Автор: Наумова Инна Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №77 Населённый пункт: РСО-Алания г.Владикавказ Наименование материала: Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям Тема: Весна Раздел: дошкольное образование
ель:
закрепить
предст авления
о
ве сне;
учить
у с т а н а в л и в ат ь
последовательность весенних явлений; развивать умение подбирать слова-
признаки
к
заданным
словам;
упражнять
в
звуковом
анализе
слова;
пересказывать рассказ по заданному образцу; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинки с изображением примет весны; конверты с синими,
зелёными
и
красными
квадратиками
для
звукового
анализа
слов.
Предварительная
работа:
беседа
о
весне,
рассматривание
картин
с
изображением ранней и поздней весны, чтение стихотворений: Ф. И. Тютчев
«Весна», С.Я. Маршак «Весенняя песенка», С.А. Есенин «Черёмуха», А.Н.
Плещеев «Весна».
1. Логопед: Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Логопед: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.
К о г д а
н а с т у п а е т
в е с н а ?
( П о с л е
з и м ы ) .
Н а з о в и т е
в е с е н н и е
м е с я ц ы .
( М а р т ,
а п р е л ь ,
м а й ) .
Какие вы знаете приметы весны? (Пригревает солнышко, тает снег, набухают
почки на деревьях, начинается ледоход, появляются первые подснежники,
прилетают перелётные птицы). Как вы думаете какая примета самая
важная? (Пригревает солнышко).
2. Логопед: А вы знаете, ребята, что весна бывает ранняя и поздняя. Сейчас,
я буду вам показывать картинки с приметами весны, а вы будете отвечать,
когда это бывает? (Вешает картинки на доску).
Тает снег - … (ранней весной).
Порхают бабочки - … (поздней весной).
Цветёт яблоня - … (поздней весной).
На реке ледоход - … (ранней весной).
Первая гроза - … (поздней весной).
Распускается подснежник - … (ранней весной).
Распустились листья на деревьях - … (поздней весной).
Тают сосульки - … (ранней весной).
Набухли почки - … (ранней весной).
Щебечут ласточки - … (поздней весной).
Прилетают грачи - … (ранней весной).
Зацвела сирень - … (поздней весной).
3. Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Скажи со словом
«весенний».
День - … (весенний день).
Погода - … (весенняя погода).
Солнце - … (весеннее солнце).
Месяцы - … (весенние месяцы).
Дождь - … (весенний дождь).
Трава - … (весенняя трава).
Небо - … (весеннее небо).
Цветы - … (весенние цветы).
Настроение - … (весеннее настроение).
Физ. Минутка «К нам пришла весна».
Если речка голубая
Пробудилась ото сна,
(руки через стороны вверх, потянулись)
И бежит в полях сверкая,
(прыжки на месте)
Значит к нам пришла весна.
(хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
(приседания)
И поёт пичужек стая -
Значит к нам пришла весна.
(хлопки в ладоши).
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
(наклоны головы влево-вправо).
Нам ещё приятней станет-
Значит к нам пришла весна.
(прыжки на месте).
Логопед: А теперь, давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ВЕСНА.
Сколько букв в этом слове? (Пять). Сколько в нем звуков? (Шесть).
Почему? (Потому, что звук [Е] состоит из двух звуков [Й] [Э]). Сколько
согласных
звуков?
(Три).
Назовите
согласные
мягкие
звуки.
([В'])
Какие
согласные твёрдые звуки в этом слове? ([С], [Н]) Сколько гласных? (Два- [Е]
[А]). Выложите с помощью зеленых, синих и красных квадратиков звуковой
анализ этого слова. (Самостоятельная работа детей).
Логопед: А теперь, давайте вместе придумаем рассказ о весне. Наступила …
(весна).
Стало
пригревать
…(солнышко).
Снег
начал
…(таять).
На
проталинах появились первые …(подснежники). На деревьях набухли …
(почки). Скоро вернутся в родные края перелётные … (птицы).
Дети повторяют рассказ.
Итог занятия.