Авторы: Васильева Любовь Егоровна, Дмитриева Ирина Геннадьевна
Должность: учителя английского языка
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №22"
Населённый пункт: Чебоксары,Чувашия
Наименование материала: Некоторые аспекты деятельностного подхода в системе образования теория и практика
Тема: Учет деятельностного подхода
Раздел: полное образование
Васильева Л.Е., Дмитриева И.Г.
МБОУ «СОШ №22» г.Чебоксары
Некоторые аспекты деятельностного подхода в системе образования:
теория и практика
В статье к исходным основам теории деятельности отнесены ее понятийно-
категориальный аппарат, принципы, методы, отражающие сущность, функции,
виды
когнитивной
деятельности.
При
этом
особое
внимание
обращено
на
повышение
продуктивности,
созидательности
предметной
и
мыслительной
деятельности учащихся, на совершенствование их психических регулятивно-
волевых факторов в обучении и учении.
В
статье
понятие
деятельности
приравнено
с
т акими
общефилософскими, общенаучными категориями, как «движение», «развитие»,
«причинно-следственная
обусловленность
предметов
и
явл ен и й
действительности», «свобода», «социальное равенство» и др.
В
«Философском
словаре»
деятельность
рассматривается
как
«специфический способ отношения к миру», а также как процесс, в «ходе
которого человек творчески преобразует природу». При этом человек не просто
взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей
материальной и духовной культуры.
Деятельность побуждается той или иной потребностью. Она направлена на
предмет удовлетворения этой потребности системой действий, которые могут
б ы т ь
к а к
в н е ш н и м и
( ф и з и ч е с к и м и ) ,
т а к
и
в н у т р е н н и м и
(мыслительными), где человек оперирует
не реальными предметами, а их
образами,
динамическими
и
стационарными
моделями.
В
зависимости
от
многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие
конкретных видов деятельности» [9. С.118, 119]. В «Словаре по этике» термин
«деятельность» отнесен к категории этики, отражающей нравственный аспект
поступков и действий людей. Здесь «деятельность» соотносится с морально-
этическими категориями [8. С.72-73].
Отечественная теория деятельности начала формироваться в 30-х годах
прошлого века, когда была опубликована статья С.Л.Рубинштейна «Принципы
развития
психической
самодеятельности».
В
последующих
работах
С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности
[7].
В
то
же
время
А.Н.Леонтьев
вместе
с
сотрудниками
Харьковской
психологической
школы
начал
разрабатывать
проблему
общности
строения
внешней
и
внутренней
деятельности.
При
этом
в
соотнесении
сознания
и
внутреннего
плана
действий
он
исходил
из
того,
что
«внутренний
план
сознания
формируется
в
процессе
свертывания
изначально
практических
действий». По А.Н.Леонтьеву, деятельность сочетается с мотивами, состоит из
действий и операций [4].
В
20-х
годах
прошлого
столетия
в
контексте
культурно-исторической
концепции
Л.С.Выготский
ввел
в
научный
оборот
понятие
«высшая
психическая
функция»,
формирующаяся
под
влиянием
социальных
воздействий. По Л.С.Выготскому, высшие психические функции опосредованы
определенными
«психическими
орудиями»
-
знаками,
возникшими
в
ходе
общественно-исторического
развития
человека.
К
этим
знакам
он
относил
всевозможные символы, схемы, формулы, чертежи и др.
В теории Л.С.Выготского психическое развитие ребенка рассматривается
как изменение структуры его психических процессов,
в начале во взаимодействии со взрослым (с внешней средой), потом в виде
интеориоризации,
т.е.
движения
от
развернутой
формы
предметной
деятельности, опирающейся на простые сенсорные и моторные процессы, к
действиям
во
внутреннем
плане
(мысленно).
При
этом
деятельность
представляется
как
активное
взаимодействие
с
окружающей
действии-
тельностью, с объектом, способным удовлетворять его потребности [2].
Проблема
деятельности
органически
связана
с
проблемой
развития
личности и
ее психики
(сознания, глубины ума, силы воли, способности,
черты характера и др.). Личностные качества формируются, проявляются и
совершенствуются в деятельности, в анализе ее результатов (в рефлексии).
В
работах
А.Н.Леонтьева
(Деятельность.
Сознание.
Л и ч н о с т ь) ,
С.Л.Рубинштейна
(Основы
общей
психологии),
А.
Валлова
(Психическое
развитие ребенка) и др. деятельность выполняет наряду с вышеприведенными
функциями и познавательные функции, подчеркивается что она носит не только
потребительский, но и продуктивный, созидательный характер, т.е. направлена
на создание определенного продута, имеет цель, мотив, предмет, средства.
Мотивы
могут
быть
материальными,
духовными,
социальными
(нацеленными
на достижение признания, определенного статуса в группе,
коллективе
и
обществе
в
целом,
на
самосовершенствование):
продуктами
(результатами)
деятельности
-
вещи,
предметы,
объекты,
знания,
умения,
навыки,
приобретаемые
в
ходе
познавательной
деятельности.
Цель,
мотив,
средства
деятельности
динамичны,
ибо
постоянно
корректируются,
совершенствуются, отражаются в индивидуальном стиле деятельности. Когда
говорят
о
развитии
человеческой
деятельности,
то
имеют
в
виду:
1)
филогенетическое развитие системы деятельности; 2) включение человека в
разные
виды
деятельности
в
процессе
его
индивидуального
развития
в
онтогенезе; 3) изменения, происходящие внутри отдельных видов действий по
мере их развития; 4) дифференциация деятельностей, в процессе которой из
одних
действий
рождаются
другие
за
счет
обособления
и
превращения
отдельных действий в те или иные самостоятельные виды деятельности.
Интеграция и дифференциация общественных структур в историческом
плане
сопровождались
появлением
у
людей
новых
видов
деятельности,
характерных для данного общества. Процесс интеграции растущего человека в
действующую
систему
деятельностей
называется
социализацией,
которая
предполагает постепенное его вовлечение в различные виды деятельности, а
также обогащение их содержания. По Леонтьеву, при этом происходит «сдвиг
мотива на цель».
Основными
характеристиками
деятельности
являются
предметность,
субъективность,
целенаправленность.
Социальная
обусловленность
деятельности человека связана с такими факторами, как общение, ценность,
социальные
роли
и
нормы;
субъективная-избирательностью
видов
деятельности, ее связь с социальным и индивидуальным опытом, личностными
особенностями. Такие общие виды деятельности, как общение, труд, игра,
учение характерны для всех людей, ибо относятся к общим потребностям
человека. Они обеспечивают общее индивидуальное развитие личности.
Общение-первый
вид
деятельности,
возникающий
в
проце ссе
индивидуального
развития.
Оно
направлено
на
обмен
информацией
между
общающимися людьми. Общение бывает непосредственным, опосредованным,
вербальным, тактильным, невербальном [3].
Игра
-
вид
деятельности,
имеющий
характер
развлечения.
Особенно
большое значение имеет для развития детей. Учение – вид деятельности, целью
которого
является
приобретение
знаний,
умений
и
навыков.
Труд,
будучи
определенным видом деятельности, занимает особое место в жизни человека, в
создании материальных и духовных ценностей.
Любая деятельность непосредственно связана с сознанием и регулируется
им. Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции
собственного поведения человеком, его развитие неразрывно связано с началом
общественно-трудовой
деятельности
человека.
Сознательная
деятельность
связана с такими психическими процессами, как восприятие, воображение,
мышление, память, речь, определенные действия. Для того чтобы удовлетворять
свои потребности, человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему
нужно
сделать,
запомнить,
обдумать.
Отсюда,
без
участия
психических
процессов человеческая деятельность не возможна. Более того, психические
процессы не только участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами
представляют
собой
особый
вид
деятельности.
В
деятельно сти
совершенствуются восприятие, представление и
воображение, мышление и
речь человека, его память, проявляющаяся в запоминании и воспроизведении
информации.
Речь
также
представляет
собой
особого
рода
речевой
деятельности. Следовательно, всякая деятельность - это соединение внутренних
и
внешних
психических
и
поведенческих
действий
и
операций.
Сознание
возникает, развивается и проявляется в деятельности. В то же время сознание
обеспечивает активный характер деятельности.
Применительно к школьной практике деятельностный подход в отношении
умственного
развития
учащихся
начальных
классов
в
отечественной
психологии наиболее выпукло отражен в концепции поэтапного формирования
умственных
действий
Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева
и
др.
