Напоминание

Психолого - педагогическое сопровождение литературных способностей детей старшего дошкольного возраста


Автор: Котовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого - педагогическое сопровождение литературных способностей детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка» муниципального образования г. Ноябрьск
Психолого - педагогическое сопровождение

литературных способностей детей старшего

дошкольного возраста
Подготовили воспитатели: Михайлова С. В. Котовская О. Н

Психолого педагогическое сопровождение литературных способностей

детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. В педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно- речевая деятельность детей». По своему содержанию эта деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников. В соответствии с программой педагоги знакомят детей с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание – важная задача. В процессе ознакомления старших дошкольников с литературным произведением необходимо сформировать следующие умения: - Слушать литературные произведения, соотносить имеющийся опыт с изображенными фактами; устанавливать разнообразные связи в тексте, понимать основную мысль произведения, разнообразные мотивы поведения героев; оценивать действия и поступки. -Умения, связанные с эмоционально- образной деятельностью (эмоционально откликаться на литературное произведение, содействовать и сопереживать герою; проникать в мир чувств и настроений литературных героев; воссоздавать в воображении сотворенные автором образы (событий, обстановки, героев); Языковые умения (слышать и воспринимать особый строй художественной речи; различать значения многозначных слов, понимать прямой и переносный смысл; выделять в произведении некоторые языковые изобразительные средства (сравнения, метафору, эпитет, рифму и др.)
Используемые педагогами методы и приемы ознакомления детей с литературой разнообразны. Процесс литературного развития старших дошкольников будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий: - создание комплекса занятий, разработанного с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, включающего проведение основных видов занятий: тематические, теоретические, творческие, аналитические; - ежедневное чтение в свободной форме; - организация тематических выставок, вечеров литературных развлечений, литературных праздников; - создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие читательского интереса у детей; - вовлечение родителей в процесс семейного чтения, является неотъемлемой частью развития литературных способностей детей. Для этого родителям надо рекомендовать: - Относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми; -создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка; -читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению; -обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации. Для этого педагоги в работе с родителями могут использовать следующие формы: - Просветительская - Консультативная - Информационная


В раздел образования