Напоминание

Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н.Толстой "Река Оккервиль о романе В.В. Набокова "Машенька"


Автор: Игдырова Татьяна Исмаиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н.Толстой "Река Оккервиль о романе В.В. Набокова "Машенька"
Раздел: полное образование





Назад




Урок литературы в 11 классе

Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль» и романе

В.В.Набокова «Машенька» (сопоставительный анализ произведений)

Цель урока:

1) овладение приемами анализа и синтеза при чтении художественного произведения;

2) формирование думающей, умеющей понимать идею художественного текста личности

через осмысление проблематики произведения;

3) развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся;

4) осмысление понятия: «жизненные ценности», «понимание внутреннего мира человека»;

«любовь».

Задачи урока:

1)сравнить героев произведения;

2)помочь учащимся понять смысл трагедии героев, обозначить причины трагедии.

Технологии, применяемые на уроке:

1)технология Ильина;

2)проблемно-диалогическая технология;

3)технология ИКТ;

4)групповая технология.

Оборудование урока:

1)художественные тексты;

2)презентация

Ход урока.

Он ощутил, как далеко от него...та,

которую он полюбил навсегда.

В.В.Набоков.

1.

Орг.момент.

2.

Проблемный диалог.

- Почему для сопоставительного анализа взяты именно эти произведения? Ваши

предположения?

- Наверное, оба героя мечтают.

- Почему мечта героев так и осталась мечтой? Почему они ничего не сделали

для того, чтобы мечта стала реальностью? (Думаем над этими вопросами, в

конце урока сделаем выводы).

- Расскажите о жизни Симеонова в его холостяцкой квартире (один ученик

рассказывает, приводя примеры из текста)

-Каково мироощущение героя? Что он говорит о семейной жизни? (Западня,

ловит душу, ухватывает ее) Какой образ в виртуальном мире – мире мечты

Симеонова – оказывается постоянным?

-Что произошло в жизни Симеонова, отчего виртуальный мир реки Оккервиль

начал меняться? Какие чувства испытывает Симеонов?

-Что произошло с жизнью Симеонова, когда он оказался на дне рождении Веры

Васильевны? Почему Вера Васильевна вызывает у Симеонова неприязнь?

-какое впечатление на Симеонова производит голос Веры Васильевны? (Найти

примеры в тексте.)

-Расскажите о жизни Ганина в пансионе г-жи Дорн (унылый дом, где жило семь

русских потерянных теней; за обедом «он не подумал о том, что эти люди, тени

его изгнаннического сна, будут говорить о настоящей его жизни – Машеньке». В

течение

всего

романа

он

занят

приготовлениями

к

призрачному

приезду

Машеньки, и его деловитая активность – « пустые хлопоты» - развертывается

параллельно ходу воспоминаний Ганина, его «настоящего романа» с ней. (Найти

примеры в тексте)

-Что общего между героями?

-Оба мечтают о том, что вряд ли когда-нибудь исполнится. Симеонов живет

мечтами о Вере, Ганин – о Машеньке. Обоим предоставляется возможность

увидеть

возлюбленных.

Симеонов

разочаровывается,

увидев

«белую,

нарумяненную,

раскатисто

хохочущую,

громогласно

рассказывающую

анекдоты, пышущую здоровьем, « с тучным телом» старуху…» А Ганин так и

не решился встретиться с Машенькой: «Она была и вправду была – далеким

прошлым».

3. Работа в группах (задание на слайде презентации).

Задание для 1 группы:

Искушение и реальность для героев

Вера Васильевна (мечта) - Симеонов – Тамара (реальность)

Искушение для Симеонова – это томный голос Веры Васильевны, туман голубой, дом с

черепичными крышами, настурции на кованых балконах, ивы склоняются над чистой

серой водой реки, мосты с башенками и цепями, и девушка идет, натягивая длинную

перчатку,

«узко

переступая

черными

тупоносыми

туфлями

с

круглыми,

как

яблоко,

каблуками,

в

маленькой

круглой

шляпке

с

вуалькой

сквозь

притихшую

морось

петербургского утра».

Реальность – это Тамара. Вместе с ней в жизнь Симеонова входят взбитые подушки,

цветастые занавески, жареная картошка, горячий ужин, крепкий чай из синей с золотом

чашки с домашним напудренным хворостом.

Задание для 2 группы:

Машенька (воспоминания) – Ганин – Людмила (реальность)

« И в эту минуту, когда он сидел на подоконнике…и думал о том, что, верно, никогда,

никогда, он не узнает ближе барышни с черным бантом на нежном затылке…, - эту минуту

Ганин теперь справедливо считал самой важной и возвышенной во всей его жизни». «

Ганин …чувствовал с беспощадной ясностью, что его роман с Машенькой кончился

навсегда. Он длился всего четыре дня – эти четыре дня были, быть может, счастливейшей

порой его жизни».

Роман героя с Людмилой скучен, неинтересен, тягостен, даже неестественен.

Вывод: эта попытка соединить идеал и реальность может разрушить устоявшийся мир

волшебных грез, но удержаться от искушения нельзя

4.

Подведем итоги.

Симеонов встретился со своей мечтой и разочаровался: не могла быть эта

старуха с нелепым и ужасным и именем Верунчик той женщиной, о которой он

мечтал. Ганин так и не нашел в себе силы увидеться с Машенькой: как и в

молодости не решился быть с ней, любить ее и быть счастливым. Он уезжает в

тот же день, когда приезжает Машенька.

Конфликт с миром и с самим собой. Мечты разрушены, они не в силах удержать

в себе любовь. Герои слабы. Для них нет места ни в мире мечты, ни в мире

реальности. В этом трагедия героев, несчастье жизни «маленьких людей».

Задание: додумать за автора (что было бы, если Ганин все-таки встретился с

Машенькой?) Подвести свои мысли к рассказу «Река Оккервиль».

5.

Рефлексия. Какие впечатления от урока? Как вам работалось в группах?

6.

Домашнее

задание. Написать эссе на тему «Почему герои чувствуют себя

свободными только в мечтах, в виртуальном мире?»



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники