Автор: Краснопевцева Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Художественный мир поэта"
Раздел: полное образование
Методическая разработка. Художественный мир поэта.
Предмет: литература Класс: 9
Краснопевцева Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Почетный работник общего образования РФ,
МОУ СОШ №7, г.Тверь
Цель урока
:
расширение знаний о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Задачи урока:
-подготовить учащихся к восприятию темы, создать ситуацию мотивации
- выявить мотивы и темы его лирики
- сформировать интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова
Тип урока: урок-исследование.
Техническое обеспечение урока: ИКТ.
Ожидаемый результат:
1.Личностные: достичь понимания драматизма судьбы поэта.
2.Метапредметные: формировать у обучающихся умение анализировать, сравнивать, делать
выводы, критически осмысливать прочитанное, развивать устную и письменную речь,
совершенствовать навыки выразительного чтения.
3.Предметные: анализ поэтического текста.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Целеполагание.
4.Изложение нового материала.
5.Первичная проверка понимания.
6.Закрепление
7.Задание на дом.
Конспект урока
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организа-
ционный
Приветствие учащихся, проверка готовности групп к
уроку.
Рассаживаются по
группам.
Проверяют свою
готовность к уроку.
Актуализа-
ция знаний
Слово учителя.
У каждого человека - свой путь, своя дорога. Сегодня
вам предстоит пройти дорогой жизни и творчества М.Ю.
Лермонтова. Прослушайте романс на стихи поэта
«Выхожу один я на дорогу».
Учащиеся
слушают романс в
исполнении А.
Малинина.
1
Целепола-
гание
.
Что повлияло на формирование Лермонтова-поэта?
В чем заключается миссия поэта, его предназначение?
«Лермонтовский человек». Какой он?
На эти вопросы мы сегодня будем искать ответы.
Работать предстоит в группах, в которых есть биографы,
аналитики, искусствоведы.
Темы исследования:
-факты биографии М.Ю. Лермонтова.
- два поэтических мира: Лермонтов и Пушкин.
- мотивы и темы лирики Лермонтова.
Учащиеся
записывают в
тетрадь тему
урока, план урока.
Первичная
проверка
понимания
.
Изложение
нового
материала:
Работа
учащихся с
критиче-
скими
статьями
Слово предоставляется биографам (все сообщения
выполнены в виде презентации).
Проверка: поурочный тест (ответы на доске).
Что говорит критика о таланте поэта? Прочитайте
отрывки (работа с картами) из критических статей и
выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш
взгляд, положительную оценку творчества, в другую –
отрицательную.
Противоречивые суждения возникли на основе
непосредственного читательского восприятия. А мы
погрузимся в собственные читательские впечатления и
постараемся выявить значения слов «дорога»,
«пустыня», «звезда» в лирике М.Ю.Лермонтова.
Дорога неотделима от движения во времени.
Величественный пейзаж не рассеивает душевные
тревоги, а напротив, красота природы вызывает острее
мучительный вопрос: почему человек не знает покоя.
Откроем страничку «Лермонтовской энциклопедии»
«Частотный словарь языка Лермонтова»
ч
с
д
п
Бог
589
168
274
126
Дорога
146
47
19
68
Путь
139
99
15
23
Пустыня
91
79
49
2
Звезда
124
106
3
13
Свобода
83
55
12
12
Покой 75
53 12
5
Борьба
51
29
12
9
ч – частота употребления слова
От каждой группы
выступает биограф
с сообщением об
основных этапах
жизни поэта.
Учащиеся
выбирают
правильный
вариант ответа,
сверяют с ответами
на доске.
Учащиеся
работают с
карточками, в
которых написаны
выдержки из
критических
статей, проводят
исследователь-
скую работу
Аналитики
зачитывают
отзывы и
комментируют их.
От каждой группы
выступает
литературовед с
сообщением:
«Значение слов
«дорога»,
«пустыня, «звезда»
в лирике
Лермонтова.
2
Работа с
изобразите
льно-
выразитель
ными
средствами
стихотворе
ния.
с – стихи
д – драматургия
п – проза
Каковы основные мотивы и темы лирики
М.Ю.Лермонтова?
- выбор дороги, пути, предназначения поэта;
-свободы, борьбы;
- духовное страдание;
- одиночество;
Неслучайно Лермонтов выбирает «тернистый путь»
поэта-пророка.
Прослушайте стихотворение «Пророк» в исполнении
Михаила Казакова.
Слово учителя: Стихотворение «Пророк», написанное в
1841 году, - одно из самых последних произведений
Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. А
начало его творческого пути, принесшее ему известность
и славу, но в то же время и определившее дальнейший
«тернистый путь»,- стихотворение «Смерть поэта»,
утверждающее святость для России «дивного гения»
Пушкина и бросающее гневное обвинение палачам
«Свободы, Гения и Славы». Так сам поэт протянул
связующую нить от поэзии Пушкина к своему
творчеству. Оба они заложили основу того особого
понимания искусства и миссии поэта, которое отличает
русскую литературу. «Поэт в России - больше, чем
поэт», он - Пророк.
Что видел в поэте-пророке каждый из двух гениев
русской литературы - Пушкин и Лермонтов?
Сопоставим два поэтических мира Лермонтова и
Пушкина.
На основе статьи учебника «Два поэтических мира»
подготовьте рассуждение о том, насколько различны два
великих русских поэта – Пушкин и Лермонтов.
Как эта противоположность двух поэтических миров
Пушкина и Лермонтова проявляется в стихотворениях
«Пророк»?
-Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Пророк» с
одноименным стихотворением Пушкина.
-Как вы думаете, случайно ли совпадение названий?
- Какие мотивы Пушкина Лермонтов сохранил?
-Что нового внес Лермонтов в облик поэта-пророка?
Лингвистический анализ стихотворения.
Найдите в стихотворении «Пророк» М.Ю.Лермонтова
следующие средства выразительности речи: эпитет,
градация, устаревшая лексика, анафора, сравнительный
оборот.
Какое из стихотворений звучит трагически и почему?
Ученики отвечают,
обобщают
информацию.
Учащиеся
слушают
стихотворение.
.
Учащиеся
работают с
учебником,
выписывают
основную мысль
статьи, ключевые
слова, готовят
рассуждение,
отвечают.
Работа в группах:
сравнивают
стихотворения
Пушкина и
Лермонтова,
делают выводы.
Анализ текста.
Ответы учащихся
3
Закрепле-
ие
Итог урока
Задание на
дом
Обобщающая беседа:
Чем более вникаем мы в художественные создания
поэта, чем пристальнее вдумываемся в наброски его
поэтических замыслов, тем определённей
вырисовывается перед нами его внутренний мир.
Лермонтовский человек. Какой он?
«Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! –
Но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И мир не пощадил – и Бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…»
Обобщение результатов деятельности, краткий анализ и
оценка деятельности групп и учащихся всего класса;
замечания, выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание:1 группа: задание № 2 (учебник);
2 группа: развёрнутое продолжение предложения
«Лирика Лермонтова – это…». Написать эссе.
3 группа: Лингвистический анализ стихотворения
«Поэт».
Ответы учащихся
Ученики
записывают
домашнее задание
Список литературы:
1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. / Гл. ред. В. А. Мануйлов./
Афанасьев В. Лермонтов. М., 1991. (Жизнь замечательных людей).
2.Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 2005 (Биографии и мемуары).
3. Гулиа Г. Д. «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова». М.: Художественная литература, 1980.
4. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. — М.; Л., 1964.
5. Коровина В. Я, Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс. Учебник
в 2-х ч ., М.: Просвещение, 2010 г.
4