Напоминание

Русский фольклор как средство формирования гуманного отношения к Родному краю


Автор: Задорожная Эльвира Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 3 "Фонарик"
Населённый пункт: г.Саяногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Русский фольклор как средство формирования гуманного отношения к Родному краю
Раздел: дошкольное образование





Назад




Задорожная Эльвира Ивановна музыкальный руководитель I КК МБДОУ д/с №3«Фонарик» г. Саяногорск
Русский фольклор как средство формирования гуманного отношения

к Родному краю


Как часто звучат в наше время слова: "русская душа", "феномен русской души". Но не менее часто "падение нравственности", "деградация общества". Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра". Сегодня нельзя воспитывать человека - гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота без опоры на народное искусство и национальную культуру. В современных условиях наступления "массовой культуры" становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. И здесь народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему, обращение к фольклору влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности. Обращение к народному искусству это подтверждает; музыкальный и устный фольклор – это всегда учение добру и о добре, народное декоративно-прикладное искусство зовёт к миру, согласию, несёт в себе народные традиции, произведения живописи и литературы - источник духовности и мудрости. Детский фольклор – ценное средство воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детский фольклор – это колыбельные, частушки, народные песни, игры, хороводы. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду. Русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не
делать безобразной жизнь на земле. Разнообразный репертуар сохранил и донёс до наших дней простой русский народ, взрослые и дети. Многое можно использовать, чтобы воспитать в детях необходимые черты характера: любознательность, добропорядочность, любовь к своей семье, любовь к своей Родине. Мы всегда стремимся устроить детям праздник, даём возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры. Используем народные песни, игры, хороводы, потешки, прибаутки, переплясы. Мы создали комфортную этномузыкальную среду, в которой дети, играя, обучаются. Традиционными у нас стали вечера досуга «Встречи в музыкальной гостиной» - это тесное, творческое, плодотворное сотрудничество педагогов, детей и родителей. Темы музыкальных вечеров беру самые разнообразные: «Вечер классической музыки», «Самая милая и дорогая», «Папа - лучший друг», «За околицей». Встреча с музыкой должна поражать воображение детей, запомниться им. Поэтому, при подготовке досугов, стараюсь так подбирать музыкальный материал, чтобы он был доступен и интересен детям. Для этого подбираю самые яркие произведения. При подготовке фольклорного праздника «Мне посчастливилось родиться на Руси», очень волновалась: как получится, понравится ли ребятам? Но мои опасения развеялись, когда я увидела лица детей и взрослых. Они были увлечены. Ведь фольклорное искусство – синкретичное по своей природе – предполагает обязательный эмоциональный и энергетический обмен. Мы говорим, на сердце руку положа, Пусть будет в человеке всё прекрасно, И мысли и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На свете, чтобы жили малыши, Воспитывайте в детях, берегите, Храните экологию души!
Список используемой литературы:
1. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в д/с и школе – М., 2000. 2. М.Н. Мельников. Русский детский фольклор – М., 1987. 3. Ф.М. Селиванов. Хрестоматия по фольклору – М., 1972.


В раздел образования