Автор: Ахметгалиева Резеда Муллагаяновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с. Верхние Татышлы
Населённый пункт: село Верхние Татышлы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок по теме: "Типы химических реакций"
Раздел: полное образование
Игра–путешествие«Восхождение на гору»(8 класс)
Цель урока. Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки
их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических
реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы
химических реакций.
Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации
веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать,
записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; продолжить
формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения
реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и
необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических
уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся
сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное
мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое
мышление.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления
обучающихся.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.
Вид урока: урок игра-путешествие.
Система оценивания. На каждом этапе учащимся, выполняющим задания у доски, а
также активно работающим на своих местах, выдаются золотые монетки – показатель
работоспособности и активности учащихся на уроке, которые ребята подклеивают в свои
«Наградные листы». К концу урока у учащихся накапливается определенное количество
монет, по которым легко оценивать их работу на уроке: 3 монеты – оценка «5», 2
монеты – «4», 1 монета – «3».
Оборудование и реактивы. Таблица «Угадай слово», шифровки, карточки с заданиями,
монеты;
на столах учащихся: схема-конспект урока с заданиями, условные знаки транспорта
(красный кружок и зеленый треугольник); наградные листы, анкеты для учащихся.
ХОД УРОКА
I. Введение.
1. Организационный момент
Приветствие.
2. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся
Учитель.
Эти явления знаете вы,
В природе и в быту встречаются они,
А отличают эти явления взаимные превращения,
При которых образуются всегда новые вещества.
Что же это за явления?
Ученики. Химические реакции.
Учитель. Тема нашего урока «Типы химических реакций». Сегодня на уроке мы должны
систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и
условиях протекания, для того чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать
химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь
нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения. Кроме
того, хорошо овладев этой темой, вы без труда сможете осуществлять цепочки
химических превращений, решать всевозможные химические задачи. А для этого мы с
вами совершим восхождение к вершине горы.
Девиз нашего урока – «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».
Итак, в путь! Желаю удачи! У каждого из вас на столе лежит наградной лист. По пути
к вершине «химической горы» я вам буду давать золотые монеты – показатель вашей
активности. А вы эти монетки будете приклеивать в свои наградные листы (см.
приложение).
Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 4этапа:
1) «Шифровка»;
2) «Угадай слово»;
3) «Химический букет»;
4) «Химический снегопад».
III. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
Учитель. Прежде чем мы начнем восхождение на гору, нам надо добраться до его
подножия. Предлагаю вам велосипед (красный кружок); поезд (зеленый треугольник).
Ребята, выбирайте быстрее?
Учитель. В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, вы
должны сейчас выбрать удобный для себя транспорт. Посмотрите внимательно
задания, написанные в схеме-конспекте нашего урока, и сделайте свой выбор. На столах у
вас лежат условные знаки транспортов, прошу поднять знак выбранного вами вида
транспорта. Фигуры не опускайте, т.к. я должна выбрать двух учеников. Они будут
выполнять задание у доски. Все остальные также должны выполнить задания на своих
рабочих местах.
Учитель выбирает двух учеников и приглашает их к доске.
Задание для велосипедиста. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы
таблицы: Н
2
, Na
2
S, AI, CuCl
2
, Mg, KI, S, Ca(OH)
2
, O
3
, FeBr
3
(табл. 1).
Таблица 1
Простые вещества
Сложные вещества
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
…………………..
Задание для пассажира поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы
таблицы: P
2
O
5
, J
2
, HNO
3
, Ca(OH)
2
, Na
2
O, K
2
SO
4
, Fe, H
3
PO
4
, N
2
, Na
2
SiO
3
, LiOH, Cu (табл. 2).
Простые
вещества
Сложные вещества
метал
лы
немета
ллы
окси
ды
основа
ния
кисло
ты
соли
……
…
……… ……
…
……… ……
…
……
…
Проверка выполненных заданий осуществляется с использованием сигнальных карточек.
