Напоминание

"Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Толмачинская Раиса Владимировна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МАДОУ №29 "Теремок"
Населённый пункт: Мирнинский район республика Саха (Якутия) п. Светлый
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного

возраста

Старший дошкольный возраст – это период, когда эмоции господствуют

над всеми сторонами жизни ребенка. Через проживание разного рода эмоций

старшие дошкольники воспринимают действительность и реагируют на нее.

Как считает В.С. Волоков, изменения, происходящие в эмоциональной

сфере детей старшего дошкольного возраста, связаны с расширением видов

их деятельности, а также с усложнением его отношений с окружающими.

К

старшему

дошкольному

возрасту

эмоциональный

мир

ребенка

становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он

переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается,

удивляется,

грустит.

Изменяется

и

внешнее

проявление

эмоциональных

реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе

формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов,

улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.

Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.Д. Кошелева указывают, что в развитии

детей старшего дошкольного возраста эмоциональная сфера играет очень

важную роль. Прежде всего, это связано с тем, что взаимодействие ребенка с

окружающим миром и другими людьми не будет эффективным, если ребенок

не умеет понимать эмоциональное состояние другого человека, и не умеет

управлять своим собственным эмоциональным состоянием. Формирование

умения

воспринимать

и

понимать

свои

эмоции

является

одним

из

составляющих процесса становления ребенка как личности.

Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте

– увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка.

Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями

своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

«Разумность»

распространяется

и

на

чувства,

связанные

с

собственным

поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его

огорчает порицание.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления

эмоций.

Ребёнок

постепенно

овладевает

умением

до

известной

степени

сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего

шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он

усваивает

«язык

эмоций»

принятые

в

обществе

формы

выражения

тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов,

поз, движений, интонаций голоса.

П.М. Якобсон указывает, что основной особенностью эмоционального

развития детей старшего дошкольного возраста является его обусловленность

происходящим

в

данный

возрастной

период

установлением

иерархии

мотивов, появлением новых интересов и потребностей у детей. В частности,

автор говорит о том, что характерным для старших дошкольников является

снижение

импульсивности

проявления

эмоций.

Так,

например,

старший

дошкольник уже может сдерживать собственные слезы, когда переживает

обиду или страх. Но, несмотря на то, что эмоции становятся более глубокими

по своему содержанию, те из них, что связаны с переживанием органических

потребностей, остаются наименее контролируемыми.

Н.А.

Кряжева

отмечает,

что

в

старшем

дошкольном

возрасте

дети

учатся

переживать

более

сложную

гамму

эмоций,

например,

не

только

радоваться или бояться, но еще и злиться, грустить, ревновать, обижаться и

т.п.

Еще

одной

важной

особенностью

эмоционального

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста

становится

и

то,

что

именно

в

данный

возрастной период у детей закрепляется умение использовать экспрессивные

формы выражения эмоций. В частности, дети для выражения собственных

эмоций,

для

демонстрации

собственных

переживаний

начинают

активно

использовать

разную

интонацию,

мимику,

пантомимику.

Использование

экспрессивных форм

выражения эмоций способствует тому, что у старших дошкольников

развивается умение понимать переживания другого человека, а через них, и

собственные переживания (Г.А. Широкова).

С.Л.

Выготский

говорит

о

том,

что

посредством

расширения

познавательной деятельности детей данного возраста происходит развитие у

них удивления, радости открытий. А усложнение, углубление содержания

художественно-творческой

деятельности

старших

дошкольников

способствует развитию у них эстетических эмоций. Благодаря развитию речи

старшие дошкольники научаются не только управлять выражением своих

эмоций, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих в своих

переживаниях, воздействуя на них.

Расширение

и

углубление

отношений

старших

дошкольников

с

окружающими также приводит к изменениям в их эмоциональном развитии.

Так,

например,

расширение

социальных

контактов,

выполнение

коллективных

видов

деятельности

способствует

тому,

что

дети

учатся

внимательно относиться к проявлению эмоций сверстниками, окружающими

взрослыми, благодаря чему их эмоции становятся осознанными. Старшие

дошкольники

уже

могут

испытывать

симпатию,

сочувствие,

чувство

товарищества.

Они

испытывают

радость

от

получения

положительной

оценки

своей

деятельности

со

стороны

сверстников

или

взрослого,

и,

наоборот, испытывают огорчение, печаль или гнев, если непризнание его

способностей отсутствует.

Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова указывает, что у старших дошкольников

отмечается

такая

особенность

их

эмоционального

развития

как

эмоциональное

предвосхищение,

связанное

с

формированием

у

них

устойчивых и глубоких переживаний своей деятельности. Это проявляется в

том, что дети достаточно глубоко переживают по поводу результатов своей

деятельности

или

своих

поступков,

по

поводу

того

какую

оценку

дадут

окружающие этой деятельности или поступкам. Таким образом, переживание

эмоционального

предвосхищения

обусловлено

взаимосвязанностью

с

прошлым

опытом

переживаний

ребенка

по

тому

или

иному

поводу,

отношения к ситуации других людей. С одной стороны,

развитие эмоций старших дошкольников обусловлено появлениями новых

мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение

обеспечивает развитие соподчинения мотивов.

В.С.Мухина отмечает, что детям старшего дошкольного возраста еще

тяжело

контролировать

эмоции,

связанные

не

только

с

органическими

потребностями, но и вызванные переживанием соперничества. При этом, как

правило,

у

старшего

дошкольника

преобладают

негативные

эмоции

по

отношению к сверстнику, выступающему в качестве соперника, которые он

выражает с помощью речи.

Автор

говорит

о

том,

что

старшие

дошкольники

радуются,

когда

совершают

положительные,

с

общепринятой

точки

зрения

поступки,

и,

наоборот, огорчаются, высказывают недовольство в тех случаях, когда видят

нарушение

общепринятых

норм

поведения

сверстниками,

либо

сами

их

нарушают. При этом они уже ориентируются не только на то, как оценивает

тот

или

иной

поступок

взрослый,

но

и

на

свое

внутреннее

оценочное

отношение к тем или иным поступкам, как чужим, так и своим.

В.М. Минаева считает, что в старшем дошкольном возрасте причиной

возникновения

эмоциональных

переживаний

у

ребенка

становится

внутренний смысл, который объект или действие приобретают для ребенка в

связи

с

ведущим

мотивом

его

деятельности.

Это

приводит

к

тому,

что

изменяется

характер

чувств

дошкольников:

они

становятся

более

осмысленными и их возникновение связано с предполагаемыми мысленными

обстоятельствами.

Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление

эмоций и управление ими. Регулирование эмоций - одна из сторон детского

психосоциального развития. В структуру эмоциональных процессов к 6-7

годам

входят

сложные

формы

восприятия,

образного

мышления,

воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу,

что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать.

Переживания становятся сложнее и глубже.

Н.А. Кряжева говорит еще об одной характеристике чувств старших

дошкольников – предвосхищении. Предвосхищение заключается в том, что

ребенок становится способным предвидеть результат своих действий для

окружающих, и, на этой основе начинает регулировать свое поведение. В

связи

с

этим

меняется

и

значение

эмоций

в

поведении

и

действиях

дошкольника. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок радуется тому,

что получил желаемое, то к старшему дошкольному возрасту чувство радости

возникает от того, что он может этот результат получить.

Аналогичные

действия

наблюдаются

и

в

отношении

выполнения

нравственной нормы, которая для младшего дошкольника является важным

средством получения положительной оценки, а для старшего дошкольника

является

важным

основанием

для

развития

собственных

пониманий

поступков своих и других людей. Предвосхищение в дошкольном возрасте

распространяется не только на интеллектуальные, но и на эмоциональные

результаты своей деятельности, когда ребенок, предвосхищая эмоциональные

результаты определенные, способен изменить свое поведение.

Л.И. Божович обращает внимание на то, что в старшем дошкольном

возрасте происходит освоение высших форм экспрессии, то есть выражение

чувств

с

помощью

интонации,

мимики,

пантомимики,

что

способствует

лучшему пониманию переживаний другого человека, открыванию их для

себя.

В

этом

проявляется

слияние

изменения

мотивационной

сферы

на

развитие

сферы

эмоциональной.

Также

развитие

эмоций

дошкольника

находится в тесной взаимосвязи с познавательной сферы и с развитием

самосознания.

Выражение

эмоций

посредством

речи

способствует

тому,

что

они

становятся

интеллектуализированными.

Переживаемые

чувства

и

эмоции

лучше

осознаются

ребенком.

Это

приводит

к

тому,

что

к

старшему

дошкольному возрасту ребенок становится способным контролировать свои

эмоции, в том числе, с помощью речи.

Как

считает

А.Д.

Кошелева

основными

причинами

формирования

чувственного опыта, развития эмоций дошкольников являются:

- общение со взрослыми и сверстниками;

- организация коллективной деятельности;

- организация сюжетно-ролевых игр.

Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина указывают на то, что

интенсивно формируются в этот период и высшие чувства: нравственные,

эстетические, познавательные. Возникновение и развитие гуманных чувств

происходит

во

взаимоотношениях

ребенка

с

окружающими

его

людьми,

прежде всего, с родителями. Именно они проявляют доброжелательность,

внимание, заботу, закладывают фундамент становления его нравственных

чувств. Эти чувства являются стимулом к совершению первых нравственных

поступков.

