Напоминание

«Система воспитания у дошкольников национального достоинства и гражданственности через развитие интегративных качеств личности»


Автор: Соболева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №6 "Сказка"
Населённый пункт: город Белая Калитва
Наименование материала: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Тема: «Система воспитания у дошкольников национального достоинства и гражданственности через развитие интегративных качеств личности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

«

Система воспитания у дошкольников национального

достоинства и гражданственности через развитие

интегративных качеств личности

»

Соболевой Ирины Валерьевны

Воспитателя первой квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада общеразвивающего вида

(художественно-эстетического приоритетного направления развития

воспитанников)

второй категории № 6 «Сказка»

г. Белая Калитва

Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по

праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации,

органов

управления

образованием

субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех видов и типов.

Это

стало

возможным,

прежде

всего

потому,

что

произошли

существенные

позитивные изменения в обществе и государстве в целом. Впервые,

в одном из

основополагающих документов, Национальной доктрине образования в Российской

Федерации, определены цели воспитания и обучения как единого процесса. А также

пути их достижения, посредством государственной политики в области образования

на предстоящие четверть века.

Социальный заказ государства на воспитание человека

современного

образованного,

нравственного,

предприимчивого,

готового

самостоятельно

принимать

решения

в

ситуации

выбора,

способного

к

сотрудничеству

и

межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу

страны, нашел отражение в других важнейших документах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской

Федерации",

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,

-

Концепции

модернизации

российского

образования

на

предстоящее

десятилетие,

-

Государственной

программе

патриотического

воспитания

граждан

Российской федерации,

- Приоритетном государственном национальном проекте,

- в послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.

Процессы

модернизации

содержания

образования,

новые

приоритеты

в

образовательной политике, федеральные государственные требования, изменение

концептуальных

ориентиров

побуждают

к

поиску

иных

подходов

к

совершенствованию воспитательного процесса в системе образования, обновлению

содержания

и

технологий

воспитательной

деятельности

в

образовательных

учреждениях

с

учетом

региональных

особенностей,

социокультурной

среды,

традиционного и инновационного опыта, достижений современной педагогической

науки.

Воспитание - процесс непрерывный, но управлять им необходимо, столь же

планомерно,

как

и

учебным.

Одним

из

механизмов

реализации

целей

и

задач

воспитания является создание актуальной воспитательной системы.

По моему мнению, эта задача не может быть успешно решена без глубокого

познания

духовного

богатства

своего

народа,

освоения

народной

культуры,

возрождения казачьих традиций.

Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида художественно-эстетического приоритетного

направления развития воспитанников

второй категории № 6 «Сказка» г. Белая

Калитва, реализует образовательную программу, разработанную на основе приказа

Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года

№ 655 «Об утверждении и

введении в действие федеральных государственных

2

требований

к

структуре

основной

общеразвивающей

программы

дошкольного

образования». Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и

обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе

реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют

непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Программа

строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

При этом нужно отметить, что федеральные государственные требования к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

устанавливают

основополагающий

принцип

интеграции

образовательных

областей.

Данный

принцип

является

инновационным

и

обязывает

ДОУ

коренным

образом

перестроить

образовательную

деятельность

в

детском

саду,

для

получения

целостного

образовательного

продукта,

обеспечивающего

формирование

интегративных

качеств

личности

дошкольника

и

его

гармоничное

вхождение

в

социум.

Для всех сторон жизни социума огромное значение имеют те способности и

качества

личности,

которые

закладываются

обучением

и

воспитанием

в

дошкольном

детстве

на

основе

физического

развития.

В

своей

работе

по

физическому воспитанию

использую авторскую парциальную программу

Н.Н.

Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и

младшего

школьного

возраста».

Данная

парциальная

программа

опирается

на

объективные

законы

развития

человеческого

организма.

Основной

принцип

программы - играя оздоравливать, играя воспитывать, играя развивать, играя

обучать.

Я

считаю,

что

среди

многих

факторов,

оказывающих

влияние

на

формирование

личности

(социальных,

культурных,

гигиенических

и

др.),

физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную

роль

комплексного

развития

всех

аспектов

целостной

личности

(психического,

физического,

интеллектуального,

эстетического,

нравственного),

постепенно

подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных

отношений.

Физическое

воспитание

благоприятствует

осуществлению

эстетического

воспитания.

В

процессе

выполнения

физических

упражнений

я

развиваю

у

моих

воспитанников

способность

воспринимать,

испытывать

эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество,

выразительность движений.

В связи с этим актуальными становятся вопросы о системе мониторинга за

результатами образовательной деятельности.

Результаты освоения основной общеобразовательной программы за 2010-2013

учебный год МБДОУ ДС №6 «СКАЗКА», группа «Светлячок».

3

По

освоению

содержания

образовательных

областей

у

воспитанников

наблюдается

положительная

динамика.

Учитывая

возрастные

возможности

и

используя

дифференцированный

подход

и

проектный

метод,

при

тесном

сотрудничестве

родителей

и

специалистов

ДОУ,

у

детей

развиваются

интегративные качества личности.

Если сравнить динамику формирования интегративных качеств за период

2011-2013 год, то можно сделать следующие выводы:

Результаты диагностики:

1- низкий уровень

2- средний уровень

3- высокий уровень

1–физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-гигиеническими

навыками

2–любознательный, активный.

3–эмоциональный, отзывчивый,

4–овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и

сверстниками,

4

5–способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые

нормы и правила поведения

6–способный

решать

интеллектуальные

и

личностные

задачи

(проблемы),

адекватные возрасту

7–имеющий

первичные

представления

о

себе,

семье,

обществе

(ближайшем

социуме), государстве (стране), мире и природе

8–овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

9-овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных

видов детской деятельности.

Анализ показал, что развитие ребенка через формирование у него указанных

интегративных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как

целостной личности, а не по отдельным составляющим.

Воспитывая

любовь

и

уважение

к

своему

городу,

приобщаясь

к

его

культурной

жизни,

я

смогла

привить

у

моих

воспитанников

желание

стать

её

активными участниками.

Неуверенные в себе дети,

смогли преодолеть свою

застенчивость,

приобретя

такие

личностные

качества,

как

уверенность

в

себе,

открытость в общении.

Группа

детей,

у

которых

ярко

проявились

спортивные

качества,

как

целеустремлённость, лидерство, которые воспитывают у детей стремление к победе,

стали призёрами городской спартакиады, посвящённой «Дню защиты детей», заняв

первое место среди детских садов города.

Дети нашей группы неоднократно участвовали в городских конкурсах для

детей дошкольного возраста «Пусть всегда будет солнце», «Мы любим спорт». У

воспитанников,

участвовавших

в

конкурсе,

появилась

уверенность,

желание

и

дальше принимать участие в культурной жизни города.

Достижения детей, их социализация в обществе произошли в результате

планомерной, систематической работы. Я убеждена, что воспитание ребенка будет

успешным, если оно осуществляется системно, поэтому основной задачей я считаю

приведение

всех

своих

воспитательных

действий

в

единую

воспитательную

систему.

Учитывая принцип интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников,

мной

был

разработан

модуль

«Система

воспитания

у

дошкольников

национального

достоинства и гражданственности через развитие интегративных качеств личности».

Цель

модуля:

формирование

основ

духовного,

нравственного

и

патриотического воспитания дошкольников через максимальное развитие личности

каждого

воспитанника

с

учетом

его

психофизиологических

возможностей

и

формирование ее готовности к дальнейшему развитию и самостоятельности.

Задачи модуля:

-пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание

себя частью великого русского народа;

5

-развивать

творчество,

фантазию,

коммуникативные

навыки,

познавательную

активность;

-приобщать к словесному творчеству народов Северного Кавказа,

к истории и

казачьим традициям Донского края;

-воспитывать

патриотическую

гордость,

чувство

уважения

к

людям,

русскому

народу, его традициям, обрядам;

-выявлять склонности и дарования, развивать в соответствии с индивидуальными

особенностями ребёнка, его способностями и возможностями;

-развивать

стремление

быть

здоровым,

бодрым,

доставлять

радость

себе

и

окружающим;

-воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам.

В модуль входит:

1.Комплексно-тематический план на основе регионального компонента, с целью

воспитания морально-волевых качеств.

2.Модель ценностно-смысловых качеств, которыми должен обладать юный казачок и

юная казачка.

3.Модель

педагогического

взаимодействия

педагогов

ДОУ,

родителей

и

медицинских

работников

с

целью

прослеживания

качества

образовательного

процесса.

Содержание модуля реализуется через проектную деятельность.

Принципы построения воспитательной системы:

-принцип последовательности и регулярности в работе;

-принцип

доступности:

вхождение

в

проблемную

ситуацию,

доступную

для

понимания детьми и с опорой на их личный опыт;

-принцип индивидуального подхода: создание атмосферы сотворчества с ребенком с

учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка;

-принцип

эстетической

организации

развивающей

среды:

обеспечение

эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;

-принцип

сотрудничества

с

семьей:

вовлечение

семьи

в

образовательный

и

воспитательный процесс дошкольного учреждения.

Одним из ведущих педагогических принципов стал принцип двух начал в

педагогическом

процессе.

Данный

принцип

подразумевает,

что

обучение

и

воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков

и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе я строю,

п р и м е н я я

р а з л и ч н ы й

с т и л ь ,

р а з л и ч н у ю

н а п р а в л е н н о с т ь .

Учитывая народные традиции казачества, мною разработана модель ценностно-

смысловых качеств, которыми должны обладать юный казачонок и юная казачка.

При разработке модели юного казака и казачки я опиралась на специфику

казачьих семейных традиций воспитания мальчиков и девочек. Юный казачонок

должен быть физически сильным, смелым, выносливым, умеющим преодолевать

трудности,

достигать

поставленных

целей,

желающим

брать

на

себя

роль

6

защитника, а юные казачки – женственны, заботятся о близких и животных, об уюте

в доме.

Модель юной казачки.

Любит родной край.

Женственна, смиренна.

Заботится о нуждающихся людях.

Заботится о животных.

Гостеприимная.

Хранительница домашнего очага.

Трудолюбивая.

Продолжательница традиций.

Щедрая душой

Жизнерадостная, весёлая.

Модель юного казака.

Продолжает обычаи и традиции своей семьи и своего народа.

Весёлый, жизнерадостный.

Умеет трудиться.

Смелый, отважный, мужественный.

Будущий защитник Родины.

Щедрый душой.

Гостеприимный.

Любит родной край.

Почитает старших, опора родителям.

Уважает женщин.

В

результате

применения

дифференцированного

подхода

к

организации

деятельности

с

детьми

стало

возможным

избирательно

воздействовать

на

двигательную

активность

мальчиков

и

девочек,

на

становления

не

только

их

физических качеств (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие

и

др.),

но

и

нравственно-волевых

(ответственность,

сдержанно сть,

организованность, инициативность, честность и правдивость).

Для реализации комплексно-тематического планирования, разработанного на

основе

регионального

компонента,

я

использую

технологию

проектной

деятельности. Всю эту работу я осуществляю комплексно, в течение всего дня и с

участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального

руководителя, медсестры, педагога-психолога, а также при участии родителей.

Модель взаимодействия педагогов, родителей и социума.

7

Ребёнок

Ребёнок

педагог

ДОУ

родител

и

.

Используя инновационные подходы и технологии в физическом воспитании, я

применяю различные формы организации педагогического процесса.

