Напоминание

"Последний рывок или как помочь школьнику закончить учебный год и сохранить здоровье"


Автор: Пономаренко Натела Владимировна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Последний рывок или как помочь школьнику закончить учебный год и сохранить здоровье"
Раздел: среднее образование





Назад




Последний рывок или как помочь

школьнику закончить учебный год и сохранить

остатки здоровья.

До летних каникул осталась пара месяцев, но в школьной жизни, как в спорте,

заключительный отрезок дистанции – самый сложный. Как же помочь закончить

учебный год и сохранить остатки здоровья?

Часто к концу года усидчивость и, соответственно успеваемость снижаются.

Родители винят во всем хорошую погоду, желание погулять и прочие отвлекающие

моменты и пытаются заставить ребенка взяться за ум. Услышав от него «я устал»,

взрослые нередко считают, что он просто хитрит и изворачивается... Но если вы

внимательно посмотрите на расписание, то увидите, как весной увеличились

нагрузки. В ближайшее время детям предстоит череда зачетов, контрольных и

пересдач. Со всем этим нужно справиться, а сил и, правда, почти не осталось.

Знать и действовать.

Главный документ, который стоит штудировать родителям, взволнованным

непосильной школьной нагрузкой, - это СанПиНы. Санитарные правила и нормы,

разработанные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ

«НЦЗД» Минздрава РФ. Там, например, написано, что у пятиклассника может быть

не более 29 уроков в неделю (при условии учебной пятидневки), у шестиклассника

– максимум 30 уроков. И никакие уверения учительницы, что ребенку необходимы

«дополнительные занятия», не являются основанием для увеличения количества

учебных часов.

Имейте в виду, что на домашнее задание в нормативах отводится 2-2,5 часа (у

шестиклассников). А также ребенок должен гулять как минимум пару часов в день

и спать не менее 10 часов в сутки.

Внимание, внимание!

Чем сильнее нагрузка, тем более рассеянным становится ребенок. Причина в том,

что наш мозг не сразу адаптируется к поступлению большого количества

информации. И, если снизить темп обучения невозможно, нужно помочь

школьнику с освоением компенсаторных механизмов. Чуть больше года назад

группа ученых под руководством Марии Галлоты из Римского университета

опубликовала результаты исследования, посвященные влиянию физической

нагрузки на работу лобных долей головного мозга у детей 8-12 лет.

Полученные данные однозначны: занятия спортом повышают концентрацию

внимания 40-60%.

Вывод – надо гулять! Правда, школьники сегодня с большим удовольствием

проводят свободное время за компьютером или игровой приставкой, и выгнать их

на улицу не так-то просто. Единственный работающий способ – ежедневные

вечерние променады всей семьей после ужина. Знаменитый педиатр Евгений

Комаровский и вовсе советует ради благих целей завести собаку. Ребенок просто

вынужден выходить на свежий воздух пару раз в день. А игры с псом вполне

заменят необходимую физическую нагрузку.

Дефицит активности учеников младшей и средней школы – 30-40%, у старших

учеников он вырастает до 80%

Спина прямая?

По статистике, именно весной у детей обостряется так называемый «осаночный

синдром», они часто отмечают боли в спине, шее, руках, ногах. Иногда говорят, что

стали хуже видеть. За всеми этими симптомами обычно стоит нарушение осанки.

Позвоночник, испытывающий перегрузки с осени, к весне перестает выдерживать

растущее напряжение. Виной тому, понятно неправильная поза во время занятий за

учебным столом и ношение тяжестей.

Но это еще не все. Дело в том, что внутри организма постоянно поддерживается

баланс окислительных и антиокислительных процессов. Неправильная осанка

опосредованно влияет на соотношение, и равновесие нарушается. В результате

продукт окисления – свободные радикалы – накапливаются в организме и вызывает

оксидативный процесс. Для того, чтобы сдержать его, организм запускает

интенсивный антиокислительный процесс. Эта борьба приводит к тому, что мы

начинаем быстро уставать и много болеть.

Вывод – если ребенок жалуется на боли в спине или в шее, первым делом обратите

внимание на его постель. Подушка должна быть плоской, матрас – умеренно

жёстким. По мере возможности следите за тем, чтобы ваш школьник не носил

рюкзак на одном плече, а чередовал правое и левое плечо. И, конечно, не лишними

будут упражнения для укрепления мышц спины. Самое простое из них –

«лодочка»: лежа на животе, нужно оторвать от пола руки и ноги и постараться

удержаться в этом положении как можно дольше. Даже простых мер иногда

достаточно, чтобы остановить процесс. Боли же обычно стихают через 10-15 дней.

Если они продолжаются дольше, обратитесь к неврологу.

Высокое напряжение…

Недавно ученые доказали, что главной причиной «школьного» гастрита часто

является не правильное питание, как считалось раньше, а нарушение нормальной

работы поджелудочной железы. Именно она отвечает за кровоснабжение слизистой

желудка и двенадцати перстной кишки. К сбоям в работе всех этих органов нередко

приводят высокие психоэмоциональные нагрузки, нервное и физическое

переутомление. Следите за тем, чтобы ребенок – особенно в трудное время –

питался по режиму (это, кроме прочего, успокаивает нервы) и достаточно спал, в

целом придерживался распорядка дня.

В его голове…

Больше половины учащихся средних и старших классов время от времени

жалуются на периодические головные боли. В большинстве случаев их причиной

становятся нервно-психические перегрузки. Есть и специальный диагноз – ГБН

(головная боль напряжения). По медицинской статистике, это заболевание

обнаруживается у 40% школьников 7-17 лет. Для него характерны боли в теменной

и височной областях, возникающие на фоне стресса (например, контрольной

работы). Обычно приступы случаются в школе или вечером после занятий, а вот в

выходные дни и на каникулах дети чувствуют себя нормально.

Вывод – нужно помочь ребенку купировать напряжение. Можно посоветовать ряд

нейро-дыхательных упражнений от психолога. Еще ваши помощники в этом деле –

вечерние прогулки на свежем воздухе, расслабляющие ванны с морской солью,

хвойным экстрактом или лавандой, а так же отвары зверобоя и мелиссы,

обладающие седативным эффектом (по 1 ст. л. 3-4 раза в день). Разумеется, прежде

чем, что-то принимать, надо обязательно проконсультироваться с врачом! Еще

хочется добавить, не забывать про питательный элемент! Правильное меню очень

важно при повышенных умственных нагрузках, где основа диеты школьника –

полноценный белок и сложные углеводы, так рекомендуют детские диетологи.

Статью подготовила: педагог-психолог Пономаренко Н.В.

МАОУ СОШ №16, г. Екатеринбург



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники