"Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Широкова Галина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад №5 "Сказка" Населённый пункт: р.п.Озинки, Озинский район, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА» Р.П.ОЗИНКИ
Выступление на РМО
воспитателей старших и подготовительных групп
«Работа с семьей по развитию элементарных математических представ-
лений у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель
МДОУ детский сад № 5 «Сказка»
Широкова Галина Николаевна
Январь 2016г.
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании
ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается роди-
телями, не предоставляется им столь значимым, как например последующий,
седьмой год жизни. Шестой год жизни дошкольника характерен нарастанием
физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправ-
ленной систематической коллективной деятельности, произвольной регуля-
ции своего поведения.
Используя разные формы педагогического общения, необходимо разъяс-
нить родителям, что воспитание пятилетних детей является качественно но-
вой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного воз-
раста, нельзя упускать эти новые возможности. Успехи ребёнка в подготови-
тельной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько вни-
мательно родители будут относиться к решению воспитательно-образователь-
ных задач в этом году.
С первых дней нового учебного года воспитатели группы начинают ра-
ботать в тесном контакте с семьёй. При этом они руководствуются годовым
планом детского учреждения, конкретизируя его в соответствии с задачами
воспитания и особенностями детей своей группы. В первую очередь надо
ознакомить родителей, а также и других членов семьи с тем, какие задачи
стоят в текущем году по воспитанию и обучению детей шестого года жизни,
какими методами и в каких формах они будут решаться.
Не позднее октября намечается первое групповое родительское собра-
ние. Тема его может быть следующей: «Старший дошкольный возраст - ка-
кой он? (задачи и особенности воспитания детей от 5 до 6 лет)». В процессе
подготовки к собранию оформляется стенд. На нём, кроме общих материалов
– о режиме детей в группе и дома, о содержании повседневной деятельности
детей, - помещаются и специальные по теме предстоящего собрания, напри-
мер, задачи воспитания детей на шестом году жизни, статья о специфике ме-
тодов воспитания и обучения, описание одного конкретного дня ребёнка в
группе, дома и так далее.
В повседневных беседах, кроме текущих вопросов, педагоги обсуждают
и те, которые связаны с предстоящим собранием (какие, например, трудности
возникают у отца, матери в воспитании у ребёнка умения сосредоточенно за-
ниматься дома, выполнять, не отвлекаясь, порученное дело).
На втором собрании (январь – февраль) можно обсудить тему «Развитие
познавательной деятельности детей», ибо целенаправленная работа с ребён-
ком шестого года жизни явится хорошей основой для подготовки к школе.
На заключительном собрании (май) обычно анализируются трудности,
которые приходилось преодолевать в ходе воспитательной, образовательной
работы, выявляются их причины, намечаются основные задачи для следую-
щей ступени. Доклад можно назвать, например, так: «Чего достигли наши
дети к концу шестого года жизни?».
В промежутках между собраниями организуются коллективные и инди-
видуальные беседы, консультации, осуществляются другие формы работы.
Если возникает необходимость, воспитатели проводят ещё одно групповое
собрание в середине учебного года.
В докладах, беседах, на консультациях воспитатели показывают роль
игр, труда и других видов детской деятельности в формировании личности
ребёнка, рассказывают, как организуются они в детском саду, что целесооб-
разнее делать дома.
Проводя заранее запланированную беседу на ту или иную тему, воспи-
татель должен отчётливо представлять себе, что одноразовый разговор не мо-
жет дать ощутимого результата. Чтобы наметились сдвиги в развитии ребён-
ка, с одной стороны, и чтобы родители овладели соответствующими знания-
ми, с другой, педагог систематически проводит индивидуальные беседы.
Важно, чтобы они были содержательны. Беседуя с родителями, педагог под-
чёркивает возможности дальнейшего развития их ребёнка, исправления его
поведения, но для этого необходимо учить его нужным навыкам, обогащать
жизненный опыт. Вместе с тем важно всякий раз подчёркивать роль семьи в
решении той или иной воспитательной задачи, необходимость установления
единого подхода к ребёнку в семье и детском саду. Беседы проводятся, конеч-
но, и по более частным текущим вопросам. Чтобы вызвать у родителей дове-
рительное отношение к педагогу, что в свою очередь позволит повысить вос-
питательный эффект беседы, не следует забывать, что начать её всякий раз
нужно с положительных примеров.
Особого внимания требует система в работе с теми родителями, дети ко-
торых приняты в старшую группу недавно или пришли после длительного
перерыва; с семьями, вызывающими тревогу. Беседы с ними могут быть про-
ведены и непосредственно в семье.
Учитывая особенности детей 5-6 лет и задачи их воспитания, а также
необходимость индивидуального подхода, можно наметить примерную тема-
тику.
