"Развитие сюжета в творческой игре детей дошкольного возраста"
Автор: Алферьева Валентина Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ "Брусничка" Населённый пункт: г.Тарко-Сале, ЯНАО, Пуровский р-н Наименование материала: презентация Тема: "Развитие сюжета в творческой игре детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Слайд № 1
Развитие сюжета в творческой игре детей дошкольного возраста
Слайд № 2
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и
правильного развития». Д. В. Менджерицкая.
Слайд № 3
Наблюдая и анализируя творческие игры детей нашей группы, на начало года ,мы
обратили внимание на однообразие сюжетов, скудный набор игровых действий, также
сводился к минимуму игровой диалог – он был односложен и однообразен. Для того
чтобы дети научились играть, чтоб игра для них была интересна, мы стали
объединять детей в игру, руководить выбором игры и главное-помочь развить и
обогатить сюжеты творческих игр.
Слайд № 4
Сюжет игры-это ряд событий, которые объеденены жизненно мотивированными
связями. В сюжете раскрывается содержание игры-характер тех действий и
отношений, которыми связаны участники событий.
Слайд № 5
Таблица № 1
Слайд №6
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные-«как
будто»
Сюжетно-ролевые игры: исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие
сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей
сводной таблице: таблица № 2
Слайд № 7
Парикмахерская
Слайд № 8
Магазин
Слайд № 9
Больница
Любимыми сюжетами у детей оставались игры в больницу и магазин, в которых
ребята наиболее легко воплощали свой жизненный опыт. Например, проигрывали
различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый их них
хотя бы раз побывал в поликлинике.
Слайд № 10
Семья
Наиболее востребовательными сюжетами у детей были игры в семью. Играя в
дочки-матери, дети проигрывали отношения родителей и их детей. Продолжением
игры в «Семью» может быть игра «Банный день»
Слайд № 11
Банный день
Слайд № 12
Автобус
При проведении игр нами выправлялись ситуации «пробуксовывания»
(торможения) сюжета (например, шоферам, увлекшимся ремонтом машины советовали
быстрее поставить колесо, так как их дети ждут своих пап-мастеров у дома-они
забыли ключи от квартиры и т. п.), что выводило игру на новый виток и давало другое
направление игре , позволяло детям ввести других персонажей (мамы, дети).
Слайд № 13
Рыбаки
Слайд № 14
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия дети обогащали игру новым
содержанием, следовательно игра им была интересна.этому также способствовали:
целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и
театрализованные игры, показ иллюстраций.
Слайд № 15
В русле сюжетных игр нами рассматривались режиссерские игры.
Режиссерские игры этот вид деятельности чаще видят родители, чем воспитатели.
Дело в том, что в режиссерские игры ребенок , как правило играет один. Эти игры он
затевает с игрушками, которых и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще всего
не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует
от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно режиссирует общее действие,
придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет.
Играя с детьми, расширяя его опыт, уровень игровых навыков и умений, мы видим как
усложняется сюжет игры. У детей появились представления о роли и определяемых
этой ролью действиях, связанные с конкретными ролями. Знания и представления
детей сформировались в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших
сюжетов-образцов, которые мы им предлагали в совместной игре или на
непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта.
Сюжеты индивидуальных режиссерских игр стали отличаться разнообразием,
сложностью и разнообразностью.
Слайд № 16
Наша игровая среда организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Это
особая предметная среда, которая условно называется «макетом»-кукольные домики,
ландшафные макеты и пр., но главное ребенок сам создает среду, используя разные
материалы.
Слайд № 17
Вашему вниманию представлены режиссерские игры, в которые играют дети.
Слайд № 18
В строительно-конструктивных играх мы помогаем детям в самостоятельном
выборе сюжетов строительных игр. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Иногда
постройка может не использоваться в игре, но является частью ее обстановки, может
протекать в форме сюжетно-ролевой игры, например –роль строителя, шофера,
подвозящего грузы на стройку и т.д.
Слайд № 19
В группе продолжается работа по театрально-художественной деятельности:
развиваем у детей способность к словесной импровизации, знакомим с простейшими
приемами составления сюжета. Дети с удовольствием разыгрывают коротенькие
сценки из знакомых им сказок, истории, происходящие с их любимыми игрушками.
Вначале мы учили детей приемам составления сказочного сюжета: рассказать, где
события разворачиваются, когда, что с героями происходит, чем история
заканчивается (обязательно, чтобы герой кого-нибудь спас, вылечил и т.д.).Дети очень
любят играть главные роли и для того чтобы не возникало споров, мы выстраиваем
сюжет: можно выбрать несколько исполнителей одной роли-два колобка, две мышки и
этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться
по несколько раз для того, чтобы дети переиграли его, причем в разных ролях.
Слайд № 20
Таким образом, наши дети самостоятельно организовывают игру, реализуют
интересные сюжеты творческих игр.
Спасибо за внимание!