Напоминание

"Художественный мир поэта"


Автор: Краснопевцева Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Художественный мир поэта"
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка. Художественный мир поэта.

Предмет: литература Класс: 9

Краснопевцева Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Почетный работник общего образования РФ,

МОУ СОШ №7, г.Тверь

Цель урока

:

расширение знаний о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Задачи урока:

-подготовить учащихся к восприятию темы, создать ситуацию мотивации

- выявить мотивы и темы его лирики

- сформировать интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова

Тип урока: урок-исследование.

Техническое обеспечение урока: ИКТ.

Ожидаемый результат:

1.Личностные: достичь понимания драматизма судьбы поэта.

2.Метапредметные: формировать у обучающихся умение анализировать, сравнивать, делать

выводы, критически осмысливать прочитанное, развивать устную и письменную речь,

совершенствовать навыки выразительного чтения.

3.Предметные: анализ поэтического текста.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Целеполагание.

4.Изложение нового материала.

5.Первичная проверка понимания.

6.Закрепление

7.Задание на дом.

Конспект урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Организа-

ционный

Приветствие учащихся, проверка готовности групп к

уроку.

Рассаживаются по

группам.

Проверяют свою

готовность к уроку.

Актуализа-

ция знаний

Слово учителя.

У каждого человека - свой путь, своя дорога. Сегодня

вам предстоит пройти дорогой жизни и творчества М.Ю.

Лермонтова. Прослушайте романс на стихи поэта

«Выхожу один я на дорогу».

Учащиеся

слушают романс в

исполнении А.

Малинина.

1

Целепола-

гание

.

Что повлияло на формирование Лермонтова-поэта?

В чем заключается миссия поэта, его предназначение?

«Лермонтовский человек». Какой он?

На эти вопросы мы сегодня будем искать ответы.

Работать предстоит в группах, в которых есть биографы,

аналитики, искусствоведы.

Темы исследования:

-факты биографии М.Ю. Лермонтова.

- два поэтических мира: Лермонтов и Пушкин.

- мотивы и темы лирики Лермонтова.

Учащиеся

записывают в

тетрадь тему

урока, план урока.

Первичная

проверка

понимания

.

Изложение

нового

материала:

Работа

учащихся с

критиче-

скими

статьями

Слово предоставляется биографам (все сообщения

выполнены в виде презентации).

Проверка: поурочный тест (ответы на доске).

Что говорит критика о таланте поэта? Прочитайте

отрывки (работа с картами) из критических статей и

выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш

взгляд, положительную оценку творчества, в другую –

отрицательную.

Противоречивые суждения возникли на основе

непосредственного читательского восприятия. А мы

погрузимся в собственные читательские впечатления и

постараемся выявить значения слов «дорога»,

«пустыня», «звезда» в лирике М.Ю.Лермонтова.

Дорога неотделима от движения во времени.

Величественный пейзаж не рассеивает душевные

тревоги, а напротив, красота природы вызывает острее

мучительный вопрос: почему человек не знает покоя.

Откроем страничку «Лермонтовской энциклопедии»

«Частотный словарь языка Лермонтова»

ч

с

д

п

Бог

589

168

274

126

Дорога

146

47

19

68

Путь

139

99

15

23

Пустыня

91

79

49

2

Звезда

124

106

3

13

Свобода

83

55

12

12

Покой 75

53 12

5

Борьба

51

29

12

9

ч – частота употребления слова

От каждой группы

выступает биограф

с сообщением об

основных этапах

жизни поэта.

Учащиеся

выбирают

правильный

вариант ответа,

сверяют с ответами

на доске.

Учащиеся

работают с

карточками, в

которых написаны

выдержки из

критических

статей, проводят

исследователь-

скую работу

Аналитики

зачитывают

отзывы и

комментируют их.

От каждой группы

выступает

литературовед с

сообщением:

«Значение слов

«дорога»,

«пустыня, «звезда»

в лирике

Лермонтова.

2

Работа с

изобразите

льно-

выразитель

ными

средствами

стихотворе

ния.

с – стихи

д – драматургия

п – проза

Каковы основные мотивы и темы лирики

М.Ю.Лермонтова?

- выбор дороги, пути, предназначения поэта;

-свободы, борьбы;

- духовное страдание;

- одиночество;

Неслучайно Лермонтов выбирает «тернистый путь»

поэта-пророка.

Прослушайте стихотворение «Пророк» в исполнении

Михаила Казакова.

Слово учителя: Стихотворение «Пророк», написанное в

1841 году, - одно из самых последних произведений

Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. А

начало его творческого пути, принесшее ему известность

и славу, но в то же время и определившее дальнейший

«тернистый путь»,- стихотворение «Смерть поэта»,

утверждающее святость для России «дивного гения»

Пушкина и бросающее гневное обвинение палачам

«Свободы, Гения и Славы». Так сам поэт протянул

связующую нить от поэзии Пушкина к своему

творчеству. Оба они заложили основу того особого

понимания искусства и миссии поэта, которое отличает

русскую литературу. «Поэт в России - больше, чем

поэт», он - Пророк.

Что видел в поэте-пророке каждый из двух гениев

русской литературы - Пушкин и Лермонтов?

Сопоставим два поэтических мира Лермонтова и

Пушкина.

На основе статьи учебника «Два поэтических мира»

подготовьте рассуждение о том, насколько различны два

великих русских поэта – Пушкин и Лермонтов.

Как эта противоположность двух поэтических миров

Пушкина и Лермонтова проявляется в стихотворениях

«Пророк»?

-Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Пророк» с

одноименным стихотворением Пушкина.

-Как вы думаете, случайно ли совпадение названий?

- Какие мотивы Пушкина Лермонтов сохранил?

-Что нового внес Лермонтов в облик поэта-пророка?

Лингвистический анализ стихотворения.

Найдите в стихотворении «Пророк» М.Ю.Лермонтова

следующие средства выразительности речи: эпитет,

градация, устаревшая лексика, анафора, сравнительный

оборот.

Какое из стихотворений звучит трагически и почему?

Ученики отвечают,

обобщают

информацию.

Учащиеся

слушают

стихотворение.

.

Учащиеся

работают с

учебником,

выписывают

основную мысль

статьи, ключевые

слова, готовят

рассуждение,

отвечают.

Работа в группах:

сравнивают

стихотворения

Пушкина и

Лермонтова,

делают выводы.

Анализ текста.

Ответы учащихся

3

Закрепле-

ие

Итог урока

Задание на

дом

Обобщающая беседа:

Чем более вникаем мы в художественные создания

поэта, чем пристальнее вдумываемся в наброски его

поэтических замыслов, тем определённей

вырисовывается перед нами его внутренний мир.

Лермонтовский человек. Какой он?

«Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных! –

Но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,

В толпе людской и средь пустынь безлюдных

В нем тихий пламень чувства не угас…»

Обобщение результатов деятельности, краткий анализ и

оценка деятельности групп и учащихся всего класса;

замечания, выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание:1 группа: задание № 2 (учебник);

2 группа: развёрнутое продолжение предложения

«Лирика Лермонтова – это…». Написать эссе.

3 группа: Лингвистический анализ стихотворения

«Поэт».

Ответы учащихся

Ученики

записывают

домашнее задание

Список литературы:

1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. / Гл. ред. В. А. Мануйлов./

Афанасьев В. Лермонтов. М., 1991. (Жизнь замечательных людей).

2.Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 2005 (Биографии и мемуары).

3. Гулиа Г. Д. «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова». М.: Художественная литература, 1980.

4. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. — М.; Л., 1964.

5. Коровина В. Я, Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс. Учебник

в 2-х ч ., М.: Просвещение, 2010 г.

4



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники