"Использование игровых приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Хусаинова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 53 Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область Наименование материала: План работы по самообразованию Тема: "Использование игровых приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Использование игровых приемов в развитии речи детей старшего
дошкольного возраста»
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного
языка,
становления
и
развития
всех
сторон
речи:
фонетической,
лексической,
грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее
будет
им
пользоваться
в
дальнейшем.
Часто
общаясь
с
человеком,
именно
по
содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и
общем
интеллектуальном
уровне.
Чем
лучше
и
понятнее
для
других
говорит
ребенок, тем ему легче общаться с людьми. Для того, чтобы успешно выполнить
программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать
требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность
детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной
мысли,
выразительность.
Развитие
речи
традиционно
осуществляется
в
разных
видах деятельности детей.
Анализ
диагностических
данных
показал:
речь
детей
характеризуется
пропуском
смысловых
звеньев,
нарушением
логической
последовательности
повествования, длительными паузами.
В качестве основных средств по развитию речи у дошкольников выделила для
себя дидактическую игру и игровые приемы.
В
процессе
дидактической
игры
разнообразные
умственные
процессы
активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра
помогает закрепить полученные знания при обучении.
Включение
родителей
в
педагогический
процесс
является
важнейшим
условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-
воспитательное
воздействие
состоит
из
двух
взаимосвязанных
процессов
–
организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической
работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного
учреждения
обеспечивает
непрерывность
педагогического
воздействия.
Цель: Способствовать развитию речи детей старшего дошкольного возраста
используя игровые приемы.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах:
«Дошкольное
воспитание»,
«Ребёнок
в
детском
саду»,
«Воспитатель
в
ДОУ»,
«Обруч»; участие во всероссийских интернет - конкурсах; изучение методик и
технологий
педагогов
в
Интернете;
посещения
методических
объединений;
использование
игровые
приемы
на
занятиях,
в
свободной
деятельности,
в
индивидуальной работе с детьми;
• Совершенствовать культуру речи у детей дошкольного возраста через игру;
• Составить картотеку игр для развития речи дошкольников;
•
Обеспечить
развитие
образовательной
среды
по
развитию
речи
дошкольников;
•
Апробировать
дидактические
игры
в
работе
по
формированию
грамматиче ского
строя
речи, формированию
словаря,
формированию
звукопроизношения, развития связной речи;
•
Изучить
динамику
речевого
развития
детей
с
целью
определения
эффективности работы;
• Разработать информационные консультации для родителей и педагогов по
развитию речи у детей дошкольного возраста;
•
Способствовать
повышению
профессионального
роста
педагогов
дошкольного учреждения, компетентности родителей в вопросах речевого развития
дошкольников.
Месяц
Формы работы
с детьми
с педагогами
с родителями
сентябр
ь
д/и «Кто это?»
Консультация «Формы
работы по речевому
развитию детей в ДОУ в
соответствии с ФГОС»
Папка передвижка
«Речевая готовность
ребенка к школе»
д/и «Замени звук»
д/и «Найди картинке место»
д/и «Сложи звуки»
октябрь
д/и «Назови профессии»
Семинар – практикум
«Развиваем речь детей»
Родительское собрание
«А как речь – то говорит,
словно реченька журчит»
д/и «Какого звука не хватает?»
д/и «Где начало рассказа?»
д/и«Скажи наоборот»
ноябрь
д/и «Кто кем был?»
Консультация «Развитие
мелкой моторики и
координации движений
рук в дошкольном
возрасте»
Консультация «Как учить
стихи»
д/и «Какой звук чаще звучит?»
д/и «Какая картинка не
нужна?»
д/и «Поймай слог»
декабрь
д/и «Угадай, кому нужны эти
вещи»
Консультация «Об
осознании детьми
фонетической стороны
речи»
Консультация
«Закрепление
правильного
произношения»
д/и«Нужное слово»
д/и «Что изменилось?»
д/и «Назови гласные»
январь
д/и «Кто чем питается?»
Мастер-класс
«Волшебный мир звуков»
Круглый стол «Развитие
речи в условиях семьи и
детского сада»
д/и «Цепочка слов»
д/и «Потому что…»
февраль
д/и «Кто где живет?»
Консультация «Играю,
значит говорю»
Консультация
«Использование загадок
как средство
формирования
выразительности речи»
д/и «Загадки «поющих»
звуков
д/и «Составь рассказ»
д/и «Почтальон»
март
д/и «У кого какое?»
Консультация
«Особенности обучения
детей составлению
описательных рассказов»
Консультация «Обучение
чтению детей
дошкольного возраста»
д/и «Внимательный
слушатель»
д/и «Если бы...»
д/и «Живые слоги»
апрель
д/и «Слова — «родственники»
Открытое занятие по
звуковой культуре речи
«Весну выручаем!»
Консультация «Роль
семьи в развитии речи
ребенка»
д/и «Третий лишний»
д/и «Пословицы, поговорки»
д/и «Добавь звук»
май
д/и «Слова – неприятели»
Выступление на педсовете
с докладом из опыта
работы
Памятки для родителей
«Развиваем речь играя»
д/и «Нужное слово»
д/и «Опиши-угадай»
д/и «Убери звук»
Ожидаемые результаты:
•
Развитие
всех
компонентов
устной
речи
детей
(лексической
стороны,
грамматического
строя
речи,
произносительной
стороны
речи;
связной
речи
-
диалогической
и
монологической
форм)
в
различных
формах
и
видах
детской
деятельности;
• Положительная динамика речевого развития дошкольников;
•
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов в
вопросах
речевого развития детей дошкольного возраста;
• Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих
у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки;
• Расширение педагогических знаний родителей по вопросам развития речи
дошкольников;
• Укрепление связей между детским садом и семьей.