Урок по истории России в 7 классе. Тема "Северная война"
Автор: Иванова Ольга Владимировна Должность: учитель истории Учебное заведение: МОУ "СОШ№2 им. Героя Советского Союза М.А.Зуева" Населённый пункт: город Ершов Наименование материала: разработка открытого урока Тема: Урок по истории России в 7 классе. Тема "Северная война" Раздел: среднее образование
Урок по истории России в 7 классе. Тема «Северная война». Учебник «История
России 17 – 18 вв.» А.А. Данилов.
Учитель истории Иванова Ольга Владимировна, МОУ «СОШ № 2 г. Ершова
Саратовской области им. Героя Советского Союза Зуева М.А.».
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока
:
формирование представлений о причинах Северной войны, её основных
событиях, значении победы России в Северной войне.
Задачи:
1.
Объяснять и раскрывать значение исторического события – Северная война.
2.
Объяснять роль исторического события – Северная война для развития России
начала 18 века.
3.
Расширять опыт оценочной деятельности, формулировать собственную гипотезу.
4.
Совершенствовать умения работать с учебной информацией, анализировать
факты, обобщать, делать выводы.
5.
Осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные умения :
-работать в паре, группе;
-доказывать свою точку зрения;
-осмысливать теоретический материал;
-выполнять познавательные и проблемные задания.
Оборудование урока: карточки «Узнай героя», таблица «События Северной войны» для
заполнения в парах, распечатки документов и контурных карт «Северная война»,
учебники, тетради, карта «Северная война», фрагмент фильма «Династия Романовых»
(Петр 1), презентация Северная война».
Ход урока.
Оргмомент. Настрой на урок. Приветствие.
1 этап.
«Актуализация знаний». Узнай героя. Работа в парах.
Цель: учащиеся определяют историческую личность и должны сделать вывод, что все эти
люди подготовили петровские реформы. (Приложение №1)
Задание «Верно или неверно утверждение» : устная работа, фронтальный опрос.
Цель: подвести учащихся к теме урока, его проблеме, задачам.
1. Правление Алексея Михайловича, Федора, Софьи подготовило почву для реформ Петра.
2. Царь Федор получил образование по западному образцу.
3. Князю Голицыну и Софье удалось осуществить все задуманные реформы.
4. Первый Азовский поход был успешным.
5. Второй Азовский поход был успешным.
6. Россия отставала от западноевропейских стран.
7. В реформах к началу 18 века не было необходимости.
8. Из – за стрелецкого бунта Петр вынужден был вернуться из Европы раньше, чем
планировал.
2-й этап урока «Постановка проблемы, цели, задачи урока».
Слова учителя: Петр Алексеевич Романов возвратился в Москву с твердым намерением
начать преобразования и реформирование Российского государства. Так, с 1698 года
началась жестокая целеустремленная ломка старой России, ставшей к концу правления
Петра Великого мощной в военном и экономическом отношении европейской державой.
С чего же решил начать свои преобразования будущий император?
Учитель просит выдвинуть предположения о теме и задачах урока, выявить его
проблематику, определить, о чём сегодня будет урок?
3. Проводит беседу по этим вопросам.
4. Подводит ее итоги, окончательно формулируя цель, задачи, проблему урока.
В тетрадях записываем число, тему урока.
3-й этап урока «Открытие нового знания».
Работа в парах с первым пунктом параграфа. Цель: учащиеся должны заполнить на основе
пункта первые 4 строки таблицы. (Приложение №2) .
Сверяемся. Зачитываем, что получилось. Делаем вывод о первом этапе войны: Россия и её
союзники потерпели неудачу.
Внимание на слайд № 1: «Состояние русской армии перед войной». Задание для
учащихся: из текста п.2 стр. 107-108 выписать в тетрадь, что изменилось в армии после
поражения под Нарвой.
Сравниваем ответы со слайдом № 2. Делаем вывод: армия в лучшую сторону
изменилась и готова воевать.
Слайд № 3: «Первые победы» и далее слайд №4 «Битва при Лесной». Учащиеся вносят
данные в таблицу.
Слова учителя о значении первой крупной победы над сильным противником.
Смотрим фрагмент фильма «Первые Романовы». Полтавская битва.
Обсуждаем по вопросам: Что сказали полководцы своим войскам? Кто более вдохновил к
битве своих воинов? Почему победили русские войска? Что за сила вела их к победе? Что
эта победа значила для хода войны?
Вносим данные в таблицу.
Слайд № 5: «Прутский поход Петра». Обращаем внимание на то, что война с Полтавской
победой не закончилась. Турция вмешалась в ход войны.
Задача для учащихся: работая в группах прочитать и сравнить пункт на стр. 111
учебника и документ «О Прутском походе». (Приложение № 3).
Подготовить устно ответы на вопросы:
Что узнали разного из разных источников? Какова роль Екатерины? Каково было
положение армии? Почему турки согласились на легкие условия? Что могло бы быть с
армией и самим Петром, если бы не удались переговоры? Успешен ли был поход?
Слайд № 6: «Последний этап войны. Морские сражения». На основе слайдов заполняем
таблицу.
Групповая работа: заполнить контурную карту «Северная война» (первые три задания),
на основе текста, карты учебника стр.113, карты на доске, слайда-карты.
Выполненные работы крепим на доске. Смотрим, сверяем между группами.
Заполняем последние пункты таблицы, вывод. Зачитываем.
Рефлексия. Я узнал… Я понял …
Самооценка на индивидуальных листочках. (Приложение №4).
Если выполнил 5 пунктов – оценка 5. По убывающей.
Листочки и заполненную таблицу сдаем.
Итог урока подводит учитель .
Приложения
Приложение №1.
Карточки «Узнай героя».
Белорус по национальности. Из Полоцка.
Ученый. С 1664 г. преподавал в Москве. Обучал
детей царя Алексея Михайловича – Софью и
Федора. Первый придворный поэт. Выступал за
объединение русского, украинского, белорусского
народов.
Болезненный брат Петра 1, волею судьбы
оказавшийся соправителем своего великого
родственника. Был провозглашен царем по
требованию стрельцов. В управлении страной не
участвовал, лишь присутствовал на приемах
иностранных гостей. В 1696 году умер.
Псковский дворянин. Государственный деятель,
полководец, дипломат, реформатор. Возглавлял
Посольский приказ. Во многом опередил
реформы Петра 1. Предлагал ввести рекрутскую
повинность, перейти к постоянной армии.
Отменил привилегии иностранным компаниям,
предоставил льготы русским купцам.
Голландец, жил под селом Преображенским в
немецкой слободе. Учил Петра арифметике,
геометрии, фортификации. Стал старшим
товарищем молодому Петру.
Фактический правитель России в период
регентства царевны Софьи. Содействовал
открытию Славяно-греко-латинского училища.
Поддерживал развитие торговли и ремесел.
Предлагал освободить крестьян от крепостного
права. Провел Крымские походы.
Швейцарец. Военный. Жил в немецкой слободе.
Обучал Петра военному делу. Помог создать
Петру два потешных полка – Семеновский и
Преображенский. Оказал огромное влияние на
Петра. Был другом и советником царя.
Хорватский дворянин. Знал множество языков.
Был переводчиком в Посольском приказе.
Выступал за введение в России европейской
системы образования. Главной идеей было
объединение всех славянских народов для их
усиления.
Думный дьяк, воспитатель Петра 1. На
протяжении всей жизни находился в ближайшем
окружении царя. Принимал участие в походах и
отвечал за строительство бастиона
Петропавловской крепости. В 1710 году Петр
возвел его в графское достоинство.
Старший сын Алексея Михайловича. Брат Петра
1. Был крестным отцом маленького Петра. По его
поручению с пяти лет Петра обучали грамоте.
Царствовал в период с 1676 по 1682 год.
Царь из династии Романовых. Вошел в историю
как «Тишайший». Время его правления таким
назвать нельзя. Это скорее «Бунташный век». Его
четверо детей стали правителями России.
Властная, волевая царевна. Регентша при
малолетних царях – братьях Иване и Петре.
Управляла страной с 1682 по 1689 годы.
Канцлером при ней был Голицын Василий
Васильевич.
Командующий русской армией во время второго
Азовского похода. Подготовил вокруг крепости
Азов огромный земляной вал, облегчавший
артиллеристам обстрел любой точки крепости.
Совместные действия с флотом привели к победе
над врагом. Азов пал.
Руководитель Посольского приказа. Генерал.
Возглавил Великое посольство 1697-1698 годов в
Западную Европу. Участвовал в создании
русского флота и регулярной армии. Ведал
Ямским приказом, Оружейной, Золотой и
Серебряной палатами.
Иностранец, много писавший о России. Оставил
прекрасные сведения о жизни и быте русских
людей 17 века. Из них мы можем составить
довольно точное представление об образе жизни
разных сословий.
Приложение №2 – таблица для заполнения учащимися.
Северная война
Дата
Событие
Действия России и её
союзников
Действия Швеции и её
союзников
1699 г.
1700 г.
1702 г.
1703 г.
1708
28
сентября
Полтавская битва
1711 г.
Сражение у мыса Гангут
1720 г.
27 июля
Ништатский мир
Вывод: Россия…
Приложение № 3
О Прутском походе
Петр послал Шереметева к Дунаю – нельзя ли предупредить турок и разорить мост. Но
турки предупредили, перешли Дунай. Предстоял вопрос: двигаться ли царю с главным
войском вперед или оставаться? На военном совете было решено идти вперед, и Петр
пошел, тем более что Молдавия уже объявила себя за русских, и остановиться значило
отдать её в беззащитную жертву туркам. Следствием была встреча с турками у Прута ( 9
июля): у турок было 200 тысяч войска, а у русских только 40 000. Несмотря на то,
напавший неприятель был отбит с жестоким уроном. Но все же положение русского
войска было отчаянное: оно было истомлено битвою и зноем, съестных припасов
оставалось очень немного, помощи ниоткуда. Визирю предложены были мирные условия
и богатые подарки. Визирь принял предложение, потому что сам находился в
затруднительном положении: янычары, испуганные отчаянным сопротивлением русских,
потеряли 7000 своих, отказались возобновить нападение и кричали, чтоб визирь скорее
заключил мир; кроме того, получено было известие, что отправленный прежде царем
отряд под начальством генерала Рённе взял турецкий город Браилов.
Главные условия мира были: отдача туркам Азова, разорение Таганрога и других
новопостроенных с русской стороны городов; невмешательство царя в польские дела.
Русское войско, не знавшее, что делалось в турецком лагере, изумленное
снисходительностью мирных условий, с великой радостью выступило из западни к своим
границам.
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989. С. 549.
Приложение № 4. Самооценка.
1. Узнал героя.
2. Правильно сказал верно - неверно.
3. Заполнил таблицу без ошибок.
4. Правильно выписал реформу армии.
5. Помог группе при работе с
документом о походе.
6. Помог группе выполнить задание по
контурной карте.