Формы физкультурно-оздоровительной работы.

При составлении конспектов непосредственно-образовательной деятельности

по физическому развитию особое внимание уделяю их тематике и содержанию.

Для воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному

дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и

8

Педагог-

психолог

Музыкальный

руководитель

Медсест

ра

Подвижные,

народные

игры

Подвижные,

народные

игры

НОД

НОД

Гимнастика

пробуждения

после

дневного сна

Гимнастика

пробуждения

после

дневного сна

Пластически

й балет

Пластически

й балет

Развлечени

я

Развлечени

я

Прогулки,

походы

Прогулки,

походы

Музыка

Музыка

Физическа

я культура

традициям

я

подбираю

такую

тематику,

как:

«

Моя

семья»,

«Путешествие

по

родному краю», «Как мы отдыхали в деревне», «Рассказы деда Щукаря».

Для воспитания гражданских патриотических чувств и изучения истории и

культуры своего народа, мной разработаны проекты:

«Наша Родина – Россия»,

«Батюшка Дон»,

«Две сестры»,

«Караул гора возвышается»,

«Родные русские мотивы»,

«Эх, Донские казаки»,

«Наши защитники»,

«Знамя победы»,

«Мы спортсмены".

Особенно эффективны, на мой взгляд, при воспитании

у детей умения

преодолевать различные трудности

на пути к достижению поставленной цели,

являются народные подвижные игры.

Выбирая подвижную игру, я

не только

ставлю

и решаю

задачи развивающей

направленности, например, закрепляю

навыки быстрого бега, ловкости, выносливости и т.д., но и задачи воспитания у

детей волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных

отношений.

Мою группу посещают дети разных национальностей – русские, украинцы,

армяне, белорусы. Поэтому я стараюсь подбирать игры разных народов, чтобы дети

уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между

разными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и

принять.

Соревновательный

характер

коллективных

подвижных

игр

помогает

активизировать действия детей, вызывать проявление решительности, мужества и

упорства для достижения цели.

Так

как

подвижная

игра

носит

коллективный

характер,

то

мнение

сверстников, как

известно,

оказывает

большое

влияние

на

поведение

каждого

игрока. И это для меня очень важно,

когда у ребёнка не возникают трудности при

взаимодействии в коллективе сверстников.

Особенно хорошо проявить свои лидерские и волевые качества помогают

казачьи игры: «Игра в шапку», «Казаки», «Каши», «Три бабки», «Обыкновенный

жгут»

и

игры

белокаливенской

станицы:

«Клека»,

«Чурлик».

Использование

казачьей

тематики

в

играх

помогает

развивать

и

воспитывать

у

детей

патриотические чувства, учат детей уважать и любить то место, где они родились и

выросли, где жили наши предки. Со временем

я заметила, что у малоактивных,

нерешительных

детей

появились

признаки

решительности:

стали

быстрее

и

обдуманнее принимать решения при выполнении того или другого действия или

поступка. В подвижных играх формируется и эмоционально-волевая сфера ребенка,

9

дети

обогащают

свой

социальный

опыт,

учатся

адаптироваться

в

незнакомых

ситуациях.

Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество

возрождает

забытые

традиции

старины,

используя

народный

опыт.

Поэтому

я

применяю в физическом воспитании все виды фольклора: игры, сказки, песенки,

пословицы,

поговорки,

потешки.

В

своей

работе

с

детьми

я

использую

горизонтальный пластический балет, который помогает мне заниматься с детьми,

имеющими эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, гиперактивность,

неуравновешенность, агрессивность). Эта форма

работы оказывает на детей

колоссальное

положительное

физическое,

психическое

и

эмоциональное

воздействие.

В

пластическом

балете

происходит

формирование

двигательной

культуры

через

синтез

музыки

и

физических

упражнений.

Совершенствуется

чувство ритма, синхронности, музыкальность. Закрепляется положительный эффект.

Он стимулирует и упорядочивает психическую и физическую активность детей,

приводит

в

равновесие

и

эмоциональное

состояние,

улучшает

самочувствие

и

настроение.

Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. Отражая

в пластическом изображении живописные пейзажи родины, полные красок, звуков,

запахов у детей

происходит воспитание

эстетических чувств, что отражено в

тематике пластического балета: «По лесочку по зелёному», «Бабушка-загадушка»,

«Родимая сторонушка», «Стоит в поле теремок».

Гимнастика

пробуждения после дневного сна прочно вошла в систему

физического воспитания детей и занимает в ней важное место.

Использование устного народного творчества – это способ кодирования и

передачи

важной

информации.

В

сказках,

песенках,

играх

скрыты

богатства

народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, а

также

духовные

ценности.

Но

не

только

иносказательное

содержание

делает

народное

творчество

таким

ценным

для

воспитания.

Сама

форма

привлекает

малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками,

игрой слов.

Хочу отметить важность музыки в нравственно-патриотическом воспитании

детей. Ведь она

способна

воздействовать не только на чувства и

настроения

ребёнка, но и способна преобразовать его. Для расслабления и снятия напряжения

использую спокойную, напевную

народную

музыку, звуки природы. Особенно

заметен

её

эффект

перед

сном,

так

как

она

помогает

детям

успокоиться

и

расслабиться.

Для поднятия настроения, снятия усталости

использую всё её

многообразие.

Русская народная, казачья, национальные ритмы народов Кавказа

постоянно звучат при выполнении движений в непосредственно-образовательной

10

деятельности по физическому развитию, гимнастике пробуждения

и в утренней

гимнастике.

Я считаю,

что большое место в приобщении детей к народной культуре

должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными

изменениями,

поведением

птиц,

насекомых,

растений.

Причем,

эти

наблюдения

непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни

человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками я

формирую у детей представление о культуре народа, знакомлю с традициями и

народными обрядами, что воспитывает в детях позитивные ценности.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю

подбору

словесно-музыкальных,

драматических,

игровых

и

хореографических

произведений обрядово-календарного фольклора.

А главное,

стараюсь

приобщить

детей к национальным традициям,

закрепить в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Я надеюсь, что праздники («В казачьей горнице», «Осенние посиделки»,

«Широкая Масленица»; развлечения «Игры наших бабушек и дедушек», «Покров –

праздник

казаков»,

«Осенины»,

«Рождество»,

«Масленица»,

«Пасха»,

«Путешествие в старину») оставили в душе детей много ярких и запоминающихся

событий, которые нашли своё отражение в художественном творчестве детей.

Основной целью, проводимых праздников является расширение социально-

коммуникативных умений, осмысление моими воспитанниками их истоков.

Таким образом, приобщая детей к истории русской народной культуры, мы

сохраняем

накопленные

поколениями

богатейший

опыт,

традиции,

ценности,

умения и знания, развиваем личность каждого ребёнка.

Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими

упражнениями

и

спортом

ребенка

и

взрослых.

Семья

и

детский

сад

в

хронологическом

ряду

связаны

формой

преемственности,

что

облегчает

непрерывность воспитания и обучения детей. С уверенностью можно сказать, что ни

одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать

полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Уже

такими, вызывающими эмоциональный подъём у родителей и детей, стали

малые зимние и летние олимпийские игры.

Участие

родителей

в

малых

олимпийских

играх

совершенствует

двигательные навыки малыша, формирует его характер, волю, упорство, стремление

к достижению цели, повышает культуру, улучшает микроклимат семьи. Во время

проведения олимпиады дети вместе с родителями не только разрабатывали эмблему

своей команды, но и придумывали этапы спортивных соревнований и сочиняли

спортивные приветствия

команде соперников. Судя по отличному настроению,

улыбающимся

лицам

детей,

задорным

улыбкам

родителей,

я

думаю,

что

11

олимпийские игры смоги у детей вызвать интерес к олимпийскому движению и

спорту.

