Напоминание

"Организация производственной практики: опыт модульного профессионального обучения".


Автор: Леонтьева Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "ГК г. Сызрани"
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация производственной практики: опыт модульного профессионального обучения".
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Организация производственной практики: опыт модульного

профессионального обучения.

Леонтьева Наталья Юрьевна, преподаватель
Учебный план модульного обучения студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Губернский колледж г. Сызрани» (далее ГБПОУ «ГК г. Сызрани») по специальности 240134 Переработка нефти и газа включает в себя производственную практику. То есть студент, во время обучения в колледже, обязательно от 4 до 10 недель ежегодно, начиная с 3 курса, проходит в организациях и на предприятиях города производственную практику по выбранной профессии. Производственная практика, является продолжением учебного процесса в производственных условиях. Целью производственной практики является закрепление и углубление теоретических знаний полученных студентом колледжа при изучении профессионального модуля; повышение качества профессиональной подготовки; приобретение им навыков практической работы на производстве, опыта организаторской деятельности путем ознакомления и личного участия в работе технологических объектов предприятий. Студенты отделения переработки нефти и газа проходят производственную практику по профессиональным модулям: - ПМ 01. Эксплуатация технологического оборудования; - ПМ 02 Ведение технологического процесса на установках I и II категорий; - П М 0 3 П р е д у п р е ж д е н и е и у с т р а н е н и е в о з н и к а ю щ и х производственных инцидентов; - ПМ 04 Организация работы коллектива подразделения. Объектами производственной практики для студентов ГБПОУ «ГК г. Сызрани» являются профильные предприятия, отвечающие требованиям по закрепленю знаний по профессии, позволяют студентам, во-первых, познакомится со спецификой будущей работы по специальности, во-вторых, собрать материал для курсовой работы, в-третьих, провести анализ 1
показателей организации в соответствии с требованиями программы практики и которые в дальнейшем смогут трудоустроить выпускников колледжа, представить рабочие места по специальности. Производственная практика позволяет студентам почувствовать себя способным к профессиональной деятельности, к решению многочисленных вопросов, возникающих на рабочем месте будущего специалиста. Особое внимание во время прохождения практики уделяется индивидуальному заданию, самостоятельной работе, введению элементов научного творчества в деятельность студентов. Содержание, цели, задачи и объемы каждого вида практики определяются Программой практики. Таким образом, прохождение практики обеспечивает студентам не только получение практических навыков по избранной профессии, но и знакомство с требованиями организаций, которые предъявляются к рядовым сотрудникам. Поэтому производственная практика рассматривается как фактор, ускоряющий процесс, во-первых, профессиональной адаптации, и, во-вторых, организационной адаптации. Указанные вопросы предполагают тесное взаимодействие студентов – практикантов и представителей организации – работодателя, преподавателей колледжа. Работодатели хотят, чтобы будущий профессионал обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде. Так опрос студентов 3-4 курсов показал, что большинство из них (свыше 90%) в первую очередь во время прохождения практики ориентированы на становление себя как специалиста. То есть, налицо заинтересованность в профессиональной адаптации. На втором месте для студентов стоит возможность дальнейшего трудоустройства в организации, где проходит практика, что подчеркивает интерес не только к профессиональной, но и к организационной адаптации. 2
В свою очередь, приглашая студентов колледжа к себе на практику, предприятия ориентированы на успешное решение задач, которые они ставят перед практикантами. Для повышения качественных показателей организации и проведения производственной практики, активизации деятельности студентов, развитию их профессиональных и личностных качеств, учебная группа разбивается на отдельные бригады из 5-6 человек. На каждую подгруппу выделяется руководитель практики из числа специалистов предприятия. Преподаватель, ответственный за организацию практики, назначенный из числа преподавателей профессиональных модулей, отвечает за трудовую дисциплину, выполнение программы практики, а также за выполнение каждым студентом всего комплекса работ. В каждой бригаде, студенты с ведущим преподавателем, выбирают бригадира, который не сет ответственность за выполнение всех видов работ, предусмотренных программой практики, за порученный инструмент, за бережное отношение с ним, его сохранность. При прохождении этих практик, студенты должны уметь проявить свое творчество и умение самостоятельно принимать решения. Для ГБПОУ «ГК г. Сызрани» успешность профессиональной адаптации обучающихся во время прохождения производственной практики является залогом высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда и, как следствие, востребованностью соответствующих образовательных услуг. То есть, колледж также заинтересован в успешном решении вопросов, связанных с организацией и прохождением практики. В завершение производственной практики студенты выполняют квалификационную пробную работу на основании утвержденного перечня работ по уровню квалификации. Выполнение пробной квалификационной работы проводится на объекте практики с обязательным присутствием руководителей практики от предприятия и колледжа. 3
Фото 1. Проверка выполнения практического задания. Пуск насоса. Преподавателями МДК разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда вошли аттестационные листы, заполняемые во время прохождения практик, образцы тестовых заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю. В ходе проведения квалификационных экзаменов, удается отследить работу студентов в команде и проводится оценка профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций студента, полученных в процессе прохождения производственной практики, с последующим присвоением квалификационного разряда по профессии. Если на учебной практике ставятся вопросы, связанные с отработкой умений и получением первичного практического опыта, то на производственную практику выносятся вопросы, связанные с приобретение практического опыта по конкретному виду деятельности. В ходе прохождения практики на каждого студента заполняется аттестационный лист, с указанием оценки, подтверждающей приобретение практического опыта по выполнению определенного вида работ. Следует отметить, что после сдачи квалификационных экзаменов студенты более вдумчиво относятся к выполнению работ на практике, они понимают, что при сдаче экзамена каждый из них должен предъявить 4
результат, который докажет, что данный вид профессиональной деятельности освоен. Практическая направленность обучения позволяет выпускать рабочих, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда в данной отрасли.
Литература.
1. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал для р у ко в од и т е л е й и п р е п од а в ат е л е й у ч р е ж д е н и й с р е д н е г о профессионального образования, сотрудников научно-исследовательских у ч р е ж д е н и й и ц е н т р о в с и с т е м ы о б р а з о ва н и я « С р е д н е е профессиональное образование», г. Москва, №1, 2014г. 2. Ежемесячное научно-методическое издание для работников среднего профессионального образования «Вестник среднего профессионального образования», г. Москва, №1 2014г. 3. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Специалист», учредитель: ООО «Специалист», г. Москва, №2, 2011г. 4. Научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ «Высшее образование в России», г. Москва, №2, 2009г. 5


В раздел образования