Духовно-нравственное воспитание молодежи как национальная идея современной России
Автор: Бикмухаметова Расима Талгатовна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "СОШ №35" Населённый пункт: РБ г.Стерлитамак Наименование материала: Статья Тема: Духовно-нравственное воспитание молодежи как национальная идея современной России Раздел: среднее профессиональное
Бикмухаметова Расима Талгатовна,
учитель МАОУ «СОШ№35» г. Стерлитамак
Вся задача воспитания – заставить
человека не только поступать хорошо,
но и наслаждаться хорошим; не только
работать, но и любить работу.
Д. Рёскин
Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся являются
первостепенной задачей современной образовательной системы и
представляют с собой важный компонент социального заказа для
образования. «Родной край, его история,- писал академик Д.С.Лихачев,-
основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры
всего общества ».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных
ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку,
к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно- нравственном сплочении общества отводиться
образованию. Школа - единственный социальный институт, через который
проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую
очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и
глубоко духовно- нравственное развитие и воспитание личности происходит
в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не
только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Современный национальный воспитательный идеал- это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную; осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны; укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Основным содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности, которые хранятся в
культурных и семейных традициях и передаются от поколения к поколению.
Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным
влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это- Россия,
Башкортостан, наш многонациональный народ и гражданское общество,
семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России,
Башкортостану, служение Отечеству, гражданственность- закон и порядок,
свобода совести и вероисповедания; социальная солидарность- свобода
личная и национальная, доверие к людям, справедливость, честь,
достоинство; человечество- мир во всем мире, многообразие культур и
народов, международное сотрудничество; наука- ценность знания, научная
картина мира; семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших; труд и творчество-
целеустремленность и настойчивость; традиционные российские религии-
представление о вере, духовности, религиозной жизни человека,
толерантности; искусство и литература- красота, гармония, духовный мир
человека, смысл жизни; природа- эволюция, родная земля, экологическое
сознание.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни,
определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-
нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с
семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями
дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой
информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение
условий для духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.
Смена ценностный ориентиров современного общества, расширение
информационного пространства, снижение эффективности традиционных
методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в
образовании и воспитании подрастающего поколения.
Хочется особо отметить о том, что важную роль в духовно- нравственном
воспитании ребенка играет личность самого учителя, его позиции и образ:
эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический
оптимизм. Школа дает общее образование, очень важное и значимое, но
развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и
духовно- нравственному воспитанию способствует именно дополнительное
образование во внеурочной деятельности, так как простейшие
арифметические подсчеты подсказывают, что не менее 150 дней в году
ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает
свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка
возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть
способами разумной жизни. Достаточно учителю подумать систему выбора
дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его
способности в самых разных направлениях. Ведь именно так ставиться
вопрос о новом Федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое
внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание является одним из
основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает
вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё
место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.