не меняется.

2.

Активизировать в играх представления ребёнка о цифровой символике, при-

влекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер

дома, квартиры, автобуса и т.д). Создавать условия для знакомства с денежны-

ми купюрами и монетами, с возможностью самостоятельно использовать их

при оплате товара в магазине, получить сдачу.

3.

Способствовать совершенствованию навыков счёта. Предлагать ребёнку пере-

считать, отсчитать, продолжить пересчёт от заданного числа, посчитать в

обратном порядке сначала в пределах первого десятка, а затем и второго де-

сятка.

4.

Привлекать детей к сравнению предметов на глаз или с помощью третьего

предмета, способствовать приобретению опыта, наблюдая за использованием

общепринятых эталонов или приборов для измерения (в магазине, поликлини-

ке и д.р).

5.

Предоставлять ребёнку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.

6.

С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы.

7.

Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении

проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и

наблюдение.

8.

Ободрять любознательность, поддерживать инициативу ребёнка в попытках

найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.

25



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники