Автор: Тихова Татьяна Алексеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Вощиковская ОШ имени А.И.Королёва Населённый пункт: д.Вощиково, Пошехонский район, Ярославская область Наименование материала: технологическая карта урока Тема: урок на тему "Семья" Раздел: среднее образование
Цели
Цель урока: Формирование метапредметных результатов у 5 – классников в ходе изучения темы
«Семья. Роль семьи в жизни общества».
Образовательные: Создать условия для формирования у учащихся представления о понятиях
«семья»,
«брак».
«семейные
роли».
Способствовать
пониманию
учащимися
роли
семьи
в
современном обществе. Показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в
целом. Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за семью; уважения к семье;
культуру поведения; любви к своим ближним.
Тип урока
Урок овладения новыми знаниями
План урока
1.
Что такое семья?
2.
Брак – основа создания семьи.
3.
Функции семьи.
4.
Роль семьи в жизни общества.
Планируемые результаты
Метапредметные:
способствовать формированию умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
1
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
способствовать овладению основ самооценки;
способствовать развитию умения определять понятия;
развивать
у мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
способствовать развитию умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
способствовать освоению смыслового чтения;
совершенствовать
владение устной и письменной речью.
Личностные:
понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;
чувство любви к близким; воспитание гордости за свою семью,
формировать представления о различных социальных ролях
людей в семье.
Предметные:
научатся определять понятия «семья», «брак», функции семьи», «семейные роли». Получат возможность продолжить учиться
работать с текстом; анализировать, высказывать своё мнение, давать оценку.
Основные понятия
Семья, брак, функции семьи, семейные роли.
Методы и формы
обучения
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Формы: фронтальная и индивидуальная работа
Образовательные
ресурсы:
Учебник: Обществознание 5 класс, А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. М., Русское слово, 2012
Рабочая тетрадь: Обществознание 5 класс. Авторы Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. М., 2014
Рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс. Автор: А.С.Митькин. М., 2014
2
Презентация «Семья»
Организация
пространства
Фронтальная работа и индивидуальная работа
Технология
проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Обучающие и
развивающие
компоненты, задания и
упражнения
УУД
I.
Мотивация
к
у ч е б н о й
деятельности
Создаёт
у с л о в и я
д л я
возникновения
у обучающихся
внутренней
потребности
включения
в
учебную
деятельность,
уточняет
тематические
рамки.
Организует
формулировку
т е м ы
и
о б с у ж д а ю т
и
формулируют
тему
и цели урока
Презентация
« С е м ь я » ,
кубики.
Личностные:
п о н и м а ю т
необходимость
учения,
выраженного
в
п р е о б л а д а н и и
у ч е б н о -
п о з н а в а т е л ь н ы х
м о т и в о в
и
предпочтении
социального
способа
оценки знаний.
Регулятивные:
с а м о с т о я т е л ь н о
формулируют
тему
и
цели
урока
после обсуждения.
Познавательные:
изучают
новый
материал
3
постановку
ц е л и
у р о к а
учащимися.дел
ит учащихся на
группы.
II.
Актуализация
знаний
Организует
б е с е д у
п о
вопросам:
Рассуждают,
высказывают
свою
точку зрения
Беседа на тему «Что такое
семья»,
признаки
семьи,
понятие «брак»
Познавательные:
о с у щ е с т в л я ю т
поиск нужной информации
Коммуникативные: высказывают
собственное
мнение;
слушают
друг
друга, отвечают на вопросы учителя.
III.
Изучение
нового
Показывает
презентацию,
ведёт
беседу-
объяснение
Знакомятся с новой
информацией,
уточняют
непонятное,
обсуждают её.
Выполняют задания
в рабочем листе
Физкультминутка.
Если вы согласны с
моим утверждением
– сидите на месте,
если не согласны –
Презентация «Семья»
С л а й д
с
м н е н и е м
Л.Шиндера.
Как
вы
относитесь
к
такой
точке
зрения? Согласны ли вы с
позицией автора?
Для чего нужна семья?
Что
семья
может
дать
обществу, государству?
Л и ч н о с т н ы е : осмысливают
г у м а н и с т и ч е с к и е
ц е н н о с т и
и
традиции
современного
общества;
о ц е н и в а ю т
с о б с т в е н н у ю
деятельность,
свои
достижения;
анализируют
и
х а р а к т е р и зу ют
эмоциональное
состояние
и
чувства
окружающих.
Регулятивные:
с т а в я т
у ч е б н ы е
задачи
на
основе
соотнесения
того,
что уже известно и усвоено, и того,
что
ещё
неизвестно;
принимают
и
4
встаём.
1.
Признаком
благополучной
с е м ь и
я в л я ю т с я
ссоры
и
скандалы
м е ж д у
ч л е н а м и
семьи.
2.
Стремление и
умение
понимать
д р у г
д р у г а
составляет
основу
отношений любой
семьи.
3.
Благополучие
и
счастье
семьи
в
доме
невозможны
без материального
достатка.
4.
На
протяжении
всей
истории
человечества
ч е л о в е к
м о г
нормально
существовать
и
без семьи.
Что
будет
я в л я т ь с я
кирпичиками самой семьи?
Как вы думаете, семейные
роли
кто-то
раздаёт?
Или
их
выбирают
сами
члены
семьи?
сохраняют учебную задачу
П о з н а в а т е л ь н ы е : строят
рассуждения и обобщают полученную
информацию
Коммуникативные:
формулируют
собственное
мнение
и
позицию,
задают вопросы.
5
5.
И г о р ь
и
Нат а лья
ж и ву т
самостоятельно,
снимая
квартиру.
У них нет детей.
Семьёй
они
не
являются.
IV.
Осмысление и
закрепление
изученного
Определяет
задания,
нацеливает
на
самостоятельну
ю
р а б о т у ,
организует
контроль
О т в е ч а ю т
н а
вопросы,
высказывают
своё
м н е н и е ,
д а ю т
оценку
услышанному.
Сколько
определений
мы
использовали
на
уроке
(семья,
брак,
функция,
семейные роли).
Сколько
признаков
мы
узнали
(4
–
признаки
с е м ь и :
ма л а я
г р у п п а ,
общность быта, на основе
б р а к а ,
в з а и м н ы е
обязанности)
Сколько
фу н к ц и й
записали (4)
Сколько
памятных
дат назвали -1: 8 июля День
семьи, любви и верности.
Сколько
ф а м и л и й
великих
фи л о софов,
П о з н а в а т ел ь н ы е : самостоятельно
о с у щ е с т в л я ю т
п о и с к
н у ж н о й
информации
Регулятивные: ориентируются
в
учебнике и рабочей тетради
6
учёных
прозвучало
на
нашем уроке (4+1 –Сенека,
Шиндер,
Конфуций,
Лао
Цзы, кто выполнял задание
с текстом Сухомлинский)
V.
И т о г и
урока.
Рефлексия.
Делает
обобщение
полученных
на
уроке сведений
О т в е ч а ю т
н а
вопросы,
определяют
своё
эмоциональное
состояние на уроке,
задание
«Незаконченные
предложения»
Обобщающая беседа
Личностные:
понимают
значение
знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:
п р о г н о з и р у ю т
р е з ул ьт а т ы
у р о в н я
у с в о е н и я
изучаемого материала
VII.
Домашнее
задание
Объявляет
задание,
конкретизирует
его.
Записывают
домашнее задание
Д/З параграф 19,
с.137 – 144.
Практическое
задание в рабочем
листе.
Индивидуальная работа
7