Суть
этой
концепции выражается в том, что
первоначально школьники имеют дело с
внешними
материальными
действиями,
«лишь
затем,
в
результате
преобразования
этих
действий,
обобщения,
специфического
сокращения
их
звеньев
и
изменения
уровня,
на
котором
они
выполняются,
происходит
интеориризация,
т.е.
превращение
внешних
материальных
действий
во
внутренние действия, теперь уже полностью протекающее в уме ребенка» [4.
С.383]. Таким образом, согласно названной теории, формирование умственных
действий
у
учащихся
происходит
ряд
этапов:
этап
материализованного
действия, который осуществляется либо на предметной основе, либо на их
образах; этап выполнения действий, который сопровождается громкой речью:
этап перенесения громкоречевого действия во внутренний план (этап то же
громкой речи, но внутри себя, в уме). В названной концепции особое внимание
обращается на формирование ориентировочных основ действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий подвергнута
критик в трудах таких известных отечественных психологов и педагогов, как
В.А.Крутецкий, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, Г.С. Костюк, М.Н.Скаткин,
И.Я.Лернер и др. С такой критикой вполне можно согласиться.
Сторонники
деятельностного
подхода
к
формированию
личности
школьника свою теоретическую концепцию строят, исходя из регулятивной
теории
психологии,
согласно
которой
психика
выполняет
«функцию
ориентации и регуляции деятельности человека, взаимодействуя с окружающим
миром.
Эта
функция
выступает
в
следующих
взаимообусловленных
и
взаимосвязанных формах: познание, оценка, переживание, мотивация, принятие
решения,
контроль
и
запоминание»
[6.
С.6].
При
этом
они
исходят
из
следующих
положений:
развитие
личности
происходит
не
во
всякой
деятельности,
а
только
в
той,
которая
насыщена
элементами
творчества,
осуществляется
в
условиях
социального
взаимодействия,
высокой
познавательной активности обучающихся. При этом к социальным условиям
относятся
жизненные
условия
семьи,
взаимное
согласие,
взаимоуважение
родителей, характер их повседневного педагогического воздействия на детей,
взаимоотношения,
складывающиеся
с
окружающей
социальной
средой,
наследственные факторы, саморазвитие, самовоспитание, обучающихся, умение
преодоление
противоречий,
затруднений,
встречающихся
в
учебно-
познавательной
и
других
видах
деятельно сти,
в
повс едневном
жизнеобеспечении [8. С.15].
В качестве общих механизмов, регулирующих
психического развития
детей, следует выделять когнитивную, эмоциональную, волевую, а также такие
составляющие психики, как темперамент, характер, поведение, соотносящиеся
к системообразующим факторам.
Определенный интерес представляют исследования, где выделяются три
вида
научения
в
учебно-воспитательном
процессе:
наращивание
знаний
о
новых фактах и отношениях; переструктурирование познавательных процессов
и
настройка
(организация,
мобилизация)
полученных
знаний
на
усвоение
нового
материала.
Эти
вопросы
для
педагогики
являются
недостаточно
разработанными, требуют специального рассмотрения [10. C. 315-334].
Литература
1. Бондырева С.К. Иное в этническом самоопределении и общекультурном
определении / С.К.Бондырева // Мир психологии, 2004. № 4. С. 19-23
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – СПб,
1997. – 244с.
3.
Кириллова
О.В.
Теоретические
и
методологические
основы
профессионально-педагогического
общения.
В
2-х
томах
/О.В.Кириллова.
–
Чебоксары: ЧГУ, 1998. – 404с.
4.
Леонтьев
А.Н.
Деятельность.
Сознание.
Личность
//Психология
личности. Тексты /А.Н.Леонтьев – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
5. Психология и педагогика. Учебное пособие / под ред. И.И.Богута, Л. Г.
Лаптева и др. - М.: «Агентство Квант», 1997. – 306с.
6.
Психологические
основы
формирования
личности
в
педагогическом
процессе. Перевод с нем. – М.: Педагогика, 1981. – 224с.
7. Рубинштейн
С.Л.
Принципы
и
пути
развития
психологии
/С.Л.Рубинштейн – М.: АН СССР, 1959. – 540с.
8. Словарь по этике. – М.: Политиздат,1983. . – 445с.
9. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1986. – 590с.
10. Человеческий фактор. Т.1. Перевод с анг. /Под ред. Г. Залвенди. -М.:
Мир, 1991.- 599с.