Напоминание

Детское экспериментирование


Автор: Шатохина Татьяна Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №439
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Детское экспериментирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детское экспериментирование. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. С самого раннего возраста, ребёнок стремится, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, постучать им. В ходе такого экспериментирования малыш начинает различать предметы по форме, цвету и т.д. Но ребёнок не всегда может найти ответы на интересующие его вопросы. Подготовка детей к экспериментальной деятельности, обучение умениям исследовательского поиска становится одной из важных задач современного образования. Детское экспериментирование это один из основных видов деятельности дошкольника. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь наблюдением. Наблюдение является составной частью любого эксперимента. С помощью наблюдения осуществляется восприятие детьми, хода работы и её результата. Главное достоинство экспериментирования, заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования у ребёнка обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Он учится формулировать увиденные закономерности, делать выводы, всё это способствует развитию речевой активности. Дети очень любят экспериментировать. Даже самый простой опыт, окрашивание воды, у них вызывает бурю эмоций, но ещё больше вопросов: «Как?», «Почему?», «Зачем?» и т.д. Мои юные исследователи и подтолкнули меня к теме детского экспериментирования. Занимаясь с детьми экспериментированием нужно помнить, что главным является не приобретение заученных знаний, а развитие познавательного интереса к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем нас мире всё взаимосвязано. Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Например, опыты с водой, в каждой возрастной группе цель эксперимента усложняется. Если в младшем возрасте мы узнаём, что вода не имеет вкуса, запаха, то в среднем
возрасте можно доказать, что лёд тоже вода, что вода может иметь разную температуру и т.д. Также важно понимать, что практическая экспериментальная деятельность будет успешна, только в том случае, если она строится с опорой на методологические основы. На мой взгляд детское экспериментирование ставит перед собой следующие цели и задачи. Цели:  Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования  Создание условий для формирования целостного мировидения средствами физического эксперимента  Развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.  Развитие внимания, памяти. Задачи:  Знакомить с разными свойствами веществ  Расширять представления о физических свойствах окружающего мира  Развивать представления об основных физических явлениях  Развивать активный интерес к окружающему миру  Формировать умения соблюдать правила техники безопасности, при проведении экспериментов  Развивать умение выдвигать предположения, делать умозаключения, выводы Для достижения целей и задач детского экспериментирования в предметно пространственной развивающей среде группы был создан центр экспериментирования, содержащий всё необходимое для проведения опытов. Также важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: игру, прогулки, труд, самостоятельную деятельность детей. Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, закономерностей и т.д. Также является основным условием формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию. Обобщая собственный, богатый материал, выдающийся психолог Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу, о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.


В раздел образования