За выполнение задания для велосипедиста – 2 монеты, пассажира поезда – 3 монеты.
Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашей поездки и скажем, чем отличаются
простые вещества от сложных, физические явления от химических.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель. Мы прибыли к подножию «химической горы». А теперь, вперед – в горы!
Прохождение каждого этапа маршрута я буду отмечать звездочкой.
IV. Обобщение и систематизация понятий
1-й э т а п «Шифровка»
Учитель. Поскольку мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап
пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка (см. шифровки 1–3). Посмотрите
на нее внимательно.
Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в
правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует
сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача:
расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку
уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении,
находить соответствующие точки и последовательно с помощью маркеров соединять их
друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический
элемент спрятался за цифрами.
За правильное выполнение задания выдаются монеты.
Учитель. Итак, 1-й этап позади, отмечаем звездочкой.
2-й э т а п «Угадай слово»
Учитель.
Химических реакций известно в мире много,
И каждая в отдельности важна, поверьте мне.
Реакции мы делим на типы очень строго.
Какие это типы? Поведайте вы мне.
Ученики. Существует четыре типа химических реакций: реакции соединения,
разложения, замещения, обмена.
Учитель. Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Учитель. Давайте выполним следующее задание.
Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в
таблице «Угадай слово»? Необходимо правильно определить тип химической реакции,
найти соответствующую букву, из букв сложить слово (табл. 3).
«Угадай слово»
Уравнения реакций
Типы химических реакций
соединения разложения замещения обмена
Mg + 2HCl = MgCl
2
+ H
2
Б
В
Г
З
2Fe(OH)
3
= Fe
2
O
3
+ 3H
2
O
Г
О
К
Д
2Ca + O
2
= 2CaO
Р
Ж
С
Ф
K
3
PO
4
+ 3AgNO
3
= Ag
3
PO
4
+ 3KNO
3
Н
У
Т
Е
2HgO = 2Hg + O
2
А
Н
Р
П
Br
2
+ 2KI = 2KBr + I
2
Ш
Л
И
И
4AI + 3O
2
=2AI
2
O
3
Е
А
Д
Р
Один человек работает у доски, остальные на своих местах.
Учитель. Ребята, у кого получилось слово «Горение», поднимите сигнальные
карточки – зеленые треугольники – вверх.
Учитель. Что такое реакция горения?
Друзья, вы правильно определили типы химических реакций, и мы получили название 3-го
этапа нашего путешествия. А 2-й этап мы преодолели.
Учитель прикрепляет звездочку.
.
3-й э т а п «Химический букет»
Учитель.
На химической поляне
Чудо-формулы цветут
Соберем давайте с вами
Из цветов букеты тут.
В центре цветов записаны формулы веществ.
Формула
АВ А В СД С Д СВ АД
Количество цветков, шт.
4
4
4
4
4
4
4
4
Учитель. Задание. Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических
реакций(табл. 5).
Таблица 5
Название «букета»
Уравнения из химических «цветов»
Реакция соединения
Реакция разложения
Реакция замещения
Реакция обмена
По одному ученику из группы приглашают к доске составлять «букеты», остальные на
своих местах записывают схемы реакций в своих схемах-конспектах.
Учитель. Вот и 3-й этап позади (прикрепляет звездочку).
Слайд №15 - 16
V. Установление общих закономерностей
Учитель. Друзья! Мы почти достигли цели. Впереди последний этап – «Химический
снегопад».
4-й э т а п «Химический снегопад»
Учитель.
Снег идет, и снег кружится.
Он ковром везде ложится.
Приглашаю всех я вас
Поиграть в снежки сейчас.
Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций», и я
предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок. Но снежинки у нас
необыкновенные – химические. На снежинках разного цвета написаны задания разной
степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания по силам и на оценку, которая
вас устраивает. Тексты с заданиями у вас записаны в схеме-конспекте.
Задание на «3» «Синяя снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических
реакций, укажите типы химических реакций (табл. 6).
