Автор: Муратова Галия Мовлитбердыевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: с.Летняя Ставка Туркменского района Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Синус и косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»
Раздел: полное образование
Тема урока: «Синус и косинус и тангенс острого угла прямоугольного
треугольника»
Предмет: Геометрия
Класс: 8
Тип урока: комбинированный
Используемые методы: индивидуальная работа, работа в группах
Используемые методы оценивания: словесная оценка (устная обратная
связь), взаимооценивание, формативный опрос.
Оборудование/ресурсы: интерактивная доска, геометрические модели
Цель урока: сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса
1.
Образовательная: знать определение, уметь применять определения к
решению задач;
2.
Развивающая: развитие умений и навыков решения задач;
3.
Воспитательная: любовь к предмету, внимание, разностороннего
развития;
Ход урока:
1.
Старинная задача
2.
Кросен-с
3.
Закрытая дверь (ассоциация с нерешенной задачей)
4.
Таблица (установить соответствие)
5.
Формулировка теоремы
6.
Доказательство (метод разбиения)
7.
Решение задач
8.
Алгоритм решения задач
9.
Самостоятельная работа (самопроверка)
10.Решение задачи №3
11. Теорема в жизни
12.Стихи про теорему Пифагора (рассказывает Тер-Симонян)
13.Прослушать песню теорему Пифагора
14.Решение старинной задачи
15.Применение теоремы Пифагора
16.Открытая дверь (ассоциация с решенной задачей)
17.Домашнее задание
Для того чтобы решить эту задачу, наверно надо что-то применить
Давайте, представим, что наша задача – закрытая дверь, вот такая ассоциация
у Вас мне кажется должна возникнуть.
Скажите, пожалуйста, чем надо воспользоваться, чтобы открыть эту дверь
(ключом). А что является ключом в решении нашей задачи (теоретические
знания). ЦЕЛЬ
Как вы думаете, каким для вас будет урок: легким или трудным; интересным
или не интересным. Я вам желаю, чтобы для вас он был легким и
интересным.
Ну, давайте, вспомним с вами. (Кросен-с)
1.
S
=
a h
2
= половине произведения его основания на высоту
2.
Луч, исходящий из вершины и делящий его на 2 равных угла
3.
S
=
ah
= произведению его основания на высоту
4.
S
=
c
+
d
2
∗
h
= произведению полу суммы, ее основания на высоту
5.
Сумма углов фигуры = 360® (Успех)
Посмотрите на таблицу и проанализируйте в какой математической
закономерности находятся стороны треугольника?
Как располагая длиной катета можно найти длину гипотенузы?
Если + длины катетов?
Ну, что нашли закономерность? (что квадрат гипотенузы = сумме
квадратов катетов)
Проверим 3²+4²=25, 25=25. В общем виде записывается c²=a²+b². Как
произнести четко эту закономерность?
Конечно, только в прямоугольном треугольнике, т.к. ни в каком другом
катета и гипотенузы нет.
Помогу дополнить построение. Дан ∆, даю 3 квадрата, пожалуйста,
присоедини эти квадраты к сторонам треугольника.
Что наблюдаем? Вот перед вами ∆, видите, что катет имеет размер а,
что можно сказать про длину стороны квадрата, она = a. А чему будет =
S квадрата(a²),со стороной b=b², c=c².(язык площадей) .
S квадрата гипотенузы = сумме площадей квадратов двух катетов.
Я могу предполагать, что эти квадраты должны уложиться в квадрате
составленный на стороне гипотенузы. Попробуйте? Не получается? Надо
сделать по частям.
Работаем в группах. Найдите квадрат, ∆ соберите как на доске. Теперь
выполните задачу, которую мы не смогли решить. Прикладываем частями
(основания ∆ посередине). Получается? В этом и заключается головоломка
Пифагора. Мы с полной уверенностью можем сказать, что S квадрата
построенного на гипотенузе = сумме S квадрата построенных на катетах. Ну,
а если вернуться опять к сторонам Δ, то c²=a²+b².
Это один из самых легких методов доказательства теоремы (метод
разбиения). Количество методов доказательства таковы, что занесена в
книгу рекордов Гинеса. В учебнике т® доказывается алгебраическим
способом. Тоже достаточно просто (рассмотреть доказательство дома).
Необходимо следующие Формулы
S
=
a h
2
=>
S
=
ab
2
, S квадрата=с
2
.
Решение задач:
Какое нужно выполнить математическое действие, чтобы найти длину
гипотенузы (извлечь корень) арифметический (т.к. +)
Применение:
Литературе (музыка)
Астрономии
Архитектуре
Мобильной связи
Строительстве
Молниеотвод
Окна
Домашнее задание
•
П.97,98 прочитать
•
№№1012,1015 (а,б)
•
Составить «кросен-с» на тему: «Тангенс», «Котангенс»
-Вернемся в нашей закрытой двери. Смогли мы с вами найти ключ в ней?
Вы правы, ключом к нашей задаче является теорема Пифагора.