Целесообразно
объединять
родителей,
имеющих
хороший
опыт
по
обозначенным вопросам, и тех, кто испытывает трудности.
Приведём пример беседы на тему: «Зачем детям математика?».
«Математика выявляет порядок, симметрию и определённость. Это важ-
нейшие виды прекрасного» (Аристотель.)
«Природа формирует свои законы языком математики»- эти слова при-
надлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в
пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых
групп, классов объектов (что позволяет, решив задачу в общем виде, не ре-
шать её в каждом следующем частном случае заново). Самый простой при-
мер: 3+2 всегда 5, о чём бы не шла речь - о песчинках или планетах, о морях
или цветах. Эту идею можно дать детям.
Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присут-
ствие чисел в мире природы и культуры, напомнить представление о каждом
числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа игра-
ют тоже большую смысловую роль.
Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания назва-
ния 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и
красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формиро-
вать, но нужно организовать опыт работы ребёнка так, чтобы он мог видеть
много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе,
линии, цвета.
Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет отношение к
математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое пережи-
вание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность
и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её
преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не
должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда малень-
кие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из
этого источника особенно волшебных историй.
Так при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или
старшего ребёнка со своими: выяснить, какая туфелька больше (меньше),
прикладывая подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что
они будут есть большой ложкой, а что – маленькой. На прогулке предложите
собирать большие и маленькие камешки, листья, шишки. Эти и другие зада-
ния позволяют учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине,
понимать и правильно использовать в речи слова «большой – маленький».
А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии и
назывании красного, жёлтого, зелёного и синего цветов.
1. При одевании на прогулку обсудите с ребёнком, какого цвета у него
шапка, шарф, куртка, сапоги или туфли.
2. Собирая осенние листья, выберите красные, жёлтые, зелёные, корич-
невые.
3. Увидев в магазине ленты, предложите ребёнку назвать цвет ленты.
А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии
формы.
1. Принесите ребёнку много разных банок и флаконов с крышками, что-
бы он имел возможность подобрать крышки по форме и по размеру.
2. На прогулке аккуратно намочите подошвы, сделайте отпечатки и
сравните их по форме и по размеру.
3. Замесив тесто для печенья, делайте их вместе с ребёнком. По возмож-
ности как-то называйте их («сердечко», «звёздочка», «полумесяц»).
А поупражняться в счёте поможет игра в «магазин». Вы будете выпол-
нять роль продавца: продавать штучный товар, считать его и называть стои-
мость покупки. А ребёнок отсчитывать деньги (фишки) и пересчитывать то-
вар, так как продавец иногда ошибается.
Формирование элементарных математических представлений, в конеч-
ном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познава-
тельных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще че-
ловеку, есть оно и в каждом ребёнке. Важно, чтобы знакомство ребёнка с ма-
тематическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обыч-
ных предметах, чтобы ребёнок увидел, что математические понятия описыва-
ют реальный мир, а не существуют сами по себе.
Консультация в отличие от беседы, предусматривает сообщение родите-
лям последовательных сведений по определённой теме, поэтому подготовка к
ней требует от воспитателя ознакомления со специальной литературой; хоро-
шо также, если в группе будет накапливаться наглядный материал, оформле-
ния ширм, выставок, разработки памяток, рекомендаций.
Так может быть проведена консультация на тему: «Как организовать
игры детей с использованием занимательного математического материала».
Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошколь-
ного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада
и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере
относится и к обогащению содержания семейного воспитания.
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занима-
тельному материалу поможет решить ряд педагогических задач.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельно-
сти детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и лич-
ностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая
функция в полной мере свойственна и занимательным математическим иг-
рам.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей по-
знавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому по-
иску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами
сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти
фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредствен-
ной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способству-
ет формированию готовности к школьному обучению.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует ак-
тивность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудно-
стей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск
ответа до получения качественного результата).
Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фи-
гур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких
качеств
личности,
как
целенаправленность,
настойчивость,
самостоятель -
ность. Умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу,
обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуще-
ствлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленны-
ми задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с
использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение вос-
принимать умственные задачи, находить для них новые способы решения.
Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов
логических задач, головоломок с палочками, фигур – силуэтов из специально-
го набора «ТАНГРАМ»).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заклю-
чена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно
без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопостав-
ления цели с полученным результатом.
Особое место математических развлечений занимают игры на составле-
ние плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей
из специальных наборов геометрических фигур.
Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют
собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямо-
угольника, круга, треугольника. Они интересны детям и взрослым. Детей
увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они
включаются в активную практическую деятельность по подбору способа рас-
положения фигур с целью создания силуэта.
Игра «ТАНГРАМ» - одна из несложных игр. Называют её и «Головолом-
кой из картона», «Геометрическим конструктором». Игра проста в изготовле-
нии. Квадрат размером 8 на 8 см. из картона, пластика, одинаково окрашен-
ный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается :2
больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно соста-
вить очень много различных изображений по образцам и собственному за-
мыслу.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня
развития сенсорного. Дети должны знать не только названия геометрических
фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обсле-
дования
форм
зрительным
и
осязательно-двигательным
путём,
свободно
перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито
умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружаю-
щих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры
путём разрезания и составлять их из частей.
Руководство процессом составления должно быть направлено на разви-
тие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и
форме составляемого силуэта.
В обучении детей 5-6 лет воссозданию фигур-силуэтов из частей игры
«ТАНГРАМ» последовательность усложнений заданий можно представить
следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного
анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.
Как известно, в работе с родителями воспитатель широко использует на-
глядность. Прежде всего, это уголок для родителей. В нём должно быть отра-
жено содержание работы с родителями на относительно длительный период
(квартал) и на ближайшее время (например, 3-4 недели).
Подбирая материалы для родительского группового уголка, воспитатель
должен чётко представлять себе состав родителей, особенности развития вос-
питанников, происходящие общественные события и прочее. Всё это в зна-
чительной мере определяет содержание и характер работы с родителями
группы в целом.
Одной из возможных форм педагогической пропаганды среди родителей
остаются папки-передвижки и ширмы. Оформляются они обычно по одному
из более узких вопросов воспитания детей, особенно затрудняющих семью.
Но иногда в опыте детских садов в таких папках и ширмах бывают удачно
представлены материалы об особенностях воспитания той или иной стороны
формирующейся личности ребёнка (нравственное, эстетическое и так далее).
Для достижения общего воспитательного эффекта в развитии ребёнка
целесообразно использовать просмотр воспитательно-образовательной рабо-
ты в группе. Это открытые дни для родителей, дежурства в детском саду.
Любой просмотр завершается обсуждением увиденного, воспитатель,
заведующая внимательно выслушивают высказывания родителей, тактично
отвечают на критические замечания. Вместе с тем нужно обстоятельно отве-
тить на интересующие родителей вопросы в связи увиденным.
Правильно поступают воспитатели, которые стремятся показать родите-
лям все стороны жизни детей и просят поделиться впечатлениями.
Заметно повышается эффективность воспитания детей в тех случаях,
когда план воспитательно-образовательной работы с детьми в группе обога-
щается заданиями, которые воспитатель даёт детям и одновременно (по воз-
можности) всем родителям.
Воспитатель мотивирует необходимость этой работы её воспитывающей
ролью, ценностью для подготовки к школе. Педагог с самого начала ориенти-
рует родителей на неослабленный контроль за ребёнком. Здесь может стоять
задача сформировать у детей и взрослых ответственное отношение к поруче-
ниям детского сада, приучить родителей интересоваться, чем занят ребёнок, и
всерьёз относиться к этому. Используя этот путь, воспитатель имеет возмож-
ность убедить родителей в том, что на ступени старшего дошкольного возрас-
та
у
ребёнка
много
весьма
значимых
дел,
выполнение
которых
имеет
большое значение для его общего развития и подготовки к школе.
Приведём некоторые из возможных заданий.
Организуя труд воспитанников, педагог стремится пробудить интерес к
деятельности, активность, вызвать радость. Достигается это, в частности, ис-
пользованием загадок, пословиц о труде. Некоторые из них дети знают. Вос-
питатель предлагает пересмотреть вместе с родителями в своей домашней
библиотеке книги о труде, попытаться найти новые загадки, пословицы,
спросить у старших. На выполнение задания воспитатель даёт достаточное
время (неделю), чтобы не было спешки, чтобы в каждой семье нашлось сво-
бодное время для общения с ребёнком.
Тесный контакт, взаимопонимание между воспитателями и родителями
устанавливается при условии соблюдения основных принципов взаимосвязи
детского сада и семьи, использования всех форм работы с родителями в опре-
делённой системе, внимательного изучения лучшего опыта семейного воспи-
тания, проявления доброго отношения к детям, уважения к родителям.
Накануне отпусков родителей воспитатель советует им, как с пользой
для развития ребёнка организовать его жизнь летом. Отдельным семьям осо-
бенно важно подсказать, как использовать это время, не перегружая ребёнка,
для укрепления его здоровья или для воспитания трудолюбия, усидчивости,
развития речи, внимательности, любознательности. Тогда эти дети придут в
следующую группу более подготовленными. Будет уверенность и в том, что
дети, которые пойдут в первый класс, овладеют необходимыми знаниями и
умениями, будут обладать качествами, важными для обучения.