У моих воспитанников есть старшие братья и сёстры, которые являются

кадетами

«Белокалитвинского Матвея Платова казачьего

кадетского корпуса».

Кадеты частые гости на наших праздниках и развлечениях, и мы вместе с детьми

также посещаем

их праздники и концерты.

Именно на таких мероприятиях

происходит прикосновение к традициям казачества.

Приобщение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим корням. Поэтому я стараюсь не забывать о тех праздниках, которые

живут в нашей памяти уже много лет. И это праздник - «День Победы»! Подготовка

к этому мероприятию - достаточно сложная задача. В нашей стране практически нет

семей, которые не хранили бы памяти о своих родственниках – участниках военных

действий. Я прикладываю максимум усилий, чтобы мальчики и девочки поняли, что

такое война и гордились подвигами наших солдат. Очень часто мы приглашаем на

наши событийные праздники не только ветеранов Великой Отечественной Войны,

но и участников боевых действий в Афганистане и в Чеченской республике, всех,

кто служил своей Родине.

Поэтому результатом целенаправленной работы по воспитанию нравственно-

патриотических чувств является появление в личных детских портфолио книжек-

малышек «История моей семьи», «Как защищал Родину мой дед», «Мой дядя –

герой», «Буду в армии служить, как мой папа».

Огромное воспитательное значение имеет

также пример родителей, и их

отношение к физической культуре. Мне повезло, что в моей группе есть родитель –

призер Первенства Европы Пирковец Эрик Германович, мастер спорта по

гребле на каноэ.

По его инициативе в нашем ДОУ открыта секция для мальчиков по «Гребле

на байдарках и каноэ». Такое общение помогает развивать у моих воспитанников

мужские

качества

находчивость,

ловкость,

уверенность

в

победе,

которые

передаются от тренера к ребёнку.

Большую пользу для воспитания выносливости и оздоровления приносят

совместные туристские прогулки и походы взрослых и детей. Во время майских

праздников, в годовщину освобождения города Белая Калитва, мы вместе с детьми

и родителями посетили место на безымянной высоте, где сражались герои-атаевцы,

и

г д е

в о з д в и г н у т

М е м о р и а л

А т а е в а

н а

В ы с о т е

Б е с с м е р т и я .

Во

время

похода

мы

узнали

много

интересного

из

историй

родного

города,

возложили цветы на братскую могилу. Я думаю, что рассказы об этих событиях

надолго останутся в памяти моих воспитанников.

Все происходящие события в группе отражаются в ежемесячных выпусках

газеты «Светлячок». В ней присутствуют рубрики: «Наши достижения», «Наши

рекорды», «Благодарственные письма», «Мама, папа, я – спортивная семья».

12

Для родителей есть постоянные рубрики «Советы специалистов: педагога-

психолога, медсестры, врача педиатра, музыкального руководителя». Авторы всех

рубрик: дети, родители, специалисты ДОУ. Это позволяет детям гордиться своими и

чужими успехами, испытывать гордость за своих родителей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду –

актуальная

проблема

современного

дошкольного

воспитания.

В

соответствии

с

Концепцией

внедрения

новых

информационных

технологий

в

дошкольное

образование компьютер должен стать в детском саду не как отдельное обучающее

игровое

устройство,

а

как

всепроникающая

универсальная

информационная

система. ИКТ помогают в моей работе при проведении мастер-классов с педагогами,

на родительских собраниях в виде презентаций и видеороликов.

Мне приятно, что после проведения анкетирования «Эффективность работы

нашей

группы

за

учебный

год»

многие

родители

отметили,

что

у

их

детей

сформировались такие ценные качества, как:

-уважение к старшим,

-стремление помогать и заботиться о родных и близких,

-желание защищать и охранять свою землю, свою Родину.

