Автор: Дробина Наталия Алексеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Барашевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Барашево
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организационные механизмы реализации основных общеобразовательных программ посредством сетевой формы"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
Доклад
на методическом объединении
учителей математики и информатики
на тему:
«Организационные механизмы реализации
основных общеобразовательных программ посредством
сетевой формы»
Выполнил: учитель информатики Дробина Н.А.
2017
В настоящее время одной из доминирующих тенденций развития человечества
является
глобальная
информатизация
общества.
Стремительное
развитие
и
распространение в России интернет-технологий не могло не отразиться на современной
государственной политике в области образования. Информатизация образования стала
одним из приоритетных направлений модернизации российской системы общего, среднего
и высшего образования, направленной на разработку методологии, методических систем,
технологий,
методов
и
организационных
форм
обучения,
на
совершенствование
механизмов управления системой образования в современном информационном обществе.
По
своим
дидактическим
свойствам
и
методическим
функциям
современные
информационные
и
коммуникационные
технологии
могут
создать
уникальные
педагогические
условия
для
организации
полноценного
педагогического
процесса,
построенного на дистанционной форме обучения.
В научной литературе можно встретить множество определений данного понятия,
которые
нередко
противоречат
друг
другу.
Одно
из
наиболее
известных
и
общих
определений термина «дистанционное обучение» принадлежит Е.С. Полат, которая под
данным
понятием
предложила
понимать
особую
«форму
обучения,
при
которой
взаимодействие
учителя
и
учащихся
и
учащихся
между
собой
осуществляется
на
расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание,
методы,
организационные
формы,
средства
обучения),
реализуемые
специфическими
средствами
Интернет-технологий
или
другими
средствами,
предусматривающими
интерактивность».
Дистанционная
форма
обучения
создает
уникальные
условия
для
обучения
по
индивидуальной траектории, когда каждый обучающийся может заниматься в свободное
время в удобном для него месте и темпе.
На сегодня существует три модели реализации дистанционного обучения. Причем
различия
в
моделях
определяются
степенью
интеграции
ИКТ
в
процесс
обучения
и
степенью реализации дистанционной формы обучения в учебном процессе. Исходя из
этого,
можно
выделить
следующие
модели
дистанционного
обучения:
а)
модель
смешанного обучения; б) модель «Удаленная аудитория»; в) модель сетевого обучения.
Рассмотрим подробнее модель сетевого обучения.
Данную модель можно условно назвать «обратной» модели «Удаленная аудитория».
Если при реализации последней обучающиеся собирались вместе в одной аудитории, то
модель сетевого обучения предусматривает удаленное расположение всех обучающихся и
преподавателя, объединенных вместе в «сеть» в рамках изучаемого дистанционного курса
или программы. Сетевая модель обучения подразумевает наличие единого виртуального
центра - интернет-платформы курса или программы (на сервере конкретного университета
или
образовательного
центра)
с
возможностью
удаленного
доступа
всем
зарегистрированным обучающимся и преподавателю. На основе данной модели можно
предлагать как изучение отдельных курсов (повышение квалификации), так и реализацию
целой
образовательной
программы.
На
современном
этапе
уже
каждый
российский
университет
имеет
платформу
дистанционного
образования,
посредством
которой
в
большей или меньшей степени реализуется заочная форма обучения. В перспективе вся
заочная
форма
обучения
может
быть
реализована
на
основе
сетевой
организации
образовательного процесса.
Выделяют следующие модели сетевого взаимодействия, они представлены в виде
схем:
1.
Модель социального партнерства.
2.
Модель горизонтальной сети.
3.
«Кустовая» сеть
4.
Смешанный вариант взаимодействия
Для
полноценной
организации
образовательного
процесса
на
основе
сетевой
формы обучения необходимо, чтобы каждый курс был четко структурирован и имел
модульную структуру. На интернетплатформе курса должны размещаться как материалы
для изучения, так и творческие проблемные задания; веб-форум, на котором слушатели
курса могли бы принять участие в групповом обсуждении изучаемых вопросов; сетевая
медиатека;
банк
тестовых
и
контрольных
заданий
для
самоконтроля
и
т.п.
