Напоминание

"Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Широкова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №5 "Сказка"
Населённый пункт: р.п.Озинки, Озинский район, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА» Р.П.ОЗИНКИ
Выступление на РМО

воспитателей старших и подготовительных групп

«Работа с семьей по развитию элементарных математических представ-

лений у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель МДОУ детский сад № 5 «Сказка» Широкова Галина Николаевна Январь 2016г.
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается роди- телями, не предоставляется им столь значимым, как например последующий, седьмой год жизни. Шестой год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправ- ленной систематической коллективной деятельности, произвольной регуля- ции своего поведения. Используя разные формы педагогического общения, необходимо разъяс- нить родителям, что воспитание пятилетних детей является качественно но- вой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного воз- раста, нельзя упускать эти новые возможности. Успехи ребёнка в подготови- тельной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько вни- мательно родители будут относиться к решению воспитательно-образователь- ных задач в этом году. С первых дней нового учебного года воспитатели группы начинают ра- ботать в тесном контакте с семьёй. При этом они руководствуются годовым планом детского учреждения, конкретизируя его в соответствии с задачами воспитания и особенностями детей своей группы. В первую очередь надо ознакомить родителей, а также и других членов семьи с тем, какие задачи стоят в текущем году по воспитанию и обучению детей шестого года жизни, какими методами и в каких формах они будут решаться. Не позднее октября намечается первое групповое родительское собра- ние. Тема его может быть следующей: «Старший дошкольный возраст - ка- кой он? (задачи и особенности воспитания детей от 5 до 6 лет)». В процессе подготовки к собранию оформляется стенд. На нём, кроме общих материалов – о режиме детей в группе и дома, о содержании повседневной деятельности детей, - помещаются и специальные по теме предстоящего собрания, напри- мер, задачи воспитания детей на шестом году жизни, статья о специфике ме- тодов воспитания и обучения, описание одного конкретного дня ребёнка в группе, дома и так далее. В повседневных беседах, кроме текущих вопросов, педагоги обсуждают и те, которые связаны с предстоящим собранием (какие, например, трудности возникают у отца, матери в воспитании у ребёнка умения сосредоточенно за- ниматься дома, выполнять, не отвлекаясь, порученное дело).
На втором собрании (январь – февраль) можно обсудить тему «Развитие познавательной деятельности детей», ибо целенаправленная работа с ребён- ком шестого года жизни явится хорошей основой для подготовки к школе. На заключительном собрании (май) обычно анализируются трудности, которые приходилось преодолевать в ходе воспитательной, образовательной работы, выявляются их причины, намечаются основные задачи для следую- щей ступени. Доклад можно назвать, например, так: «Чего достигли наши дети к концу шестого года жизни?». В промежутках между собраниями организуются коллективные и инди- видуальные беседы, консультации, осуществляются другие формы работы. Если возникает необходимость, воспитатели проводят ещё одно групповое собрание в середине учебного года. В докладах, беседах, на консультациях воспитатели показывают роль игр, труда и других видов детской деятельности в формировании личности ребёнка, рассказывают, как организуются они в детском саду, что целесооб- разнее делать дома. Проводя заранее запланированную беседу на ту или иную тему, воспи- татель должен отчётливо представлять себе, что одноразовый разговор не мо- жет дать ощутимого результата. Чтобы наметились сдвиги в развитии ребён- ка, с одной стороны, и чтобы родители овладели соответствующими знания- ми, с другой, педагог систематически проводит индивидуальные беседы. Важно, чтобы они были содержательны. Беседуя с родителями, педагог под- чёркивает возможности дальнейшего развития их ребёнка, исправления его поведения, но для этого необходимо учить его нужным навыкам, обогащать жизненный опыт. Вместе с тем важно всякий раз подчёркивать роль семьи в решении той или иной воспитательной задачи, необходимость установления единого подхода к ребёнку в семье и детском саду. Беседы проводятся, конеч- но, и по более частным текущим вопросам. Чтобы вызвать у родителей дове- рительное отношение к педагогу, что в свою очередь позволит повысить вос- питательный эффект беседы, не следует забывать, что начать её всякий раз нужно с положительных примеров. Особого внимания требует система в работе с теми родителями, дети ко- торых приняты в старшую группу недавно или пришли после длительного перерыва; с семьями, вызывающими тревогу. Беседы с ними могут быть про- ведены и непосредственно в семье.