Таким

образом,

каждая

из

рассмотренных

технологий

имеет

не

только

оздоровительную

направленность,

но

и

способствует

воспитанию

всех

интегративных качеств личности ребёнка.

В

процессе

реализации

модуля «Система

воспитания

у

дошкольников

национального достоинства и гражданственности через развитие интегративных

качеств личности» у воспитанников и их родителей повысился интерес к истории

семьи, родного края, праздникам, традициям и культуре русского народа и донского

казачества.

Родители

помогают

изготавливать

элементы

праздничного

оформления, аксессуары народного костюма, разучивают вместе с детьми казачьи,

народные песни, народные игры, хороводы. Активное участие принимали родители

в проекте «Куклы наших предков». Особенно любим детьми

«Уголок семьи»,

созданный в нашей группе. В нём присутствуют элементы не только казачьего быта,

но и всего Северного Кавказа: вязаные скатерти, предметы домашнего обихода,

элементы костюмов и украшений. В альбоме «Наследие моей семьи», я поместила

фотографии своих родных. Детям было интересно узнавать, что мой дедушка был

настоящим казаком. Особый трепет вызвали старинные фотографии, на которых

были запечатлены фрагменты жизни казаков в старину.

Совместно с детьми и родителями было собрано несколько коллекций:

- «Минералы Белокалитвенского района»,

- «Музыкальные инструменты народов Кавказа»,

- «Наша гордость», в коллекции собраны стихотворения, сборники рассказов

поэтов

и

писателей

Белой

Калитвы,

а

также

репродукции

картин

местных

художников (Измайлова Ю.А., Бондарева А., Суровой И., Асатрян О.Г.) и фонотека

песен

композиторов

нашего

город

(Фурсова

С.,

Волгиной

А.А,

Данилова

А,

Хорунженко Е.).

13

Уже стало традицией в День города посещать вместе с детьми городской

музей, где представлены экспонаты, рассказывающие о жизни и истории нашего

города.

Наш детский сад на протяжении многих лет сотрудничает с МБОУ ДОД Дом

детского творчества, где организован мини-музей «Казачья горница».

Экспонаты

музея периодически появляются и у нас в группе. Например: Ко «Дню матери» - в

нашей горнице появился

старинный казачий гребешок, К празднику «Покров»

элементы обрядовых атрибутов – рушник, казачья плётка.

Во время проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани

мы

смотрели

трансляции

«Спортивных

дневников»

и

переживали

за

наших

спортсменов, восхищались их стойкостью духа.

Мои воспитанники стали участниками городских мероприятий для детей,

посвященного празднованию 310-летия Белой Калитвы -

конкурс рисунков на

асфальте «Мой любимый город».

Семьи детей нашей группы -

Максиян, Хрипуновых, приняли участие в

конкурсе

«Народные

умельцы

города

Белая

Калитва»,

на

котором

были

представлены поделки родителей увлечённых народным промыслом – деревянная

посуда, бисероплетение.

Семьи

Даниловых,

Пирковец

участвовали

в

городских

спортивных

соревнованиях:

«Мама, папа я – спортивная семья», «Марафон

легкоатлетов к

празднику

Победы».

А

многочисленные

семьи

Медведевых,

Анохиных,

Шаповаловых и Редькиных приняли

участие в «Каяльских чтениях», которые

ежегодно

проводятся

в

культурно-историческом

центре

хутора

Погорелов

Белокалитвенского

района.

Мои

воспитанники

своими

глазами

смогли

увидеть

реконструкцию событий далёкого, героического прошлого нашего города.

Дети моей группы

стали посещать спортивные секции по плаванию,

художественной гимнастике, спортивной борьбе, которые действуют на базе Дворца

спорта. Некоторые воспитанники, посещающие хореографические студии во Дворце

культуры имени В. Чкалова, выступают в праздничные дни на городских концертах.

