Автор: Емельянова Галина Викторовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Дорогобужская СОШ №1
Населённый пункт: город Дорогобуж, Смоленская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Символика России"
Раздел: среднее образование
МБОУ Дорогобужская СОШ №1
Урок обществознания в 6 классе
по теме:
Разработала:
учитель I категории
МБОУ Дорогобужская СОШ №1
Емельянова Г.В.
Дорогобуж 2015
Цели урока:
-
познакомить
учащихся
с
государственными
символами
РФ,
символическими значениями цветов флага;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре родной
страны;
- воспитывать активную жизненную позицию, уважение к государственной
символике, патриотизм и любовь к своей стране;
- совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока:
I.Организационный момент.
-
Сегодня
я
не
буду
называть
вам
тему
урока.
Вы
попробуете
сформулировать ее сами. Я предлагаю вам выполнить следующее задание:
на экране появится фото, а вы отгадайте, где это находится или к какому
государству относится?
Слайды 1- 5
- Каким словом можно назвать эти изображения?
(Отличительный знак, символ)
Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого
народа очень важное значение.
II.
-
Все, что мы сейчас видели на экране – это неофициальные символы
государств
и
городов.
Но
есть
еще
и официальные
символы,
которые
имеются в каждом государстве, в т. ч. и в России. Вот о них мы и будем
сегодня говорить. Кто подскажет, как называется тема нашего урока?
Слайд 6
- Кто из вас догадался, о каких государственных символах мы будем
сегодня говорить?
- Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета –
главные
отличительные
признаки.
Они
существуют
в
триединстве:
герб,
флаг, гимн.
Герб, флаг и гимн являются своеобразной визитной карточкой государства.
Они отражают историю нашей страны, воплощают ее настоящее, выражают
патриотизм
граждан. Любовь
к
своей
стране
выражается
и
через
эмоциональное
отношение
к
ее
государственным
символам.
При
звуках
родного гимна взволнованно бьется сердце. При подъеме флага в знак победы
на
международных
спортивных
состязаниях
у
победителей
нередко
наворачиваются слезы на глаза, а болельщики решительно раскрашивают
лица в цвета государственного флага.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к
самому государству. Оскорбление же государственных символов сродни
оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
- Это первый урок по теме «Символика России». Сегодня мы постараемся
проследить исторический путь государственных символов нашей Родины.
III.
1. - Итак, ГЕРБ РФ.
Учебник. Стр. 164. Посмотрите на рисунок (экран). Прочитайте
описание герба РФ.
Слайд 7
Но так наш герб выглядел не всегда.
Слайды 8-10
- Где изображается Герб? (Учебник, стр. 165).
- Какое наказание предусмотрено Законом за неуважительное отношение к
Гербу?
2.
Второй Государственный символ нашего государства – это ФЛАГ РФ.
Слайд 11
- Я думаю, что вы знаете, как выглядит наш флаг. Внимательно посмотрите
на экран. Назовите цифру, которая обозначает Российский Флаг. (Цифра 4)
Но и флаг России не всегда был таким.
Слайды 12-13
(Сообщение ученика:
История отечественных флагов уходит корнями в глубокую древность. О
первых русских знаменах имеются сведения уже в «Повести временных лет»,
русской летописи начала 12 века. Знамена в ней именуются стягами. «Стоять
под стягом» понимается, как стоять в боевом порядке. С конца 12 века под
«стягом» всё чаще имеется ввиду именно знамя. В 14 веке стяги получают
названия «знамения». Из описания следует, что русские воинские знамена
несли
изображения
святых.
Перед
одним
из
таких
знамен,
начиная
Куликовскую
битву,
упал
на
колени
Дмитрий
Донской,
чтобы
помолиться
о
победе
над
монголо-татарами.
Некоторые
знамена
сохранились от времени Ивана Грозного.
Белый цвет – благородство, совершенство.
Синий - верность
Красный - отвага, мужество, героизм.
Слайд 14
- Кроме официального флага нашего государства над палубами российских
военных кораблей гордо реет Андреевский флаг, который с 1992 года
является официальным флагом ВОЕННО- МОРСКОГО флота РФ.
В апреле 1996 г. принят президентский указ «О знамени Победы»,
устанавливающий,
что
наряду
с
государственным
флагом
России
в
дни
государственных
праздников,
при
проведении
воинских
ритуалов
и
массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа,
используется также Знамя Победы, водруженное в Берлине над рейхстагом в
1945 г.
3.
И наконец, третий символ нашей Родины
–
ГИМН.
Гимн – торжественная песнь.
Слайд 16. Авторы современного Гимна.
ГИМН не сразу стал таким, каким мы его слышим сейчас.
Слайд 17 (Прослушивание отрывков Гимна разных времен)
- Когда принято исполнять Гимн государства? (Учебник, стр.171.)
Современная символика России получила официальное утверждение 25
декабря 2000 г., когда Президент РФ В.В.Путин подписал три федеральных
конституционных
закона:
«О
Государственном
флаге
Российской
Федерации»,
«О
Государственном
гербе
Российской
Федерации»,
«О
Государственном гимне Российской Федерации».
-Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей
историей,
своим
гербом,
гимном
и
флагом.
Государственные
символы
Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа.
Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории
страны,
её
государственному
строю.
Каждый
из
нас
должен
их
знать
и
относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая
Россия!
IV. Закрепление
.
Слайд18.
Кроссворд. (Работа на интерактивной доске)
7. Слайд 19. (Стихотворение. Читает ученик).
Смотрю я на символы нашей державы,
Что ж, пусть не так она моложава,
Но знаю, нет в мире лучше России моей
И мы так гордимся Отчизной своей.
Гимн, герб…Что может быть дороже?
Орлиный взор с годами только
строже,
А строчки гимна будоражат кровь
И заставляют плакать вновь и вновь.
В них спрятаны истории страницы,
А значит каждого из нас частицы.
И флаг наш гордо реет на ветру,
Встречая солнце по утру.
Российский триколор мой славный,
Средь всех знамен ты самый главный.
Нам помогаешь побеждать
И неудачи переждать.
Мы с детства все твои цвета узнали,
О них нам в школе рассказали.
В них благородство, кровь и сила,
Которая врагов страшила,
И память вечная о тех,
Кто воевал не для утех.
Я верю, Символы все эти
Увидят даже мои дети!
Никто не станет их менять,
А будут только прославлять!
8. Выполни задание: (задание выполняется учеником на интерактивной
доске. Остальные дети – в тетради)
1. Заполни пропуски в тексте:
В
Законе
о
государственном
_______________
нашей
страны
написано:
«Государственный
______________
Российской
Федерации
представляет
собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в
о ко н е ч н о с т и
к р а с н ы й
г е р а л ь д и ч е с к и й
щ и т
с
з о л о т ы м
___________________________
орлом,
поднявшим
вверх
распущенные
крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними - одной
большой короной, соединенными лентой.
В правой лапе орла - _________________ (жезл – один из почетных знаков
носителя верховной власти), в левой - _______________ (символ власти
монарха – золотой шар с крестом или короной наверху). На груди орла, в
красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне,
поражающий
серебряным
копьем
черного
опрокинутого
навзничь
_____________________».
2. Нарисуй и раскрась:
Андреевский флаг Флаг Российской Федерации
V. Итог урока.
- Что вы узнали на уроке такого, чего не знали до сих пор? Что вы считаете
наиболее интересным?
- Оценки за урок. Слайд 21: Домашнее задание: выучить слова Гимна РФ.