Таблица 6
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) Al + Cr
2
O
3
—> Al
2
O
3
+ Cr
б) Li + N
2
—> Li
3
N
в) K
2
S + CuCl
2
—>CuS + KCl
г) N
2
O —> N
2
+ O
2
Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте
коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 7).
Таблица 7
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) Ca + Cl
2
—> ..........
б) HNO
3
+ Cu(OH)
2
—> ..........
в) Mg + TiCl
4
—> ..........
г) AgBr —> ..................
Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите практически осуществимые уравнения
реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 8).
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) Mg + O
2
—> ..........
б) Fe
3
O
4
+ Al —> ..........
в) H
3
PO
4
+ HCl —> ..........
г) Ba(OH)
2
+ H
2
SO
4
—> ..........
д) H
2
O —> ...............
Учитель. Кто желает у доски выполнить задания?
Желающие работают у доски, остальные на своих местах пишут уравнения в схеме-
конспекте.
Проводится проверка выполненных заданий, раздаются монетки.
Учитель. Вот и все! (Прикрепляет последнюю звездочку.) Мы достигли цели! Кто-то из
вас пришел к вершине горы без поражений, а кто-то был почти у края пропасти. Теперь
давайте посмотрим, что же за сюрприз нас ожидает.
На вершине горы вас ждет «Сюрприз».
Учитель вскрывает конверт «Сюрприз», в котором находятся кружочки с изображением
отметок «3», «4», «5».
Учитель. Ребята, покажите свои наградные листы. А теперь обмениваем заработанные
вами золотые монетки на оценки: 3 монеты– одна «5»; 2 монеты– одна «4». (Учитель
раздает оценки.)
Итак, суперигра! Принять участие в ней может тот, кто имеет не менее одной
пятерки.
Суперприз на горе.
Кто рискнет своей пятеркой,
Тот получит сразу две!
Учитель вскрывает пакет «Суперприз» и читает задание.
Задание суперигры «Крестики-нолики». За 30 с необходимо найти путь, состоящий из
уравнений реакций замещения (табл. 9).
Таблица 9
Fe
2
O
3
+ Н
2
→Н
2
О + Fe
NO
2
+ H
2
O + O
2
→HNO
3
AgNO
3
→Ag+NO
2
+O
2
Cl
2
+ KI→KCl + I
2
Na
2
SO
4
+ BaCl
2
→BaSO
4
+ NaCl
Zn + O
2
→ ZnO
Al + HCl→= AlCl
3
+ H
2
Cu(OH)
2
→CuO + H
2
O
H2 + CI2→HCl
VI. Домашнее задание
1.
§29;
2.
§30, упр. 1 (а, б);
3.
§31, упр. 2 (в, г, д);
4.
§32, упр. 3, 4 (г, д, е).
VII. Подведение итогов
Учитель. Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы
химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать
химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать
задачи. И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить
анкеты, лежащие на ваших столах.
А н к е т а д л я у ч е н и к о в
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы
были искренними, честными и полными.
1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):
а) отличный, интересный, захватывающий;
б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
в) нормальный, обычный;
г) скучный, работа без интереса;
д) бесполезный, совсем не интересный;
е) твой вариант ответа _________________________________________________________
2. Вспомни тему урока. ______________________________________________________________
3. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ____________________________________________
4 Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила ты усвоил на уроке?
5. Чему новому ты научился на уроке? _________________________________________________
6. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке? _____________________________
7. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе?_________________________________
8. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ___________________
Литература.
1.
ГабриелянО.С. Химия. 8 класс: Москва «Дрофа» 2010.
2.
Габриелян О. С. Контрольные и проверочные работы. 8 класс: Москва «Дрофа» 2010.
3.
Габриелян О. С, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Химия. Настольная книга
учителя. 8 класс. Москва «Дрофа» 2007.
4.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Москва. Высшая школа. 1992.
Приложение
1. Наградные листы
2. Монеты (бумажные, сделанные из желтой цветной бумаги)
3. Анкеты для обучающихся
4. Таблицы