Несмотря

на

положительную

динамику

развития

интегративных

качеств

личности, возникают ситуации, когда дети проявляют агрессию друг к другу, не

умеют договариваться. В таком случае большую помощь оказывают специалисты

ДОУ.

Для

снятия

психического

напряжения

с

агрессивными,

эмоционально

нестабильными

детьми

вместе педагогом-психологом я занимаюсь

песочными

играми. Эта технология понравилась не только моим детям, но и я заинтересовалась

этими увлекательными играми и разработала свои варианты для детей моей группы:

«Угадай, кто прошёл»,

«Как у нашей бабушки – вкусные оладушки»,

«Дорисуй»,

«Угадай, где клад»,

«Садоводы-огородники»,

«Волшебная страна».

Ведь игра с песком является естественной для детей. Игры с песком - это

игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои

14

страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Можно сказать,

что ребенку на полчаса предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он

может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о

своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных

картин.

Большую роль в воспитании личностных качеств у детей играет предметно-

развивающая среда, которая обогащается и постоянно изменяется. Для воспитания

интереса

к

спорту

и

развития

познавательной

активности

дошкольников

к

предстоящим Зимним олимпийским играм в Сочи 2014, в нашей группе оформлены

стенды

с

фотографиями

спортсменов,

которые

будут

принимать

участие

в

олимпийских играх. Также на

стенде представлены достижения наших детей в

спорте.

Разработанная

мною

воспитательная

система «Система

воспитания

у

дошкольников

национального

достоинства

и

гражданственности

через

развитие

интегративных

качеств

личности» представленная в модуле передаётся молодым

педагогам

через

различные

формы

методической

работы:

консультации,

педагогические гостиные, «Школа молодого педагога». Совместно с творческой

группой педагогов разработаны рекомендации по использовании данного опыта в

разных

возрастных

группах

при

реализации

образовательных

областей

и

в

различных

видах

деятельности.

На

методических

объединениях

воспитателей

дошкольных образовательных учреждений города и района проводила открытые

просмотры образовательной деятельности,

мастер-класс, семинар-практикум по

проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В детском саду работает школа « Школа молодого педагога», где я передаю

им свои знания и опыт. Презентация моего опыта

работы «Моя малая Родина»

была

представлена

на

методическом

семинаре

руководителей

дошкольных

учреждений города. А на областном конкурсе "Учитель Дона 2013" я представляла

свою работу «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста

посредством игр с песком».

Также опытом работы я делюсь с педагогами не только в своём детском саду,

но

и

представляю

его

на

педагогическом

совете,

мастер

классах,

педагогических

гостиных,

методических

объединениях

города,

совещании

руководителей города и района.

Ежегодно в конце учебного года

на итоговом педагогическом

совете

представляю свой творческий отчёт по проблеме «Нравственно-патриотического

воспитания детей дошкольного возраста».

Основным

направлением

моей

педагогической

деятельности

является

повышение квалификации:

15

С

2000

года

являюсь

участницей

авторских

семинаров

кандидата

педагогических наук Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления

детей дошкольного и младшего школьного возраста».

В 2008 по 2013 год принимала участие в научно-практических семинарах

по

проблеме

"Психологические

условия

преемственности

в

образовании:

педагогические методы её реализации», проводимых под руководством профессора,

доктора психологических наук Е.Е. Кравцовой, директора Института психологии им.

Л.С.Выготского РГГУ:

В 2012 году - победитель муниципального конкурса "Воспитатель года 2012",

В 2013 году - участник областного конкурса "Учитель Дона 2013".

В 2012 году за высокий профессионализм, добросовестное и качественное

исполнение

должностных

обязанностей,

внедрение

в

образовательный

и

воспитательный

процесс

новых

форм

и

методов

обучения

и

воспитания

была

награждена Благодарственным письмом министерства общего и профессионального

образования Ростовской области.

16



В раздел образования