Русский фольклор как средство формирования гуманного отношения к Родному краю
Автор: Задорожная Эльвира Ивановна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ № 3 "Фонарик" Населённый пункт: г.Саяногорск Наименование материала: Статья Тема: Русский фольклор как средство формирования гуманного отношения к Родному краю Раздел: дошкольное образование
Задорожная Эльвира Ивановна
музыкальный руководитель I КК
МБДОУ д/с №3«Фонарик»
г. Саяногорск
Русский фольклор как средство формирования гуманного отношения
к Родному краю
Как часто звучат в наше время слова: "русская душа", "феномен русской души". Но
не менее часто "падение нравственности", "деградация общества". Поэтому сегодня как
никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Замечательный человек,
актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том,
что он постепенно теряет запас доброты виноваты и детский сад, и школа, и конечно
семья, из которой ушли шутка, юмор, игра". Сегодня нельзя воспитывать человека -
гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота без опоры
на народное искусство и национальную культуру.
В современных условиях наступления "массовой культуры" становится актуальной,
довольно
острой
проблема
сохранения,
а
порой
и
возрождения
национального
самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания
духовно богатой личности. И здесь народное искусство в силу своей доступности обладает
особыми
возможностями.
Являясь
национальным
достоянием,
заложенным
в
генетический
код
человека,
оно
способствует
формированию
исторической
памяти,
творческого
мышления,
нравственных
воззрений,
эстетического
идеала,
тем
самым,
являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту,
любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все
лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему
поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды.
Освоение
культурного
наследия
прошлого,
формирование
интереса
к
нему,
обращение к фольклору влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Обращение к народному искусству это подтверждает; музыкальный и устный фольклор –
это всегда учение добру и о добре, народное декоративно-прикладное искусство зовёт к
миру, согласию, несёт в себе народные традиции, произведения живописи и литературы -
источник духовности и мудрости.
Детский
фольклор
–
ценное
средство
воспитания
человека,
гармонически
сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Детский фольклор – это колыбельные, частушки, народные песни, игры, хороводы.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением
к труду. Русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна,
которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не
делать безобразной жизнь на земле. Разнообразный репертуар сохранил и донёс до наших
дней
простой
русский
народ,
взрослые
и
дети.
Многое
можно
использовать,
чтобы
воспитать в детях необходимые черты характера: любознательность, добропорядочность,
любовь к своей семье, любовь к своей Родине.
Мы всегда стремимся устроить детям праздник, даём возможность погрузиться в
мир русского быта, русской культуры. Используем народные песни, игры, хороводы,
потешки, прибаутки, переплясы. Мы создали комфортную этномузыкальную среду, в
которой дети, играя, обучаются.
Традиционными у нас стали вечера досуга «Встречи в музыкальной гостиной» - это
тесное, творческое, плодотворное сотрудничество педагогов, детей и родителей. Темы
музыкальных вечеров беру самые разнообразные: «Вечер классической музыки», «Самая
милая и дорогая», «Папа - лучший друг», «За околицей».
Встреча с музыкой должна поражать воображение детей, запомниться им. Поэтому,
при подготовке досугов, стараюсь так подбирать музыкальный материал, чтобы он был
доступен
и
интересен
детям.
Для
этого
подбираю
самые
яркие
произведения.
При
подготовке фольклорного праздника «Мне посчастливилось родиться на Руси», очень
волновалась: как получится, понравится ли ребятам? Но мои опасения развеялись, когда я
увидела лица детей и взрослых. Они были увлечены.
Ведь
фольклорное
искусство
–
синкретичное
по
своей
природе
–
предполагает
обязательный эмоциональный и энергетический обмен.
Мы говорим, на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно,
И мысли и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Список используемой литературы:
1.
Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в д/с и школе – М., 2000.
2.
М.Н. Мельников. Русский детский фольклор – М., 1987.
3.
Ф.М. Селиванов. Хрестоматия по фольклору – М., 1972.