Автор: Игдырова Татьяна Исмаиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н.Толстой "Река Оккервиль о романе В.В. Набокова "Машенька"
Раздел: полное образование
Урок литературы в 11 классе
Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль» и романе
В.В.Набокова «Машенька» (сопоставительный анализ произведений)
Цель урока:
1) овладение приемами анализа и синтеза при чтении художественного произведения;
2) формирование думающей, умеющей понимать идею художественного текста личности
через осмысление проблематики произведения;
3) развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся;
4) осмысление понятия: «жизненные ценности», «понимание внутреннего мира человека»;
«любовь».
Задачи урока:
1)сравнить героев произведения;
2)помочь учащимся понять смысл трагедии героев, обозначить причины трагедии.
Технологии, применяемые на уроке:
1)технология Ильина;
2)проблемно-диалогическая технология;
3)технология ИКТ;
4)групповая технология.
Оборудование урока:
1)художественные тексты;
2)презентация
Ход урока.
Он ощутил, как далеко от него...та,
которую он полюбил навсегда.
В.В.Набоков.
1.
Орг.момент.
2.
Проблемный диалог.
- Почему для сопоставительного анализа взяты именно эти произведения? Ваши
предположения?
- Наверное, оба героя мечтают.
- Почему мечта героев так и осталась мечтой? Почему они ничего не сделали
для того, чтобы мечта стала реальностью? (Думаем над этими вопросами, в
конце урока сделаем выводы).
- Расскажите о жизни Симеонова в его холостяцкой квартире (один ученик
рассказывает, приводя примеры из текста)
-Каково мироощущение героя? Что он говорит о семейной жизни? (Западня,
ловит душу, ухватывает ее) Какой образ в виртуальном мире – мире мечты
Симеонова – оказывается постоянным?
-Что произошло в жизни Симеонова, отчего виртуальный мир реки Оккервиль
начал меняться? Какие чувства испытывает Симеонов?
-Что произошло с жизнью Симеонова, когда он оказался на дне рождении Веры
Васильевны? Почему Вера Васильевна вызывает у Симеонова неприязнь?
-какое впечатление на Симеонова производит голос Веры Васильевны? (Найти
примеры в тексте.)
-Расскажите о жизни Ганина в пансионе г-жи Дорн (унылый дом, где жило семь
русских потерянных теней; за обедом «он не подумал о том, что эти люди, тени
его изгнаннического сна, будут говорить о настоящей его жизни – Машеньке». В
течение
всего
романа
он
занят
приготовлениями
к
призрачному
приезду
Машеньки, и его деловитая активность – « пустые хлопоты» - развертывается
параллельно ходу воспоминаний Ганина, его «настоящего романа» с ней. (Найти
примеры в тексте)
-Что общего между героями?
-Оба мечтают о том, что вряд ли когда-нибудь исполнится. Симеонов живет
мечтами о Вере, Ганин – о Машеньке. Обоим предоставляется возможность
увидеть
возлюбленных.
Симеонов
разочаровывается,
увидев
«белую,
нарумяненную,
раскатисто
хохочущую,
громогласно
рассказывающую
анекдоты, пышущую здоровьем, « с тучным телом» старуху…» А Ганин так и
не решился встретиться с Машенькой: «Она была и вправду была – далеким
прошлым».
3. Работа в группах (задание на слайде презентации).
Задание для 1 группы:
Искушение и реальность для героев
Вера Васильевна (мечта) - Симеонов – Тамара (реальность)
Искушение для Симеонова – это томный голос Веры Васильевны, туман голубой, дом с
черепичными крышами, настурции на кованых балконах, ивы склоняются над чистой
серой водой реки, мосты с башенками и цепями, и девушка идет, натягивая длинную
перчатку,
«узко
переступая
черными
тупоносыми
туфлями
с
круглыми,
как
яблоко,
каблуками,
в
маленькой
круглой
шляпке
с
вуалькой
сквозь
притихшую
морось
петербургского утра».
Реальность – это Тамара. Вместе с ней в жизнь Симеонова входят взбитые подушки,
цветастые занавески, жареная картошка, горячий ужин, крепкий чай из синей с золотом
чашки с домашним напудренным хворостом.
Задание для 2 группы:
Машенька (воспоминания) – Ганин – Людмила (реальность)
« И в эту минуту, когда он сидел на подоконнике…и думал о том, что, верно, никогда,
никогда, он не узнает ближе барышни с черным бантом на нежном затылке…, - эту минуту
Ганин теперь справедливо считал самой важной и возвышенной во всей его жизни». «
Ганин …чувствовал с беспощадной ясностью, что его роман с Машенькой кончился
навсегда. Он длился всего четыре дня – эти четыре дня были, быть может, счастливейшей
порой его жизни».
Роман героя с Людмилой скучен, неинтересен, тягостен, даже неестественен.
Вывод: эта попытка соединить идеал и реальность может разрушить устоявшийся мир
волшебных грез, но удержаться от искушения нельзя
4.
Подведем итоги.
Симеонов встретился со своей мечтой и разочаровался: не могла быть эта
старуха с нелепым и ужасным и именем Верунчик той женщиной, о которой он
мечтал. Ганин так и не нашел в себе силы увидеться с Машенькой: как и в
молодости не решился быть с ней, любить ее и быть счастливым. Он уезжает в
тот же день, когда приезжает Машенька.
Конфликт с миром и с самим собой. Мечты разрушены, они не в силах удержать
в себе любовь. Герои слабы. Для них нет места ни в мире мечты, ни в мире
реальности. В этом трагедия героев, несчастье жизни «маленьких людей».
Задание: додумать за автора (что было бы, если Ганин все-таки встретился с
Машенькой?) Подвести свои мысли к рассказу «Река Оккервиль».
5.
Рефлексия. Какие впечатления от урока? Как вам работалось в группах?
6.
Домашнее
задание. Написать эссе на тему «Почему герои чувствуют себя
свободными только в мечтах, в виртуальном мире?»