Напоминание

Виды театрализованных игр


Автор: Агаркова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Ливенская СОШ"
Населённый пункт: Орловская обл., Ливенский район, п.Набережный
Наименование материала: Статья
Тема: Виды театрализованных игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Все театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры- драматизации. К режиссерским играм относятся настольные театрализованные игры. В них входят: Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Настольный театр картинок. Все персонажи и декорации – картинки (необходимо сделать их двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми). Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передаёт интонация ведущего - радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте действия, необходимо использовать элементы декорации: два-три дерева - это лес, зелёная ткань или бумага на столе - лужайка, голубая лента – ручеёк и так далее. Но не35 нужно тратить много времени на такие приготовления лучше привлекать к ним детей, приучать их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации - и тогда всем станет интересно. В стендовые театрализованные игры входят: Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Если укрепить фон на нижней части доски, на верхней части дети смогут разместить транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий, переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображён новый режимный процесс. Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовывать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используется и природный материал. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей. На экранах-призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы. Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены. Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук детей, это вызывает у детей восторг и неподдельный интерес.36 Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, внизу экрана устанавливается планка, на которой можно укреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Фигура укрепляется на планке и следом выводится бабка и т. д. Фигуры размещаются вблизи экрана, чтобы тени получились чёткими. Педагог (ведущий) располагается ниже или сбоку от экрана, чтобы его тень не падала на экран. Театр теней хорошо использовать в часы досуга. Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой конкретный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги (шапочку, фартучек, кокошник, венок, пояс и т. п.) ребёнок надевает на себя. Создать же образ он должен сам с помощью интонации, мимики, жестов,
движений, либо других знакомых средств выразительности. Не всегда нужно воспроизводить полный костюм героя. Посоветовавшись с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен, можно изготовить эмблему, по которой все сразу узнают изображаемого героя. Необходимо обращать внимание ребят, что главное – это, как они исполняют свои роли – похоже, или нет. Вместе с тем, не следует требовать большой точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение придёт постепенно – после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками. Игры - драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом37 появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Гуси лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам. Это способствует не только развитию выразительности и образности речи, но и сближает детей, приучает их действовать совместно, сообща. Игра-драматизация с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движение её головы, рук, туловища осуществляют с помощью движение пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрываются водящие. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорей поднимает активность и интерес ребят. Показ педагогом способов действия с куклами бибабо вызывает у детей интерес и желание самим научиться водить кукол. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца место одного. Для достижения наилучшего результата, необходимо изготавливать костюмы для кукол, в соответствии с размером детской руки, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных кукол, мягких игрушек. Но костюмы и грим куклы должен соответствовать нужной роли. Показав ребятам, как следует двигаться кукле, как её водить по ширме, позволяет расширять и обогащать опыт детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации с верховыми куклами. К верховым куклам относятся те, которыми кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит. Тростевые куклы относятся к верховым и управляются специальным механизмом с помощью тростей. Основу тростевой куклы составляет гапит –38 деревянный стержень, который служит позвоночником куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас. Корпус и голова куклы управляются рукой ребёнка, который /держит гапит. Руки куклы приводятся в движение второй рукой ребёнка при помощи проволочных тростей. Трости крепятся к кистям куклы. Театр кукол с «живой рукой». Яркими выразительными возможностями обладает очень простая кукла с «живой рукой», которая состоит из деревянного стержня-шеи и головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм. Вместо рук куклы - руки кукловода в цветных перчатках. Театр марионеток. Марионетками принято называть кукол, управляемых сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваги. Вага - деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла. Люди- куклы. Люди-куклы относятся к напольным куклам. Ребёнок надевает на себя огромную голову- маску, большие ладони, здоровые ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки изготовлены из поролона. Чтобы ребёнок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребёнка. Импровизация - разыгрывание
темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И всё же дети будут в недоумении, если педагог предложит им разыграть ту или иную сценку. Необходимо подготовить их к этому - вместе придумать тему, обсудить, как её изобразить, как будут распределены роли, выделить характерные эпизоды. Подводя итог классификации игр, можно сказать, что все они требуют режиссирования и проговаривания реплик


В раздел образования