Учитывая особенности детей 5-6 лет и задачи их воспитания, а также необходимость индивидуального подхода, можно наметить примерную тема- тику. Целесообразно объединять родителей, имеющих хороший опыт по обозначенным вопросам, и тех, кто испытывает трудности. Приведём пример беседы на тему: «Зачем детям математика?». «Математика выявляет порядок, симметрию и определённость. Это важ- нейшие виды прекрасного» (Аристотель.) «Природа формирует свои законы языком математики»- эти слова при- надлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов (что позволяет, решив задачу в общем виде, не ре- шать её в каждом следующем частном случае заново). Самый простой при- мер: 3+2 всегда 5, о чём бы не шла речь - о песчинках или планетах, о морях или цветах. Эту идею можно дать детям. Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присут- ствие чисел в мире природы и культуры, напомнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа игра- ют тоже большую смысловую роль. Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания назва- ния 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формиро- вать, но нужно организовать опыт работы ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета. Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое пережи- вание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда малень- кие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй. Так при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или старшего ребёнка со своими: выяснить, какая туфелька больше (меньше),
прикладывая подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что они будут есть большой ложкой, а что – маленькой. На прогулке предложите собирать большие и маленькие камешки, листья, шишки. Эти и другие зада- ния позволяют учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова «большой – маленький». А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии и назывании красного, жёлтого, зелёного и синего цветов. 1. При одевании на прогулку обсудите с ребёнком, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги или туфли. 2. Собирая осенние листья, выберите красные, жёлтые, зелёные, корич- невые. 3. Увидев в магазине ленты, предложите ребёнку назвать цвет ленты. А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии формы. 1. Принесите ребёнку много разных банок и флаконов с крышками, что- бы он имел возможность подобрать крышки по форме и по размеру. 2. На прогулке аккуратно намочите подошвы, сделайте отпечатки и сравните их по форме и по размеру. 3. Замесив тесто для печенья, делайте их вместе с ребёнком. По возмож- ности как-то называйте их («сердечко», «звёздочка», «полумесяц»). А поупражняться в счёте поможет игра в «магазин». Вы будете выпол- нять роль продавца: продавать штучный товар, считать его и называть стои- мость покупки. А ребёнок отсчитывать деньги (фишки) и пересчитывать то- вар, так как продавец иногда ошибается. Формирование элементарных математических представлений, в конеч- ном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познава- тельных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще че- ловеку, есть оно и в каждом ребёнке. Важно, чтобы знакомство ребёнка с ма- тематическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обыч- ных предметах, чтобы ребёнок увидел, что математические понятия описыва- ют реальный мир, а не существуют сами по себе. Консультация в отличие от беседы, предусматривает сообщение родите- лям последовательных сведений по определённой теме, поэтому подготовка к
ней требует от воспитателя ознакомления со специальной литературой; хоро- шо также, если в группе будет накапливаться наглядный материал, оформле- ния ширм, выставок, разработки памяток, рекомендаций. Так может быть проведена консультация на тему: «Как организовать игры детей с использованием занимательного математического материала». Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошколь- ного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занима- тельному материалу поможет решить ряд педагогических задач. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельно- сти детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и лич- ностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим иг- рам. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей по- знавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому по- иску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредствен- ной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способству- ет формированию готовности к школьному обучению. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует ак- тивность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудно- стей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата). Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фи- гур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятель - ность. Умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуще-
ствлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленны- ми задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение вос- принимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур – силуэтов из специально- го набора «ТАНГРАМ»). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заклю- чена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопостав- ления цели с полученным результатом. Особое место математических развлечений занимают игры на составле- ние плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямо- угольника, круга, треугольника. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа рас- положения фигур с целью создания силуэта. Игра «ТАНГРАМ» - одна из несложных игр. Называют её и «Головолом- кой из картона», «Геометрическим конструктором». Игра проста в изготовле- нии. Квадрат размером 8 на 8 см. из картона, пластика, одинаково окрашен- ный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается :2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно соста- вить очень много различных изображений по образцам и собственному за- мыслу. Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня развития сенсорного. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обсле- дования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружаю-
щих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей. Руководство процессом составления должно быть направлено на разви- тие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта. В обучении детей 5-6 лет воссозданию фигур-силуэтов из частей игры «ТАНГРАМ» последовательность усложнений заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий. Как известно, в работе с родителями воспитатель широко использует на- глядность. Прежде всего, это уголок для родителей. В нём должно быть отра- жено содержание работы с родителями на относительно длительный период (квартал) и на ближайшее время (например, 3-4 недели). Подбирая материалы для родительского группового уголка, воспитатель должен чётко представлять себе состав родителей, особенности развития вос- питанников, происходящие общественные события и прочее. Всё это в зна- чительной мере определяет содержание и характер работы с родителями группы в целом. Одной из возможных форм педагогической пропаганды среди родителей остаются папки-передвижки и ширмы. Оформляются они обычно по одному из более узких вопросов воспитания детей, особенно затрудняющих семью. Но иногда в опыте детских садов в таких папках и ширмах бывают удачно представлены материалы об особенностях воспитания той или иной стороны формирующейся личности ребёнка (нравственное, эстетическое и так далее). Для достижения общего воспитательного эффекта в развитии ребёнка целесообразно использовать просмотр воспитательно-образовательной рабо- ты в группе. Это открытые дни для родителей, дежурства в детском саду. Любой просмотр завершается обсуждением увиденного, воспитатель, заведующая внимательно выслушивают высказывания родителей, тактично отвечают на критические замечания. Вместе с тем нужно обстоятельно отве- тить на интересующие родителей вопросы в связи увиденным. Правильно поступают воспитатели, которые стремятся показать родите- лям все стороны жизни детей и просят поделиться впечатлениями.
Заметно повышается эффективность воспитания детей в тех случаях, когда план воспитательно-образовательной работы с детьми в группе обога- щается заданиями, которые воспитатель даёт детям и одновременно (по воз- можности) всем родителям. Воспитатель мотивирует необходимость этой работы её воспитывающей ролью, ценностью для подготовки к школе. Педагог с самого начала ориенти- рует родителей на неослабленный контроль за ребёнком. Здесь может стоять задача сформировать у детей и взрослых ответственное отношение к поруче- ниям детского сада, приучить родителей интересоваться, чем занят ребёнок, и всерьёз относиться к этому. Используя этот путь, воспитатель имеет возмож- ность убедить родителей в том, что на ступени старшего дошкольного возрас- та у ребёнка много весьма значимых дел, выполнение которых имеет большое значение для его общего развития и подготовки к школе. Приведём некоторые из возможных заданий. Организуя труд воспитанников, педагог стремится пробудить интерес к деятельности, активность, вызвать радость. Достигается это, в частности, ис- пользованием загадок, пословиц о труде. Некоторые из них дети знают. Вос- питатель предлагает пересмотреть вместе с родителями в своей домашней библиотеке книги о труде, попытаться найти новые загадки, пословицы, спросить у старших. На выполнение задания воспитатель даёт достаточное время (неделю), чтобы не было спешки, чтобы в каждой семье нашлось сво- бодное время для общения с ребёнком. Тесный контакт, взаимопонимание между воспитателями и родителями устанавливается при условии соблюдения основных принципов взаимосвязи детского сада и семьи, использования всех форм работы с родителями в опре- делённой системе, внимательного изучения лучшего опыта семейного воспи- тания, проявления доброго отношения к детям, уважения к родителям. Накануне отпусков родителей воспитатель советует им, как с пользой для развития ребёнка организовать его жизнь летом. Отдельным семьям осо- бенно важно подсказать, как использовать это время, не перегружая ребёнка, для укрепления его здоровья или для воспитания трудолюбия, усидчивости, развития речи, внимательности, любознательности. Тогда эти дети придут в следующую группу более подготовленными. Будет уверенность и в том, что дети, которые пойдут в первый класс, овладеют необходимыми знаниями и умениями, будут обладать качествами, важными для обучения.


В раздел образования