Психолого - педагогическое сопровождение литературных способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Котовская Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка" Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: Психолого - педагогическое сопровождение литературных способностей детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Синеглазка» муниципального образования г. Ноябрьск
Психолого - педагогическое сопровождение
литературных способностей детей старшего
дошкольного возраста
Подготовили воспитатели:
Михайлова С. В.
Котовская О. Н
Психолого педагогическое сопровождение литературных способностей
детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература служит могучим действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает
огромное
влияние
на
развитие
и
обогащение
речи
ребенка,
эмоций,
воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в
стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
В педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко
выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-
речевая
деятельность
детей».
По
своему
содержанию
эта
деятельность,
связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением,
включающая развитие начальных форм словесного творчества.
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи,
словарная работа и др. Таким образом, ознакомление детей с литературными
произведениями
является
важной
задачей
в
работе
над
развитием
речи
дошкольников.
В
соответствии
с
программой
педагоги
знакомят
детей
с
большим
количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить
усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание –
важная задача.
В
процессе
ознакомления
старших
дошкольников
с
литературным
произведением необходимо сформировать следующие умения:
- Слушать литературные произведения, соотносить имеющийся опыт с
изображенными
фактами;
устанавливать
разнообразные
связи
в
тексте,
понимать основную мысль произведения, разнообразные мотивы поведения
героев; оценивать действия и поступки.
-Умения,
связанные
с
эмоционально-
образной
деятельностью
(эмоционально откликаться на литературное произведение, содействовать и
сопереживать герою; проникать в мир чувств и настроений литературных
героев; воссоздавать в воображении сотворенные автором образы (событий,
обстановки, героев);
Языковые
умения
(слышать
и
воспринимать
особый
строй
художественной
речи;
различать
значения
многозначных
слов,
понимать
прямой и переносный смысл; выделять в произведении некоторые языковые
изобразительные средства (сравнения, метафору, эпитет, рифму и др.)
Используемые
педагогами
методы
и
приемы
ознакомления
детей
с
литературой разнообразны.
Процесс
литературного
развития
старших
дошкольников
будет
проходить более успешно при соблюдении следующих условий:
- создание комплекса занятий, разработанного с учетом возрастных
возможностей
детей
старшего
дошкольного
возраста,
включающего
проведение
основных
видов
занятий:
тематические,
теоретические,
творческие, аналитические;
- ежедневное чтение в свободной форме;
-
организация
тематических
выставок,
вечеров
литературных
развлечений, литературных праздников;
- создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие
читательского интереса у детей;
-
вовлечение
родителей
в
процесс
семейного
чтения,
является
неотъемлемой частью развития литературных способностей детей.
Для этого родителям надо рекомендовать:
- Относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;
-создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
-читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
-обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.
Для этого педагоги в работе с родителями могут использовать следующие
формы:
-
Просветительская
-
Консультативная
-
Информационная