Автор: Пономаренко Натела Владимировна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Последний рывок или как помочь школьнику закончить учебный год и сохранить здоровье"
Раздел: среднее образование
Последний рывок или как помочь
школьнику закончить учебный год и сохранить
остатки здоровья.
До летних каникул осталась пара месяцев, но в школьной жизни, как в спорте,
заключительный отрезок дистанции – самый сложный. Как же помочь закончить
учебный год и сохранить остатки здоровья?
Часто к концу года усидчивость и, соответственно успеваемость снижаются.
Родители винят во всем хорошую погоду, желание погулять и прочие отвлекающие
моменты и пытаются заставить ребенка взяться за ум. Услышав от него «я устал»,
взрослые нередко считают, что он просто хитрит и изворачивается... Но если вы
внимательно посмотрите на расписание, то увидите, как весной увеличились
нагрузки. В ближайшее время детям предстоит череда зачетов, контрольных и
пересдач. Со всем этим нужно справиться, а сил и, правда, почти не осталось.
Знать и действовать.
Главный документ, который стоит штудировать родителям, взволнованным
непосильной школьной нагрузкой, - это СанПиНы. Санитарные правила и нормы,
разработанные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ
«НЦЗД» Минздрава РФ. Там, например, написано, что у пятиклассника может быть
не более 29 уроков в неделю (при условии учебной пятидневки), у шестиклассника
– максимум 30 уроков. И никакие уверения учительницы, что ребенку необходимы
«дополнительные занятия», не являются основанием для увеличения количества
учебных часов.
Имейте в виду, что на домашнее задание в нормативах отводится 2-2,5 часа (у
шестиклассников). А также ребенок должен гулять как минимум пару часов в день
и спать не менее 10 часов в сутки.
Внимание, внимание!
Чем сильнее нагрузка, тем более рассеянным становится ребенок. Причина в том,
что наш мозг не сразу адаптируется к поступлению большого количества
информации. И, если снизить темп обучения невозможно, нужно помочь
школьнику с освоением компенсаторных механизмов. Чуть больше года назад
группа ученых под руководством Марии Галлоты из Римского университета
опубликовала результаты исследования, посвященные влиянию физической
нагрузки на работу лобных долей головного мозга у детей 8-12 лет.
Полученные данные однозначны: занятия спортом повышают концентрацию
внимания 40-60%.
Вывод – надо гулять! Правда, школьники сегодня с большим удовольствием
проводят свободное время за компьютером или игровой приставкой, и выгнать их
на улицу не так-то просто. Единственный работающий способ – ежедневные
вечерние променады всей семьей после ужина. Знаменитый педиатр Евгений
Комаровский и вовсе советует ради благих целей завести собаку. Ребенок просто
вынужден выходить на свежий воздух пару раз в день. А игры с псом вполне
заменят необходимую физическую нагрузку.
Дефицит активности учеников младшей и средней школы – 30-40%, у старших
учеников он вырастает до 80%
Спина прямая?
По статистике, именно весной у детей обостряется так называемый «осаночный
синдром», они часто отмечают боли в спине, шее, руках, ногах. Иногда говорят, что
стали хуже видеть. За всеми этими симптомами обычно стоит нарушение осанки.
Позвоночник, испытывающий перегрузки с осени, к весне перестает выдерживать
растущее напряжение. Виной тому, понятно неправильная поза во время занятий за
учебным столом и ношение тяжестей.
Но это еще не все. Дело в том, что внутри организма постоянно поддерживается
баланс окислительных и антиокислительных процессов. Неправильная осанка
опосредованно влияет на соотношение, и равновесие нарушается. В результате
продукт окисления – свободные радикалы – накапливаются в организме и вызывает
оксидативный процесс. Для того, чтобы сдержать его, организм запускает
интенсивный антиокислительный процесс. Эта борьба приводит к тому, что мы
начинаем быстро уставать и много болеть.
Вывод – если ребенок жалуется на боли в спине или в шее, первым делом обратите
внимание на его постель. Подушка должна быть плоской, матрас – умеренно
жёстким. По мере возможности следите за тем, чтобы ваш школьник не носил
рюкзак на одном плече, а чередовал правое и левое плечо. И, конечно, не лишними
будут упражнения для укрепления мышц спины. Самое простое из них –
«лодочка»: лежа на животе, нужно оторвать от пола руки и ноги и постараться
удержаться в этом положении как можно дольше. Даже простых мер иногда
достаточно, чтобы остановить процесс. Боли же обычно стихают через 10-15 дней.
Если они продолжаются дольше, обратитесь к неврологу.
Высокое напряжение…
Недавно ученые доказали, что главной причиной «школьного» гастрита часто
является не правильное питание, как считалось раньше, а нарушение нормальной
работы поджелудочной железы. Именно она отвечает за кровоснабжение слизистой
желудка и двенадцати перстной кишки. К сбоям в работе всех этих органов нередко
приводят высокие психоэмоциональные нагрузки, нервное и физическое
переутомление. Следите за тем, чтобы ребенок – особенно в трудное время –
питался по режиму (это, кроме прочего, успокаивает нервы) и достаточно спал, в
целом придерживался распорядка дня.
В его голове…
Больше половины учащихся средних и старших классов время от времени
жалуются на периодические головные боли. В большинстве случаев их причиной
становятся нервно-психические перегрузки. Есть и специальный диагноз – ГБН
(головная боль напряжения). По медицинской статистике, это заболевание
обнаруживается у 40% школьников 7-17 лет. Для него характерны боли в теменной
и височной областях, возникающие на фоне стресса (например, контрольной
работы). Обычно приступы случаются в школе или вечером после занятий, а вот в
выходные дни и на каникулах дети чувствуют себя нормально.
Вывод – нужно помочь ребенку купировать напряжение. Можно посоветовать ряд
нейро-дыхательных упражнений от психолога. Еще ваши помощники в этом деле –
вечерние прогулки на свежем воздухе, расслабляющие ванны с морской солью,
хвойным экстрактом или лавандой, а так же отвары зверобоя и мелиссы,
обладающие седативным эффектом (по 1 ст. л. 3-4 раза в день). Разумеется, прежде
чем, что-то принимать, надо обязательно проконсультироваться с врачом! Еще
хочется добавить, не забывать про питательный элемент! Правильное меню очень
важно при повышенных умственных нагрузках, где основа диеты школьника –
полноценный белок и сложные углеводы, так рекомендуют детские диетологи.
Статью подготовила: педагог-психолог Пономаренко Н.В.
МАОУ СОШ №16, г. Екатеринбург