Автор: Веселова Ирина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 149 им. Героя Советского Союза Ю. Н. Зыкова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Как повысить мотивацию к изучению английского языка у учащихся 5 класса"
Раздел: среднее образование
Как повысить мотивацию к изучению английского языка у
учащихся 5 класса
Аннотация: в
настоящей
статье
рассмотрены
основные
методы
и
приемы, позволяющие повысить мотивацию учащихся 5 класса к изучению
английского языка.
Ключевые слова: мотивация, учащиеся, пятиклассники, иностранный
язык, английский язык.
How to increase the motivation for learning English in class 5 students
Annotation: in this article, the main methods and techniques that allow
increasing the motivation of students of the 5th grade to study English are
considered.
Key words: motivation, pupils, fifth graders, foreign language, English.
Основная цель обучения иностранному языку в школе заключается в
формировании
коммуникативной
компетенции,
развитии
личности
учащегося,
способной
участвовать
в
межкультурном
общении
на
иностранном языке и в последующем способной к самосовершенствованию.
Тем не менее, на качество достижения цели влияют, прежде всего,
побуждение
и
потребности
индивида,
его мотивация. Именно
мотивация
способствует целенаправленной активности, определяет выбор способов и
приемов, обеспечивающих достижение цели. Мотивация представляет собой
специально направленное воздействия на внутренние чувства индивида в
целях побуждения к действию, возникновения желания делать что-либо [2, с.
98].
Существует
немало
методов
стимулирования
пятиклассников
к изучению
английского
языка, педагогу
необходимо
знать
весь
арсенал
мотивационных
приемов,
способствующих
достижению
главной
цели
обучения английскому языку. Основными средствами и приемами повышения
мотивации являются:
1.
Создание
благоприятной
атмосферы
на
уроке.
На
уроках
английского
языка
следует
создавать
ситуации
успеха.
Необходимо
воспитывать в школьниках оптимизм и веру в свои силы. Для этого педагогу
необходимо
самому
быть
человеком,
оптимистически
настроенным
к учащимся
и коллегам.
Важно
обращать
внимание
не
только
на
сам
конечный
результат
урока,
но
и
на затраченные
школьниками
усилия
для выполнения задания. Следует внушить детям, что успех строится на
ошибках и неудачах.
2.
Сетевое
общение.
На
сайтах,
предназначенных
для
учителей
иностранного
языка
существуют
страницы
переписки
с
зарубежными
сверстниками,
где
заинтересованные
школьники
могут
найти
друзей
по
переписке.
Такое
общение
позволяет
учащимся
практиковаться
в
иностранном языке, способствует совершенствованию их языковых навыков.
Необходимо
привлекать
учеников
к
участию
в
учебных
блогах,
сетевых
конкурсах, а также дистанционных проектах и олимпиадах. Такая работа
обеспечивает активизацию познавательного интереса, развитие творческих
способностей,
позволяет
детям
ориентироваться
в
информационном
пространстве [1, с. 12].
3.
Встречи и дискуссии с носителями языка являются еще одним
стимулом, повышающим интерес школьников к изучению английского языка.
В процессе дискуссий пятиклассники получают возможность практиковаться
в устной речи с носителями языка, а также развивать навыки аудирования.
Школьники
могут
реально
оценить
собственный
уровень
языка,
что
стимулирует многих к повышению своих знаний английского языка. Такие
дискуссии не только предоставляют детям опят общения с носителями языка,
но и способствуют преодолению психологического барьера, возникающего
при общении с иностранцами.
4.
Р а б о т а
с аутентичными
материа лами. Аутентичными
материалами,
способствующими
формированию
коммуникативной
компетенции на уроках английского языка в 2 классе, могут быть открытки,
письма,
объявления,
странички
из
дневников,
телепрограммы,
рецепты,
рекламные тексты, анкеты, интервью, страноведческие и научно-популярные
тексты. Применение аутентичных материалов позволяет повысить интерес
пятиклассников к изучению английского языка, способствует активизации
всех видов речевой деятельности, приобщению к культуре иноязычных стран
[3, с. 161].
5.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий.
ИКТ
не
только
позволяют
школьникам
идти
в
ногу
со
временем,
но
и
позволяют сделать образовательный процесс более интересным. Применение
ИКТ
дает
возможность
сделать
обучение
творческим,
проблемным,
направленным на исследовательскую активность.
6.
Внеурочная
деятельность.
Главной
задачей
учителя
при
организации
внеурочной
деятельности
по
английскому
языку
является
развитие
потребности
учащихся
в
применении
иностранного
языка
в
качестве средства общения, познания и социальной адаптации за пределами
уроков.
Внеурочная
деятельность
способствует
преодолению
трудностей
в обучении
и самоутверждении
школьников,
так
как
обеспечивает
им
раскрытие их возможностей и способностей [1, с. 13].
7.
Музыка
являет ся
одним
из наиболее
мощных
методов
воздействия на эмоции и чувства школьников. Музыка и песни способны
оказать
неоценимую
помощь
в обучении
иностранному
языку.
Песня
вызывает у детей прилив энтузиазма и является приятным и в то же время
стимулирующим методом изучения культуры страны изучаемого языка.
8.
Драматизация. Приемы драматизации позволяют как развивать
основные виды речевой деятельности, так и формировать ассоциативное
мышление, память, навыки общения в коллективе, творческую инициативу
учащегося. Важность драматизации в усвоении навыков и умений речевой
деятельности
состоит
в
том,
что
она
исключает
механиче ское
воспроизведение материала [3, с. 162].
9.
Метод проектов. Проектная деятельность позволяет школьникам
размышлять,
самостоятельно
находить,
анализировать,
обрабатывать
и
обобщать
необходимую
информацию.
В
ходе
проектной
деятельности
происходит реализация творческих способностей школьников. обучающиеся
реализовывают
свои
творческие
способности.
При
работе
над
проектом
учащиеся учатся сопоставлять разные точки зрения, объяснять и отстаивать
собственную
позицию,
руководствуясь
научными,
доказанными
фактами,
своим и чужим опытом.
10.
Игра. Условия, приближенные к реальному общению, создаются
на
уроках
английского
языка
посредством
учебно-речевых
ситуаций,
стимулирующих общение, мотивирующих высказывания пятиклассников и
позволяющих активизировать изучаемый материал. Наиболее эффективных
методов создания игровой ситуации выступают речевые и языковые игры. В
процессе решения игровых задач речевая активность учащихся сочетается с
эмоциональной и мыслительной, поскольку игра требует быстрого принятия
решения, проявления находчивости и смекалки, фантазии и т.д. [1, с. 14]
Таким образом, качество достижения цели связано, в первую очередь, с
побуждением
и
потребностями
индивида,
его мотивацией. Мотивация
обеспечивает целенаправленную активность, обусловливает выбор способов
и приемов, способствующих достижению цели. В качестве основных методов
и приемов, позволяющих повысить мотивацию учащихся 5 класса к изучения
английского языка, можно выделить создание благоприятной атмосферы на
уроке; сетевое общение; встречи и дискуссии с носителями языка; работу с
аутентичными материалами; использование ИКТ; внеурочную деятельность;
музыку; драматизацию; метод проектов; игру.
Литература:
1.
Губанова И.В. Способы повышения мотивации обучающихся к
изучению
иностранного
языка
//
Общие
вопросы
лингводидактики
и
межкультурной
коммуникации:
сборник
трудов
научной
конференции.
Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 11-15.
2.
Дзилихова Л.В., Андиева С.Э. Значение мотивации при изучении
иностранных языков // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С.
97-101.
3.
Салина А.С., Лысова О.В. Приемы формирования мотивации при
изучении
иностранного
языка
//
Проблемы
современной
филологии
и
аспекты преподавания гуманитарных дисциплин: сборник трудов научной
конференции. Уфа. УГНТУ, 2016. С. 160-163.