Функция
преподавателя
при
данной
модели
обучения
заключается
в
создании
условий
для
полноценного
обучения,
мониторинге
участия
слушателей
в
групповых
проектах,
индивидуальном и групповом консультировании слушателей. Сетевая форма обучения
также
должна
предоставлять
обучающимся
возможность
осваивать
конкретную
дисциплину по индивидуальным траекториям.
Последняя
редакция
Федерального
закона
РФ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) [23] «узаконила» дистанционную форму обучения и
создала
правовое
поле
для
использования
сетевой
модели
обучения
в
сетевых
образовательных программах. Согласно данному Федеральному нормативному документу
под сетевой формой реализации образовательной программы понимается такая модель
организации
образовательного
процесса,
при
которой
для
освоения
обучающимися
образовательной программы привлекаются ресурсы нескольких организаций. Причем в
качестве организаций, реализующих образовательную программу, могут выступать как
учреждения
высшего
образования,
так
и
научно-исследовательские
институты,
медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.п. На базе
организаций-
партнеров
может
происходить
как
непосредственное
обучение,
так
и
прохождение практики обучающимися. Реализация сетевой образовательной программы
несколькими
организациями
осуществляется
на
основе
договора
между
ними,
содержащего следующую информацию:
1)
вид,
уровень
и
/
или
направленность
образовательной
программы
(часть
образовательной
программы
определенных
уровня,
вида
и
направленности),
реализуемой с использованием сетевой формы;
2)
статус
обучающихся
в
организациях,
правила
приема
на
обучение
по
образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок
организации
академической
мобильности
обучающихся
(для
обучающихся
по
основным
профессиональным
образовательным
программам),
осваивающих
образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3)
условия
и
порядок
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе
распределение
обязанностей
между
организациями,
порядок
реализации
образовательной
программы,
характер
и
объем
ресурсов,
используемых
каждой
организацией, реализующей образовательные программы на основе сетевой формы;
4)
выдаваемые документ или документы об образовании и / или о квалификации,
документ
или
документы
об
обучении,
а
также
сведения
об
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
и
выдающих
указанные
документы;
5)
срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Организации
также
должны
разработать
и
согласовать
учебной
план
сетевой
образовательной программы.
Безусловно, использование сетевой формы реализации образовательных программ
имеет
ряд
преимуществ.
В
первую
очередь,
она
направлена
на
повышение
качества
образования,
расширение
доступа
обучающихся
к
современным
образовательным
технологиям и средствам обучения, предоставление обучающимся возможности выбора
различных
профилей
подготовки
и
специализаций,
углубленного
изучения
учебных
курсов,
предметов,
дисциплин,
модулей,
формирование
актуальных
компетенций,
совершенствование профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта
ведущих образовательных организаций, более эффективное использование имеющихся
образовательных
ресурсов,
повышение
конкурентоспособности
выпускников
образовательной организации на российском и международном рынках образовательных
услуг и труда.
Были рассмотрены некоторые спорные вопросы, связанные с реализацией сетевых
образовательных
программ.
Все
три
модели
дистанционного
обучения,
к
которым
относятся модель смешанного обучения, модель «Удаленная аудитория» и модель сетевого
обучения, создают условия для обучения по индивидуальным траекториям. Вместе с тем
реализация
сетевых
образовательных
программ
создает
особые
преимущества
и,
как
следствие, вызывает некоторые спорные вопросы, к которым относятся: а) распределение
ролей
между
университетами-партнерами
в
реализации
сетевых
образовательных
программ;
б)
невозможность
региональным
вузам
вступить
в
элитарные
сетевые
университеты ШОС, СНГ, БРИКС; в) проблемы в уровне подготовки обучающихся; г)
требования резиденции.
Литература
1.
Ро б е р т
И . В . Основные
направления
информатизации
образования
в
отечественной школе // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация
образования. 2005. № 5. С. 106–114.
2.
Хмаренко
Н.И.,
Сысоев
П.В. Сетевое
обучение:
к
вопросу
определения
понятий //Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения :
сб. науч. тр. / под ред. О.А. Чекун. М., 2015. С. 55–59.
3.
Полат
Е.С.,
Бухаркина
М.Ю.,
Моисеева
М.В. Теория
и
практика
дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
М. : Академия, 2004. 416 с.
4.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012