Е.И.

Изотова,

в

ходе

проведения

исследований

особенностей

проявления

чувства

долга

детьми

дошкольного

возраста,

доказала,

что

ребенок пятого года жизни способен следовать нравственным нормам, если

они качаются человека, к которому он испытывает симпатию, сочувствие. На

основе получаемого опыта жизни в социуме в данный возрастной период у

детей

также

формируется

первые

проявления

чувства

долга,

которые

характеризуются:

- способностью следовать определенным нравственным нормам;

- понимать смысл предъявляемых социумом требований;

- соотносить эти требования со своих поступков и действиям.

Ребенок

переживает

радость,

огорчение,

возмущение

в

разных

ситуациях, когда соблюдается или нарушаются общепринятые требования и

нормы. При этом важным моментом является то, что формирование чувств

находится в тесной взаимосвязи с оценкой взрослыми поведения ребенка и

оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Именно

оценка

позволяет

сформировать

у

ребенка

критерии,

в

соответствии

с

которыми он регулирует свое поведение и выражает свое отношение по

отношению по поведению других людей.

К старшему дошкольному возрасту чувство долга у ребенка расширяет

свои границы и возникает не только на основе симпатий, но и на основе

усвоенных

нравственных

норм,

а

также

эмоциональных

переживаний.

В

связи с этим

переживания ребенка становятся более глубокими, сохраняются на более

длительное время.

Развитие

эмоциональной

сферы

связано

с

формированием

плана

представлений.

Образные

представления

ребенка

приобретают

эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально

насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка,

конструирование, подготовка к школе – должно иметь яркую эмоциональную

окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок в

силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него

интереса.

А.Д. Кошелева считает, что важным моментом в развитии эмоций в

дошкольном

возрасте

является

становление

дружеских

взаимоотношений,

формирование дружбы происходит постепенно. Если на шестом году жизни

дружба детей завязывается на основе симпатий, то, к концу дошкольного

возраста

дети

начинают

воспринимать

дружбу

не

как

внешние,

а

как

основанные

на

внутренних

чувствах

и

переживаниях

взаимоотношения.

Гораздо меньшее число сверстников уже относится к числу друзей. Дружба

небольшими подгруппами чаще всего проявляется в игре, и ее основанием

выступают совместные интересы.

Отличительная особенность общения со сверстниками от общения со

взрослыми заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

В общении со сверстниками наблюдается намного больше экспрессивно-

мимических

проявлений,

выражающие

самые

разные

эмоциональные

состояния- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и

сочувствия до драки.

Д.Б.

Эльконин

обращает

внимание

на

то,

что

чувства,

которые

характеризуются как интеллектуальные, формируются в непосредственной

связи

с

расширением

и

обогащение

познавательной

деятельности

дошкольников.

Приобретая

новые

знания,

дети

испытывают

радость,

удивление, сомнение.

Все эти переживания приводят ребенка к желанию узнать побольше

нового, прояснить для себя некоторые моменты в полученных знаниях. Дети

начинают задавать вопросы взрослым. Это говорит о том, что познавательное

развитие

ребенка

переходит

на

новый,

более

высокий

уровень.

Развитие

эстетических

чувств

связано

с

усложнением

художественно-творческой

деятельности детей, художественного восприятия, что происходит в процессе

обучения на протяжении всего дошкольного возраста.

Важно отметить, что переживание наиболее интенсивных по степени

выраженности

отрицательных

эмоций

старших

дошкольников

связано

с

ситуацией негативного отношения к ним окружающих, как сверстников, так и

взрослых. При этом, старшие дошкольники, как правило, испытывают страх,

злость, раздражение, огорчение, обиду, гнев, напряженность, скованность,

робость.

В

данном

случае

эмоциональное

неблагополучие

старших

дошкольников

тесно

связано

с

трудностями

взаимодействия

их

с

окружающими.

Существует

вероятность,

что

на

этой

основе

могут

возникнуть эмоциональные нарушения.

Таким образом, на основании психолого-педагогической литературы

мы

можем

сделать

вывод

о

том,

что

в

дошкольном

возрасте

создаются

благоприятные условия для развития эмоций. Предпосылками этого является

углубление и дифференциация эмоций, развитие умения выражать эмоции,

развитие социальных эмоций. К старшему дошкольному возрасту у ребенка

формируются

основы

нравственных

и

эстетических

чувств,

эмоции

уже

выступают

регуляторами

поведения,

ребенок

становится

способным

выражать свое эмоциональное состояние в речи, понимать эмоциональное

состояние

других

людей,

что

является

важной

основой

построения

всей

системы его взаимоотношений с другими людьми и с окружающим миром.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники