Автор: Шатохина Татьяна Станиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с №439 Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: статья Тема: Детское экспериментирование Раздел: дошкольное образование
Детское экспериментирование.
Нельзя чему-то научить человека,
можно только помочь ему сделать
для себя это открытие.
Галилео Галилей
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые
три года — практически единственным способом познания мира. С самого
раннего возраста, ребёнок стремится, не только рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками, языком, постучать им. В ходе такого
экспериментирования малыш начинает различать предметы по форме, цвету
и т.д. Но ребёнок не всегда может найти ответы на интересующие его
вопросы. Подготовка детей к экспериментальной деятельности, обучение
умениям исследовательского поиска становится одной из важных задач
современного образования.
Детское экспериментирование это один из основных видов деятельности
дошкольника. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, в первую
очередь наблюдением. Наблюдение является составной частью любого
эксперимента. С помощью наблюдения осуществляется восприятие детьми,
хода работы и её результата. Главное достоинство экспериментирования,
заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами
и со средой обитания. В процессе экспериментирования у ребёнка
обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Он учится
формулировать увиденные закономерности, делать выводы, всё это
способствует развитию речевой активности.
Дети очень любят экспериментировать. Даже самый простой опыт,
окрашивание воды, у них вызывает бурю эмоций, но ещё больше вопросов:
«Как?», «Почему?», «Зачем?» и т.д. Мои юные исследователи и подтолкнули
меня к теме детского экспериментирования.
Занимаясь с детьми экспериментированием нужно помнить, что главным
является не приобретение заученных знаний, а развитие познавательного
интереса к объектам природы, желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем нас мире всё
взаимосвязано. Необходимо также учитывать особенности
экспериментирования в разных возрастных группах. Например, опыты с
водой, в каждой возрастной группе цель эксперимента усложняется. Если в
младшем возрасте мы узнаём, что вода не имеет вкуса, запаха, то в среднем
возрасте можно доказать, что лёд тоже вода, что вода может иметь разную
температуру и т.д. Также важно понимать, что практическая
экспериментальная деятельность будет успешна, только в том случае, если
она строится с опорой на методологические основы.
На мой взгляд детское экспериментирование ставит перед собой следующие
цели и задачи.
Цели:
Развитие познавательной активности детей в процессе
экспериментирования
Создание условий для формирования целостного мировидения
средствами физического эксперимента
Развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и
делать выводы.
Развитие внимания, памяти.
Задачи:
Знакомить с разными свойствами веществ
Расширять представления о физических свойствах окружающего мира
Развивать представления об основных физических явлениях
Развивать активный интерес к окружающему миру
Формировать умения соблюдать правила техники безопасности, при
проведении экспериментов
Развивать умение выдвигать предположения, делать умозаключения,
выводы
Для достижения целей и задач детского экспериментирования в предметно
пространственной развивающей среде группы был создан центр
экспериментирования, содержащий всё необходимое для проведения опытов.
Также важно включать экспериментирование в различные виды
деятельности: игру, прогулки, труд, самостоятельную деятельность детей.
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребёнку
моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, закономерностей и т.д. Также является основным условием
формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой
формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Обобщая собственный, богатый материал, выдающийся психолог Н.Н.
Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу, о том, что в детском возрасте
ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а
экспериментирование.